Описание игры "Cuba" из журнала "Страна игр"

Представляю вашему вниманию описание игры Cuba, написанное Александром "Slide" Тишковским и опубликованное во втором мартовском номере журнала Страна игр

Куба! Страна победившего социализма, родина камрада Фиделя и команданте Че. Но во времена, когда эти двое еще не появились на свет, на Кубе процветал свободный рынок и царил загнивающий капитализм. Именно этой эпохе посвящена игра. Вы — хозяин участка плодородной земли, богатой ресурсами, но без грамотного руководства он не принесет ни денег, ни влияния. Задача игрока стать самым ловким и находчивым предпринимателем.

Cuba — экономическая стратегия без элементов случайности. В игре шесть раундов, в каждом по пять фаз.

Первая — законотворчество. Парламент выдвигает на рассмотрение четыре проекта, которые будут приняты или отклонены в конце текущего раунда.

Вторая — действия; игроки по очереди чем-то занимаются, для этого у каждого есть по пять карточек персонажей с различными функциями. В эту фазу все по порядку играют четырьмя героями.

Третья — парламентская; не использованный в предыдущую фазу персонаж отправляется в законодательное собрание защищать интересы своего хозяина. На каждой карточке есть цифра от одного до пяти — это количество голосов. Естественно, чем их больше, тем лучше. Голосование идет не за отдельные документы, а за право (в этом ходу) назвать два особо полюбившихся указа и принять их. Происходит это так: одновременно, в закрытую, все игроки зажимают в кулаках столько денег, сколько считают нужным, вытягивают руки над столом и разом разжимают лапки. Побеждает тот, у кого окажется больше и денег на кону, и голосов (ну и продажный же парламент на Кубе!), все монетки, поставленные на кон, уходят обратно в банк, не важно, выиграл ты или нет.

Четвертая — законы. Участники по очереди выполняют только что принятые постановления (платят налоги и отчисляют продовольствие).

Пятая — подготовка к следующему раунду; на поле наводится порядок и все повторяется заново.

Но это лишь вершина айсберга, сухая выжимка из правил. Цель игры: к концу шестого раунда заработать как можно больше победных очков, при том, что денежки не учитываются. Отсюда проблема, как сделать, чтобы наличные всегда были да еще работали. Уже с первых минут игры чувствуется дух конкуренции, притом, что каждый волен заниматься всем, чем хочет. Желаете «рубить бабло» — стройте банки и скупайте продукты с товарами, взвинчивая цены. А можно окунуться в политику и диктовать парламенту свою волю. Не по вкусу грязные интриги? Не беда! Зарабатывайте вожделенные очки, честно трудясь на плантациях и производя ром да сигары. Однако не все так просто, ведь, стратегия игры меняется не то что каждый раунд, а ежесекундно. Заметили, что работяга зарвался и чуть ли не каждый ход отправляет груженые корабли к большой земле, — скопите денег, подкупите парламент и введите эмбарго на экспорт всех товаров. Или обнаружили, что политикан пытается прибрать к рукам какие-то продукты — село скупайте все на корню, вызвав рост цен на этот товар. Пусть другие маются. Вариантов тьма. Где еще есть такие возможности?

От обилия действий разбегаются глаза, а от того, что провернуть удастся далеко не все, что вам надо, при обдумывании дальнейшего плана голова идет кругом. Обычно игроки жалуются, дескать, слишком тесно в жестких рамках правил. Здесь, конечно, тоже есть ограничения, но они не обременят даже самого требовательного геймера, и тесно ему на Кубе не будет.

Cuba очень качественно выполненная, добротная евроигра (подробнее об этом термине во врезке), по счастью избавленная от абстрактности, присущей большинству вещей этой школы. В отличие, например, от сверх-популярной Puerto Rico (кстати, существует ее электронный вариант, но невообразимо скучный) — прародительницы игровой мехаики, использующейся здесь.

Я бы рекомендовал «Кубу» всем, кто любит и умеет думать, планировать и просчитывать. Желательно садиться за нее одной и той же компанией — Cuba не прощает ошибок. Преимущество опытных игроков чувствуется сразу, и вы рискуете навсегда отвратить от настолок человека, который никогда прежде с ними не сталкивался. Ну и конечно потребуется кто-то, способный прочесть правила на английском. В самой игре текста не много, поэтому при знании правил и умении их объяснить достаточно одного «полиглота».

И еще. На мой взгляд, Cuba — живой пример клона, превзошедшего оригинал.

Статья об игре Cuba — отсканированный вариант (jpg, 412 Kb)