В сообществе ЖЖ ru_boardgames появилась заметка, в которой описываются впечатления от партии в третью редакцию Twilight Imperium. В ней вкратце описываются изменения третьего издания TI по сравнению со второй редакцией и коротко рассказывается о ходе партии.
Вчера с пяти часов дня и до двух ночи наши крейсеры бороздили просторы Вселенной.
Нам попала в руки великая и ужасная Twilight Imperium 3rd edition вместе с расширением Shattered Empire. Мы играли по второму изданию недели три назад, и ещё лет 5 назад я помню мы играли в неё в клубе Лабиринт. Там основная проблема была в дикой затянутости (когда за 6 часов неясно, кто побеждает, это удручает). В третьем издании правила поменялись довольно сильно, добавился ролевой элемент и очки победы. Надо отметить, что исполнение русской версии 2-го издания довольно ужасно, а оригинал третьего издания просто прекрасен: огромные плотные космичекие гексы поля, большие детализированные фишки, куча удобств с карточками и каунтерами: больше не надо ломать мозг ежеминутными подсчётами свего влияния или ресурсов.
Механика стала куда более стратегичной, немного поменялись технологии (их чуть ослабили), ресурсы стали реже, цены ниже. Порядок хода и набор стратегических карт напоминает Puerto Rico, в остальном похоже на второе издание TI. Увеличилась интерактивность, пропали патовые ситуации нагнетания адских космических флотов в одной точке. Тактические ходы теперь делаются активациями command-каунтеров, на манер оперативных очков card-driven варгеймов, только проще.
Если кто играл в третье издание без аддона, карта Imperium Strategy (которая даёт два очка победы) заменяется на карту из аддона, там гораздо труднее становится набирать эти очки победы.
Кратко об игре: я воевал за Эмираты Хакана (торговцев), мне противостояли военная раса Сардакк Н’орр и каторжники Ментака. Мне удачно выпали окружающие клетки и я довольно быстро развился до 10 планет за пределами родной системы, после чего методично забирал виктори пойнты при возможности. Сардаки адски развились до Звёзд Смерти (привет, Люк!), построили две штуки и терроризировали Галактику как могли. Звезда смерти бросает аж три кубика и попадает с 80% вероятностью, бомбит планеты, возит в себе 6 истребителей, а у Сардаков к ней ещё и плюс один к попаданию, ну то есть летающий ужас.
Каторжники же закрепились на Нексусе Червоточин (это отдельная клетка в подпространстве из дополнения) и делали пиратские выпады на Сардаков. Я же старался боёв избегать и сосредоточился на технологическом развитии: прокачивал свои системы планетарной защиты (PDS). Технология Deep Space Cannon даёт им возможность стрелять в соседнюю систему, а Graviton Laser System позволяет перебрасывать промахи. Они изначально попадают на 6+ из d10, а переброс даёт им, выходит, 85% хит. Плюс ещё Magen Defence Grid даёт им +1, это вообще оружие смерти получается. Хорошо, что построить этих систем можно только 6, да ещё мне диверсанты два раза разрушали по две штуки. Но в итоге я продержался до 10-го хода, и когда игра закончилась, у меня было больше всего очков.
Сегодня уже под впечатлением я перечитал правила, нашёл эррату и FAQ на сайте издателя (Fantasy Flight Games, они же делают настольные Doom, A Game of Thrones, Starcraft и кучу ещё всего). Выяснилось, что наши флоты носило по Галактике с какой-то невероятной скоростью (неправильно расходовали комманд-каунтеры), мы неверно забирали паблик обжективы насовсем и ещё пару мелочей не заметили. В итоге мы играли намного дольше, чем следовало бы. Ну это ладно, идея была проверить механику и почувствовать на себе Хаос Вселенной.
В своё время я несколько раз пробовал играть во вторую редакцию TI, известную у нас в стране под названием Сумерки Империи. Игра эта поразила меня своей глобальностью: в ней были и звёздные войны, и захваты планет, и галактический совет с законами, и развитие технологий. Однако я быстро разочаровался в Сумерках — как показала практика, эта игра слишком сложна, слишком медлительна и слишком тяжеловесна. Мы несколько раз пробовали играть в неё вшестером, но так толком ни разу и не доиграли до конца.
Через какое-то время я узнал о существовании третьей редакции Сумерек, в которой, как утверждали авторы, им удалось справиться с затянутостью игры и сделать её более динамичной. Не знаю, так это или нет, но точно знаю одно — меня эта игра уже не привлекает и садиться за неё нет, вообще, никакого желания.
На самом деле, TI3 быстрее и динамичней — но еще сложней в плане понимания и усвоения. Если Вторые сумерки — это тяжеловесный бегемот, то третьи совмещают в себе легкость и тяжеловесность как бегемот, парящий на огромной связке воздушных шариков ))
Из минусов:
— все-таки долго
— политическая часть в игре важная и увлекательная, но по-прежнему значительно менее мощная, чем военная
— интерес политической фазы (да, собственно, как и всей игры) очень сильно зависит от вовлеченности игроков. Если за столом кому-то дали заскучать, то скука может стать заразной. И наоборот — всего один игрок с искоркой ролевого безумия в глазах может сделать партию незабываемой.
Из плюсов:
— в TI3 ходы делаются не поочередно, а почти одновременно: каждый игрок совершает одно маленькое действие, после чего передает возможность походить следующему. Ну, примерно как в Агриколе. Пялиться в потолок больше некогда: надо думать над следующим действием и анализировать ходы противников.
— третья часть стала гораздо элегантней благодаря введению довольно абстрактных механик а-ля еврогеймы. Логическое обоснование всяким там «жетонам командных резервов» присобачивать придется с натяжкой, зато игра получила совершенно новый уровень стратегической глубины.
— нанесен удар по тупым однобоким стратегиям (зачерепашился-развился-победил). К сожалению, не окончательный (
— удалось нехило ускорить игровой процесс. За 4 часа удается сыграть далеко не всегда, но партия за 5 часов — это нормально. Понятно, что столько времени удается наскрести нечасто, но если бы меня спросили, что интересней — три партии в Агриколу, или шесть — в Цитадели, или одна — но в Это, то над ответом даже задумываться не пришлось бы ) Мне удалось найти всего одну игру, которая может сделать пять часов жизни настолько же насыщенными и запоминающимися (наверное, несложно догадаться, какую).
Если что-то внутри протестует именно против длительности и тяжеловесности — то пробовать вряд ли стоит.
Играть рекоммендую сразу с аддоном — он делает игру более гибкой и игра на очки начинает нормально работать только в аддоне.
Мы сыграли гдето игр 20 без аддона и гдето игр уже 30 наверно с аддоном (это была моя первая настолка).
Чесно скажу в отличии от андройда длительность игры вообще не напрягает.
И игра ОЧЕНЬ зависит от переговоров за столом. Потому что альянсы строятся и рушатся, подкуп и угрозы работают, вообщем часто угроза применения силы работает лучше чем сама эта сила.
Собственно это вторая моя любимая игра. Первая Агрикола 🙂
Парни, а вы их каких городов? А то вдруг мы земляки, я бы с вами с удовольствием сыграл. Я сам из Новосибирска.
Из Новосиба народ есть, в ссылках справа ———->
даже сайт есть по поводу настолок в Новосибе, там живет вяло шевелющийся форум. А вообще, каждое воскресенье собираемся играть.
У меня даже Сумерки есть. Правда вторая редакция и играть в них желания нет, но всё же. )