Добро пожаловать в мир настольных игр

Аналитика настольных игр — 6. Мыльный пузырь настольных игр.

Относительно недавно, один из известнейших геймдизайнеров настольных игр Бруно Файдутти, наиболее известный в России по карточной игре Цитадели, написал статью-очерк о текущем состоянии индустрии настольных игр. У читателя по имени Завен она вызвала интерес по следующим причинам:

  1. Автор статьи умышленно избегает сравнения настольных игр с видеоиграми, говоря, что это два абсолютно разных процесса. По итогу под сравнение с настольными играми попала индустрия комиксов. На мой взгляд, сравнение видеоигр и настольных игр было бы более актуально, в виду большей схожести нынешнего положения рынков этих двух индустрий.
     
  2. Статья получилась слишком абстрактной. Файдутти не пытался подкрепить свои слова фактами, или какими ни будь цифрами, а просто абстрактно говорил о том, что рынок настольных рынок настольных игр в скором времени ждёт участь рынка комиксов в начале 2000-х годов.

В данной статье Завен предлагает попробовать разобраться в мировом рынке настольных игр, который за последние несколько лет неимоверно вырос.

История рынка и факторы становления

В 1991 году, мировой рынок настольных игр составлял довольно внушительные 1,2 млрд. долларов. Из которых около 60% (около 700  млн. долларов) составляли рынки США и Канады. 

За следующие 10 лет рынок упал до 700 млн. долларов, из которых только 400 приходились на США и Канаду, около 70 млн.  на Великобританию и 230 млн. на весь остальной мир. Падение, было в первую очередь обусловлено ростом популярности видеоигр, которые существенно укрепили свои позиции в 90х годах, после кризиса 1983 года, который погрузил индустрию в кризис на несколько лет.

В настоящее время, рынок настольных игр, как подчеркнул Файдутти, действительно переживает свою золотую эпоху. Рынок существенно вырос за последние несколько лет. Только в одной Германии общий объем рынка оценивается в 450 млн. долларов; В США и Канаде, объем рынка приближается к показателю в 1 млрд. долларов; даже рынок такой относительно небольшой страны как Польша уже достиг почти 100 млн. долларов;  а во всем мире этот показатель, на мой взгляд, составляет около 3,5 млрд. долларов.

К такому результаты, привели несколько факторов:

  1. Выход в 2000е годы большого количества адаптаций компьютерных и видеоигр. Этот фактор может показаться немного надуманным. Но, если поспрашивать игроков, то получается, что довольно большое их количество переключилось на настольные игры именно с компьютерных. Лично я, знаю множество таких людей. Первыми их настольными играми чаще всего становились адаптации видеоигр, а уж после того, как адаптации приедались, им искалась замена в лице игр, которые ещё рекомендовали знакомые или специализированные сайты.
     
  2. Рост количества вышедших тайтлов и издателей. За последние несколько лет, в том числе благодаря сервису Kickstarter, появилось большое количество компаний и новых настольных игр, которые значительно увеличили плотность и конкуренцию на рынке. Объем рынка был расширен за счёт появления новых тайтлой, но существует определенный предел, который, на мой взгляд, в ближайшие несколько лет будет достигнут. Иными словами, нельзя “штамповать” игры постоянно, в один момент покупатели не смогут позволить себе то количество игр, которое выходит (сейчас к этому уже потихоньку идёт, но пока в начальной стадии), и в индустрии может наступить кризис перепроизводства.
     
  3. Особенно успешные игры стали получать большое количество дополнений. Буквально за последние 5-10 лет эта тенденция получила по истине сумасшедшее развитие. У меня, к примеру, нет сомнений, что Descent вместе Imperial Assault, а точнее дополнения к ним сделают в этом году существенную часть суммарной выручки FFG. А ведь ещё у FFG есть огромное количество Live Card Games (LCG), которые тоже вносят существенный вклад в финансовую отчётность компании, а дополнения к ним выходят чуть ли не каждый месяц. Я намеренно не упомянул X-wing и Star Wars Armada, поскольку это варгеймы, а у них принципиально иная модель распространения, которая предполагает постоянное пополнение своей коллекции новыми экземплярами. И ладно бы Descent и Imperial Assault, которые могут нравиться или не нравится, но нельзя отрицать, что это качественные и хорошо проработанные продукты. А вот, к примеру, есть такая игра Myth, который был абсолютно не играбельный из коробки, в виду кривых правил. Mercs LLC взяли на вооружение систему лейтенантов FFG, и уже “наклепали” более 30 дополнений к ней, притом что игра до сих пор не доведена полностью до ума.
     
  4. И, как это не покажется странным, положительное влияние кризиса 2008-2009 годов. Кризис, в целом, положительно сказался на рынке настольных игр, хоть и не без жертв (к примеру, из-за кризиса умер такой поджанр как CMG). Одним из явления того кризиса, для частных лиц, во всем мире, стало изменение структуры расходов на развлечения. Люди стали предпочитать многоразовые увлечения одноразовым (как пример: вместо похода в кино или ресторан стали больше денег тратить на видеоигры и настольные игры). За счёт кризиса 2008-2009 годов, рынок по различным данным вырос на 50-60%.

Мыльный пузырь

Смотря на последние события в индустрии, стоит признать правоту Файдутти – мыльный пузырь всё-таки имеет место быть.  И это можно объяснить тремя основными факторами:

Первый фактор – рынок не находится в условиях жёсткой конкуренции, что снижает риск провала проектов. И как раз вышеприведённый пример с игрой Myth является прямым тому доказательством. Mercs LLC, не является крупным игроком на рынке, а скорее всего даже не середняк. Но при этом у них хватает денег на выпуск почти 30 дополнений для игры Myth, у которой явно были не выдающиеся продажи, в виду её неиграбельности на начальном этапе. В условиях жёсткой конкуренции такой продукт был бы быстро забыт и предан забвению.

Второй фактор – неразборчивость игроков в выборе игр. Относительно новые игроки, довольно быстро переигрывают во все наиболее популярные игры: будь то Ticket To Ride, Carcassonne или какая ни будь другая игра, а затем начинают засматриваться на более на их взгляд серьезные и глубокие проекты. Но, к сожалению, молодые игроки не очень разборчивы в играх, а большинство просто берут некоторые игры из-за красивых миниатюр или оформления, при этом, не сильно вдаваясь в подробности правил игры. И этим очень хорошо пользуются издатели, выпуская не просто игру, а ещё делая кучу дополнений к ней.

Третий фактор – самые успешные (с точки зрения продаж) игры сделан по известным франшизам. Недавно FFG рапортовала о том, что запуск игры Star Wars Imperial Assault оказался самым успешным за всю многолетнюю историю компании. Это притом, что игра является, по сути, переосмысленным Descent во вселенной звёздных войн. И так практически у всех компаний. Даже у такого старожила варгеймового цеха, как Spartan Games, запуск игры Halo Fleet Battles оказался очень успешным. Это понятно, по тому, что 90% тиража разошлось ещё на стадии предзаказа, а в момент релиза в продаже оказалось настолько небольшое количество коробок с игрой, что они разлетелись за считанные часы. В свою очередь Spartan Games поспешила анонсировать 7 дополнений к ней и новый варгейм по Halo, делающий акцент на наземных сражениях. Дополнения пока доступны по предзаказу, но что-то подсказывает мне, что в момент релиза они разлетятся также быстро, как и оригинал.

Послесловие

Мыльный пузырь у индустрии, конечно же, есть, и рано или поздно он лопнет. Однако, стоит отметить, что на данный момент у рынка настольных игр довольно большая ёмкость. Ожидается, что рынок достигнет своего предела, когда его объем составит 10 млрд. $. Вот тогда, рынок впадёт в условия жёсткой конкуренции и будет вынужден удивлять новыми качественными проектами и идеями. Конечно такого падения, как у рынка видеоигр в 1983-84 годах (рынок тогда упал на 97%), настольным играм не грозит. Но, относительно скоро, лет через 5-7 лет, это произойдёт и мыльный пузырь лопнет…

15 комментариев

  1. Pard

    С таким же успехом можно пугать нас мыльным пузырём рынка мороженого: мол, вот все скоро наедятся и перестанут его покупать.

    Да, ниша военных игр за прошедшие 30 лет сильно скукожилась, но всё остальное, и прежде всего детские и семейные игры, прекрасно продаётся, в том числе и в обычных гипермаркетах. Люди, далёкие от мира настолок, просто покупают их, как любой другой продукт, в первую очередь из-за красивых коробок и узнаваемых названий. И редко задумываются о том, что бывают и более интересные игры.

    И только гики, приносящие издателям существенно меньшую часть доходов, могут ворчать о новинках: и механики повторяются, и Эссен нынче не такой интересный, как раньше…

  2. Red_front

    Артём, Завен, Артём, Завен… Сплошные Артём и Завен.
    Увы, блог скатился. От Юры остались одни еженедельные обзоры.

  3. Deerstop

    @Red_front
    А вы тоже что-нибудь напишите для Юры. Думаю, он будет только рад, да и мы с удовольствием почитаем.

  4. Петр

    @Red_front
    У каждого человека есть личная жизнь, а статью написать — это сколько труда и времени надо! Данный блог Юры стал для многих проводником в мир настольных игр. Спасибо всем авторам, кто помогает Юре тянуть этот ресурс.

  5. i112358

    Покупательная способность доллара с 1991 г. снизилась примерно вдвое (http://visual.ly/purchasing-power-us-dollar-1913-2013). Поэтому рост рынка не такой впечатляющий как может показаться.

    Если мыльный пузырь лопнет, то будем, как и раньше, играть в купленные «Агриколу» и «Плоский мир», склеенные «Core Worlds» и «Мондо» и т.д.

  6. Wassup275

    Какое-то весьма пессимистичное послесловие, да… Думаю, что лет 5-7 — совсем мало, ибо многие популярные ныне механики были придуманы сравнительно недавно, а до этого огромную популярность имели банальные «кинь-двинь». А это уже не мыльный пузырь, а просто закономерное развитие индустрии, ориентация на интересы покупателя. С развитием краудфайндинга индустрия вообще должна получить скачок, ведь народ сам будет решать, что достойно быть, а что заранее провалится. Понятно, что кризис идей также закономерен, но 5-7 лет… к этому даже нет предпосылок. Вот если бы вместо отдельных положительных отзывов на Tides of time все бы дружно закричали «Фу, драфт». Да и что касается подавляющего числа игр для казуалов — тоже закономерность, как, например, среди любителей вина — в любом магазине стоит от силы полка с хорошим вином по 2-4 тыс. за бутылку,для ценителей, и полок пять порошкового вина по 150 «для казуалов». Это просто законы современного рынка, с этим можно бороться только повышением настольно-игровой грамотности населения путем создания открытых игровых ячеек, игротек и вовлечения новых людей в тему. Тогда, может, в один прекрасный день манчкин перестанут покупать в таких количествах, но это совсем другая история.

  7. Amsh

    @Wassup275
    Согласен с Вами. Мне кажется, что как такового «пузыря» не будет.
    Просто сменятся поколения и настольные игры станут другими. Эволюционируют как и все на свете. Я вот помню когда вышел первый Варкрафт. Ощущения ни с чем не сравнимые, пожалуй что только игрушки на Синклере или Танчики на Денди давали что то похожее. Сейчас компьютерные игры круче и по графике, и по всему, а таких ощущений нет. С настолками также — игр много, а дежа вю не отпускает 😉

  8. Catcher

    «или какими ни будь цифрами» — может, читателю Завену сначала русский язык подтянуть, а потом ударяться в рассуждения?

  9. hk

    Red_front :

    Артём, Завен, Артём, Завен… Сплошные Артём и Завен.
    Увы, блог скатился. От Юры остались одни еженедельные обзоры.

    Я уже давно отмечал, что времени на сайт становится всё меньше.

    Неоднократно просил желающих помочь.

    Помощь предложили. Артём и Завен наиболее активно.

    А теперь мы все в этом виноваты.

    Беда.

    Впрочем, справедливости ради, я не только отчёты делаю.
    Вот только за последнее время были обзоры 7 Wonders: Sailors и XCOM

    http://www.boardgamer.ru/chudesnoe-morexodstvo-pervye-vpechatleniya-o-7-wonders-sailors

    http://www.boardgamer.ru/center-on-ufo-time-5-sec-pervye-vpechatleniya-ot-nastolnogo-xcom

  10. hk

    Deerstop :

    @Red_front
    А вы тоже что-нибудь напишите для Юры. Думаю, он будет только рад, да и мы с удовольствием почитаем.

    +1

  11. Amsh

    Вот такой вопрос тебе, Юр.
    Почему с блогом такая история? Видно, что ты стараешься его развивать- заводишь новые рубрики, привлекаешь авторов и т.п.
    Но несмотря на помощь читателей, блог не стал лучше.
    Ты стал меньше играть в настолки?/ они стали тебе менее интересны?
    В чем причина снижения твоей активности?

  12. vladdrak

    Читал как-то немецкую аналитику, там забавный парадокс подметили. Число разводов растет -> число детей уменьшается -> расходы на игры растут. Объяснение: у детей в распавшихся семьях бабушки/дедушки начинают соревнование, кто больше подарков сделает. Думаю, при прогнозах ситуации на рынке надо эту категорию покупателей учитывать, которым чем дороже, тем лучше.

  13. hk

    @Amsh

    Я всегда говорил, что популярность сайта обусловлена двумя причинами: я регулярно сюда пишу и сайт долгое время был самым первым и единственным постоянно обновляемым проектом.

    Сейчас же проекты другие есть, та же Тесера настольщиков аккумулирует. И я с 2013 года из-за работы стал писать заметно меньше. Вот и результат.

  14. Braveden

    Red_front :
    Артём, Завен, Артём, Завен… Сплошные Артём и Завен.
    Увы, блог скатился. От Юры остались одни еженедельные обзоры.

    Так это и здорово, лично мне от Юры больше ничего и не надо. Всякие новости и распакуи я найду в других местах где кроме них ничего нет, аналитические рассуждения пусть пишут Артем и Завен, кстати неплохо пишут, читать можно (паспорта им Юра не отдавай, пусть трудятся).

    Мой совет для автора блога: Юра, играй больше в игры и пиши больше своих отчетов, в отчетах у тебя и мини обзоры проскакивают которые по информативности лучше чем у многих блогеров, и , главное, у тебя там много личных впечатлений а этого сейчас очень мало.

    PS верни пятиминутку ненависти, скандалы, интриги, расследования наш народ любит.

  15. hk

    @Braveden

    Спасибо на добром слове.

    Играю и так по ощущениям не меньше, чем раньше. Отчёты пишу в меру возможностей и способностей.

    Двухминутнку ненависти сам бы не прочь вернуть, но что-то пока тем не попадается 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑