На сайте Мира Фантастики появилась рецензия на игру Dominion. По сравнению с другими обзорами от МФ эта рецензия стоит особняком. Во-первых, она достаточно подробная и объёмная и, во-вторых, рецензенты поставили Dominon максимальный балл — 10.
Практическое колодостроение
Разработчики и издатели настолок давно с интересом поглядывают на братьев-ККИшников, прикидывая, как бы умудриться использовать лучшие наработки механики коллекционных игр в своих проектах. В результате появляются смежные жанры (LCG), а также элементы в настольных играх, присущие ККИ: драфт, колодостроение, обильный игровой текст на карточках, характерное управление ресурсами. Хорошие настолки для любителей ККИ действительно существуют: Camelot Legends, Fairy Tale, а вот теперь ещё и Dominion. Последняя получилась особенно удачной.
Воплощение
Сеттинг в Dominion довольно традиционный: феодализм с элементами колдовства. В большой дорогой коробке (45 долларов) содержится только полтысячи карточек. Поначалу может показаться, что мы имеем дело с любимой многими издателями торговлей воздухом. Но это ощущение проходит очень быстро.
В начале игры соперникам раздаётся по десять карт: семь жёлтых с изображением медяка и три зелёные карты поместий. Это стартовая колода каждого игрока. На игровом пространстве раскладываются стопки других жёлтых и зелёных карт. Ресурсов в игре всего два: золото и серебро (также в карточках). Источники призовых очков — «герцогства» и «провинции». Розовые карты — «проклятия ведьм» — отнимают победные очки.
Далее на столе выкладываются 10 стопок по 10 одинаковых карт в каждой, так называемые карты королевства. Эти карты позволяют получать дополнительные возможности (деньги, другие карты, бонусные покупки или действия, воздействие на соперников). Каждая карта имеет стоимость и небольшой игровой текст с описанием эффекта применения. В базовом наборе содержится 25 разных комплектов по 10 одинаковых карт, плюс сюда же входят 12 карт садов, поэтому всего в коробке 252 карты королевства. Из этих 25 комплектов в партии будет использовано 10. Как их выбрать, зависит только от игроков — можно по сценарию для новичков, можно по договоренности, можно случайным образом. Для последнего способа даже предусмотрены 25 неигровых карт. Они тасуются, после чего вытягиваются десять карт: колоды именно с такими наименованиями будут в игре.
Бонусы на картах королевства самые разные. Например, «кузница» позволяет потянуть три карты с колоды, «деревня» — потянуть одну карту и произвести ещё 2 действия (по основным правилам можно совершать только одно действие за ход), «рынок» позволяет потянуть карту, совершить дополнительное действие, произвести дополнительную покупку и получить дополнительную виртуальную денежку для покупки. Есть и более замысловатые карты — «вор», «шпион», «ведьма», «бюрократ», «тронный зал» и другие. Всё. Раскладка закончена, можно начинать играть.
Курс игры
Игроки тянут по пять карт со своих стартовых колод. Далее разрешается произвести одно действие и одну покупку на базе. Используемые и купленные карты сначала кладутся перед собой, а в конце хода, в фазу очистки, перемещаются в дискард («сброс») колоды. Когда колода заканчивается, «сброс» перетасовывают и вновь кладут на поле.
В фазу очистки в дискард отправляются в том числе и оставшиеся на руке карты, после чего набираются новые пять карт из колоды. Это принципиальный момент, копить карты на руке нельзя! Что выгоднее прикупать? Всё зависит от момента партии и конкретных карт королевства на столе. Вначале рекомендуем сосредоточиться на пополнении казны и копить денежки, желательно номиналом покрупнее. Медяки брать с обывательской точки зрения выгодно (единичку стоимости можно получить бесплатно), но с точки зрения механики игры это тупиковый путь — от мелкой монеты забивается колода, а копить карты на руке нельзя. Некоторые «карты королевства» позволяют освобождаться от ненужных в середине и в конце игры карт.
Цель игры — набрать больше очков, чем соперники. Почти всегда основная борьба ведётся за «провинции», которые дают по 6 победных очков. Однако «герцогства» тоже могут помочь выиграть; бывало, что и лишняя карта поместья оказывалась решающей!
Один из способов завершить игру — опустошить три стопки карт, будь то владения или карты королевства. Например, при игре вдвоём карты провинций могут остаться, зато закончатся все «рынки», «ведьмы» и «герцогства».
Подсчет прост. Из накопленных в колоде карт выбираются все зелёные и розовые. Победные очки на зелёных суммируются, из полученного результата вычитается количество розовых проклятий.
Поначалу кажется, что нас надули: пять бустеров по 100 карт и много пустого пространства. Но уже после первой партии понимаешь, насколько хорошо всё продумано.Впечатления
Игра очень динамична, степень интерактивности в немалой степени зависит от набора карт королевства. Очень важно правильно угадать момент для реализации накопленных карт. Можно переусердствовать с созданием идеальной колоды и не успеть финишировать — разберут большую часть «провинций». Можно погореть на том, что начнешь закупаться раньше времени, собирая в основном «герцогства» и дешёвые «поместья», но они забьют колоду, не принеся требуемого количества очков. Ведь с точки зрения игровых действий эти карты — просто балласт.
Хорошая идея — отслеживать взятые соперниками карты владений, вести счёт, чтобы в последние два-три хода принять оптимальное (в том числе в плане риска) решение, исходя из чёткой картины текущего счёта. Мы не увидели в тексте правил ни запрета, ни разрешения на запись счёта. Пообщались с западными игроками и убедились, что единого мнения по этому поводу нет и у мирового игрового сообщества. Так что выбор за вами — как вам удобно, так и играйте.
Баланс в игре весьма неплох. При естественной степени случайности, связанной с приходом из колоды нужных карт в нужное время, игроки находятся в равном положении. Способы развития зависят исключительно от их решения. Одни карточки королевства выглядят сильнее или универсальнее других. Некоторые карты работают лучше всего в сочетании с другими (как в ККИ). Каждой карте своё время: нет смысла во второй половине партии покупать карты, развивающие ресурсную базу, а в самом начале партии не следует торопиться с приобретением карт, позволяющих делать более одного действия за ход. Набор карт королевства позволяет реализовывать самые разные стили игры. Например, очень интересна тактика игры с «ведьмами». Мы сыграли специально такую партию, в которой один параллельно с собственным развитием скупал и применял «ведьм», насылая проклятья на оппонента (минусовые победные очки), а второй не обращал внимания на это, сосредоточившись на максимальном накоплении владений. Партия закончилась со счетом 41:40, что говорит об отличной сбалансированности тактик.
Никаких разночтений и непонятных моментов в игре нет, исполнение также не вызывает ни единого нарекания. Карточки выполнены из качественного картона, по размеру чуть уже стандартных, так что кармашки-протекторы для них не подходят. В коробке есть вставка, куда очень удобно укладывать карточки во время игры.
Dominion не стоит сравнивать с классическими ККИ, хотя стоит заметить, что опытные «картёжники» будут иметь преимущество, поскольку давно знают о принципах построения колод с лучшей оборачиваемостью, вероятности прихода нужных карт, «комбе» и эффективности. А вот сравнить игру с лучшими неколлекционными карточными настолками вполне можно. И тут мы обнаружим, что Rio Grande Games создала серьёзного конкурента… своей же игре Race for the Galaxy (обзор ищите в декабрьском «МФ» за 2008 год). При этом Race выглядит чуть выигрышней в плане стройности развития хозяйства, зато Dominion превосходит её в интерактивности и динамике.
Итог: превосходная идея в отличном исполнении. Играть интересно, проигрыш не разочаровывает, выигрыш ободряет, после любого результата хочется сыграть ещё. Идеальное сочетание динамики и взаимодействия при игре втроём. Одним словом, Dominion вполне заслуженно получила титул «Игры года 2008». Очень ждём российской локализации!
Не ККИ, но с продолжением
В июле уже вышло первое расширение игры Dominion: Intrigue, к концу года ожидается ещё одно. Концептуально первое расширение представляет собой самостоятельную игру. Оно равнозначно базовой игре по цене и объему: 25 комплектов новых карт Королевства плюс комплекты карт ресурсов и владений. Суммарным набором можно играть вшестером за одним столом или ввосьмером за двумя, смешав и разделив наборы карт Королевства любым образом. Единственное опасение — долгое ожидание своего хода. В одном из следующих номеров «МФ» мы расскажем, стало ли дополнение столь же интересным, как и оригинальная игра.
> Партия закончилась со счетом 41:40, что говорит об отличной сбалансированности тактик.
Разве это не говорит о НЕсбалансированности? Ведь это счет при игре 1 на 1, а если будет большее число участников, то видимо ведьмы сильно упадут в цене.
Логика не совсем ясна и непонятна база для твоих выводов. Баланс в игре действительно волшебный.
А если говорить конкретно про Ведьм, то не особо они изменят свою стоимость, т.к. с одной стороны ты будешь рассовывать проклятия разом всем противникам, а с другой стороны проклятия в скором времени кончатся. Так что в начале игры ведьмы будут в цене даже выше, чем 1-на-1, а потом резко упадут, если правда к тому времени не будут раскуплены. Но этот пример будет работать только если в раскладе нет Moat`ов, если они есть, игра может поплыть совсем в другом русле, вполне возможно, что на Ведьм никто и смотреть не будет. И вот в этом всём и есть основной кайф игры, она крайне гибка и пластична, а баланс каждый раз выстраиваешь ты сам, своими руками.
> ты будешь рассовывать проклятия разом всем противникам
Тоесть если имеется 3 противника то сразу каждому по проклятию дается? Тогда другое дело. Я не знаю подробностей.
Ведьма в базовой игре себя окупает очень сильно. Стопку да же при игре в 4 никогда не раскупят, не имеет смысла, но и рвы сильно не спасут, чтоб они помогали ими надо реально затариваться. Сильная карта ведьма, на память приходит только расклад в чапелами когда она не играется.
@VDmitry
А смысл комментария если не знаешь? Это не подробность, это базовое правило.
Ну я в большей степени опираюсь не на базовые расклады, а на случайные, там всякое бывает. А так да, согласен.
> А смысл комментария если не знаешь? Это не подробность, это базовое правило.
Разве это был не вопрос?
@SkAZi
Игра бездополнений, а не базовый расклад. )))
@VDmitry
Ну извини, не все вопрос где «?» поставлен.
@Oldman
Это я понял, я просто решил что ты говоришь только про рекомендуемые стандартные наборы для базовой игры. Вообще мне сложно оценить игру без дополнений, играя в он-лайн, я вообще только недавно доехал, что многие любимые мной карты находятся в Интригах. o_O
*рекомендуемые стандартные расклады для базовой игры
@SkAZi
Миньен? Плохая карта при добавлении в стандартный набор.
Кстати Миниона сам не очень люблю, а вот Nobbles, Swindler, Upgrade — да
@SkAZi
/ghook Oldm@n сделай какнить ))))
Это позвать в игру? Я просто даже не пытался тамошние команды освоить.
Ребята, а многие из вас играют на BSW? Есть ли там русскоязычный канал или комната? А то с немцами играть конечно весело, но многие из них английского не знают =(
@SkAZi
Это ко мне примагнититься. )))
@Aiwe
На ББГ где-то был список, тех кто посещает.
Вот список играющих на BSW, а также некоторые советы по использованию: BSW Russians
@Oldman
@Nelud
Спасибо за наводку, добавил туда себя и жану, которая на ББГ ещё более частый гость чем я.
Может устроим кубок Рунета по Доминиону? =))