За неделю с 29 июня по 5 июля я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Agricola —
Container —
Stone Age —
Ticket to Ride: Europe —
В Agricola мы сели играть после достаточно длительного перерыва (последняя партия в эту настолку состоялась несколько недель назад). Играли впятером, для двоих игроков это было первое знакомство с игрой № 1 на BGG. Я уделил минут десять на объяснение основ игры, и партия началась.
Как я и предполагал, люди сразу же столкнулись с классическим вопросом "Что делать?". Это неудивительно, ведь уже в первом ходу игрок должен выбрать одно действие из двух десятков. Это, конечно, не Cuba, в которой вариантов куда больше, но и в такой ситуации у новичка буквально разбегаются глаза.
Так как у нас в компании уже были люди, игравшие в Агриколу, они в меру своих возможностей подсказывали "новеньким" что лучше сделать. В начале каждого хода я объявлял новое действие и объяснял его эффект, в общем, для первого раза играли нормально.
У меня дела в этой партии складывались неважно. Еда была в ощутимом дефиците. Во время каждого урожая приходилось забивать животных, грядки я начал копать только ближе к десятому ходу, а загоны начал строить вообще перед самым концом игры. В общем, я так и не смог создать ни одной толковой "точки роста", которая приносила бы мне доход (разве что морковку удачно высадил на две грядки на 13-м ходу). Так что результат оказался для меня неудивительным: всего лишь 3-е место.
Игра впятером (до этого мы играли в Агриколу только вчетвером) выявила кое-какие проблемы с комплектацией. У нас несколько раз заканчивалось дерево и овцы, и их приходилось заменять имеющимися в комплекте игры "множителями" — карточками с надписью "3х" и "4х". В принципе, эта ситуация предусмотрена правилами и считается штатным вариантом, но на практике выходит довольно неуклюже. Я был вынужден отбирать у людей 3 овцы из четырёх, выдавать им карточку-множитель, а потом ещё следить во время урожая у кого сколько реально животных, чтобы ничего не напутать с их размножением. В общем, с этим надо что-то делать и, похоже, придётся-таки купить термопластик и начать осваивать художественную лепку 🙂
В целом же Agricola оставила хорошие впечатления. Не сказать, что её восприняли лучше всех остальных игр (тот же, Контейнер, в который мы играли на следующий день вызвал куда больше смеха, веселья и энтузиазма), но пошла она довольно хорошо. Нужно ещё учитывать то, что для её освоения требуется сыграть хотя бы пару партий и только тогда можно ожидать адекватной реакции на эту настолку.
На этой неделе мы снова играли в Container, и снова — полным составом, впятером. На этот раз я снова решил попробовать новую стратегию. Если в прошлый раз я совсем не занимался производством и изо всех сил налегал на перепродажу контейнеров в порту, то теперь я решил попробовать сыграть с максимальным количеством заводов.
Итак, я построил четыре завода и начал производить по 4 контейнера за ход (однако при этом, памятуя о плачевных результатах позапрошлой партии, я не забывал о своей барже и периодически затаривал её в чужих портах и отвозил добро на остров). Как только я поставил на поток производство контейнеров, внутри игры сразу же образовался кластер — один товарищ тут же возвёл 5 складов и построянно скупал все мои вновь созданные контейнеры, а у него в порту почти всегда их забирала баржа одной из собравшихся за столом девушек.
В качестве эксперимента я пробовал выставлять контейнеры на заводских хранилищах на продажу по $3, но, к сожалению, за такие деньги у меня их никто покупать не хотел. Более того, как только люди увидели, что число контейнеров на моих складах не уменьшается, они сразу же приступили к производству сами и стали продавать свои контейнеры на доллар дешевле, чем у меня.
Однако такой поворот меня совершенно не смутил. Я просто ещё раз запустил заводы и выставил на продажу сразу 8 конейтенров по $2 за каждый, после чего покупатели ко мне тут же вернулись.
Да, перед началом этой партии я уделил несколько минут обсуждению наших ставок. Как я уже говорил, на прошлой неделе мы предлагали за доставленные на остров контейнеры какие-то фантастические суммы, нередко чуть ли ни себе в убыток. На этот раз я постарался донести эту информацию до игроков, и надо сказать, что определённое воздействие мои слова возымели. Максимальная ставка за всю эту партию у нас составила $25, причём сделал её я, чем вызвал недоумение со стороны моих товарищей (тем более, что такие деньги я предложил всего за 4 контейнера).
А вот почему я отдал так много денег. С самого начала игры я как-то неудачно прикупил две партии контейнеров на острове, и получилось так, что у меня было четыре штуки жёлтых, и по 2-3 контейнера других цветов. Причём, жёлтый у меня был "двойным" цветом, за который в конце игры дают $5/10 и по правилам перед финальным подсчётом очков как раз жёлтые контейнеры и должны были у меня "сгореть".
После жёлтых на втором месте у меня стояли зелёные контейнеры (2 штуки, $6 за каждый) и синие (тоже 2 штуки, $2 за каждый), и я решил собрать штук 5 синих, чтобы сгорели именно они, а жёлтые принесли бы мне в таком случае доход. В общем, пару раз я выкупил чужие грузы и синих контейнеров у меня стало столько же, сколько и жёлтых. Но такое положение дел меня не устраивало, так как по правилам в этой ситуации очков за жёлтые контейнеры я всё равно бы не получил.
И тут удача! Маша везёт на остров четыре контейнера: два фиолетовых (они стоят для меня по $10) и два синих (они стоят для меня по $2). Общая ценность груза для меня равна $24 (2 фиолетовых + 2 синих = 2 х $10 + 2 х $2). Я делаю ставку в $25 (в то время как остальные игроки не дают за этот груз и десяти долларов) и забираю эти контейнеры себе. Конечно, ставку я сделал себе в убыток, но зато я спас свои жёлтые контейнеры!
Ещё пару ходов я запускаю заводы, вытаскивая контейнеры из банка, и намеренно завершаю игру. Итоговый результат: у меня — $167, первое место. У остальных игроков результаты примерно равны, от 100 до 110 долларов.
Эта партия заняла у нас даже меньше, чем полтора часа (где-то 1 час и 20 минут), и очень мне понравилась. С удовольствием буду играть в Контейнер ещё.
В воскресение состоялась ещё одна партия в Контейнер. Я в ней участия не принимал, но всё равно о ней расскажу. Получилось так, что за столом нас собралось шестеро, и я предложил ребятам сыграть в Container, взяв на себя роль мальчика-раба, который выдаёт игрокм деньги и контейнеры из банка.
Из пяти игроков четверо видели Контейнер впервые в жизни и, поэтому, мне пришлось объяснять им правила. Заняло это минут 10-15, причём, у меня сложилось впечатление, что людям так и не удалось толком уснить, что же в этой игре надо делать. Точнее, то, что нужно зарабатывать деньги поняли все, а вот как это можно сделать они себе представляли не очень хорошо.
Первые несколько ходов прошли довольно вяло. Никто толком не понимал, что лучше предпринять. Все закупили по второму заводу, а кто-то приобрёл себе склад. Затем началось производство, покупка и перепродажа контейнеров. Кто-то купил у кого-то контейнеры с завода и выставил к себе в порт, кто-то зашёл в этот порт, загрузил себе на борт контейнеры и повёз их на остров и вскоре наступил первый аукцион.
Кажется, первый раз на торги были выставлены два фиолетовых и два синих контейнера. Максимальная ставка за них составила $8 и хозяин баржи с радостью принял деньги, достав ещё столько же из банка. Конечно, $16 за четыре контейнера — это не так много, но в начале игры это довольно-таки неплохие деньги и пренебрегать ими не стоит. После аукциона игроки кажется начали понимать в чём соль и тоже стали загружать свои баржи. Постепенно зарабатывать начали все, а на острове становилось всё больше и больше контейнеров.
После этого каждый начал жить по-своему. Кто-то ударился в строительство заводов, кто-то — закупал склады, а самые хитрые вообще не вклыдывали деньги в строительство, а только загружали баржи в чужих портах и таскали контейнеры на остров. Причём, те, кто инвестировал средства в развитие своих заводов и складов не обошлись собственными сбережениями и вынуждены были брать кредиты. В какой-то момент сложилась такая ситуация, что в кредит жили сразу три игрока, у одного из них кредит был один, а у двух других — по два кредита.
Ближе к середине партии все уже полностью освоили правила и игра пошла резвее, люди стали ходить быстрее и промежутки между ходами одного игрока стали сокращаться. Затем всё чаще начали запускаться заводы и вскоре в банке закончились контейнеры двух цветов. Партия, длившаяся два с небольшим часа, завершилась.
Мы подсчитали результаты и получилось так, что победила девушка, которая уже раньше играла в Контейнер. Она набрала $204. Новички отстали от неё довольно значительно. Второе место — $159, третье, четвёртое и пятое — где-то от $130 до $100. Container почти всем очень понравилась и, я думаю, таким составом мы сыграем в неё ещё не раз.
Как и на прошлой неделе после партии в Контейнер у нас ещё оставалось время, и мы снова сели играть в Ticket to Ride: Europe. Один из участников игры видел её впервые и минут пять пришлось потратить на объяснение правил, после чего мы приступили к игре.
Как-то так получилось, что в этой партии почти маршруты у игроков пересекались и с самого начала игры возникла жуткая конкуренция. Разноцветыне поезда выставлялись друг за другом между одними и теми же городами, и скоро из-за жёлтых, чёрных и синих поедов западная часть Европы стала очень пёстрой.
Но строительством маршрутов занимались только новички (два игрока играли в T2R:E второй раз и один — впервые). Остальные двое (в т.ч. я) копили карточки на строительство тоннеля из восьми секций между Петроградом и Стокгольмом. Вот только в отличие от прошлой партии удача от меня отвернулась. На руках у меня было только 5 карт одного цвета когда этот тоннель был построен.
После этого можно было смело приступать к выполнению заданий. У меня их было три: Копенгаген — Кадин, Москва — Берлин и Киев — Петроград. Почти все они укладывались в один длинный маршрут, и я начал его строить. Так как другие игроки обращали внимание в основном на левую часть игрового поля, мне особо никто не мешал, хотя один участок оказался полностью занят чужими поездами, и мне пришлось там поставить станцию.
Зато я совершенно беспрепятственно строил маршруты исключительно из четырёх участков и очень незаметно для остальных игроков исчерпал все свои вагоны. То, что игра заканчивается оказалось сюрпризом для всех, кроме меня и поэтому у каждого из остальных игроков оказалось невыполнено как минимум одно задание.В результате я занял первое место с большим отрывом, получив, к тому же 10 очков за "самую длинную дорогу".
Партия в T2R:E заняла чуть меньше часа, и ею все остались довольны. Игрушка эта очень хорошая, и мы будем играть в неё ещё и ещё.
В Каменный век мы сели играть вчетвером. Все игроки были с этой игрой знакомы и правила напоминанть не потребовалось. Никаких особых новшеств или стратегий в этой партии не проявилось. Я мирно собирал ресуры, добывал еду, покупал карточки и хижины, а, при случае, возделывал поле и посещал хижину размножения.
Однако двое игроков в этой партии сделали достаточно серьёзную ошибку: они практически игнорировали карты развития и не покупали их. Я же помнил о важности карточек с самой первой партии и почти каждый ход старался отжать себе 1, а то и 2 штуки сразу. Помимо карточек, я не забывал и о домиках и также по возможности строил и их — к концу игры в моей деревне их было семь штук.
Спустя примерно час после начала игры колода карточек цивилизации закончилась и настало время подводить итоги. Результаты партии показали, что мой выбор оказался верным. У меня получилось собрать 8 разных "зелёных" карт развития, я построил достаточно много зданий и ещё получил кое-какие бонусы за "жёлтые" карты развития. Итог: 204 победных очка и первое место.
Вторая партия в Каменный век состоялась через несколько дней после первой. Мы играли с другими ребятами, но они уже были знакомы с этой игрой.
В этой партии у меня, почему-то, с самого начала всё шло наперекосяк. Несколько раз я очень неудачно бросал кубики и почти не получал ресурсов (из-за чего даже один раз не смог построить хижину), еды мне вечно хватало впритык, а карточек развития почти не было. Я делал всё, что мог и к середине игры скопил три двухочковых топора, благодаря которым сумел-таки наладить производство леса и золота. Потом я начала в массовом порядке скупать карты цивилизаций и все доступные хижины.
Удача улыбнулась мне и буквально за пару ходов до конца игры мне удалось урвать две отличные карточки: 3 х количество хижин и 2 х количество инструментов. Так как я умудрился построить 8 хижин и 7 топоров, первая принесла мне 24 очка, а вторая — 14. Остальные карточки (в основном — жёлтые) тоже прибавили мне немного очков и мой результат оказался такой: 211. Набрать больше никто не сумел и первое место в Stone Age снова досталось мне, хотя, вообще-то, я был несколько удивлён таким раскладом, потому что в ходе игры мне казалось, что другие игроки играют гораздо успешнее.
И первая и вторая партии в Каменный век прошли динамично, весело и довольно быстро (каждая заняла примерно час). Stone Age всем по-прежнему очень нравится, и я могу с уверенностью сказать, что это была далеко не последняя партия в эту игру. Мы даже хотели сыграть в неё ещё разок в воскресение, но не смогли найти на это времени.
Спасибо за обзор Stone Age
А то я думал — стоит ли ее изготавливать
Судя по написнаному они как то странно играли в Каменный век. 200 очков и более для игры в четвером это ОЧНЕЬ хороший результат похоже соперники просто не следили за победителем вообще. 8 домов построить без голодания и собрать 8 зеленых карт тоже крайне проблематично при внимательной игре противников.
Чтобы развеять сомнения, советую опробовать её сначала на brettspielwelt.de
Игра великолепная
Покупная лучше — такие симпатичные ресурсы и карточки распечатать не удастся)