2097 год. В результате глобальной климатической катастрофы 90% человечества вымерло. На дворе новый ледниковый период. Люди живут небольшими племенами, выживают благодаря остаткам цивилизации, ищут всякие полезные вещи, да занимаются разграблением остатков былого величия. Одно из таких племён придётся возглавить вам. Таков сюжет игры Arctic Scavengers.
Игра относится к подвиду колодостроительных настолок и уходит корнями в начало 2010-х годов. Такое ощущение, что кто-то насмотрелся на успел «Доминиона», потом на то, как по его мотивам выпустили «Громовой камень», колодостроительную игру о приключениях героев в подземельях, и задумался, как можно ещё вывернуть эту механику, чтобы сделать игру с более-менее ощутимым сюжетом.
Итак, что тут у нас. Стопки разных карт а-ля «Доминион», универсальная стартовая рука, и несколько необычная для колодостроительных игр механика. Точнее даже, не механика, а сам подход к колодостроению. Вот, к чему все привыкли. Есть колодостроительная игра, в ней есть карты, и колоду нужно пополнять, покупая новые карты с рынка. Для этого есть некая валюта, набираешь её и получаешь новую карту. Иногда валюта бывает двух видов, и рынков, соответственно, тоже два. Например, так было в Legendary, где отдельно рынок врагов и отдельно рынок героев. Arctic Scavengers делает шаг ещё дальше, потому что рынков тут три. И все они обоснованы сюжетно!
В коробке очень много карт. Собственно, только из них игра и состоит.
Смотрите, какие дела. Ваше небольшое племя занимается в основном тремя вещами. Во-первых, шарится по помойкам в попытках найти в горах мусора чего-нибудь полезное. Во-вторых, привлекает к себе новых людей, обладающих востребованными умениями. В-третьих, периодически наведывается в условные руины какого-то города, где если чем и получится разжиться, то это будет гарантированно что-то крутое. Проблема в том, что сделать это не так-то просто.
В плане игрового процесса для каждой из перечисленных целей предусмотрена своя валюта. На свалках мы роемся с помощью лопат. Привлекаем (нанимаем) новых людей при помощи еды и медикаментов. И захватываем крутые ресурсы военной силой (атакой). Причём, методы пополнения колоды для всех трёх случаев различны. Лишь в одном мы точно знаем что получим – когда покупаем новую карту. Она берётся с открытого рынка, игрок сам выбирает, что хочет взять. Помойка – это возьми несколько карт из колоды мусора, оставь одну если хочешь, а остальные скинь. Что-то найдётся, но не факт, что хорошее. Трофеи (крутые ресурсы) же добываются на аукционе. Ставки делают все игроки, но выигрывает только один. У остальных ставки прогорают и не приносят ничего.
Три рынка: свалка, трофеи и доступные для покупки (вербовки) карты
С этим аукционом, который на самом деле не выглядит аукционом, не называется аукционом и позиционируется как набеги, связана особенность игры – она конфликтная. Конфликт не вот, чтобы прямой, скорее опосредованный, но для колодостроительных игр подобный приём, кажется, в новинку!
Вообще, ход выглядит так. Вот пришли в руку 5 карт. Нужно решить, какие из них отправить на «раскопки», какими оплатить покупку новых карт, и кто пойдёт в атаку. То есть распределить их в качестве оплаты между тремя источниками пополнения колоды. Фишка в том, что одна и та же карта обычно умеет несколько вещей, например, и копать, и воевать. Причём, каждое действие (копать-покупать-атаковать) можно сделать только один раз в ход (другими словами за ход можно получить максимум 3 карты: со свалки, со стола и из колоды трофеев). Задача игрока – определить в какой пропорции свои карты между этими действиями поделить. И тут есть нюанс, связанный с блефом.
Типичная начальная карта: может делать всё одинаково плохо
Карты с лопатами, карты с оплатой новых карт выкладываются на стол в открытую. Карты атаки кладутся рубашкой вверх, никто не знает какова их общая сила, все видят только общее их количество. Они так лежат, пока не сходят все игроки. Пока каждый не решит, сколько карт он отправляет в набег. Затем все вскрываются, каждый объявляет свою силу, и победитель получает трофей. А остальные – ничего. Вот тут и кроется важный момент. Ведь когда карту можно использовать по-разному, надо решить, оплатить ли ею находку, покупку обычной карты, либо рискнуть и отправить в атаку, в надежде получить что-то крутое. Но в случае неудачи ты останешься ни с чем. Считай, карта не сработала.
С атакой связана возможность блефа. Туда можно клать много карт, пугая соперников, но при этом суммарная атака на них будет невысокой. Оппоненты же могут испугаться, и заранее отказаться от претензий на трофей, просто из-за количества отложенных для набега карт.
Стартовая карта бойца, слабенько копает, но может драться
Кстати колода трофеев работает также и таймером. Когда она заканчивается, игра завершается. Все лезут в свои колоды, подсчитывают сколько в них очков (кстати, это тематически очень хорошо обыграно, очки тут называются количеством людей в племени). У кого больше, тот и победил.
Вот эта вот идея с тремя рынками, она прикольная сама по себе, и неплохо интегрирована в игровой процесс. Партия условно делится на три этапа. Сперва мы лазаем по мусоркам в надежде разжиться хоть чем-нибудь. Затем, немного прокачавшись, начинаем привлекать в колоду новых людей в открытую со стола. А после, набравшись сил, начинаем по-серьёзному ходить в набеги. Хотя, конечно, это не взаимоисключающие вещи, никто не мешает хоть с самого начала партии отправиться за трофеем (хотя в самые первые два хода этого делать нельзя).
Ещё тут любопытно устроены сами карты. Они делятся на два вида, люди и предметы. Фишка в том, что предметы сами по себе бесполезны, можно играть только в паре с людьми. Это заставляет поддерживать некий баланс в колоде. Грубо говоря, если вам пришла полная рука мощных ружей, но ни одного стрелка, считай, ход потерян.
Лидер: прокачивает параметры персонажа, но в одиночку бесполезен
Проблема в том, что в базовом варианте при всей своей оригинальности Arctic Scavengers не выглядит интересной. Вот что самое вкусное в колодостроении – это взаимодействие карт между собой, их комбинации, всякие интересные свойства. А тут с этим проблемы. Базовые карты практически не имеют никакого текста и отличаются друг от друга только цифровыми показателями. Одни дают больше «лопат», другие больше «еды», третьи больше «атаки». И когда они приходят в руку, ты просто складываешь их по разным кучкам и говоришь, вот этими я копаю, вот за эти покупаю, а оставшиеся идут в атаку. Ну и при этом учитываешь, чтобы в каждой кучке обязательно был человек, потому что предметы сами по себе играть нельзя.
А текстовых свойств, каких-то любопытных эффектов, их, практически нет. Разве что пара карт может скидывать атакующие карточки противников. И в базе других эффектов нет. Вот и получается, что всё колодостроение – это цифирки. И всё. Если бы это была первая в мире колодостроительная игра, возможно, было бы здорово и классно. Но после «Доминиона», после Legendary, после «Звёздных империй», после Tyrants of the Underdark, после Lord of the Rings: The Deckbuilding Game, после Trains, местные эффекты выглядят простенькими, если не сказать примитивными.
Типичные карты из колоды трофеев. Никаких особых свойств, только цифры.
В колоде свалки всё куда печальнее, есть даже целиком бесполезные карточки.
Правда, в запасе у игры есть целых два дополнения, где добавляются некоторые новые механики. Например, меняются карты в стартовых колодах. К ним добавляются какие-то уникальные лидеры с особыми свойствами. Появляется возможность строить здания, приносящие некие постоянные бонусы. Противники смогут эти здания взрывать. Но вот именно по новым картам, которые в дополнениях тоже есть, пока нет особого восторга. Выглядят они почти также простенько, как и базовые. Появляется пара новых эффектов, возможность подсматривать чужую руку, возможность отменять некоторые действия противников. Возникают цели на партию, приносящие дополнительные очки за максимум каких-то карт в колоде. Но всё равно, не сильно всё это и воодушевляет.
Ещё на Board Game Geek предлагают какие-то неофициальные дополнительные варианты, в том числе так называемый «эпический», когда все карточки замешиваются в одну колоду, и из неё формируется рынок (как в Ascension или в «Звёздных империях»), возможно попробуем и его.
В целом пока ожидания от игры невысокие. Она работает, но на фоне многих других колодостроительных настолок особо не блещет. Да, тематика тут присутствует, но в плане игрового процесса всё как-то скучновато. И ещё эта случайность с приходом карт… Из мусорки и из колоды трофеев приходит что придётся, с на общем рынке особо ничего интересного-то и не видно… Но мы попробуем ещё. Надо же опробовать и дополнения, вдруг они как-то сильно прям меняют впечатления.
Тематика классная.