Компания Смарт объявила о старте продаж оригинальной английской версии игрушки Small World (в версии перевод от Смарта — Мир тесен). Игра эта вышла недавно и уже стала достаточно известной. Что и говорит, экземпляр Small World заказал я сам (правда игрушка мне не особо понравилась). Однако то, что эта настолка пришлась мне не по вкусу, совсем не означает, что она плохая.
Small World — это по сути Риск, из которого выкинули боевую систему, построенную на кубиках и наделили все воющие стороны особыми свойствами. Осваивается SW достаточно просто, длится где-то полтора часа и даже при игре впятером почти не провисает.
А теперь передадим слово Бруно Файдутти (оригинал лежит тут):
Я редко удаляю статьи из библиотеки идеальных игр, но вот только что удалил Vinci. Дело не в том, что Vinci внезапно стал плохой игрой, просто его автор, Филиппе Кейаэртс, разработал новую игру, SmallWorld, основав её на той же базовой системе. В SmallWorld присутствуют все качества Vinci и кое-что новое, и нехватки ни в чём нет. Неудивительно: Vinci был первой разработкой Филиппе. С момента его выхода ещё в девяностых, Филиппе переиграл во множество других игр, ещё парочку разработал, постиг все тонкости искусства разработки и развил для себя культуру игры. Всё это было использовано при переработке его первой игры и дало куда лучший результат – если Vinci был хорошей игрой, то Small World игра великая, которой можно отдать место Vinci в библиотеке идеальных игр.
Если Вы знавали Vinci, приведу основные отличия двух игр, чтобы Вы поняли: эти отличия – отличные причины для приобретения SmallWorld :
- вымышленный сеттинг SmallWorld куда светлее и гораздо забавнее, чем исторический фон в Vinci. Особые свойства рас в сказочном мире смотрятся намного «естественней», чем в реальном.
- поле и жетоны Vinci были страшненькие. SmallWorld иллюстрирован просто роскошно.
- магия всю дорогу остаётся удобным способом добавлять в игры интересные возможности и эффекты.
- толковое разделение характеристик на первичные и вторичные сделало невозможным появление сочетаний, которые в Vinci становились перекачанными или плодили проблемы с правилами.
- Small World развивается быстрее, он намного динамичнее, чем Vinci, но при этом умудряется сохранить тактическую сложность. Это стало возможным благодаря осмысленному подходу к созданию компонентов. Помогло и удаление дюжины мелких правил и исключений, которые тормозили игру.
- скрытое ведение счёта делает игру менее напряжённой, избавляя игроков от излишних подсчётов и переживаний. Хардкорные стратеги могут играть и с открытым счётом, если хотят.
- четыре разные карты сохраняют баланс в игре, независимо от числа участников.
А теперь для тех, кто опоздал родиться или пропустил Vinci по другим причинам, предлагается более полное описание игры SmallWorld.
Когда Vinci вышел в свет, большинство обзоров, и мой в том числе, сравнивали его с Civilization. Vinci описывался как более лёгкая, динамичная, быстрая, современная Цивилизация. SmallWorld переносит действие в фэнтезийный мир, и здесь самым очевидным сравнением будет Titan – лёгкий, динамичный, быстрый, современный Titan. Технически Vinci можно также обозвать «Риском без кубиков», куда добавлена горсть забавных инопланетян из Cosmic Encounter. Конечно, если Вы слишком молоды, чтобы помнить Vinci, Вы и про Titan с Cosmic Encounter, пожалуй, не слыхали, но эти сравнения нужны нам для того, чтобы показать: источник вдохновения Филиппе Кейаэртса – американские фэнтезийные битвы, а не немецкие менеджеры.
Игра проходит на карте вымышленного мира с холмами, горами, озёрами, равнинами и магическими источниками (ну, а почему не магический источник, есть игры с кирпичными шахтами). Фэнтезийные расы всех сортов – тритоны, зомби, амазонки, дварфы, великаны и т.д. – стараются завладеть древними землями своих предков. Конечно, основная проблема в том, что маленький континент на карте приютил предков ещё нескольких других тритонов, зомби, амазонок, дварфов, великанов и кого-то ещё. В свой ход игрок либо развивает свою активную расу, либо, если ему кажется, что раса уже достаточно измочалена другими народами и не может, по большому счёту, претендовать на возвращение под её контроль мира предков, позволяет её угаснуть и выводит новую расу на арену борьбы за праотеческую родину. В любом случае, ни одна раса тесного мира никогда не будет достаточно многочисленной, чтобы захватить земли предков, но все получат неимоверный Фан в процессе, а это и есть самое главное.
Битвы здесь простые, без карт и кубиков – если у тебя народа больше, ты побеждаешь. У каждой расы есть два особых свойства, основное расовое и вторичное случайное; сочетания свойств создают разнообразие как в ходе каждой отдельной игры, так и от игры к игре. На выходе имеем тактическую динамичную и весёлую игру SmallWorld. Тут почти ничего не решает везение, но из-за весёлого настроя и быстрого развития иногда игра кажется похожей на более «случайные» игры, вроде Valley of the Mammoths или Age of Gods. В мире полно мозголомных игр, есть безумно смешные игры, но мало таких, которые одновременно мозголомные и безумно смешные. SmallWorld – одна из таких игр, вот почему она куда лучше Vinci, вот почему станет хитом.
А вот ещё мнение Мэтта Дрейка (оригинал лежит тут):
Дайте-ка я расскажу вам историю.
Жила-была маленькая игровая компания по прозванию Days of Wonder. И делала она всякие игры, но у всех её игр была одна общая черта – открывать её игру было сродни тому, как рождественским утром распаковывать подарки. Что бы ни было внутри – пиратские корабли, монахи, солдаты или гладиаторы, коробка была полным-полна, да ещё и красива, да к тому же дарила столько радости, что каждая игра была похожа на сундук сокровищ.
Люди стали обращать внимание на маленькую игровую компанию и на её игры, похожие на игрушки, и прошло немного времени, как Days of Wonder превратилась в большую игровую компанию. Её горячо любили за веселье, счастье и разнообразие, подаренные множеству семей по всему свету.
А потом пришёл поезд.
Первая игра с поездами казалась хорошей идеей. Продавалась она на раз, и пусть поле было не настолько шикарное, как в некоторых других играх, там были крутые пластиковые вагоны. Но игра-то начала расти, плодиться и множиться, и вскоре уже стало казаться, будто маленькая компания стала Той Самой Большой Компанией, Что Всё Время Делает Ту Самую Игру С Поездами. Многих фанатов такое дело повергло в уныние – они тосковали по той маленькой компании, которая сделала так много чудесных игрушек, а теперь, казалось, только и делает, что штампует расширения для одной игры, становящейся всё менее интересной.
И вот, когда день казался чернее чёрного, когда все игры с вагончиками выстроились длинным парадом одинакового старья, появился герой. Звали героя Small World. И опечаленные массы замерли, обратив к нему полные надежды взоры. Может, он вернёт им маленькую игровую компанию! Может, этот молодой герой, этот Small World, сможет отыскать пропавшие радость, яркость, разнообразие и ВЕСЕЛЬЕ!
Итак, провозгласит ли наш герой триумфальное возвращение маленькой игровой компании? Вернётся ли Days of Wonder к созданию игр, которые оставляли фанатов с ощущением чуда? Или фанатам останется только гадать, когда наступит чудесный день и Days of Wonder выпустит интересную игру?
Я счастлив известить всех, что, насколько я понял, маленькая игровая компания вернулась. Small World стремителен, разноцветен, хитроумен и попросту весел. В нём нет маленьких пластиковых человечков, так что полного возвращения к дням сундука с игрушками не произошло, но зато иллюстрации абсолютно фантастичные. Поле великолепно, а правила просты для изучения.
Из той болтовни, что я слыхал, Small World до ужаса похож на Vinci, на игру, в которую я никогда не играл и потому не могу комментировать никоим образом. Ты выводишь свою стартовую расу на карту, места на которой не хватит для всех, и твоя раса начинает расширять владения, стараясь захватить как можно больше земли и удерживать её как можно дольше. Ведь и другие игроки делают то же самое своими расами: пройдёт немного времени, как твоя раса ринется на врага, истребляя его подданных, как комаров фумигатором.
Каждая раса обладает особым свойством, а потом ещё и получает случайную способность. Так у тебя могут получиться амазонки-торговки, орки-диверсанты или тритоны-разорители. Тебе придётся вовсю пользоваться способностями, чтобы удерживать захваченные земли – но ещё важно не пропустить момент, когда активная раса теряет потенциал роста: тут надо сбросить её, смириться с её упадком и ввести в игру новую расу. Если менять расы слишком часто, ты не сможешь выжать из расы максимум пользы. Будешь мешкать с заменой – раса замедлит развитие, прекратит распространять твоё влияние и станет лакомой добычей для агрессивных соседей.
Small World просто-напросто весел. Затвердить правила легко, хотя на первых порах трудно оценить различные сочетания способностей, складывающиеся в игре. В игре действительно нет места удаче, тут она похожа на Евро-сухарь, но ты всю игру проводишь за тем, что рвёшь другие расы на поле, а эта тема просто не хочет устаревать. Не устаёшь наблюдать, как люди истребляют чародеев, вурдалаки, в свою очередь, пожирают людей, в то время как великаны крушат всех, до кого могут дотянуться.
В общем, пока похоже на то, что маленькая игровая компания всё-таки вернулась. С осторожным оптимизмом скажу, что весёлость Small World может начать новую эпоху весёлых игр Days of Wonder. Но если в названии следующей игры будет слово «ticket», мне остаётся только молиться, чтобы игра с полным названием «No More Speeding Tickets» («Штрафов больше нет») была посвящена автомобильным сражениям на опустевших хайвэях постапокалиптической Америки.
Общие итоги
Плюсы:
- прекрасный выразительный арт;
- простые правила;
- по-настоящему быстрый процесс и потрясающие сочетания способностей, изучать которые неимоверно здорово само по себе.
Минусы:
- все возможные сочетания означают, что для игры нужен чертовски большой и подробный FAQ;
- а я всё ещё хочу, чтобы они положили в коробку пластиковых человечков.
Остаётся только добавить, что локализация Small World не планируется, да и, по большому счёту этого не требуется. Смарт обещает перевести правила на русский язык, а в самой игре текста практически нет (кое-где на карточках народов и навыков можно увидеть английские слова, но все спецсвойства всё равно описаны в памятках).
И, последнее — за английскую версию Small World просят 2200 рублей.
В чем тогда прикол? если она стоит 2200руб. На BB ее можно заказать за 35 долларов, с учетом доставки только одной игры она получится в районе 1600руб и будет уверенность, что Смарт в коробке ничего не потеряет.
А если брать не только маленький мир, но и еще что-нибудь — то цена будет еще ниже. Минус один — ждать 10 дней.
@Lokkyt
Не говорите ерунды. Вот сейчас проверил, во сколько мне обойдётся игра «Small World» на BB: 35$ игра + 60$ (50$) доставка. В итоге получается ~80$, что в свою очередь составляет примерно 2250 рублей.
Итак, если мне нужна только одна игра «Small World», а не целый ПУК игр, на которых нет денег, да и желания их покупать нет совсем, то разумнее обратиться к СМАРТу.
ого доставку посчитали -) …. APS 30 баксов выдает + на таможне пошлины не взымаются, так как базовая стоимость меньше 2000р