Впечатления от "Shadows over Camelot" с дополнением "Merlin's Company"

В сообществе ЖЖ ru_boardgames опубликована заметка, в котором описываются впечатления от игры Shadows Over Camelot с дополнением Merlin’s Company. Дополнение понравилось автору, но его общее впечатление можно описывать словами "могло быть и лучше". Почему так? Читайте и узнаете сами! 

Две недели назад мы опробовали «Shadows over Camelot» с дополнением «Merlin’s Company», которое, по большому счёту, разочаровало. В основную игру оно вносит 3 главных новшества:
— карты путешествий;
— новые щитки Рыцарей;
— волшебника Мерлина. При изучении описания и правил дополнения у меня возникло обманчивое чувство, что карты путешествий (я имею в виду «плохие» карты путешествий), появившиеся в игре, усложнят процесс, и победа Рыцарей станет не так проста, и это было бы здорово. Однако на деле выяснилось, что если не отступать от найденной нами методики выигрыша, карты путешествий особой погоды не делают. Перемещаются Рыцари мало, если не сказать – единожды за игру. Поэтому худшее, что может произойти с ними в пути, – задержка на один ход (даже дополнительный чёрный меч на Круглом столе не так уж и страшен, поскольку чёрные мечи необходимы для ускорения победы Рыцарей, см. всё ту же методику выигрыша).

Я понимаю, что карты путешествий были созданы, чтобы внести сумбур в стройную стратегию победы Рыцарей, и сама по себе идея это замечательная. Воплощена она, правда, криво. Наверное, я реализовал бы её иначе. А так влияние плохих карт путешествий на игру сродни подрывной деятельности разоблачённого Изменника, т.е. не сильно ощутимо.

Новые щитки Рыцарей (при желании подменяют старые, пластмассовые фигурки остаются теми же) описывают новые Индивидуальные способности героев, многие из которых не только бесполезны, но и равносильно бесполезны по отношению к той способности, которую по идее должны собой заменить. Например, очень сложно выбрать, чья способность хуже: Ламорака или Паламедеса, Гавейна или Борса, Карадока или Бедевера… Вот и получается, что, несмотря на «новых» Рыцарей, играть всё же приходится «старыми».

Существенное разнообразие в действо вносит волшебник Мерлин, ставший в дополнении отдельным персонажем. Как прикормленная дворовая псина он неотступно следует за Рыцарями попятам, когда они вытаскивают соответствующую карту перемещений. Когда старик появляется на активном Задании, каждый Рыцарь может внепланово взять белую карту из колоды. Если Рыцари покидают Задание (а это возможно в одном из 3-х случаев: Задание завершено, Рыцари отозваны действием особой карты или Рыцари уходят по доброй воле), Мерлин остаётся и сидит на месте до тех пор, пока кто-нибудь не вытащит его карточку из колоды перемещений. Если Задание завершено, волшебник блокирует действие вскрываемый из чёрной колоды карты, относящейся к этому завершённому Заданию. В зависимости от того, где благородные Рыцари бросили Мерлина, и оттого, на какой стадии в данный момент находится игра, это может быть и хорошо, и не очень.
Правила обязывают тянуть карту путешествий всякий раз, когда Рыцарь направляется на Задание, но в нашей игре мы вскрывали новую карту всякий раз, когда куда-либо перемещались до доброй воле, и у нас возникали забавные ситуации, когда Рыцарь, уходивший за подкреплением в Камелот, уводил с собой Мерлина. Чем более непредсказуема игра, тем лучше.

Резюмируя, я бы сказал, что для душевной партии в эту отличную игру вполне можно обойтись без дополнения «Merlin’s Company». Давайте посмотрим ещё раз, что оно нам дало.
1. Новые белые и чёрные карты. С этим всё отлично, новые пакости пакостны, новые приятности приятны. Особые белые карты сделаны разумно, все они обязательно пригодятся Рыцарям в борьбе со Злом (дурацких карт вроде «Convocation» или «Lady of the Lake» здесь нет).
2. Новые щитки Рыцарей. Реально только одна новая способность хороша. Сэр Овэйн, клон Сэра Кая, настоящий катапультный терминатор. Сражаясь с ними, он бросает кубик до того, как выкладывает боевые карты. Достоинства всех остальных Рыцарей весьма и весьма сомнительны, и это, надо сказать, большой минус, потому что проблема существовала со времени основной версии игры и, получается, за всё это время решена не была.
3. Карты путешествий. Так и не смогли испортить выигрышную стратегию Рыцарей, хотя, конечно, прибавили игре интерес и неожиданность. Но не намного. Да, кстати, как бы то ни было, они отлично оформлены. А на некоторых из них приведены цитаты из культового фильма «Монти Пайтон и поиски Святого Грааля», который нельзя не вспомнить, играя в «Shadows over Camelot».
4. Мерлин. Практически неконтролируемый персонаж, оказывающий случайную помощь Рыцарям. Если доработать модель его поведения так, чтобы он случайно оказывал и вред тоже, ему не будет цены.
5. Расширение числа игроков. Теперь в игру можно сесть ввосьмером. Число игроков расширилось просто за счёт дополнительных карт в колоде лояльности. И только-то! Во-первых, это явный дисбаланс механики (8 Рыцарей мгновенно закончат все Задания, у сил Зла нет ни шанса), во-вторых, зачем столько игроков? Число 5 лично мне кажется идеальным.

А теперь давайте представим, что мы могли бы получить за свои деньги (дополнение стоит примерно столько же, сколько сама игра):

  • новые карты Заданий, ведь чем их больше, тем сложнее держать все области под контролем (и тем большее число игроков может сесть за игру; если уж и расширять число играющих, то только так!);
  • действительно новых Рыцарей, а не клонов старых (в дополнении всего две новых пластмассовых фигурки: Мерлина и Сэра Бедевера, который не поспел в основную игру и которого до сих пор можно приобрести отдельно);
  • больше взаимодействия между Рыцарями, больше ролевого элемента (казалось бы, куда больше? Гам над столом не утихает ни на минуту, игроки до хрипоты обсуждают стратегию действия, Король Артур транспортирует карты, но на этом всё, а хочется большего);
  • меньше рутины, больше спонтанности (идея с картами путешествий – хорошо, неудачная реализация их – плохо; если обязать Рыцаря всегда брать карту путешествий – даже когда он перемещается в Камелот после выполнения Задания – уже будет лучше. А по хорошему, колода путешествий сама нуждается в дополнении).

Так что думайте сами, иметь или не иметь. В моём пересказе правил игры «Shadows over Camelot» вы можете найти теперь и правила к аддону «Merlin’s Company», а также перевод всех карточек.