Добро пожаловать в мир настольных игр

Адмирал. Эпоха парусных сражений. Обзор игры

Читатель Артем Платонов сегодня расскажет о новой семейке, посвященной сражениям парусных кораблей – об игре «Адмирал».  

В начале девяностых, когда я впервые серьезно увлекся настольными играми, в мою коллекцию попала отечественная игра на морскую тематику (название, увы, стер из памяти Дэйви Джонс). Один игрок играл за испанцев и хотел перевезти награбленное в Америках золото в Испанию, а второй вовсю пиратствовал на кораблях черного цвета. Правила я уже практически забыл, помню лишь, что направление ветра задавала вертушка со стрелкой, что генерировало постоянные споры «Смотри, ветер дует в этот сектор! Нет, стрелка не пересекла границу!!1»

Тематика парусного флота среди мальчишек на даче, где я тогда отдыхал, была в большом почете: мы запускали в прудах деревянные корабли, грабили корованы и вели торговлю всем, что скрафтили для таких игрищ до лета. Соответственно, интерес к данной настолке не утихал еще лет пять. Мы даже сделали свою игру, с блэкджеком и сухопутными крысами – механика боя, кажется, осталась неизменной, но добавилась ролевая часть, где можно было ставить на корабли разное вооружение, прокачивать матросов и торговать разными товарами.

В конце девяностых, когда многие из тогдашних дачных товарищей закончили школу и все реже стали приезжать, сошли на нет и наши посиделки за настолками. Энтузиазм по части парусного флота также подугас, однако не исчез совсем. Поэтому, когда образовалась возможность сыграть в новую игру про сражения эпохи парусников я, не раздумывая, согласился.

У друга, которого я позвал для дуэли, при виде коробки глаза разгорелись не хуже маяка в ненастную ночь. Пока мы расставляли компоненты, он вспомнил, как еще в школьные годы он с еще одним нашим общим другом также бананили настолку про парусники (кажется, по описанию под это подходят «Пираты» Голицина, но это не точно). Правда, до конца не доделали, терпение кончилось.

Но – ближе к нашей игре, «Адмирал. Эпоха парусных сражений» от разработчиков из Москвы. Настолка заявлена как семейная и полностью эту категорию оправдывает.

Нет времени объяснять, как ваши четыре корабля оказались около вашей же крепости, просто поднимайте паруса и мчите вперед. Где-то там уже трепещут на ветру вымпелы кораблей противника, которые нужно утопить (корабли, а не вымпелы).

У каждого игрока под командованием имеются четыре плавсредства: трехмачтовый линкор, два двухмачтовых фрегата и один одномачтовый бриг. Мачты съемные и выполняют роль счетчика жизней: корабль без мачт только в поговорке подобен кораблю с мачтами, только без мачт. В «Адмирале» корабль, лишившись последней реи, сразу снимается с поля.

Также у каждого флотоводца имеется по крепости, которая выполняет ремонтные (за партию можно восстановить до шести сбитых мачт) и охранные функции (крепостные пушки далеко и больно стреляют). Причем уничтожить крепость огнем с кораблей нельзя.

Ходы осуществляются поочередно. В свою очередь игрок сначала тащит карточку, задающую направление ветра, затем карточку, определяющую случайное событие (их немного: ничего не происходит, шторм срывает по мачте с каждого корабля, телепортация к вашей базе, удвоение дальности хода, принудительный абордаж, экстренная починка мачты прямо в море). После этого каждый корабль может походить (как далеко – указано на карточке ветра) и пострелять. Стрельба ведется на соседние клетки по бортам вашего корабля. Плотность огня зависит от типа корабля или, точнее, от изначального количества мачт: линкор стреляет три раза, бриг один. Проверка на попадание производится просто: нападающий и защищающийся кидают по кубику, если у нападающего больше, цель теряет одну мачту. Можно стрелять залпом, когда выстрелы (т.е. два кубика) следуют одновременно и суммируются. Корабль-цель, кстати, может вести ответный огонь – правда, если он повернут бортом к агрессору. Если не повернут, то в ответ на первый выстрел можно развернуться.

Бои парусников были бы неполноценными без абордажа, и он в «Адмирале» есть. Проходит он аналогично стрельбе, но ставки тут выше: оба противника кидают кубик и тот, у кого выпало меньше, теряет мачту. Бой ведется до полной победы одной из сторон. Проигравший корабль можно утопить, а можно и оставить себе, переместив на него одну мачту со своего захватчика.

Разнообразие в игровой процесс вносят дополнительные правила. Так, кораблями можно плавать не поодиночке, а в составе линии, т.е. друг за другом (профита из этого я, правда, не вижу). В модуле «Пираты» один из игроков берет под командование трехмачтовый парусник Ост-Индской компании, а остальные игроки – по одномачтовому бригу с «Веселым Роджером». Цель купца – довезти груз в любой из трех портов на карте (это бывшие крепости), цель пиратов – соответственно, оказаться единственным владельцем торговца.

В «Охотнике на пиратов» все игроки плавают на бригах, но только один на пиратском, а остальные – на военных. Цель, как подсказывает Капитан Джек Очевидность, первым нейтрализовать корсара, которому нужно добраться до спасительных притонов на одном из трех островов (это, как вы поняли, также бывшие крепости).

«Штурм крепости» предполагает, гм, штурм крепости под руководством одного из игроков. Но крепость это не простая, а усиленная, состоящая из 10 тайлов и находящаяся не в углу, а ближе к центру поля. Остальные игроки руководят флотом из трех линкоров, шести фрегатов и трех бригов. Игроку-за-крепость достается незавидная роль кидальщика кубиков, так как он автоматически стреляет по тем, до кого дотягивается, и рубит саблями тех, кто высадился. Роль десанта играют мачты кораблей, правила боя те же, что и при абордаже. Высадившиеся моряки могут перемещаться на соседние клетки незанятой крепости.

Наконец, игру можно масштабировать – так, с двумя коробками поле и количество кораблей становится в два раза больше. Наверное, можно попробовать увеличить и количество игроков, но тут усердствовать не стоит. Иначе есть риск помереть не от вражеского ядра, а от даунтайма.

Ну что же, впечатления от игры я выскажу ближе к концу обзора, пока же хочу остановиться на частностях. Начнем с исполнения. Качество печати карт очень приличное, а вот вырубка хромает: кое-где видны белые полосы по краям. Это говорит о том, что верстальщик был неопытным и не сделал выпуска под обрез, а в типографии положили на это болт.

Поле выполнено из четырех картонных квадратов, не скрепленных между собой. Видимо, это продиктовано экономией (клеить – дорого), однако в текущем исполнении всё это смотрится не очень: сектора поля из-за подвижек корабликов постоянно ерзают, открывая незапланированные Марианские впадины. Выход я вижу в пазловом соединении элементов, уж коли решено отказаться от складного поля.

Само качество печати морей-океанов нареканий не вызывает, однако, что обычно для российских игр, картон на это идет не самого лучшего качества. Так и с полем в «Адмирале»: плохо просушенный девайс сразу выгнулся дугой, образовав четыре девятых вала на столе. Правда, через сутки они практически исчезли.

К сожалению, сетка на поле оказалась неконтрастна и издалека, при плохом освещении и для людей с ослабленным зрением может быть плохо видна. В нашей партии поле сразу стало бликовать от люстры, мне пришлось постоянно наклоняться, чтобы увидеть клеточки, и это сразу стало раздражать.

Сами парусники в игре нарезаны из фанеры, что получилось неожиданно тематично: клей между слоями древесины издалека кажется окраской борта вдоль пушечных портов. Мачты же выполнены из прутков и отшлифованы хуже корпусов: на некоторых заметны заусенцы.

Что касается правил, то они написаны неожиданно на хорошем уровне для дебюта отечественного игродела и почти не содержат узких мест. Но они все же есть: так, ориентация корабля после абордажа (при перемещении на новую клетку, ведь на одной клетке может находиться только один парусник) в рулбуке не оговаривается, но это важно для последующей стрельбы им. А карточка случайного события «Шторм» разверзает какой-то шторм рандома: потеря 50% силы флота просто потому, что ты вытащил не ту карту, как-то не очень. Если бы она действовала на всех игроков (а что, море-то общее, и шторм общий), еще куда ни шло…

Также выяснилось, что ближе к концу партии, когда у игроков остается по одному кораблю, да и те нужно почаще гонять на починку, темп игры сильно проседает. Нужен какой-нибудь хоумрул, исправляющий ситуацию. Не помешает и доработка правила наказания за ничегонеделание: согласно рулбуку, если вы стоите под защитой крепостных пушек в ожидании ремонта, вместо него с вас наоборот снимаются мачты. Однако ничего не мешает плавать на клеточку сюда – клеточку обратно, заманивая врага в ловушку. Он же, не будь дураком, в это время плещется у своих укреплений и совсем не желает подставляться под крепостную артиллерию.

Время, кстати, неоправданно затягивается и в бою, ведь нужно подождать, пока противник возьмет у тебя кубик и бросит его. Лично мы для экономии времени сразу взяли дополнительный шестигранник и бросали их одновременно. Родной кубик, между прочим, плохого качества и напоминает детища «Технолога» середины двухтысячных. Пираты за такое пропускали под килем пару раз, пока джентльмен удачи не притаскивал нормальный дайс.

Если обобщать, то в «Адмирале» балом правит рандом и это… хорошо. Ведь игра-то семейная, а удачный бросок кубика уравнивает шансы на победу ребенка и родителей. При этом кубикометание – очень азартный процесс, что нравится всем детям и большинству взрослых. Есть, правда, опасения, что тематика игры оставит равнодушной прекрасный пол, но для мальчишек и отцов «Адмирал» должен зайти очень хорошо. Огрехи в качестве компонентов на самом деле почти незаметны (а для дебютного самиздата отечественного разработчика их вообще, считай, нет), и единственное, что может подпортить настроение, это цена. Сейчас она составляет около 1500 рублей за коробку и это, на мой взгляд, многовато. Впрочем, продажи покажут, тем более что автору удалось сходу попасть в крупные сети типа «Детского мира».

Так что если вы или ваш ребенок интересуется парусным флотом, сыграть в «Адмирала» хотя бы разок однозначно стоит.

15 комментариев

  1. Yury Yamshchikov

    Спасибо за обзор, присматривался к игре!

  2. Ml

    Что сказать. Вот есть игра в кораблики, которая издавалась в книге «Кораблики и солдатики». Всё то же,только типов кораблей не 3,
    а штук 10-12, включая галеры, пароход, монитор. Вертушки для определения направления и силы ветра… Вот за такую я бы и 5к не пожалел. А это крайне сильно упрощённый её вариант, за который и 1000 жалко отдать.

  3. azazel

    @Ml
    Интересно, а зачем было делать очередной клон «Игры в Кораблики», если лет 5 назад это уже сделали «BombatGame» выпустив свой «Адмирал», причем в более качественном исполнении. А «Пиратов» Голицына недавно выпустили «Нескучные игры» по значительно более привлекательной цене.

  4. Ml

    @azazel
    Согласен. Правда, тот «Адмирал» тоже не совсем то, но степень похоже три крайне высокая.
    Короче говоря, дорого и не красочно. Не ффг.

  5. Atsukawa Toshiro

    Лично мне визуально нравится и пофигу, что не ффг.

  6. vnegik

    В начале девяностых, когда я впервые серьезно увлекся настольными играми, в мою коллекцию попала отечественная игра на морскую тематику (название, увы, стер из памяти Дэйви Джонс). Один игрок играл за испанцев и хотел перевезти награбленное в Америках золото в Испанию, а второй вовсю пиратствовал на кораблях черного цвета. Правила я уже практически забыл, помню лишь, что направление ветра задавала вертушка со стрелкой, что генерировало постоянные споры «Смотри, ветер дует в этот сектор! Нет, стрелка не пересекла границу!!1»

    Также играл в данную игру. Была в книге про историю мореплавания. Компас делали сами.

  7. azazel

    @vnegik
    Иногда полезно почитать комментарии под статьей. Игра «Пираты» Голицына она называлась. О чем я писал выше.

  8. Аноним

    @Ml
    На момент обзора она уже в третьем максимально качественном издании) Ветер — это основа любой игры в парусники. Для нужного рандома, не зависящего от воли игрока, тыкающего пальцем в «вертушку», придумано простое и эффективное средство — карточки, которого в других корабельных играх не наблюдалось. Очень наглядно и просто, на них при чем уже указаны цифры, на сколько клеток можно сходить в какую сторону. Существенно облегчает процесс игры. Размеры поля, количество корабликов и мачт были максимально оптимизированы в интересах ограничения времени на партию — до 50 мин. Игра оптимизирована до «семейного» уровня, для максимальной вовлеченности в игру (а не в правила), получения положительных эмоций))

  9. Артём Масликов

    @Ml
    На момент обзора она уже в третьем максимально качественном издании) Ветер — это основа любой игры в парусники. Для нужного рандома, не зависящего от воли игрока, тыкающего пальцем в «вертушку», придумано простое и эффективное средство — карточки, которого в других корабельных играх не наблюдалось. Очень наглядно и просто, на них при чем уже указаны цифры, на сколько клеток можно сходить в какую сторону. Существенно облегчает процесс игры. Размеры поля, количество корабликов и мачт были максимально оптимизированы в интересах ограничения времени на партию — до 50 мин. Игра оптимизирована до «семейного» уровня, для максимальной вовлеченности в игру (а не в правила), получения положительных эмоций))

  10. Artem Maslikov

    @azazel
    Вообще-то это не клон)Реализованная в данной игре механика применяется только здесь. Игра максимально «юзер френдли») оптимизирована для получения удовольствия от процесса, т.к. это преимущественно семейка. От «BombatGame» — более сложная игровая система. Тут применены оригинальные технические решения с ветром, который основа для любой «парусной» игры, применены карточки ветра, что позволило добиться нужного рандома (силу толчка вертушки пальцем, не проконтролируешь)), а также упростить ориентирование в пространстве, т.к. на компасе помимо ветра указано сразу на сколько клеток можно ходить, что разом снимает массу проблем. Также и каунтер поражения реализован непосредственно на фишках в виде палочек-мачт, что максимально наглядно и просто. А то, что в игре про корабли, как и все остальные, использовали корабли и море, извините:) А качество игры, на момент обзора, значительно лучше, загляните на сайт производителя

  11. Аноним

    Из легких зарубежных аналогов больше привлекает — «Pirates of the Cursed Seas». Там и корабли разборные, и карточки с параметрами являются линейками, и т.п.

    Хотя ход со съемными мачтами и изящен, парусники все же больше смахивают на пароходы. Увы, не до конца выдержан стиль.

    Если брать комплексность и логичность правил, качество исполнения, то одной из лучших игр считаю — «Sails of Glory»

  12. Александр Л.

    Из легких зарубежных аналогов больше привлекает — «Pirates of the Cursed Seas». Там и корабли разборные, и карточки с параметрами являются линейками, и т.п.

    Хотя ход со съемными мачтами и изящен, парусники все же больше смахивают на пароходы. Увы, не до конца выдержан стиль.

    Если брать комплексность и логичность правил, качество исполнения, то одной из лучших игр считаю — «Sails of Glory»

  13. Аноним

    @Аноним
    Это вы уже совсем в другую степь полезли. У подобных игр наш аналог — это игра Звезды Армада. Совсем не тоже, что описываемая игра.

  14. Аноним

    @Artem Maslikov
    Я в принципе не согласен, что вытягивание карточек сильно отличается от кубика или вертушки. Конечно если хочется все-таки добраться эффекта случайности, а не «а, все карты уже вышли, я точно знаю, что следующей будет такая-то». Это какой-то контролируемый рандом, что кмк для механики смены ветра весьма странно. Снимание мачт это как раз из Игры в кораблики. Так что, уж извините, но я не могу назвать эту игру оригинальной

  15. Алексей А

    Видел и эту игру на Игроконе, не играл, но игра привлекла внимание, так как люди за столами живо, шумно, азартно играли)) По поводу оригинальности спорить не буду, игр слишком много, чтоб создавать что то совсем необычное. так как в РФ существует несколько тысяч игр, а целевая аудитория настолок, судя по статистики, около 40 тыс. игроков. Вообще все в этом мире на что то похоже, человек на обезьяну похож, так что значит, нас обезьяна и называть?)) лично меня задолжали локализации иностранных настолок, издательства отказывают нашим разработчикам, даже если игра крутая, просто иностранные легче продавать, поэтому мы с вами и играем зачастую во всякий иностранный секонд хенд, выдаваемый за модные игры. А отечественные игры так и остаются неизданными. И вот такие ребята, как эти пробивают самостоятельно сложившуюся ситуацию. И мне лично даже не так важны сами игры, как то, что они нашей отечественной разработки. Я хочу ездить на отечественных авто, болеть за отечественных футболистов и играть в отечественные настолки))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑