Некто Sergey A прислал мне на почту описание игрушки Chichago Express. С удовольствием выкладываю его на всеобщее обозрение, тем более, что Сергею эта игра понравилась, да и я слышал о ней неплохие отзывы и при случае не отказался бы сыграть.
Данную игру я приобрёл скорее спонтанно, под влиянием желания сыграть во что-нибудь новенькое, не слишком тяжелое и доступное для покупки «прямо сейчас». Ознакомившись с правилами, фотографиями, просмотрев обзоры, я решил остановить свой выбор на Chicago Express.
Оформление игры и компоненты на высоком уровне, единственное основное неудобство – это слишком маленькие ячейки на шкале подсчета очков, но это лично моя придирка: если случайно немного задеть игровое поле, то результаты всех компаний часто приходиться пересчитывать заново.
Слева на поле есть интересные элементы: три круга с делениями, стилизованные под некие манометры в кабинах паровозов. По центру каждого круга крепится картонная стрелка, поворачивая которую, игроки показывают, какое действие они будут совершать. Помимо собственно игрового поля, на котором изображена часть США разбитая на хексы, в комплект игры входят бумажные акции пяти компаний, бумажные доллары, деревянные фишки, изображающие паровозики, деревянные фишки улучшений.
Вкратце о правилах: каждый игрок в свою очередь может двинуть стрелку (на «манометре») на одно деление и совершить одно из трёх доступных действий:
- Начать аукцион по покупке одной акции любой компании.
- Проложить новый участок пути любой компании, акцией(ями) которой владеет.
- Улучшить (т.е. сделать более прибыльным) любой хекс, через который уже проложен путь.
Доступным считается то действие, где стрелка «манометра», привязанного к действию, не находится в красной зоне. Как только две какие-либо стрелки оказываются в красной зоне, игра прерывается фазой выплаты дивидендов владельцам акций. Затем все «манометры» обнуляются, и игра продолжается как обычно. В фазу выплаты дивидендов проверяется, не наступило ли одно из четырёх условий завершения игры.
Деньги, уплаченные за акции на аукционе, идут в бюджет компании и на эти средства (и только на эти) прокладываются пути. Дивиденды же выплачиваются из банка. Вот и вся основная суть правил и механики игрового процесса.
Первая партия была сыграна вдвоём с женой. Правила были уяснены практически моментально и в дальнейшем в них заглядывали только для того, чтоб уточнить условия окончания игры. Каждый купил акции двух компаний и принялся за строительство пути одной из контролируемой компании. По ходу игры я целиком выкупил акции двух компаний и влез в долю хорошо развитой компании жены J Это позволило мне выиграть с довольно большой разницей в счете, т.е. в наличности.
Дальнейшие где-то пять партий игрались втроём и они превратились в нешуточные баталии на аукционах, где каждый стремился не дать остальным игрокам влезть в долю той компании, в которую он вложился и развил/развивает. Но при этом, видя, что кто-то единолично владеет «лакомым куском», все старались устроить аукцион и урвать себе часть такой компании. И в этой ситуации крайне рискованно остаться с малым количеством наличности на руках и уступить за бесценок акцию компании. Надо отметить, что по правилам в фазу выплаты дивидендов доход компании делиться пропорционально количеству акций, которыми владеют игроки. Соответственно надо рассчитывать, сколько денег ты готов отдать за акцию компании, окупятся ли вложения до конца игры и сколько акций(=долей) может быть еще приобретено другими игроками (что естественно негативно скажется на твоём доходе). Т.е. вся игра построена на математическом расчете и планировании – без этого тут никуда. При этом совершенно неправильно сосредотачиваться только на «своих» компаниях: во-первых это просто не дадут сделать, во-вторых можно прозевать серьёзный рывок к победе какого-либо другого игрока.
Таким образом, с одной стороны у акционеров компании есть вполне очевидная цель – проложить путь до Чикаго: в этом случае будет произведена внеочередная выплата дивидендов всем акционерам только этой, впервые достигшей Чикаго, компании. Такая выплата является серьёзно заявкой на победу. С другой стороны, чтобы получить преимущество от достижения Чикаго (да и вообще от владением акциями компании) нужно быть мажоритарием (владеть наибольшим количеством акций). Еще есть вариант подгадать момент и купить за бесценок акции динамически развивающейся компании и получить от этого выгоду или же напротив, специально нерационально использовать паровозики и не дать компании достигнуть Чикаго. В дополнении к этому все компании неодинаковы: акции, доступные для продажи, варьируются от двух до шести штук. Т.е., например, купив 2 из 3 доступных акций, ты автоматически обеспечиваешь себе ~66% дохода и такую компанию можно смело развивать. А вот владея 2 из 6 доступных акций надо быть постоянно начеку, чтобы никто не воспользовался плодами твоих трудов (вложенных средств и потраченных на строительство путей/улучшений ходов).
В игре нет каких-то революционных находок, и она отчасти схожа с Power Grid, а отчасти с Imperial (это если сравнивать с теми играми, в которые я играл). Но это никак не умаляет интересности игры. От Power Grid тут применение аукционов и необходимость строить некие сети для увеличения доходов; от Imperial система вложения средств в ни к кому жестко не привязанные страны/компании с целью пополнения их бюджета и получения контроля.
Хочу отметить, что лично мне игры такого типа (Чикаго экспресс, Контейнер) нравятся тем, что только игроки фактически полностью ведут весь игровой процесс. Нет никакого фиксированного количества раундов, каких-то подчинённых игровой системе врагов/покупателей/продавцов, случайных событий, регламентных «зарплат». Только рационализм и действия игроков скажутся на динамике, интересности и даже моменте окончания игры. Но тут есть и подводные камни: вялость, желание не выиграть, а навредить кому-то конкретному, нерациональность могут отрицательно сказаться на интересности партии.
Итак, резюмирую, напишу о впечатлениях по пунктам:
- Оформление = (хорошее с плюсом) в целом на уровне, весьма симпатичное и качественное.
- Сложность правил = (низкая) правила просты, понятны, логичны, красивый буклет с примерами на нескольких европейских языках (точно не помню скольки),- русского естественно нет.
- Расчеты системы = (средняя) тут я имею ввиду необходимость игрокам следить за некими параметрами системы (например, такими как регламентное пополнение ресурсов, выкладывание карт новых раундов и т.д.).
- В данной игре при прокладке пути игроки должны высчитать его стоимость и уменьшить бюджет компании, плюс увеличить шкалу дохода в зависимости от ценности хексов. Также надо не забывать двигать стрелку перед своим ходом.
- В фазу аукциона и выплаты дивидендов калькулятор желателен.
- Реиграбельность = (средняя) с первых же партий придумать некую выигрышную тактику непросто да и невозможно. Но даже новички (естественно при наличии сопоставимого IQ) перестанут себя чувствовать неуютно после нескольких игр. Однако, всего одна карта, фиксированные стартовые позиции, «гонка к Чикаго» не сказываются положительно на разнообразие дальнейших партий.
- Длительность = (средняя) подготовка к игре много времени не занимает, ну а сама партия длится 30-50 минут.
- Взаимодействие = (от низкого до высокого) всё зависит от количества игроков, индивидуальных тактик. Думаю, что 3-4 игрока – это оптимальное количество для потенциально интересной и насыщенной игры. Но запереться в раскладывании своего «пасьянса» тут не удастся J
- Генераторы случайных событий – отсутствуют.
- Революционные находки – отсутствуют.
В коллекции на BGG я поставил этой игре 7 (для сравнения Imperial и Container я оценил в 8, а Agricola в 9. Десятку я придерживаю до появления игры-идеала).
http://www.boardgamegeek.com/user/_x_s_ (Sergey A)
купил себе в Эссене дополнение
игра немного изменилась и стала забавнее
напишу отчетик как нибудь
а пока ожидается два отчета по abandon ship и infinite city
Что-то даже не тянет в нее поиграть.Почему-то вообще холоден к риэлвэй играм.