На форумах Настольных варгеймов опубликован разбор тестовой партии в Field Commander: Rommel. Это настольная военная игра, рассчитанная строго на одного игрока. Этот обзор довольно объёмный и я привожу его здесь целиком (автор — Maximus).
Расстановка.
Вся информация о начальной расстановке перед игрой написана памятке прямо на карте кампании. Там же описаны и специальные условия кампании, которые позволяют изменять сложность и увеличивать разнообразие сценария. На первый раз я не буду использовать эти специальные условия.
Сначала я расставляю юниты стран Оси. Их можно легко узнать по немецкому или итальянскому флагу, нарисованному на левой стороне фишки. Каждый юнит имеет собственное имя и его первоначальное положение указано в памятке.
Затем я расставляю юниты Союзников (в этом сценарии действуют англичане, и на правой стороне их фишек нарисован британский флаг) в соответствующие области. Случайным образом вытягиваю два юнита Союзников и кладу их в бокс Операций Союзников, а также кладу туда лицевой стороной вниз 6 маркеров Операций Союзников. Так же я кладу указанное количество фишек снабжения в соответствующие боксы Оси и Союзников и маркер хода в начальную ячейку дорожки ходов.
Рядом с картой кампании я выкладываю неиспользованные фишки, которые могут появиться на карте в виде подкреплений. Эти фишки разделены на две группы для каждой стороны: подкрепления 1941 и 1942-43 года. Пока я могу использовать только фишки из первой группы, фишки подкреплений 1942-43 годов станут доступны только когда маркер хода дойдет до ячейки с надписью «1942».
Вот так это всё выглядит на карте:
Расстановка закончена, время приступить к игре. Последовательность хода описана в правом нижнем углу карты:
Ось Ход #1
Во-первых, я двигаю маркер хода на одну ячейку вправо, чтобы обозначить первый ход. В ячейках дорожки ходов, указано количество победных очков, которое я получу, если выиграю на соответствующем ходе. Это число написано на черном фоне в правом верхнем углу ячеек.
Если бы я использовал специальные правила кампании (а мы договорились, что в этой игре я их использовать не буду), я бы мог изменить сложность кампании и количество победных очков, которые я получу. Например, если бы я выбрал опцию «Мальта захвачена», я бы получал по два дополнительных очка снабжения каждый ход, но получил бы в конце игры на 12 победных очков меньше.
В фазу Ремонта я проверяю, есть ли среди моих войск ослабленные юниты, нуждающиеся в восстановлении. Фишки таких юнитов перевернуты на обратную сторону. Пока у меня нет ни одного ослабленного юнита. Это хорошо, потому что восстановление каждого юнита стоит два очка снабжения.
Теперь я могу производить боевое движение. Оно называется боевым, потому что я могу входить своими юнитами в области, занятые вражескими юнитами. На фишке каждого юнита написаны три цифры – это значения его Атаки, Защиты и Движения.
Движение – это перемещение юнита в соседнюю с ним область. Следовательно, юнит с Движением 3 может передвинутся на три области. Однако каждый юнит может бесплатно передвинуться только на одну область (если его движение не меньше 1). Свое остальное движение он должен оплатить очками снабжения, движение в каждую область после первой стоит 1 очко снабжения. Я начал кампанию всего с двумя очками снабжения, поэтому тратить их надо очень осторожно.
Я двигаюсь 21-й и 15-й немецкими танковыми дивизиями, а также итальянскими дивизиями «Pavia» и «Ariete» из Buerat в El Algheila. Поскольку я двинулся в соседнюю область, это движение мне ничего не стоило.
Юниты, вошедшие в область в которой находится юнит противника, должны остановиться, поэтому больше я ими ходить не могу.
Двигаться я больше никем не хочу и поэтому приступаю к следующему сегменту – сражение! Последовательность сражения также описана в памятке на карте.
Во-первых, я должен вытянуть маркеры Плана Сражения Союзников.
Как написано в памятке, союзники получают 1 маркер за каждый свой неослабленный юнит, участвующий в сражении и дополнительно еще два маркера, если они имеют 5 или больше очков снабжения. Сейчас у союзников 6 очков снабжения, поэтому они получают три маркера Плана Сражения, но теряют два очка снабжения. Я случайно вытягиваю три маркера Плана Сражения союзников, это: Artillery (артиллерия), Dig-In (окапывание), and Overrun(порыв).
Теперь я должен выбрать свои маркеры Плана Сражения. Для меня каждый маркер стоит определенное количество тактических очков. В памятке сказано, что я получаю по 2 тактических очка за каждый неослабленный немецкий юнит и по 1 очку за каждый неослабленный итальянский юнит. То есть у меня сейчас 6 тактических очков. Я выбираю маркеры German 88’s (88-мм орудия), AT Guns (ПТ-орудия) и Salvage (трофеи) общей стоимостью 7 очков. Поскольку мне не хватает тактических очков, я могу вместо недостающего очка заплатить очком снабжения. В итоге у меня остается только одно очко снабжения.
Теперь я должен бросить кубики и узнать, насколько хорошо сработали мои Планы Сражения. Поскольку я атакую, а Союзники защищаются, то я использую уровень атаки своих юнитов, а противник – уровень защиты. Чтобы нанести хит, юнит должен выбросить на кубике d6 значение не больше своего уровня атаки. Некоторые юниты имеют надстрочный индекс рядом со своим уровнем атаки, который позволяет им нанести еще один хит противнику (такой индекс есть, например, у немецких танковых дивизий). Если при броске за такой юнит выпадает число равное или меньшее дополнительному индексу атаки, то юнит наносит противнику два хита.
Один хит ослабляет юнита, его фишка переворачивается на обратную сторону. Если юнит уже был ослаблен, он уничтожается и убирается с карты.
Считается, что бой происходит одновременно, поэтому порядок, в котором я бросаю кубики, неважен. Вначале я бросаю кубики за себя. За 15-ю танковую выпадает 4 (1 хит), за 21-ю – 2 (2 хита, благодаря дополнительному индексу атаки), за Pavia бросаю 5 (0 хитов) и за Ariete 4 (0 хитов). Теперь бросаю кубики за часть своих маркеров: за AT Guns выпадает 2 (1 хит), за German 88’s – 1 (2 хита), итого 6 хитов. Теперь бросаю за Союзников: за маркер артиллерии выпадает 2 (2 хита), за 2-ю танковую дивизию 4 (в обычном случае это 0 хитов, но маркер Overrun увеличивает уровень защиты на 1, таким образом дивизия наносит 1 хит), итого 3 хита. Теперь применяем результаты. Из 6 хитов первый игнорируется союзниками благодаря маркеру Dig-In, при этом сам маркер снимается. Второй хит ослабляет 2-ю танковую дивизию, а третий уничтожает ее. Я кладу фишку дивизии в бокс Пополнения стран Оси, она мне пригодится в фазе пополнения. Больше войск у Союзников в этой области нет, и оставшиеся хиты просто не считаются. Теперь взглянем на мои войска. Мне было нанесено три хита, за первые два я ослабляю и убираю с карты итальянскую Pavia, за третий – ослабляю Ariete.
Поскольку я нанес два хита по войскам Союзников, благодаря маркеру «Трофеи» я получаю два очка снабжения. За каждый уничтоженный в бою вражеский юнит я получаю возможность повысить опыт одного собственного юнита, учавствовавшего в этом бою.
Для этого я вытагиваю наугад маркер опыта. Эти маркеры двусторонние, когда юнит повышает опыт в первый раз, маркер кладется на сторону «Ветеран», когда второй раз – маркер переворачивается на сторону «Элита». Я вытягиваю маркер с надписью «10-1-0» и решаю повысить опыт 15-й танковой дивизии. Теперь она наносит хит в атаке на 6 или меньше, то есть фактически всегда, а в обороне на 4 или меньше. Замечательный результат! Этот маркер остается у дивизии до тех пор, пока она не будет уничтожена и убрана с карты.
Теперь я провожу небоевое движение. В течении этого сегмента я не могу входить своими войсками в занятые противником области. Юниты, которые двигались во время сегмента боевого движения, сейчас не могут двигаться. Я двигаю дивизию Trento из Buerat в El Algheila бесплатно, и затем, поскольку ее макимальное движение = 2, я двигаю ее еще на одну область, в Tengeder и трачу на это очко снабжения.
У меня есть лимит, скольким юнитам я могу обеспечить снабжение в каждой области. Вы видите, что карта разделена на три региона: Ливию, Тобрук и Египет. Символ машины снабжения в каждом из них показывает максимальное число юнитов, которое я могу бесплатно снабжать в каждой области. Например в Ливии это число равняется 3. За каждый дополнительный юнит в области этого региюна, я должен или заплатить очко снабжения или понести хит в этой области. Пока я нигде не превысил этого лимита и все идет неплохо.
Теперь я провожу пополнение, используя бокс Пополнения стран Оси на карте. Во-первых, надо сосчитать очки пополнения. Я получаю 4 очка за освобождение одного региона от войск Союзников (Ливия), я не владею Тобруком, поэтому я за него ничего не получаю и наконец, я уничтожил одну вражескую дивизию, за что получаю еще очко.
Мне надо потратить эти 5 очков, я не могу сохранить их на следующий ход. За каждое очко пополнения я могу получить 2 очка снабжения, кроме того, я могу выставить на карту новый юнит, заплатив за него количество очков, равное его Атаке. Я сделаю так: за три очка получу 6 очков снабжения, а за оставшиеся два очка ввожу в игру 90-ю немецкую дивизию. Теперь, когда погибшая английская 2-я танковая дивизия сослужила мне последнюю службу, она отправляется в группу пополнения союзников. Она может снова появиться в игре и взять реванш у моих войск. Я добавляю себе 6 очков снабжения, 90-я дивизия появляется в порту, который я контролирую. Поскольку под моим контролем только один порт, Триполи, я ставлю ее там.
На этом моя часть первого хода закончена, вот как выглядит теперь карта:
Теперь свою часть хода делают Союзники.
Союзники Ход #1
Союзники начинают свой ход с фазы Ремонта. Восстановление каждого ослабленного юнита стоит 2 очка Ресурсов, но пока восстанавливать им нечего, все юниты в нормальном состоянии.
Теперь переходим к проверке Операции Союзников. В низу карты находится прямоугольная область – бокс Операций Союзников. В нем сейчас находятся 2 юнита и 6 маркеров Операций (они лежат лицевой стороной вниз). Я вытягиваю наугад один из маркеров и переворачиваю его. Это воспроизводит подготовку Союзниками своих войск и ресурсов для серьезной операции. Я вытянул маркер “+1Force”, это значит, что я должен добавить еще один юнит в бокс Операций Союзников. Случайным образом тяну фишку из группы подкреплений (помните, у нас они лежат рядом с картой?) и это оказывается 7-я бронетанковая дивизия. Да, похоже, англичане готовятся к серьезной операции.
Один из маркеров Операций называется «Go!» то есть «Вперед!», когда он будет вытащен, все накопленные в боксе юниты появятся на карте, чтобы нанести по немцам мощный удар.
Теперь я провожу фазу Приказов Союзников. Под каждым из трех регионов карты (Ливия, Тобрук и Египет) помещен перечень возможных приказов, которые могут выполнять Союзники. Для каждого региона я должен бросить кубик и применить к нему модификаторы, указанные там же, под перечнями. В соответствии с модифицированным броском, я нахожу приказ, который должны выполнить все юниты, находящиеся в этом регионе. После того, как все юниты выполнили приказ, можно бросать кубик за следующий регион. Если в регионе нет ни одного юнита союзников, за него не надо бросать кубик. Юниты, которые уже двигались в одном регионе, не могут двигаться еще раз в другом. При подсчете модификаторов региона, учитываются только те юниты, которые были в нем на начало фазы Приказов Союзников. Сражения проводятся только после того, как все юниты во всех регионах получат и выполнят свои приказы.
Итак, я бросаю кубики за регионы справа налево. Поскольку в Ливии нет войск Союзников, за этот регион я бросать не буду, а начинаю сразу с Тобрука. Бросаю кубик и на нем выпадает 4. Я прибавляю по 1 за каждый юнит Союзников в регионе и вычитаю 1 за каждый юнит Оси. Итого бросок 4 + 5 -1, получается 8. Смотрим по таблице: значение 7 или больше означает тройной приказ Advance. Это значит, что все британские юниты должны наступать (то есть двигаться по направлению к ближайшему противнику) трижды, до тех пор, пока не окажутся в области с противником. Причем, за второе и третье свое движение юниты должны заплатить по 1 очку Ресурсов. Напоминает вам что-то? Совершенно верно, боевое движение, которое я делал немцами. Но в списке приказов есть еще кое-что: специальные приказы для войск в укрепленном районе Тобрук. Поскольку в этой области у меня два юнита, они остаются на месте. Таким образом, я должен наступать тремя юнитами. Британская гвардия наступает в область El Algheila, где останавливается для боя с немецко-итальянской танковой армадой. Проверяем движение 3-й индийской дивизии, которая может двигаться в Tengeder или в El Algheila. В области Tengeder находится итальянская дивизия с уровнем Обороны 2, а в El Algheila – немецкие дивизии, общий уровень Обороны которых равен 9. По правилам, юнит Союзников должен двинуться в область, в котором меньше разность уровня его Атаки и уровня Обороны противника. Следовательно, 3-я индийская двигается в Tengeder, где атакует итальянскую Trento.
22-я дивизия союзников двигается из Bardia в El Adem.
Все юниты произвели первое Наступление. Но приказ гонит их дальше! Однако, поскольку Британские гвардейцы и 3-я индийская уже вступили в бой, они больше не двигаются. Остается одна 22-я дивизия, которая может двинуться или в El Algheila или в Tengeder. Снова проверяем разность уровней: в El Algheila будет 4 Атаки Союзников против 9 Обороны немцев, в Tengeder – 5 Атаки против 2 Обороны. Разница вновь меньше в Tengeder, поэтому 22-я дивизия идет туда. Поскольку это их движение уже во вторую область, мы платим 1 очко Ресурсов. С Тобруком закончили, переходим к Египту.
В Египте вновь видим два варианта действий. Юнит, находяшийся в Каире остается на месте. А для юнитов, находящихся в других областях, (в нашем случае это 7-я австралийская дивизия) бросаем кубик. На кубике выпадает 2, я прибавляю к этому значению количество юнитов Союзников в регионе (2). Поскольку немцев в этом регионе нет, то общий результат равен 4. Смотрим, какой приказ получили англичане: два Наступления. Максимум движения 7-й австралийской равен 3, в запасе у союзников есть 1 очко Ресурсов, то есть она может выполнить оба движения. Дивизия двигается из Mersa Matruh в Halfaya и мы платим очко Ресурсов.
Теперь пришло время Сражений.
Несмотря на то, что в этом сражении я защищающийся, у меня есть несколько вариантов действий. Первый вариант – уничтожить британских гвардейцев, не тратить маркеры поддержки и позволить англичанам разбить итальянцев Trento. Второй вариант – использовать «Exploit» в El Algheila и использовать по максимуму ресурсы в Tengeder. Если я использую все свои очки Ресурсов, я смогу использовать в Tengeder маркеры Air Raid, German 88’s, Press, и AT Guns. Тогда у меня будет очень неплохой шанс уничтожить 22-ю и 3-ю дивизии Союзников. Итальянцы, конечно, все так же будут уничтожены, но размен будет в мою пользу. Тогда, мои войска в El Algheila смогут, используя маркер «Exploit», совершить дополнительное наступление на Тобрук. Но для этого нужно, чтобы Союзники в Tengeder были полностью уничтожены, иначе немцы будут вынуждены двигаться к ним, как к наиболее близким вражеским войскам.
Однако, если я использую все ресурсы для того, чтобы уничтожить войска Союзников в Tengeder, у меня не останется средств для поддержки штурма Тобрука на следующем ходу. Кроме того, итальянские войска завязли в ливийских песках и сильно отстали, и мне придется штурмовать Тобрук всего двумя немецкими дивизиями.
Третий вариант – это сохранить ресурсы на следующий ход. Но я боюсь, что к этому времени Союзники начнут свою большую операцию, их войск будет слишком много и они сумеют опрокинуть меня. Поэтому мне надо как можно скорее взять Тобрук или сделать бросок на Каир, и делать это надо быстро, пока не появились английские подкрепления.
Я выбираю промежуточный вариант. Я использую несколько маркеров Плана Сражения в Tengeder, в надежде, что если и не уничтожу войска Союзников полностью, так хоть ослаблю. А в El Algheila использую маркер «Exploit», проведу дополнительное наступление танковыми дивизиями в Tengeder и добью оставшихся там Союзников. Это уменьшит количество англичан в регионе и даст возможность итальянцам двигаться на Тобрук. Таким образом, мне удастся сохранить достаточно ресурсов для поддержки штурма Тобрука.
Итак, я начну с El Algheila. Здесь у Оси промахов быть не может. Британская гвардия получает 2 маркера Плана Сражения (1 за целый юнит и 1 за наличие 3-4 очков Ресурсов). Союзники платят одно очко Ресурсов и вытягивают два маркера, и оба – «Air Raid» (Авианалет), у союзников несколько таких маркеров. У меня 4 очка Плана Сражения, я получаю маркер «Dig In» (Окопаться) и как уже говорилось, для последующего наступления беру маркер «Exploit» (Геройство). Он стоит 5 очков, поэтому я трачу 1 очко Ресурсов.
Вначале бросаю за войска Оси. За дивизию Ariete выпадает 2 (0 хитов), за 15-ю дивизию 6 (1 хит) и за 21-ю – 4 (1 хит). Этого достаточно, чтобы уничтожить британцев. Теперь их ответный огонь: британская гвардия – 2 (1 хит), 1-й Авианалет 5 (0 хитов), 2-й Авианалет 3 (1 хит). За первый хит я убираю маркер «Dig In», за второй – переворачиваю на обратную сторону дивизию Ariete, она становится ослабленной.
Теперь, поскольку я уничтожил вражеский юнит, я могу продвинуть один из своих юнитов. Можно сделать ветеранами 21-ю танковую, а можно продвинуть до Элиты 15-ю дивизию. Я выбираю первый вариант и вытягиваю маркер «11-0-0». Неплохо, неплохо.
После того, как все сражения будут проведены (мы считаем, что они происходят одновременно), я смогу использовать маркер «Exploit», для того чтобы двинуть свои войска в направлении ближайшего противника.
Но пока надо провести битву в Tengeder. Союзники имеют там 3 маркера Плана Сражения, они вытягивают «Press» (Напор), «Overrun» (Прорыв), and «Salvage» (Трофеи), платят 1 очко Ресурсов (их количество уменьшается до 2-х). Немцы имеют 1 очко Плана Сражения за дивизию Trento. И на это очко я выбираю маркер «Press». Этот маркер позволяет проводить дополнительный раунд сражения. Поскольку у англичан тоже есть этот маркер, то у нас будет целых два доп. раунда. Что ж, это мне на руку, даже если дивизия будет уничтожена, маркеры будут продолжать бить противника. Для этого я добавляю в сражение маркер «Air Raid», за него приходится заплатить 2 очка Ресурсов.
Бросаю кубики за немцев. Trento – 2 (1 хит), Air Raid – 5 (0 хитов). Союзники выбрасывают: за 22-ю дивизию 2 (1 хит) и за 3-ю дивизию – 1 (1 хит). Да, дивизия Trento уничтожена, но сражение еще не закончено. Убираем один маркер «Press» и продолжаем драться. За «Air Raid» выбрасываю 6 (0 хитов), убираю еще один маркер «Press» и снова бросаю за «Air Raid» – 2 (1 хит). За два хита оборачиваем на ослабленную сторону оба юнита Союзников. За свой маркер «Salvage» они получают 2 очка Ресурсов и, кроме того, за мой уничтоженный юнит могут продвинуть один из своих отрядов. Я решаю, что опыт получит 3-я дивизия, тяну для нее маркер опыта и вытягиваю «+1BPP». Немцам этот маркер дает одно очко Плана Сражения, а Союзникам дополнительный маркер Плана Сражения, поскольку они не покупают их за очки. Теперь в каждом бою 3-я индийская будет иметь дополнительный маркер, это серьезное улучшение.
Теперь, когда все сражения проведены, немцы используют свой маркер «Exploit». Вообще сначала атакующий имеет право использовать маркер «Exploit», но поскольку у англичан его нет, я использую свой. Я двигаю свои войска из El Algheila в Tengeder, поскольку там находятся ближайшие вражеские юниты. Мои войска считаются атакующими, поэтому я использую свой уровень Атаки в ходе сражения. Союзники получают 1 маркер Плана Сражения, как ветеранский бонус 3-й дивизии и еще 1 за свои очки Ресурсов. Они вытягивают маркеры «Overrun» и «Artillery» и тратят одно очко Ресурсов. У меня 4 очка Плана Сражения, я беру маркер «Dig In». Я могу взять еще маркер «AT Guns», но я и так уничтожу англичан (мои ветеранские танковые дивизии наносят 1 хит автоматически), поэтому в дополнительном маркере нет смысла.
3-я индийская выбрасывает 1 (1 хит), 22-я – 2 (1 хит), маркер «Artillery» — 5 (0 хитов). За немцев кубики даже не бросаю, два хита наносятся автоматически, обе дивизии Союзников уничтожены. Я кладу их в бокс Пополнения Оси. Маркер ветерана 3-й индийской отправляется обратно в свою кучку.
Теперь применяем хиты к немцам. Один хит игнорируется за маркер Dig In, а за второй я переворачиваю фишку 15-й дивизии на ослабленную сторону. Поскольку немцы уничтожили 2 вражеских юнита, я могу продвинуть обе дивизии до уровня Элиты.
В завершении хода Союзники получают Пополнение. В правом верхнем углу карты находится бокс Пополнения Союзников.
Я бросаю кубик и применяю модификаторы, указанные там. Выпадает 3, надо вычесть 1 за то, что Тобрук все еще английский. Итого получается 2, а это значит, что союзники получают 2 юнита и 6 очков Ресурсов. Теперь у них целых 9 очков!
Надо выставить пополнение на карту. Поскольку в Тобруке всего 2 юнита, один выставляемый юнит я должен поставить туда. Тяну его случайным образом, и это – 1-я южноафриканская дивизия. Второй юнит (это 50-я дивизия) я ставлю в Александрию.
Союзники, можно сказать, сделали все что смогли: чувствительно потрепали меня, сорвали наступление на Тобрук, получили сильное пополнение и накопили ресурсы для будущей операции. Мне надо предпринимать что-то решительное, если так дела пойдут дальше, они быстро вынесут меня с карты.
Вот как выглядит карта на момент окончания хода Союзников:
Все. Первый ход закончен. В следующем ходе нас ждет бросок на Тобрук!
Часть 3 – Подготовка к штурму
Ситуация для немцев пока не критическая, но и благополучной ее не назовешь. Мое дополнительное наступление в конце прошлого хода позволило уничтожить два юнита Союзников, однако основная ударная сила – две немецких танковых дивизии слишком отклонились на юг и оказались далеко от Тобрука.
У меня опять несколько вариантов действий. Во-первых, я могу двинуть две немецкие танковые дивизии на Тобрук и провести его штурм немедленно. Но у меня мало ресурсов, и это будет самоубийственная атака с минимальными шансами на успех. Другой вариант, я могу двинуть те же войска на восток и напасть на 7-ю австралийскую дивизию. Я, скорее всего, уничтожу ее, но мне придется потратить для этого дефицитное снабжение. Нет, такая игра не стоит свеч. Лучше я сделаю вот что: двину танки в El Adem, а затем потрачу ресурсы, чтобы подтянуть отставших итальянцев и 90-ю пехотную дивизию. Весьма вероятно, что один юнит из защитников Тобрука проведет вылазку, к нему возможно присоединится 7-я австралийская. Если мне удастся их разбить, я буду в удобной позиции для атаки на Тобрук. Что ж, план определен, осталось посмотреть, как удастся его осуществить…
Ось Ход #2
Вначале я передвигаю маркер хода в следующую ячейку на дорожке ходов.
Мне надо восстановить ослабленную 15-ю дивизию, поэтому я не пропускаю фазу Ремонта, как в прошлый раз, а воспользуюсь ей, и восстановлю 15-ю танковую за 2 очка Ресурсов.
Я не произвожу никакого Боевого Движения, соответственно и сражений никаких нет. Поэтому сразу переходим к фазе Небоевого Движения. Я двигаю итальянские дивизии Savona, Brescia, и Bologna в область El Algheila, а 90-ю немецкую в Misurata, и все это бесплатно. Хм, если я двину одну из итальянских дивизий в El Adem, как собирался, я превышу предел снабжения войск в области. Вместо этого я заплачу 1 очко Ресурсов и двину дивизию Bologna в область Benghazi. Это позволит мне избежать штрафа за превышение войск, а также дивизия отвлечет от себя войска Союзников, если те решатся на вылазку из Тобрука (из-за разницы в боевых уровнях). Таким образом, мне удастся сохранить немецкие дивизии для штурма. Затем я трачу еще 2 очка Ресурсов (и у меня их больше не остается…) чтобы подвинуть 90-ю дивизию через Buerat в El Algheila. This had better work!
Проверку на превышение снабжения я прохожу, не зря все предусмотрел.
К счастью, ситуация с Пополнением у меня очень неплоха: я получаю 4 очка за Ливию и три очка за вражеские юниты, которые я уничтожил после предыдущей фазы Пополнения. Всего 7 очков.
Я бы мог их потратить на закупку войск, чтобы возместить ими ожидаемые потери, но они бы появились слишком далеко, в Триполи и мне потребуется потратить очень много очков Ресурсов, чтобы подтянуть их к Тобруку. Поэтому я заказываю только 1 юнит – DAK, а за остальные 5 очков получу 10 очков Ресурсов, они мне очень пригодятся для марш-бросков и получения маркеров Плана Сражения.
На этом немецкая часть второго хода закончена.
Союзники Ход #2
Союзники пропускают фазу Ремонта, у них нет ослабленных войск.
Я тяну маркер Операций Союзников, и это оказывается маркер «1 Advance». Это значит, что как только я вытяну маркер «Go!», все войска, которые будут выставлены в Каире, немедленно передвинутся в соседнюю область по направлению к ближайшему противнику.
Теперь выясним, какие же приказы получат войска Союзников. Поскольку в Тобруке три юнита, один из них, с большей Атакой (это дивизия Coastal), должна атаковать. Атаковать она будет, как мы уже говорили, не немецкие танки, а итальянскую пехоту, поскольку разница уровня Атаки британцев и уровня Защиты итальянской дивизии меньше, чем у немецких танковых дивизий. Теперь бросаю за 7-ю австралийскую. На кубике выпало 1, прибавляем 4 за войска Союзников, вычитаем 3 за войска Оси, итого 2, согласно таблице, австралийцы остаются на месте. А вот это неприятный сюрприз, я рассчитывал на то, что дивизия ринется в атаку на немецкие танки и будет уничтожена ответным огнем. Хитрые британцы что-то заподозрили. Ну ладно.
В Египте я бросаю за 50-ю дивизию, поскольку гарнизон Каира остается на месте, выпадает 4, прибавляю 2, итого 6. По таблице это 2 Наступления с тратой одного очка Ресурсов. 50-я дивизия союзников двигается в El Alamein, а затем в Mersa Matruh, заплатив очко Ресурсов.
Пришло время Сражений. Вернее, сражения, поскольку оно одно – в Benghazi.
Союзники получают один маркер Плана Сражения за свой юнит и еще 2, поскольку у них больше 5 очков Ресурсов. Два очка они платят за эти маркеры. Союзники вытягивают маркеры: Artillery, Air Raid, и Exploit. А вот это уже опасно. Мои итальянцы получают одно очко Плана Сражения, я трачу еще два очка Ресурсов и покупаю им маркер «Dig-In».
Бросаю за итальянцев и получаю 4 (0 хитов). Теперь броски союзников: Артиллерия выбрасывает 3 (1 хит), Авианалет – 1 (1 хит), дивизия Coastal – 3 (1 хит). Маркер защищает меня от одного хита, но этого недостаточно, итальянцы уничтожены. Британская дивизия получает опыт и становится ветеранской, я тяну для них маркер Ветеранов, и они получают «11-0-0». Теперь Союзники используют свой маркер «Exploit». Дивизия Coastal может двинуться в El Algheila или в El Adem. Сумма уровней Защиты войск в El Algheila равна 7, а немецких дивизий в El Adem – 9, следовательно британцы атакуют El Algheila. Новое сражение. Союзники получают три маркера Плана Сражения (и тратят при этом 2 очка Ресурсов): AT Guns, Overrun(Прорыв), и Salvage(Трофеи). Я получаю 4 очка Плана Сражения и покупаю на них Exploit (Геройство), AT Guns, и Press (Напор).
Бросаю за войска Оси: Savona – 1 (1 хит), Brescia – 3 (0 хитов), 90-я дивизия бросает 3 (1 хит), AT Guns – 1 (1 хит). Это более чем достаточно для уничтожения дивизии Союзников. Но прежде их броски: AT Guns – 6 (0), дивизия Coastal 2 (2 хита), за счет маркера Overrun. Итак, британцы перед своей гибелью наносят мне 2 хита, и я оборачиваю дивизии Savona и Brescia на ослабленную сторону. Поскольку враг уничтожен в первом раунде, мне нет смысла продолжать бой (а вот тут разногласия с правилами. По правилам, бой должен быть продолжен, и английские AT Guns могут попытаться нанести еще один хит.).
У Союзников был маркер Salvage, поэтому они получают два очка Ресурсов за нанесенные мне хиты. Поскольку я уничтожил вражеский юнит, я могу сделать ветеранами одну из своих дивизий, я выбираю 90-ю немецкую и вытягиваю ей маркер «20-0-0». Теперь, я должен продолжить наступление к ближайшему врагу, так как у меня есть маркер «Exploit». Ближайшие враги находятся в Тобруке и в Halfaya, в двух переходах от меня, поэтому я могу выбирать, и я выбираю курс на Тобрук! Я должен двинуть все свои юниты или в El Edem, или в Benghazi. Я выбираю Benghazi. В нее входят три моих юнита, это превышает допустимое количество по снабжению в регионе, но оно проверяется в конце моего хода, а к тому времени многое изменится.
Я заканчиваю второй ход, бросая кубик за пополнения Союзников. Выпадает 4, вычитаем 1 за Тобрук и получаем 3. Союзники получают 1 юнит и 4 очка Ресурсов. Я вытягиваю для них 4-ю индийскую дивизию и помещаю ее в Александрию.
Полагаю, теперь моя диспозиция пригодна для того, чтобы на следующем ходу взять Тобрук силами трех немецких дивизий. Итальянцев я отправлю на юг с задачей предотвратить наступление 7-й дивизии Союзников.
Будущая операция союзников вызывает все большее мое беспокойство. Мне нужно захватить Тобрук и получить как можно больше войск, до того, как Союзники начнут свою операцию, иначе соединившись с защитниками Тобрука, они смогут отбросить меня от него.
Часть 4 – Тобрук!
Вот как выглядит карта на начало третьего хода:
Замечание разработчика: вы наверное заметили по маркеру опыта у 15-й дивизии, что она вновь из Элиты стала Ветераном. Один из моих исторических консультантов предложил новое правило, которое мне понравилось. Он предложил, чтобы при ремонте элитного или ветеранского юнита, его уровень опыта снижался на один уровень. Это воспроизводит уменьшение общего опыта дивизии при пополнении ее новичками. Я полагаю, это хорошее правило и с точки зрения игры, и с точки зрения реалистичности. Также я обновил символы механизированных и моторизованных юнитов.
Ось ход #3
Итак, обдумаем наш ход. Если я пошлю все 5 юнитов на штурм Тобрука, плюс поддержу его ресурсами, я возьму его без проблем. Однако у меня появился еще один план, он рискованный, но сулит большие выгоды. Итак, я могу послать 21-ю дивизию против 7-й австралийской, а остальными четырьмя юнитами штурмовать Тобрук. Если я обеспечу поддержку в обоих сражениях, я вполне вероятно выиграю оба. Тогда, кроме взятия Тобрука, я очищу от Союзников еще один регион, что принесет мне дополнительные ресурсы. Надо попробовать.
Передвигаю маркер хода.
Я бы мог восстановить итальянские юниты, но мне это не выгодно. Если после взятия Тобрука в нем окажется больше 2-х юнитов, мне придется платить за превышение уровня снабжения. А так, итальянцы примут на себя удар и геройски погибнут, оставив немецкие войска нетронутыми. Кроме того, мне понадобятся все мои ресурсы, чтобы победить в обоих сражениях, поэтому я не буду ремонтировать итальянцев. Жалко, конечно, но не забываем, что я – Роммель! Зато когда я возьму Тобрук, я смогу привозить пополнение сразу в него, а не в отдаленный Триполи.
Вот мое движение:
21-я дивизия пошла в область Halfaya, остальные войска штурмуют Тобрук. Сначала проведем сражение с 7-й австралийской. Союзники получают 3 маркера Плана Сражения и тратят 2 очка Ресурсов. Они получают маркеры: «Artillery», «Air Raid», и «Press». Скверно… Я покупаю маркер «Dig-In» и «AT Guns», общая стоимость 4 очка Плана Сражения, и мне приходится потратить 2 очка Ресурсов. Бросаю за немцев: «AT Guns» — 5 (0 хитов), 21-я бросает 3 (2 хита). Австралийцы уничтожены. Но что они сделают со мной перед гибелью?
«Artillery» бросает 5 (0 хитов), «Air Raid» — 3 (1 хит), 7-я дивизия – 2 (1 хит). Два хита, за первый я снимаю макер «Dig-In», за второй – оборачиваю фишку немецкой дивизии. Но это еще не конец боя, у британцев есть маркер «Press», и бой продолжается. Мне стрелять не по кому, поэтому бросаю только за англичан и только за маркеры: «Artillery» — 3 (1 хит). Моя дивизия уничтожена, бросать за второй маркер нет смысла. 7-я австралийская отправляется в бокс Ресурсов Оси, а моя 21-я – в группу подкреплений. Да, не всё идет по плану.
Теперь посмотрим что у нас с Тобруком. Союзники получают 4 маркера Плана Сражения и тратят 2 очка Ресурсов. Им выпадают маркеры: «Artillery», «Artillery», «Overrun», and «Exploit». Я сомневаюсь, что маркер «Exploit» им понадобится, а вот две артиллерии могут меня сильно потрепать. Я получаю 4 очка Плана Сражения и выбираю «Dig-In» и «German 88s». Это стоит мне дополнительных 2 очка Ресурсов. Я мог бы взять еще маркер «Press», но очень уж не хочется получать дополнительные хиты от Союзной артиллерии.
Бросаю кубики за Ось: 90-я дивизия – 4 (1 хит), 15-я – 2 (2 хита), «88s» — 1 (2 хита). Дивизии Savona и Brescia не могут атаковать, их уровень Атаки равен 0. Хитов вполне достаточно, чтобы уничтожить Союзников. Но они еще должны отстреляться. Их уровень Обороны увеличивается на 2 из-за того, что они обороняются в области с символом укреплений и за маркер «Overrun». 9-я австралийская бросает 3 (1 хит), 1-я южноафриканская – 4 (0 хитов), первая «Artillery» — 1 (2 хита), вторая – 3 (1 хит). Всего 4 хита. За первый хит снимаю маркер «Dig-In», за 2-й и 3-й убираю итальянские дивизии Savona и Brescia, за 4-й оборачиваю 90-ю дивизию. Поскольку я уничтожил 2 юнита, я могу продвинуть в опыте два юнита. 90-я пехотная и 15-я танковая дивизии становятся элитными.
В фазу небоевого движения я двигаю DAK в El Algheila и плачу за это 2 очка Ресурсов. Фаза проверки снабжения, нигде превышения нет.
Фаза Пополнения. Мне срочно нужны войска, бои в этот ход сильно обескровили немецко-итальянскую армию. У меня на карте всего 3 юнита, один из которых ослаблен.
В этот ход я получаю много ресурсов: 8 за свободные от Союзников регионы Ливия и Тобрук, 1 за владение областью Тобрук, 4 за уничтоженные юниты Союзников, итого 13 очков Пополнения.
Я покупаю 21-ю танковую дивизию за 5 очков, дивизию Ariete за 4 очка, Pavia за 1 и Trieste за 2 очка. За последнее очко получаю 2 очка Ресурсов.
Ремарка: В игре термин «уничтожен» означает приведен в негодное для боя состояние. Это происходит, когда часть несет потери порядка 20-30%. Возвращение юнита в игру означает, что часть отошла на отдых, получила пополнение в людях и технике.
Вот как выглядит карта на момент окончания моего хода:
Союзники ход #3
Фазу Ремонта пропускаем, Союзникам некого восстанавливать. Я тяну маркер Операции Союзников, и это маркер «+2 Advances». Это означает, что когда Союзники вытащат маркер «Go!», они разместят свои войска в Каире и немедленно переместят их на две области (а с учетом предыдущего маркера «+1 Advances», на все три) по направлению к ближайшему противнику.
Союзники имеют войска только в Египте, поэтому бросаю кубик только для них. Выпадает 3, добавляю 3 за юниты в регионе, итого 6, это значит, что приказ войскам «Advance, Advance (-Supply)». 50-я и 4-я дивизии движутся в Mersa Matruh и платят за это 2 очка Ресурсов.
Сражений никаких нет, поэтому переходим к фазе Пополнения. Я бросаю 4, модификаторов нет, так как Союзники не владеют Тобруком. Союзники получают 1 юнит и 4 очка Ресурсов. Я вытягиваю 2-ю бронированную дивизию и располагаю ее в Александрии.
Вот как выглядит карта:
На этом третий ход заканчивается. Что ж, дела идут очень не плохо для немцев. Моя цель на следующий ход – отбросить Союзников от Тобрука и начать наступление на Каир.
жесть какая!!!
Идеальная задротская игрушка =))) :
Военно-стратегическая, много символов и правил, многабукф — и ещё для 1-го игрока. =D
Ну, это для вас она идеальная. У меня-то в wish-листе еще две соло-игры: симулятор танка Шерман в Нормандии и игра про военные операции подводного флота США в Тихом океане в период ВМВ. Роммель по сравнению с ними — «Весёлые пингвины» 🙂
ps Забыл еще новинку, Fields of Fire. Симулятор действи
Ну, это для вас она идеальная. У меня-то в wish-листе еще две соло-игры: симулятор танка Шерман в Нормандии и игра про военные операции подводного флота США в Тихом океане в период ВМВ. Роммель по сравнению с ними — «Весёлые пингвины» 🙂
ps Забыл еще новинку, Fields of Fire. Симулятор действий американского взвода (или роты) в той же Нормандии, Корее и Вьетнаме. Причем она полностью карточная, но правила там — мама, не горюй! Я даже обзор боюсь переводить — страшно становится 🙂