«Сумеречная борьба» — глобальная стратегия о холодной войне между двумя сверхдержавами XX века, достаточно долго удерживает лидирующие позиции в сфере настольных игр, считаясь одной из самых интересных настолок для тех, кто может себе позволить выделить пару часов на партию для двух человек.

Впервые эта игра была издана в 2005 году, а 10 лет спустя к ней выпустили дополнение Turn Zero. В 2018 году усилиями издательства GaGa Games эта игра была локализована и, вот, ещё три года спустя на русском выходит и «Нулевой ход», то самое первое и пока единственное пока дополнение. Давайте посмотрим, из чего оно состоит и что добавляет в игру!

Уже с первого взгляда на дополнение начинаются необычности. Как-то само собой разумеющимся кажется, что настольные игры, а также всякие дополнения и расширения к ним поставляются в картонных коробках. Но не в этот раз! «Нулевой ход» упакован не в коробку, а… в файл! Небольшой набор картона в прозрачной плёнке, и всё тут. Думаете, сэкономили на упаковке? Скорее, пощадили кошелёк покупателей. Всё равно все компоненты «Нулевого хода» умещаются в базовую коробку игры, так что дополнительная коробка была бы только лишней. Для тех, кто экономит место на полках, это немаловажно!

Как правило, дополнения к настольным играм бывают двух типов. Первый строится по принципу «больше и гуще» и насыщает игру содержимым, не вводя никаких новых сущностей. Второй добавляет в игру новые, отсутствующие ранее элементы. «Нулевой ход» — редкий представитель третьего типа дополнений, оно, по сути, никак не влияет на саму игру, «Сумеречная борьба» остаётся прежней. Всё, что делает «Нулевой ход» — это меняет стартовые условия, освежая начальные параметры игроков и задавая немного другой вектор развития событий на всю партию.

Идея дополнения отталкивается от вопроса «А что было бы, если бы Вторая мировая закончилась немного иначе?». Если бы до Берлина первыми дошли бы Союзники? Если бы победу над Японией одержали бы советские войска в начале 1945-го? Если бы Ялтинская конференция прошла бы как-то иначе? Дополнение предлагает различные варианты ответов на подобные вопросы, каждый из которых некоторым образом перекраивает привычный стартовый расклад «Сумеречной борьбы».

Вся эта альтернативность достигается за счёт двух составляющих: карты нулевого хода и новая шкала космической гонки.

Во-первых, в дополнении есть специальные карты «нулевого хода». Их не перепутать ним с чем, потому что они очень, даже ОЧЕНЬ большие. Работают они так: каждая карта – это некое событие с различными вариантами исхода. Чтобы определить, что именно произошло, нужно бросить кубики и посмотреть результат по таблице, указанной на карте. Более того, игрокам предоставляется возможность разыграть по специальной карте с руки, позволяющей модифицировать результат броска, чтобы попытаться склонить удачу на свою сторону. Правда, это ничего не гарантирует, так как при известном везении или невезении кубик всё равно может повернуть событие целиком в вашу пользу или в пользу соперника, что бы там игроки не разыгрывали.

Всего карт нулевого хода 6 штук и при игре с дополнением перед началом каждой партии разыгрываются все 6. Но не факт, что каждая карта что-то поменяет в стартовых условиях, потому что при некоторых результатах броска никакие эффекты не срабатывают. Тем не менее, что-то всё равно поменяется. Иногда это будут незначительные изменения, а иногда, возможно, что-то совсем несбалансированное.

Скажем, если происходит так, что в Берлине первыми оказываются войска Союзников, победить в игре за контроль над Европой больше нельзя (карта «Подсчёт очков в Европе» заменяется новой картой «Подсчёт очков в Европе: Берлин под контролем союзников», где нет такого условия). А при неудачном для Советского Союза исходе Ялтинской конференции с 1 по 4 ход первыми свои карты будут разыгрывать США, а не СССР.

Случайность – не раз служила объектом критики в «Сумеречной борьбе». Кому-то не нравится, что успехи военных переворотов и космических проектов определяются бросками кубика. Кому-то не по душе ситуация, когда в руку приходят сплошь карты с событиями соперника, и разыгрывать их приходится, фактически, себе во вред. Дополнение добавляет ещё один камень в этот огород – исход всех 6 карт «Нулевого хода» не гарантирует равные стартовые условия. Ещё до начала первого хода перевес может оказаться на стороне одного из игроков. В принципе, ничего особо страшного в этом нет.

Всегда можно отдать оказавшуюся в более выгодном положении сверхдержаву менее опытному игроку или просто устроить аукцион за право игры за США или СССР, торгуясь победными очками. Если же рассуждать о том, что когда-нибудь мы дорастём до турниров и соревнований по «Сумеречной борьбе», вот тут, уже, полагаю, будет использоваться только базовый набор, потому что влияние случайности в дополнении весьма ощутимо.

Теперь поговорим о новой шкале космической гонки. Она отличается новыми достижениями и бонусами за их выполнение. «Вкусным» выглядит третья позиция (со спутником), приносящая по 2 очка на счётчике военных операций каждый ход и пятая (высадка на Луну), благодаря которой раз в ход «залезть» своим влиянием в контролируемую соперником страну стоит не 2 очка влияния, а всего 1. По сравнению с картами нулевого хода альтернативная шкала космической гонки не выглядит каким-то сильным нововведением, а просто освежает игру. Ну, иногда, возможно немного сильнее шепчет, что неплохо бы сбросить какую-нибудь карту в космос, чтобы скорее получить новый приятный эффект или не позволить долго пользоваться им сопернику, который вас опередил и уже им овладел.

А ещё в комплект «Нулевого хода» входят новые промо-карты для игровой колоды. Их 8 штук, в основном это начало и середина войны достоинством 1-2 очка, хотя есть две «тройки», в том числе одна карта окончания войны. Промо-карты – это всегда хорошо. Пусть они не привносят какого-то мощного эффекта, но сама по себе каждая карта – это как дуновение свежего ветерка.

Если говорить о конкретных картах, приятно видеть в колоде «Станислава Петрова», который способен передвинуть DEFCON с двойки на 4 или 5. Эта карта – отражение реальной истории подполковника Станислава Петрова, который в сентябре 1983 года был на боевом дежурстве в пункте обнаружения пусков ядерных ракет противника. В какой-то момент поступил сигнал о запуске с территории Соединённых штатов межконтинентальных баллистических ракет. Это было ложное срабатывание и Петров распознал, что на самом деле никаких ракет Америка не запускала. Говорят, что своими действиями Петров предотвратил ядерную войну, потому что если бы он доложил наверх о пуске ядерных ракет потенциальным противником, ход мировой истории мог бы сложиться несколько иначе. Так что видеть его карточку в игре – это как минимум приятная мелочь.

Ещё очень мощной выглядит «Борьба за власть в Кремле», принуждающая игрока СССР разыграть карту подсчёта очков. Это карта начала войны и на старте она может если не подкосить Советский Союз, то, уж, по крайней мере, не дать заработать ему много очков.

Повторюсь, всего промо-карт в «Нулевом ходу» 8 штук. А если вспомнить, что вместе с базовой игрой их было больше десятка, то, получается, на русском языке уже выпущено свыше 20 промо-карт. Это, на минуточку, более чем пятая часть колоды. Конечно, кому-то промки могут нравиться, кому-то нет, но тут никто никого ни к чему не принуждает. Хочется – играй с ними, хочется – играй без. Но сам по себе факт, что так много промо-карт издано на русском, он впечатляет. И издателю за это отдельная благодарность.

Плюсы:

+ единственное дополнение к одной из самых популярных игр мира – это уже плюс;

+ освежает стартовые условия, не меняя саму суть игрового процесса;

+ содержит новые промо-карты.

Минусы:

— и так не быстрая игра с дополнением требует ещё больше времени;

— иногда альтернативные стартовые условия могут оказаться несбалансированными;

— новые промо-карты не кажутся очень уж интересными.

Вот такое вот оно, дополнение «Нулевой ход» для «Сумеречной борьбы». Модульное, местами случайное, местами не очень. Временами способное сильно повлиять на стартовые условия, а временами – и не особо. «Сумеречная борьба» – сама по себе игра не на самую широкую аудиторию, а уж дополнение к ней определённо будет менее востребованным. Но тут случай особый.

Даже если модификаторы стартовых условий не понравятся, как-нибудь точно попробуете или альтернативную шкалу космической гонки, или промо-карты. Поэтому, если вы любите «Сумеречную борьбу», если вы в неё играете, берите «Нулевой ход». Вообще-то, запасать картон про запас — так себе идея, но тут, повторюсь, случай особый. Не проходите мимо.