Добро пожаловать в мир настольных игр

Описание партии в «Unhappy King Charles»

На сайте BoardWars опубликовано подробнейшее описание партии в игру Unhappy King Charles (Несчастный король Чарльз). В нём детально расписаны все аспекты партии в эту настолку, состоящую из девяти ходов и занявшую около семи часов реального времени.

Мои постоянные читатели уже в курсе, что к таким длительным игрушкам я отношусь с большим подозрением. Для меня выделить на одну игру три часа — это уже подвиг, а как можно играть в одну игру более пяти часов я, вообще, не понимаю 🙂 Тем не менее, долгие настолки существуют и имеют своих поклонников (и Король Чарльз — только одна из многих). На BGG у этой игры 7.79 баллов из 10, что очень и очень неплохо, правда проголосовали за игру всего 150 человек. В общем, читайте отчёт. Может быть эта настолка понравится и вам. 

Если кратко, стратегическая игра Unhappy King Charles посвящена Гражданской войне в Англии. Механика основана на карточном движке и охватывает военные, политические и экономические аспекты конфликта.

Надо сказать, что после прочтения правил я был не в восторге от них. Они мне не понравились. Нет, в них было всё ясно, всё расписано и объяснено, но в каждом пункте или исключения, или неинтуитивное правило. Обычно в правилах если аримия наступает через горы, уклониться от нее легче, а в этой игре труднее (отрицательный модификатор). Обычно армия не может перехватывать в область с уже находившимся там вражеским отрядом, а здесь не может в область со своим. И главное, всё объяснено вроде: мол известия через горы идут медленней, поэтому враг может появиться внезапно, а армии в Англии 17-го века не спешили приходить друг другу на помощь. Создалось впечатление, что уровень инноваций в игре зашкаливает. Авторы сильно изменили механизм использования карт: в игре 5 колод событий, которые замешиваются по частям, одни карты играются только как события, другие только за Очки Действий. Разные типы лидеров — главные генералы, обычные генералы, региональные генералы и знатные дворяне. Разные правила набора войск для фазы Рекрутинга и для найма за ОД. Пять условий дезертирства плюс дополнительно истощение войск. Перечислять можно долго и это получатся почти все правила игры.
В общем, я сомневался, не погрязнем ли мы во всех этих спецправилах и интересно ли будет нам играть. Оказалось, не погрязли и оказалось интересно!

Случилось неожиданное, во время игры все эти правила соединились как шестеренки в единый механизм и заработали, да еще как! Всё на своих местах, понятно, для чего что нужно и что к чему ведет. Причем механизм получился на удивление сбалансированный, преимущество переходило от одной строны к другой и до конца игры было совершенно невозможно предсказать победителя. Как выяснилось, сражение — не самое главное в игре и не самый решающий элемент, но победу Илье принесло именно сражение. Ирга многогранна, предусматривает различные условия победы, пока занимаешься одним, смотришь, а соперник уже почти выполнил другое. В то же время, преимущество, добытое в игре и близость к условиям победы не превращаются в снежный ком, игрока вполне реально отбросить назад, перехватить инициативу. В общем, игра оставила очень хорошее впечатление. Одно огорчает… Эту игру разрабатывали люди, которые знают и любят ту эпоху, для людей, котрорые знают и любят ту эпоху. А для меня самый известные личности гражданской войны в Англии, помимо Короля и Кромвеля — это Мордаунт и лорд Винтер. Так что значительную часть исторических "ароматов" я не смог почуствовать. Но ведь это проблема не разработчиков, не так ли?
 


Первый ход война еще не началась, королевский штандарт не поднят, но противники уже копят силы, вербуют сторонников устанавливают контроль над графствами.

 
Середина игры Карл осаждает город Гуль, хорошо укрепленную крепость "круглоголовых". Наводит порядок на своих исконных северных землях. В конце игры под этим же городом он примет свой последний бой…

Начало игры. Правда, красивая карта? Роялисты (синие фишки) контролируют северную и южную части Англии, а также Средние земли (Мидлэнд). Восток страны и крупные укрепленные города (Гуль на севере, Бристоль и Норфолк в центре, Плимут на юге).

 

Бросок кубика определил, кто за кого будет играть (я – за роялистов, Илья – за Парламент). Финальную точку в игре так же поставил бросок кубика. Между этими двумя бросками уместилось 9 с лишним ходов интересной игры и 6-7 часов игрового времени.

Перед началом хода Илья вытянул морской маркер «-1», отрицательный морской статус выгоден роялистам, в частности статус «-1» заставлял Парламентские войска вычитать 2 из броска на бомбардировку роялистских прибрежных крепостей, очевидно поэтому «круглоголовые» их и не осаждали.

В первый ход я решил повременить с объявлением войны, подкопил войск, активизировал региональную знать (верных королю нотаблей) для установки контроля над графствами. Только в конце хода король поднял над Йорком свой штандарт и объявил Эссекса изменником. Правда, слабо разбирающиеся в геральдике слуги, по ошибке подняли флаг Шотландии (я по ошибке сбросил не ту карту), но на игру это никак не повлияло, а через пару ходов ошибка была замечена и исправлена.

Активные боевые действия начались на юге. К этому времени большинство южных областей уже находилось под моим контролем, и генерал Хоптон, этот «старый боевой конь» роялистов уже нетерпеливо бил копытом. И было отчего, рядом с ним находился Бристоль, совершенно без гарнизона. Бристоль – центр снабжения, опираясь на него и на Оксфорд можно было контролировать юго-запад, Уэльс и Мидланд: активно действовать в этих регионах, имея в тылу такую крепость – это очень рискованно для парламента.

В этой игре осаждающая армия должна имеет в своем составе отрядов не меньше чем сумма уровня крепости и количество отрядов гарнизона. Бристоль – крепость 2-го класса, а в армии Хоптона было 4 отряда, так что момент для осады был подходящий. Однако двинувшегося вперед Хоптона перехватил региональный парламентский генерал Бедфорд.

Так состоялось первое из 6 или 7 сражений, данных стариной Хоптоном. Как и большинство из них, оно закончилось ничьей при перевесе роялистов, но это был неутешительный результат. Дело в том, что в сражении при разнице бросков +/-1 исход сражения считается ничьей, но при этом каждый отряд теряет по одному отряду ветеранов (сила 2), то есть наиболее сильных и боеспособных солдат. Так что Хоптон, отбив атаку Бедфорда, отправился дальше с тремя отрядами ополчения (сила 1), под Бристоль пришла уже не настолько грозная, но все еще способная осадить его армия.

Тем временем на Севере король отправился захватывать промышленный район Шеффилд, а Руперт осадил местного нотабля Бреретона в его замке, чтобы изолировать Парламентскую рекрутскую область в северном регионе.

На второй ход Хоптон осадил наконец Бристоль, и провел первую и очень неудачную бомбардировку (нанес 1 хит из семи необходимых). Стало ясно что за ону следующую активацию город не взять, это сильно охладило мой пыл. К тому же, парламентские генералы Уоллер и Бедфорд объединили свои армии под командованием первого и атаковали осаждающую Бристоль армию. Хоптон был вынужден снять осаду, чтобы задействовать в сражении всю армию. Результата я не помню, скорее всего очередная ничья, но уменьшившаяся армия Хоптона уже не имела шансов и отошла на восток в надежде пополниться в начале следующего хода новыми солдатами в Оксфорде.

В третий ход войска короля и Руперта объединились, и принц на время потерял самостоятельное командование. В начале игры Руперт болтался по карте с 1-2 отрядами не в состоянии проводить самостоятельные операции. Нанимать же войска он не мог, для этого надо было подбирать их или в рекрутских областях или у нотаблей. Передавать войска от генерала к генералу в этой игре нельзя (!). Именно поэтому я присоединил его к королю. Но осознание того, что более талантливый генерал находится в бездействии, меня угнетало… Тем не менее, две армии объединились и король отправился на осаду Гуля, последний рекрутский пункт Парламента на севере страны.

Том Ферфакс пытался перехватить королевскую армию, вступил с ней в бой, но потерпел поражение. Гуль был осажден.

Тем временем в игре появился новый персонаж (по событию) – королева Генриетта. Она привела с собой отряд ополчения. Её задача – продержаться в стране до конца 1644 года (8 ход), после чего она может уплыть из Англии, а это даст еще один бонус «-1» к морскому статусу.

В начале четвертого хода, оставшийся без личных войск Руперт принял командование над отрядом в Йорке, одновременно защищая находившуюся там королеву. Парламент предпринял адекватный ответ на начавшуюся осаду Гуля и осадил Оксфорд – оплот роялистских сторонников в центре страны. Равный ли это обмен? Я считал, что нет. Гуль периферийный город, основная опасность – близость его к Йорку, но от других регионов он в стороне и не влияет на общую ситуацию. А потеря Оксфорда – это изоляция юга страны, королевским силам на юге пришлось бы сражаться в окружении, и кроме того, это потеря источника снабжения в Мидленде, а значит в перспективе – потеря контроля над центральным регионом. Но и отступать от стен Гуля тоже не хотелось, его потеря сильно подрывала активность Парламента на севере. Началась гонка, кто быстрее возьмет город противника. Поскольку я начал осаду в предыдущий ход, мне было легче, я получал бесплатную попытку бомбардировки в конце хода, к тому же кубики бросались удачно, за две попытки я набил 10 очков, так что последняя попытка была успешной автоматически (спасибо еще раз успешно складывавшейся для меня ситуации с морским статусом). Карта к этому времени выглядела так:

На севере король, заканчивающий осаду Гуля, в центре Ессекс осаждает Оксфорд (кстати, может ему стоило взять город штурмом?). На юге Хоптон с Уоллером в бесконечных стычках обескровливают армии друг друга, не давая нарушить установившийся status quo, сложившийся, к слову в пользу короля – большая часть графств под контролем роялистов.

 

В начале пятого хода молодой и горячий генерал короля – принц Морис, отправленный в Уэльс «на всякий случай» решил, что случай наступил, и на него выпадает честь спасти Оксфорд от взятия. Возглавив скопившуюся к тому времени у местного нотабля армию (3 или 4 отряда), принц быстрым маршем прошел 4 графства и атаковал Эссекса. Тот был вынужден был снять осаду и, проиграв сражение, отступил далеко на восток, за Лондон. Этого маневра я не понял, логичнее было бы пойти в Лондон. Принц Морис остался в Оксфорде почивать на лаврах победителя Эссекса, а король тем временем оставил взятый в конце прошлого хода Гуль и отправился осаждать Ноттингемшир – рекрутский центр парламента в центральном регионе. Теперь мне кажется, что это было ошибочное решение, надо было идти на восток с целью атаковать лорда Манчестера и заставить Эссекса защищать восточные графства и Лондон. Так или иначе. Инициатива была упущена, единственная крупная армия во главе с королем рыла траншеи вокруг Ноттингема, Морис праздновал победу в Оксфорде.

А в это время стало проясняться, зачем Эссекс отступил ЗА Лондон. Дело в том, что область, в которую он отошел (Кембридж), была рекрутским центром. Илья провел набор рекрутов сразу в двух областях, в Кембридже и Лондоне, затем пройдя Эссексом из Кембриджа через Лондон, подхватил эти отряды и удвоив таким образом свою армию (причем ветеранами!) атаковал прохлаждавшегося в Оксфорде Мориса. Принц проиграл сражение и отступил. Только теперь, спохватившись, я отправил на восток Руперта, который вступил в бой с Манчестером. Сражение, как это часто бывало в игре, закончилось вничью, обе армии потеряли по отряду ветеранов. Манчестер отошел в Кембридж, а Руперт остался стоять на месте. Больше активных действий в этот ход он не вел, во-первых, его расположение изолировало три парламентских графства (в том числе рекрутский центр королевских войск), а во-вторых армия принца стала слишком мала (2 ополчения), чтобы представлять из себя реальную угрозу противнику.

Поражение Мориса было одним из первых сигалов для короля, о том, что парламент начал набирать полную силу. На пятом ходу в игру вошла вторая колода событий (MidWar), в которой больше событий выгодных парламенту. "Круглоголовые" одержали первую серьезную победу и стали наращивать свои войска. Вот как выглядела карта в конце шестого хода: 

Седьмой ход начался с активных действий армии Ливена. Он атаковал Ньюкасла, тот неудачно пытался уклониться в Йорк и в конце концов был вынужден распустить свою армию. Затем Ливен влил в свою армию отряды под командованием Тома Ферфакса и осадил Гуль. Непонятно, почему был выбран именно Гуль, а не расположенный рядом Йорк. Захватив этот важнейший город, фактически «столицу» короля (восставший Лондон этого не достоин), можно было лишить Карла пополнений из самого важного и самого верного ему северного региона.

Тем не менее король Карл бросил свою бессмысленную и бесполезную осаду Ноттингема, длившуюся два с лишним хода и, объединившись с небольшой армией принца Руперта, отправился снимать осаду с Гуля, а если придется, то и сразиться с Ливеном. К сожалению, карт не хватило, чтобы дойти до Гуля в этот же ход, операция по снятию осады была отложена до следующего.

В довершение неприятностей, свалившихся на войска роялистов, кровожадный Уоллер, которому не хватило видимо победы над Хоптоном в прошлый ход, атаковал принца Мориса. Шансов на победу у того не оставалось никаких, уклониться не удалось, и принц приказал своим солдатам прятать оружие уходить огородами по домам (есть такая опция в игре, чтобы избежать безвозвратных потерь, игрок может распустить армию, на следующий ход он может бесплатно восстановить половину отрядов). 
Вот карта на конец седьмого хода:

Как видим, у роялистов осталась единственная армия – та, которой командует король. Других армий нет. Несколько нотаблей сохраняют верность королевской присяге, около двух десятков графств все еще считают Карла своим сюзереном, но их некому больше защищать. Роялисты потеряли поддержку практически всех графств юга Англии, а их рекрутские центры взяты под контроль сторонниками парламента, так что король больше не может набирать войска на юге. Фактически, южный регион потерян. 

Восьмой ход начинается не так уж плохо, мне приходит карта Ирландского вторжения, которая позволяет разместить армию из трех отрядов на западном побережье Уэльса. Однако благодаря отрицательному морскому статусу (спасибо Илье, он достал маркер «-2»), я могу поместить ирландцев и в южном регионе, что естественно и делаю.

 

Причем командовать ими может любой доступный генерал. И это конечно же старина Хоптон! Кто как не он, знакомый с этим регионом, кто как не он, способный набирать солдат на юге, кто как не он, стремящийся отомстить Уэллесу за свое поражение! Старина Хоптон надевает свои старые ботфорты, чтобы повести свою новую армию в бой! Кто-нибудь знает, как сказать «надрать задницу» по-ирландски? Из Лондона срочно выступает армия Эссекса, он атакует Хоптона, вновь ничейный результат, вновь обе армии теряют самых драгоценных солдат – ветеранов. Затем Хоптон атакует Эссекса, и опять кровавая ничья.

Две ослабленные почти вдвое армии стоят друг против друга. Эссекс занимает роялистский рекрутский центр, но и парламентский вербовочный пункт под контролем противника и не может быть использован для рекрутирования солдат. Юг вновь превращается в пылающий очаг междоусобицы, он оттягивает силы парламента от остальных регионов страны.

Тем временем на севере разыгрывается своя драма. Король атакует Ливена, заставляет его снять осаду с Гуля, тот дважды уклоняется от него. Короля и его армию все еще боятся. Однако король, вместо того, чтобы объединиться с войсками в Йорке, решает пойти дальше и занимает парламентский рекрутский центр.

Этому есть свое объяснение. Чем дальше от вражеской армии тем меньше дезертиров из своей, а кроме того, проживающий неподалеку нотабль Бреретон, лояльный парламенту, может в один момент установить свой контроль над этой областью, и тогда Уоллер сможет получить здесь пополнения для армии на следующий ход. Королю приходитс выбирать из двух зол меньшее. Ничего, в начале следующего хода можно будет поместить в Йорк генерала, который возглавит скопившееся там войско.

Ситуация на конец восьмого хода: 

Девятый ход. В Йорке, как и задумано, появляется пополнение и генерал. Это герцог Ньюкасл, выбранный не за свои боевые заслуги, а за возможность набирать дополнительные отряды в этом регионе. Это моя ошибка, можно было поместить его отдельно в Гуль, а в Йорке поставить более талантливого генерала. Но это была небольшая оплошность. Роковая ошибка была в другом. Стремясь как можно быстрее освободить королеву от угрожавшей ей опасности, я отправил Ньюкасла, армию и Генриетту прямиком в Гуль. Королева благополучно уплыла, маркер морского статуса опустился до «-3», что давало мне возможность набирать один ветеранский отряд вместо ополчения в ход.

Но, увы, королева была спасена дорогой ценой. Войска короля и Ньюкасла оказались разъединены, любое их движение навстречу друг другу могло быть перехвачено Левеном с севера или Уоллером с юга. Первым попытался пробиться Ньюкасл. Но Ливен был начеку и перехватил его движение. Бой под Йорком Ньюкасл проиграл и возвратился в Гуль. Король, осознавая, что не пробьется к Ньюкаслу, решил отступать на запад, чтобы присоединить к армии отряд местного нотабля.

Это ему удалось, однако силы его по-прежнему оставались невелики из-за дезертирства (каждый ход у обеих сторон должны разбегаться по три отряда по определенным правилам). Поэтому Уоллер не упустил шанса атаковать короля своей почти сплошь ветеранской армией. Король решил его перехватить, и это ему удалось, но вот сражение сложилось не в его пользу. Карл вынужден был отступить в одну из верных ему северных областей.

Тем временем, Ливен вновь приступил к осаде Гуля. Ньюкасл не хотел оставаться внутри крепости, неудачно пытался уклониться и вновь был вынужден распустить свою армию. Зато у короля появилась возможность возвратиться в Йорк – Левен, занятый осадой Гуля не мог его перехватывать.

Тут Илья решил сыграть обязательное событие «Армия Нового Типа», которая заменяла парламентских генералов на более активных и талантливых и увеличивала боеспособность армии Праламента. Карта в этот момент выглядела так:

Кроме всего прочего, Ферфакс стал Лордом-генералом и поменялся местами с Ливеном, теперь он командовал объединенной англо-шотландской армией, осаждавшей Гуль. Впрочем командовал он ей недолго, армия почти сразу разделилась: Ливен остался с шотландцами под стенами Гуля, а Лорд-генерал Ферфакс отправился возглавить бывшую армию Уоллера, которому не нашлось места в Армии Нового Типа. Карл решил не терять времени, и пока «круглоголовые» занимались реорганизацией армии, вернул часть разбежавшейся армии Ньюкасла, вернул самого Ньюкаслана, и набрал отряд ветеранов в Йорке. Это была уже боеспособная сила, пассивно ждать конца хода было бессмысленно, половина армии снова разбежалась бы, и я решил атаковать Ливена, чтобы в очередной раз снять осаду с Гуля и в очередной раз попытаться его разбить. Атака прошла удачно (по-моему, помогла специальная боевая карта «+2» к кубику). Ливен проиграл и отступил, от второго сражения ему удалось уклониться, и Карл, не успевающий догнать его через горы, вернулся победителем в Йорк. Карта на конец девятого хода выглядела так:

Как видно, дела роялистов не так уж и плохи. Войск по-прежнему мало, но после появления у парламента Армии Нового Типа, король может нанимать сплошь ветеранов. На юге Хоптон занял рекрутский центр, он обеспечен пополнением. В Уэльсе принц Морис готов собрать новую армию. Даже небольшая, она позволит удержать контроль над этим регионом. Потеряна половина Мидленда, но зато захвачена северная часть восточного региона, и рекрутский центр в нем расположен достаточно близко к Йорку. Север по-прежнему верен королю, Ливену трудно объединиться с Ферфаксом, он может быть перехвачен. 

Ход десятый я встречал с энтузиазмом. Еще можно сражаться, еще можно победить. Я даже подсчитывал, сколько парламентских маркеров мне надо снять, чтобы достичь условий победы. Это было вполне возможно, пока Карл отвлекал основные войска, Хоптон и Морис могли провести операции на юге и в Уэльсе. А если противник станет отвлекаться туда, Карл соберет еще отряды и попробует разбить Ливена и Ферфакса по отдельности. Но, как оказалось, у Ильи был другой план действий.

Один из вариантов победы Парламента – пленить короля. Карл – единственный среди своих сторонников генерал, способный командовать большими армиями, всю игру сражался и рисковал, всю игру испытывал судьбу. И наконец, судьба решила – хватит.

Своей первой активацией Илья двинул армию Лорда-генерала Ферфакса на Йорк. Прятаться и уклоняться Карлу нельзя – англичане соединятся с шотландцами Ливена и тогда неминуем разгром. Разница в модификаторах «+2» в пользу Ферфакса для этой игры практически ничтожна. Карл принимает бой. Увы, поражение, не хватает одного очка. Карл теряет отряд ветеранов (ополчения у него нет) и отступает в Гуль (возможно надо было отступать южнее, в восточный регион, но с Карлом был Ньюкасл, позволявший рекрутировать именно в северной части Англии, или еще лучше в Шеффилд, там Ферфакс его не догонял, а Карл мог затем пойти на запад и пополнить армию ополчением Мидленда). Ферфакс двигается в Гуль, чтобы дать второе сражение. Карл пытается уклониться – неудача. Сражение, теперь уже с модификатором «+4» в пользу Ферфакса. Бросает кубик Карл: «1». О, несчастливый король… На кубике у Ферфакса «2». Разница +5 это большая победа армии парламента. Проигравший должен уничтожить два отряда, по возможности ополчение. Но у короля в армии всего два отряда, армия уничтожена. А генерал без армии сдается победителю. Карл пленен, парламент выиграл гражданскую войну!

Карта на конец игры фактически та же, что и в конце девятого хода 

 

1 комментарий

  1. DK

    Может, правильнее, все-таки, Карл, а не Чарльз?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑