За неделю с 17 по 23 августа я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Dominion —
Small World —
Грузи и вези —
Кингсбург —
Ярость Дракулы —
Итак, первая партия в Dominion. Благодаря тому, что полгода назад я переводил правила Dominion на русский язык, приступить к игре мы смогли буквально сразу же. Хотя, даже если бы я и не был знаком с правилами ранее, на их изучение ушло бы немного времени. Игра-то совсем несложная, ход игрока лишь немногим сложнее какого-нибудь Зельеварения, основной принцип тот же: сыграл карту(ы), набрал карту(ы).
Вот как устроена Dominion. У игрока есть карты. Они могут лежать: (1) в руке, (2) в колоде игрока, (3) в "отбое" игрока (у каждого участника игры есть персональная колода и персональный отбой). Карты бывают трёх типов: карты действий, карты денег и карты победных очков.
Карты победных очков — это заветная цель каждого игрока. У кого их в конце игры будет больше, тот и победил. Но вот какая штука, в процессе игры эти карточки практически бесполезны и только занимают место в руке. Поэтому имеет смысл брать карты победных очков самого большого номинала или, если вы, всё-таки, берёте мелкие карты, заранее прикидывать как вы будете от них избавляться когда они придут в руку (некоторые карты действия позволяют это сделать).
Карты действий — это основные карты, вокруг которых строится игра. В коробке с игрой их 25 видов, но в каждой партии участвуют только 10 (что, кстати, гарантирует реиграбельность). С помощью карт действий можно проделывать разные интересные вещи, как то: играть больше карт, набирать больше карт, получать скидку при покупке новых карт, и т.п.
Карты денег нужны, в основном, чтобы набирать новые карты со стола.
Тут нужно объяснить ещё вот какую вещь. Обычно слово "набрать" означает, что игрок берёт карту себе в руку. В Dominion же дело обстоит иначе: как бы это ни казалось странным, набранные карты всегда идут не в руку игроку, а в его стопку "отбоя". В руку же игрок набирает всегда карты из своей личной колоды и только иногда — при использовании некоторых карт действия.
В общем, ход игрока выглядит примерно так: сыграл карту действия (положил её себе в отбой), потом заплатил несколько карт денег (положил их себе в отбой) и набрать (в терминологии игры это называется "купить" карту) со стола себе одну карту (она также идёт в личный отбой игрока). Потом сбросил в отбой все карты с руки и набрал себе новые пять карт, которые можно будет разыграть в следующем ходу (мы, кстати, это правило в первых партиях упустили).
В зависимости от сыгранной карты действия эта картина может быть немного другой. Например, после розыгрыша карты действий игрок может получить возможность сыграть ещё одну или несколько, или, например, сразу же набрать из своей колоды несколько карт, или купить не одну карту, а больше или получить скидку при покупке новых карт.
Можно сказать, что игра идёт так: покупаешь новые карты, кладёшь их в свой отбой, ждёшь, когда закончится персональная колода, чтобы перемешать отбой и начинаешь ожидать прихода в руку новых закупленных карт. При этом надо закупать как карты действий, так и карты денег. И, разумеется, не забывать про карты победных очков, которых, как я уже говорил, нежелательно иметь слишком много.
После первой партии у меня осталось странное впечатление от игры. Сидишь, перебираешь карты, постоянно перемешиваешь свою колоду и не обращаешь никакого внимания на то, чем живёт и что делает соседний игрок. По сути, каждый здесь копается с своём собственном "огороде" как и в Agricola, но если в последней игре взаимодействие игроков, хотя и непрямое, ощущалось явно (занял сосед клетку "размножение" — целый ход сидишь без детей), то в Dominion я его пока не обнаружил вообще. Правда, мы играли рекомендуемым набором для первой ознакомительной партии, а далее в списке типовых наборов есть даже такой, который называется "Взаимодействие", так что это впечатление вполне может быть ошибочным.
Вообще, по итогам первой партии я бы не сказал, что Dominion — какая-то там супер-игра. Более того, после её завершения у меня даже не возникло желания сразу же сыграть в неё ещё раз. Конечно, зная о множестве наград Dominion я обязательно буду играть в неё ещё и ещё, пока, наконец, не распробую эту игру (если, конечно, смогу её распробовать 🙂 ), но пока впечатления у меня не очень хорошие. Полностью абстрактная настолка, очень-очень похожая на ККИ. Для любителей абстрактных карточных игр — на четвёрочку. Для всех остальных — на тройку.
И ещё, игровой процесс очень сильно напоминает мне стишок из детской сказки:
— Одну ягодку карту беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Первый раз в Small World мы сели играть вчетвером. Предварительно я один раз прочитал правила (благо они не очень объёмные) и перед началом первой партии минут десять посвятил их пересказу остальным игрокам.
Что же из себя представляет Small World? Есть поле, разделённое на отдельные локации. В ходе игры их нужно захватывать и зарабатывать таким образом победные очки (в конце каждого хода подсчитывается сколько территорий есть у игрока и за каждую начисляется одно очко). Завоевание территорий, по сути — это и есть весь игровой процесс. Ход игрока только в этом и заключается — берёшь своих солдат и отправляешь их в атаку. Все сражения происходят автоматически, и, если для нападения достаточно войск, победа всегда гарантирована. По сути, это такой Риск без кубиков, в котором нападающий всегда выигрывает.
Изюминка (и коренное отличие Маленького мира от Риска) заключается в том, что в этой игре есть народы и бонусы. выглядит это так: в коробке с игрой есть стопка из 15 карточек народов. На каждой обозначен некое особое свойство (например, амазонки сильны в атаке, эльфы не погибают в боях, орки получают дополнительные очки за завоевание территорий и т.п.). Кроме того, каждый народец поставляется в комплекте с карточной дополнительного бонуса (их в игре 20 штук). Этот дополнительный бонус также даёт какое-нибудь преимущество (дополнительные очки за владение определённым типом территорий, возможность строить укрепления и т.п.). В начале игры каждый игрок получает себе расу с бонусом и в ходе партии может её заменить.
Ещё один момент. В отличие от Риска, армии в Small World не бесконечны и могут только уменьшатся. Типичная раса состоит всего из 10 юнитов, а каждый раз когда противник отвоёвывает одну вашу территорию, один из защитников навсегда погибает. Это правило стимулирует менять расы после нескольких боёв. Обычно в результате сражений кто-то из их участников лишается нескольких юнитов, а когда их остаётся штук 6, обычно уже ничего толком не завоюешь и, чтобы у тебя снова стало много войск, приходится брать новый народ.
Несмотря на то, что игра всегда идёт на одном и том же поле (хотя для разного количества игроков предусмотрены разные поля), так как карточки народов соединяются с карточками бонусов в случайном порядке, возникает очень много разнообразных комбинаций. Поэтому, похоже, игре гарантирована реиграбельность.
В общем, предполагается, что игроки должны анализировать комбинации народов и бонусов, выбирать те, которые можно наибоее выгодно использовать в текущий момент и завоёвывать как можно больше территорий.
В реальности же игра показалась мне несколько скучноватой. Пространства для выбора почти никакого нет. В начале хода с карты можно собрать хоть всех своих юнитов и пойти ими в атаку. Как правило, за один ход можно захватить 2-3 новых территории. А, так как бои происходят автоматически, ты просто выбираешь куда хочешь идти в атаку и всё. Да, есть ещё небольшой нюанс — если на последнюю атаку сил не хватает, можно бросить специальный кубик и при удачном броске считается, что атака всё равно удалась. В конце хода смотришь на все свои территории и можешь поменять местами находящихся в них юнитов (подтянуть войска в те земли, где ожидается нападение противника). И на этом — всё.
Два года назад такая игра мне может быть и понравилась бы, но сейчас я от неё явно не в восторге. Слишком она простоватая. Берёшь юнитов, захватываешь земли, ждёшь нового хода. Потом снова берёшь юнитов и снова идёшь в атаку. Может быть в первой партии игра полностью не раскрылась, но я в этом сомневаюсь.
Похожая история сложилась у меня с Каркассоном. Всем он нравится, люди с удовольствием в него играют и покупают сумасшедшие Биг боксы, а я в него играть не могу, какой-то он слишком простоватый. И примерно такие же ощущения у меня от Small World.
При этом вот что странно — игра достаточно простая, но для того чтобы её освоить, нужно потрудиться. 15 народов и 20 бонусов требуют времени на осмысление и, хотя на выбор игрокам всегда предлагается только 5 кобинаций "народ+бонус", проанализировать какая из них выгоднее при первом знакомстве с игрой достаточно сложно.
Я не хочу сказать, что эта игра — плохая. Более того, двум игрокам она очень понравилась, и они с выразили готовность сыграть в неё ещё, а вот у меня такого желания, увы, не возникло. Скорее всего, мы, всё-таки, сыграем в Small World ещё разок, но пока я пребываю в уверенности, что заказал эту игрушку зря.
Да, на первую партию у нас ушло около двух часов. Если бы не объяснения многочисленных бонусов и рас, времени бы потребовалось минут на 30 поменьше.
Две партии в Грузи и вези мы сыграли подряд, впятером, одним и тем же составом. Игрушка эта, по-прежнему, всех веселит, но, похоже, начинает надоедать. Я давно приучил друзей к более сложным игрушкам, мы без проблем освоили Ярость Дракулы, играли в Agricola, Контейнер и т.п., на фоне которых Грузи и вези кажется излишне "лёгкой". Так что, надо признать, для нашей компании эта игра слишком простовата.
Моя вторая партия в Кингсбург удалась на славу. За игру мы сели впятером, и, так как кроме меня в Кингсбург в компании ещё никто не играл, в начале первой партии минут 10 я потратил на объяснения правил. Сама же партия заняла около двух часов. Мы снова играли с модифицированным правилом подкреплений, воспользовавшись карточками из Кто осёл?.
Первые два-три хода у нас ушло на то, чтобы понять как устроена игра, после чего все без проблем разобрались как играть и как зарабатывать победные очки. Партия всем понравилась, будем играть в Кингсбург ещё.
На этой неделе мне снова довелось взять на себя роль Дракулы. Мы договорились играть до 12 очков, и я планировал максимально долго не попадаться охотникам на глаза, чтобы получать очки просто за то, что тяну время. В качестве стартовой локации я выбрал место, где Дракула погиб в предыдущей партии — островной город Кальяри, там меня никто не подумал бы искать.
Простояв несколько ходов на месте с помощью карт "Призыв тьмы", "Укрытие" и "Петля" я вышел в море. Охотники при этом пребывали в уверенности, что я был в Исландии и стали прикидывать, где же я высажусь на материк. Под подозрение попал северный берег Европы, который все тут же ринулись безуспешно обыскивать.
Я же, тем временем, спокойно проплыл Ионическое море и сошёл на берег в Афинах. После этого я направился в Замок Дракулы, придерживаясь западного побережья. Тем временем в моей стартовой локации родился вампирчик, добавив мне два очка, а, так как с начала партии уже прошёл день, очков у меня стало уже три.
Чуть позже охотники сыграли "Газетные отчёты" и узнал, что я был в городе Солоники. Их это обескуражило — ведь все они всё ещё были на севере Европы, пытаясь выяснить куда же я сбежал, высадившись с корабля, пришедшего из Исландии 🙂 По хорошему следовало бы просто телепортироваться ко мне, но тут появился затык — мы-то договорились играть до 12 очков, а, значит, чтобы переместиться в любой город за решимость, любому охотнику нужно было потратить аж 9 жизней. Пойти на такую жертву никто не был готов и поэтому мы решили играть, всё-таки, до 6 очков.
Ко мне тут же перенёсся один из охотников и начался бой. Складывался он для меня не очень удачно. Охотник был экипирован очень хорошо, да ещё и "План атаки" на него кто-то сыграл. В общем, я получил немного ран и сбежал. После этого я направился в Замок Дракулы, и тут наступило утро.
Сражаться при свете дня мне не очень хотелось, но я решил рискнуть. У меня было около 10 жизней, а в соседнем городе стояла израненая Мина Харкер. Чтобы её убить достаточно было нанести три раны, и я рискнул напасть, тем более, что у меня была "Ловушка" (+1 к кубику в бою).
Итак, бой с Миной. Выкладываем боевые карты, кидаем кубики. У Мины выпадает 4, а у меня — 1. Осиновый кол против когтей — и у меня остаётся пять жизней 🙁 Второй раунд. Я выкладываю уклонение, кидаем кубики. У мины выпадает 3, а у меня — 1. Я теряю ещё три жизни. Третий раунд. Я снова выкладываю когти, а Мина — кол. Кидаем кубики. У Мины — 5, а у меня — … снова 1!
После этой партии в Дракулу я понял, что не стоит слишком долго прятаться от охотников. На них нужно охотиться самому, активно расставлять засады и стараться при первой же возможности нападать на них ночью. Ведь если скрываться и дать им время, это приведёт к тому, что когда с ними придётся-таки столкнуться, охотники будут во всеоружии. Поэтому, чтобы не дать им запастись распятьями, колами и чесноком, рекомендуется не давать им расслабляться.
Эта партия заняла у нас примерно два часа. Ярость Дракулы нам по-прежнему нравится, и, я думаю, мы будем играть в неё ещё.
Ого, неожидал таких отзывов по «Доминион» и «Small World». C интересом жуд отчета о партии в «Батлстар Галактику».
«Охотники при этом пребывали в уверенности, что я был в Исландии»
в Ирландии 🙂 В Исландии Дракуле скучновато будет 🙂
А Мина известная замануха. Частенько выносит Дракулу в одну калитку. Что поделаешь — баланс 🙂
Думаю, не совсем корректно в одной статье вместе с «Грузи и Вези» обзывать простоватыми SmallWorld и Каркассон. Грузи и Вези — да, простоватая во всех смыслах, настолько простоватая, что у меня до сих пор не появилось желания ее попробовать. Про Smallworld b Каркасон я бы так не сказал. Если ты имеешь в виду слишком простые правила, то они, как ты сам отмечаешь, и у доминиона не очень сложные. А кажущаяся простота выбора хода — она именно,что кажущаяся. В процессе игры число вариантов возрастает, и поиск оптимального не так то прост. Короче, надо обязательно дать еще один шанс SmallWorld 🙂
Мне эта игрушка понравилась тем, что я являсь по сути евроигрой, отошла от изрядно надоевшей схемы большинства евроигр: заработал денег-нанял персонажа -построил здание-получил очки. Опять же — шикарный арт.
Абсолютно не согласен. Каждой игре свое время, свое место и свой состав участников. «Грузи и вези» — отличная игра для детей и взрослых с детьми. И не надо в играх рассматривать только развличение, так называемый фан. Наших детей игры учат и учат многому. Моя шестилетняя дочка благодаря кинсбургу превосходно складывает до 20, а благодаря «Грузи и вези» развивает пространственное мышление.
@Dmitry
Абсолютно согласен. Так же проверено.
И по Доминиону, партия конечно первая и ознакомительная, но могу сказать: Если кто несмотрит за моими действиями, то тот съедает все 10 курсей (в колодах без возможности сброса или ремодела это фатально) или дает мне возможность закольцевать мою колоду так, что я скупаю как минимум 70% провинций причем в два хода (не первых конечно). Есть и стратегии и тактики и элемент случайности и постоянное перемешивание колоды (брр), но игра простая и увлекательная одновременно, а, что с ней дополнения делают, страшно даже подумать. ИМХО
Юра, я что-то опять не понял, как вы родили вампира в Кальяри. 🙂
В стартовый город Дракулы засада не ставится. Если вы играет Укрытие, то остаетесь в том же Кальяри и кагбе ставите засаду там. Но при этом засада с Укрытия не укрепляется, так что при сбросе Кальяри с пути карту Укрытия надо было вскрыть и сбросить вместе с установленной там засадой. Петлю вообще сыграть было нельзя – она позволяет вернуться в тот город, где вы были (то есть, он лежит на Пути Дракулы), а ведь вы из Кальяри никуда не уходили.
Так что, мне кажется, вы опять допустили ошибку.
если всетки Dominion придется не по вкусу, я бы его выкупил 🙂
а то будет лежать и пылиться…
> один из защитников навсегда погибает. Это правило стимулирует менять расы после нескольких боёв
Не только это, или не столько это. Расселившись по территории в руках не остается бойцов, способных расселятся дальше — т.к. все они уже лежат на карте и добывают очки. Поэтому становится _выгодно_ взять новую расу, после чего очки будут идти и с нее, и со старой.
> Пространства для выбора почти никакого нет. В начале хода с карты можно собрать хоть всех своих юнитов и пойти ими в атаку.
Не совсем понятна цепочка рассуждений. А собрать всех кстати можно, но так обычно теряются очки — т.к. для удержания провинции достаточно одного бойца, а для захвата новой — не меньше двух.
> В общем, предполагается, что игроки должны анализировать комбинации народов и бонусов, выбирать те, которые можно наибоее выгодно использовать в текущий момент и завоёвывать как можно больше территорий.
По идее так. Я пока сыграл с сыном только 1 раз. Он выбрал со старта скелетов-повелителей дракона (скелеты в боях растут в численности, а дракон вырезает любое войско независимо от размера), а я эльфов-командо (дешевле захватывать и нет потерь в обороне). К счастью потом сменил на волшебников с двумя фишками героев — на маленькой карте два героя создавали отличную защиту, в том числе от дракона.
Игра быстрая, легко осваивается, веселая, тактическая. Сравнительно сложно только освоится с расами и бонусами — на это нужно некоторое время.
@Dmitry
Если вы внимательно читаете Юрины сообщения, то знаете, что к играм для детей Юра относится крайне негативно и иначе как емким словом «говно» о них не отзывается 🙂 .В «Грузи и Вези»-же он более-менее играет, а значит оценивает ее как игру для взрослых. С этой же точки зрения оценил ее и я.
К тому же, мне не совсем понятно, какое отношение имеет к моему посту то, что вы используете настольные игры в развивающих целях.
ЗЫ К слову, я положительно отношусь к детским играм и жду не дождусь, когда смогу играть со своим 3-хлетним сыном.
@iggy
Игры для детей, игры для возрослых. Какие-то странные у вас понятия.
Каждая игра или цепляет или нет, не зависит от простоты/сложности правил, восхитительного/убогого арта и т.д. и т.п.
Т.е. я хочу сказать, что перечисление характеристик игры не даст о ней полного представления.
Если же оценить десткую игру как игру с простыми правилами, с крупными деталями ярких цветов, то «Грузи и Вези» — 100% детская игра.
Или, например, домино. Что такое домино? 10-20 минутный филлер, с абстрактной механикой, невыразительным артом и практически полным отсутствием взаимодествия между игроками. Грубо говоря и используя вашу терминологию, домино — типичный еврогейм, причем явно из категории ниже среднего. Однако маленькие дети с удовольствием возятся в зоодомино (и прочие переделки), а начиная лет 7 и до 99+ тысячи людей ежедневно забивают козла. Вот такая вот «простоватая» игра.
Так что даже если кто-нибудь говорит емкое слово «г», то это не означает, что игру не надо попробовать. И тем более что она плохая или хорошая. Или тем более нельзя отнести игру к «взрослым», если в нее играет Юрий (в Вашем посте не раскрыты причины, по которым Вы относите «Грузи и Вези» к «взрослой» игре, а постом выше говорите, что она «простоватая» для Вас. Из этого собственно я и сделал вывод о решающем для Вас мнении Юрия).
Все мы более менее поняли, какие игры предпочитает Юрий, какие камрад oranged, какие камрад ZoRDoK и все остальные активные члены сообщества. Вот и нужно корректировать их мнения с учетом субъективности каждого из авторов.
@iggy
3 года в Каркасон пора играть, по правилам домино
@Orc
Вообще не понял, о чем ваш пост.
Вы считаете, что не бывает взрослых и детских игр?
Вы не согласны, что «Грузи и Вези» — простая игра?
Я где то писал, что если кто то считает игру «г», то ее не надо пробовать?
Такое ощущение, что вы спорите с голосами в своей голове. Изначально, я всего-то согласился с Юрой в том,что «Грузи и Вези» — простая игра. Речь в моем посте шла вовсе не о ней. К чему тогда все эти замечания о развивающих играх и домино?
chotia pravila dominion prostyje, no naucitsa chorosho igrat ne tak prosto. raznyje karty, raznyje strategyji. opytnyje igroka umejut odnim chodom vsiu kolodu vilozyt i prikupit srazu 3kart po 6 ockov. (poigrai v internete, sam uvidesh) . A jesli malo vzaimodeistvyje, tak prikupi dominion:intrigue, tam sploshnoje vzaimodestvyje
Согласен с впечатлениями от Маленького мира, мне тоже игра показалась скучноватой. Во-первых, я не заметил в ней и намёка на стратегию: игра чисто тактическая. Для варгейма — это печально! И во-вторых, она абстрактная! Вроде с виду обычный варгейм, но то, что отряды не размножаются — делает её полной абстракцией. Очень сложно придумать легенду под эту игру. Даже в тупом Риске есть размножение! А здесь раса фактически начинает вымирать с первых же ходов. Кто нибудь может «натянуть» логичное объяснение на такую механику?
Господа, помогите с правилами к Маленькому миру. Чуть не подрались с соперником из-за кривого перевода. В русском неофициальном переводе для Seafering написано: «Даже если вы находитесь в состоянии упадка, эти области приносят вам монеты по числу ваших фигурок, расположенных там». В английском: You keep these Regions even once you go into Decline, and continue scoring for them for as long as you have tokens there. Имхо, никакой связи «кол-во фигурок — кол-во монет» в английских правилах нет. Например, на море у меня стоит 3 фигурки. Сколько денег я получу за область? Три или одну?
@Nelud
Ну лучше чтоб игра не была тупой, чем чтоб у нее было размножение 🙂
@Nelud любая цивилизация вымирает. закон природы.
После прочтения впомнился один мультик http://www.youtube.com/watch?v=45l9KG6NDL0
Может быть и так, а может быть я что-то напутал, и вампир у меня родился не в Кальяри, а в Афинах 🙂
Игра действительно быстрая и тактическая, но именно поэтому мне она и не особо понравилась. В последнее время мне хочется играть в игры «средней тяжести». Не такие навороченные, как в Старкрафт, но и не в такие простенькие, как Small World.
Ну, не так категорично. «Гремучие джунгли» мне, например, нравятся 🙂
За одну область — 1 очко (деньгу).
Я правильно вас понимаю?
Вы утверждаете что, Seafering дает ТОЛЬКО возможность завоевывания морей и озера и пребывания там. Никакого денежного бонуса Seafering не дает. (Именно эти 2 тезиса я и отстаивал у своего аппонента).
Насколько я понимаю — да.
@hk
Ну маленький мир где-то как раз на этой границе. Это не очень простая игра по решениям, хотя простая по правилам. Мне не нравится она в первую очередь тем, что она с набором очков (а очков много каждый ход и все в темную). Но даже несмотря на простоту (и все упрощения над Da Vinci) — в Маленьком Мире очень легко застыть раздумывая что делать дальше.
Хохмы последней игры: скелеты-дипломаты и конечно яростные полурослики с их дырками из земли. Как сказал мой сын — «дай мне мои дырки!» 🙂
Да, перевод не точный, тут имелось в виду, что в состоянии упадка в каждой области находится всего одна фигурка.
Кстати, пользуясь случаем пропиарю свой перевод: mediafire.com — Small World. Я его несколько раз перечитывал в разное время и все неточности исправил. К тому же для себя добавил немного разъяснений тонких моментов (все ответы почёрпнуты с форумов BGG и daysofwonder). Единственно у меня «in declean» переводится в разных местах по разному: «в упадке», «вымирающая», «увядающая». И ещё я несколько вольно обошёлся с переводом некоторых названий рас и способностей. Буду рад, если кто-то укажет на неточности в переводе правил (но по-моему, их нет)
@Orc
Как мне кажется пример с Домино не годится. Когда рубились все и забивали с интересом «козла» альтернативы было немного — шахматы, шашки и карты (атласные) . Время когда по TV шло 2 канала и по ним чаще увидеть можно было балет и «сельское время» , то это время интереснее было занять этим же Домино, чтением книг, подвижные спортивные игры. Сейчас я не вижу что бы у нас во дворе, в городе, езжу отдыхать и там не встречаю массового увлечения Домино. Да и одиноких пар не замечал за Домино.
Ну а лично против Домино я то ничего против не имею. Сами то когда то в детстве с родителями провели за ним много времени 🙂
Ну насчет домино не знаю…если есть 4 человека, умеющие играть в доминошный покер (или желающие в него научиться играть)- то можно ночи проводить за ним)) весьма интересно и увлекательно. преценденты были (чтоб всю ночь играли)
nu rec idiot to ne o domino, a o Dominion.
@kokybe
Да это так, к слову… 🙂
@iggy
я ни слова не сказал о развивающих играх, если что 😉
И тем более я не говорил, что «Грузи и Вези» — сложная игра.
Я просто хотел сказать, что игры любой сложности могут быть интересны и/или популярны. В качестве примера привел домино.
@vaka75
ну мне кажется альтернатива была всегда. К тому же многое зависит от окружения. =)
Обратите внимание, сыгранная карта не кладется в отбой сразу, а только в конце хода. Купленная или (что важнее)полученная другим способом — например, Workshop — кладется сразу. Это может быть важно, так как иногда сброс замешивается в середине хода, если, например, вы сыграли карту позволяющую добрать карт в руку, а колода закончилась. И сыгранные в этом ходу карты не могут сразу снова попасть в руку, а полученные каким-либо образом новые карты имеют такой шанс.
После где-то 6 партий в Small World 1 на 1 я склоняюсь к тому, что игра эта совсем не тактическая.
Во-первых там тактики никакой почти и нету. На самом деле игрок практически ничего тактикой сделать не может — нет никакого способа тактически переломить ситуацию, когда например понимаешь что дела явно плохи.
Эта игра скорее о том, чтобы делать правильный выбор рас (и в нужный момент) и предвидеть что из них получится.
Например в последней партии противник выбрал на старте гхулов-берсерков и почти молниеносно заселил чуть не максимум возможных для гхулов территорий. Я же в ответ выбрал людей с крепостями, что впринципе дало мне даже чуть больше очков в первые ходы. Но тут противник уходит в забвение и выбирает амазонок-коммандос (потратив причем 5 монет) и почти мгновенно вместе с гхулами отбирает 80% всей карты. Я уже стал набирать вдвое меньше очков и бросил людей, отчего доход очков упал вообще катастрофически (бонусы обычно тут же теряются), и выбрал болотных орков чтобы атаковать распылившиеся силы амазонок. Расчет такой, что уничтожив амазонок оппоненту придется идти в забвение еще раз, отчего и гхулы автоматом исчезнут. И всех амазонок орки вырезали очень даже успешно, но в забвение никто так и не пошел, а игра плавно подошла к концу.
Счет 105 против 75 показал что мой выбор себя вообще не оправдал. Во-первых сразу лучше выбирать расу, которая может быстрее расселиться, чтобы уйти в забвение, выбрать новую расу и получать очки с обоих. Выбор же людей и крепостей на старте означает, что в случае забвения теряются все бонусы этой расы. С другой стороны — быстрое расселение — тоже палка о двух концах. Так как распылившую свои силы расу слишком просто уничтожить, а в случае всяких орков, скелетов, грабителей и колдунов — делать это вдвойне приятно. Вобщем надо учитывать что ты сам можешь выбрать, что и когда могут выбрать в ответ, и чем на это можно будет ответить самому — и самое главное, что из этого выбора реально получится. А в случае игры более чем вдвоем — то еще и учитывать надо дипломатические нюансы разворачивающихся событий.
На данный момент мне не нравится три вещи:
1. мучительное доставание юнитов из коробки (их мне приходится именно выковыривать пальцем)
2. сложность переломить ситуацию как тактически, так и вообще — по крайней мере при игре 1 на 1
3. игра идет на набор очков
@VDmitry
Спасибо за подробное объяснение. Видимо, я игру не понял совсем. И теперь я понимаю: мне не даёт сосредоточиться на игре просто ужасно не удобный вкладыш в коробке. Из-за него я всю игру занимаюсь выковыриванием и раздачей фишек игрокам. Подумываю выкинуть его и всё рассортировать по пакетикам.
А меня больше убивает не выковыривание, а наоборот, упаковка юнитов назад в отделения вкладыша.
Кстати, да, дизайнеры чего-то перемудрили. Сделали специальный вкладыш, который по замыслу можно положить рядом с игровым полем, чтобы быстро доставать из него нужные жетоны, а на практике всё получилось наоборот — чтобы из этого вкладыша что-то достать, нужно прям пальцем выковыривать 🙂