Вы задумывались о конце света? О том, каким он будет и что вы будете делать? У вас есть шанс подготовиться к нему, потренировавшись в настольной игре Асгард, обзор к которой перевел читатель Дмитрий.
На дереве много ветвей. Представьте, что каждая из них держит вес одного целого мира, наполненного маленькими людьми и другими существами. И боги следят за ними своими могущественными глазами. И все это правда существует. Есть дерево Иггдрасиль. А земля богов — Асгард…
Асгард. Владения богов. Но теперь даже там не весело. По всем знамениям, наша реальность подходит к концу. Скоро там состоится финальная битва между добром и злом. И она определит вид Нового Мира. Все меняется, ничто не останется прежним и ни один бог ни в чем не может быть уверен. Брат против брата, отец против сына. Все может быть. Добро пожаловать на битву, где кровь будет течь по всей нашей планете…
То же имя, что и владения богов, получила новая настольная игра Асгард (Asgard) от компании What's Your Game? Из Италии пришла не только новая компания, но и автор Pierluca Zizzi и художник Mariano Iannelli. Игра была представлена на выставке Spiel 2012 в Эссене, но даже теперь ее сложно отыскать. И реальных причин тому нет. Давайте вместе посмотрим и решим, заслуживает ли она больше внимания, чем сейчас.
Сюжет игры основан на вышеупомянутом конце света. Обе стороны добра /зла застыли в противоборстве, и вам решать, к кому присоединиться. Бой будет долгий, изматывающий, кровавый и зависящий только от маленьких деталей. Прямо как в настольных играх.
Асгард прячется в большой квадратной коробке, привлекательную глянцем и тематической зарисовкой. Эта картинка отличается от нового французского издания, выпущенного IELLO в 2013, на которой изображена вооруженная толпа на холмах Асгарда. Вместо этого, картина на оригинальной английской версии, которая есть у нас в офисе, содержит саму сцену боя. Однако обе забавные картинки визуально дают вам понять о том удовольствии, что ждет вас внутри.
И обещания сбудутся когда вы откроете коробку и взглянете на игровое поле. В центре над всем доминирует мифическое дерево Иггдрасиль. Его ветви держат все людские миры. Это та зона, где произойдет финальная битва. По краям же расположены портреты богов, ждущие вашей преданности и жертв. Там есть Один, Тор, Локи и менее известные Хель, Фенрир и Фрейя. итого десять богов ждут вас в коробке. Значительно для маленькой коробки, не так ли?
Естественно, внутри не только игровое поле. Другой компонент, значительно влияющий на вес игры, — поля картона с жетонами различных цветов и размеров. Разнообразие это действительно велико. Увидев его впервые, вы испугаетесь. Когда в последний раз вы видели пятнадцать различных стопок жетонов, использование которых в игре весьма различается? Тут вам и зачарованные камни, магическое оружие, храмы, жетоны миров, а так же жетоны, принадлежащие конкретным богам.
Тем не менее, надо закончить перечень компонентов. Когда вы выдавите все эти жетоны и рассортируете их по зиплокам (это действительно необходимо, так как начальная раскладка весьма изнурительна), вы обнаружите на дне сорок карт — по десть с цветом каждого игрока. Это первое из того, что получат игроки. Так же, конечно, их ждет еще порция дерева — круглые жетоны и несколько цветных дисков, сделанных из картона.
Осталось только упомянуть о фигурках воинов (двенадцать белых и двенадцать оранжевых), а так же о десяти черных гигантах. На этом список компонентов заканчивается. Ах да, еще есть книга правил. Заглянув в нее, вы увидите множество статей, примечаний и заметок, и быстренько ее закроете. По крайней мере, пока.
Асгард обломал зубы многим новичкам. Это не игра для начинающих. Для понимания не достаточно просто прочитать правила. Вся игра должна быть разложена перед вами, дабы вы могли видеть и сопоставлять. В противном случае, вы быстро потеряетесь в различных событиях, множестве жетонов и возможностей. Прям как мы, когда попытались сделать что-то подобное.
Уже одна подготовка к игре показывает, какая непростая задача стоит перед вами в первых раундах, пока вы пытаетесь разобраться в игре. Конечно, по началу все просто, так как игроки выбирают свой цвет. Это определит цвет их десяти карт и одиннадцати деревянных дисков. Затем используются специальные жетоны, определяющие порядок хода игроков в первом раунде.
Теперь, игроки берут свои жетоны, один из них они кладут на нулевую отметку трека победных очков, обрамляющего игровое поле. Еще семь дисков выкладываются на специальный трек влияния. У каждого бога, помимо портрета, на поле есть место для печати света и тьмы (добра и зла).
Семь богов делят черные и белые печати согласно правилам, последние три бога в начале игры не доступны. На место печати у них выкладывается их квадратный жетон. У остальных богов такой жетон лежит в поле рядом с портретом в левом нижнем углу.
У некоторых богов есть спецспособности (Тор и Тир). Жетоны, отображающие это, кладутся на поле рядом с их портретами. Еще шесть богов предлагают своим помощникам зачарованные камни, вы легко распределите их по цветам. Оставшиеся семь белых камней положите за пределы поля.
В низу поля есть место для храмов, в зависимости от рубашки тайла, разделите их на четыре стопки. В центр поля выложите жетоны победных очков. Затем, следуя инструкции, заполните миры на ветвях Игграсиль. Выложите жетоны населения на каждый из них. С левой стороны случайный светлый жетон, с правой — темный. В игре с меньшим количеством игроков некоторые миры остаются пустыми. Затем приготовьте жетоны Асгарда и разложите легендарное оружие у корней Игграсиля (разделив на темное и светлое).
И это еще не все. Необходимо разделить военные силы, — игроки по очереди могут выбрать один из юнитов. Некоторые из оставшихся отправляются на портреты богов (например, Хель получает гиганта), другие — в Вальгаллу, а излишек складывается возле игрового поля. Так же у игрового поля складываются оставшиеся оружие и заклинания.
Наконец, мы можем начать играть. По сути, Асгард — игра на размещения рабочих. Но некоторые решения, которые включает в себя размещение рабочих, придают игре уникальность.
В начале каждого раунда, игроки выбирают из своих десяти карт карты тех богов, которых они хотят посетить в этом ходу. Максимальное число определяется количеством жетонов влияния игрока. В самом начале, у вас их три из одиннадцати возможных.
Планирование происходит в тайне от остальных игроков и вы откладываете соответствующие карты. Когда все выберут, наступает вторая фаза. В порядке, указанном выбранными жетонами очередности, игроки выкладывают одну из отобранных карт и посылают свой жетон влияния соответствующему богу. В результате он сможет использовать его способность, либо усилить влияние этого бога в мире.
У каждого бога есть три поля. Два для молитв и один для храма. Каждое поле может занимать только один игрок и расположены они у той стороны портрета бога, которая обращена к центру поля.
Однако, у игрока есть другая возможность. Он может использовать свое влияние, дабы отправиться в Асгард, что даст ему еще один жетон влияния, который он сможет использовать в следующих раундах. Это как раз те семь жетонов, выложенные на поле в процессе подготовки.
Соперники поочередно и постепенно вскрывают свои карты и используют влияние. Если поле у бога уже занято, они могут либо отправить свои жетоны в Асгард, либо ничего не делать. Когда у всех игроков заканчиваются действия, мы переходим в фазу, где все наши жетоны влияния могут быть использованы.
Игроки поочередно берут один жетон с поля, и могут выполнить действие, в зависимости от того, где он был расположен. Два поля молитв у каждого бога дают зачарованные камни этого бога. Либо вы можете использовать его способность, обозначенную символом. Это может быть получение воинов, смена порядка хода, а так же специальные способности, которые, например, можно использовать для победы в битве.
Если игрок размещает жетон в поле храма, это означает, что он выражает свою поддержку этому богу, и строит ему храм. Цена храмов указана на их тайлах и выражается в зачарованных камнях. Для постройки вы можете выбрать верхний храм из любой стопки. Указанные на тайле победные очки засчитываются каждый раз в фазу боя.
Каждый бог так же нуждается в воинах, которых вам придется принести в жертву, положив их на портрет бога из вашего личного запаса. К тому же, вы не получите обратно свой жетон влияния, он переходит в зону поддержки. Где и остается, дабы символизировать, что этот игрок поддерживает данного бога.
У храма есть еще одно важное свойство. Построив его, вы выбираете верхний жетон бога, которому он посвящен, и выкладываете его на ветвях Игграсиля, в один из миров, заменяя один из жетонов (его бонус можно будет использовать позже). С этого момента, посредством своего храма, в этом мире присутствует этот бог.
Если игрок отправляет жетон влияния в Асгард, он должен заплатить за подкрепления печатями (которые даются первому посетившему бога). Та же валюта используется для получения нового жетона влияния. Правда цена будет расти с каждым взятым жетоном.
Настало время битвы, но только в тех мирах, куда игроки положили свои жетоны. Это возможно, когда игроки покупают дополнительные жетоны влияния в Асгарде. Жетоны так же остаются, если вы проиграли в битве на предыдущем ходу. Победитель вычисляется простым суммированием параметров на поле. Если игрок был на стороне победителя, он получает победные очки, если нет, он может испытать удачу на следующем ходу в любом мире тем же жетоном.
После пятого хода наступает Рагнарек. Теперь в бою примут участие те воины, которых вы принесли в жертву богам. Опять же, битва произойдет в различных мирах по специальным правилам, где будут учитываться значения волшебного оружия, заклинаний и многое другое. Для игроков это последняя возможность получить очки. Как только отгремит сражение в последнем мире, игра заканчивается и тот, кто набрал большее число очков, побеждает.
Асгард — интересная вариация на тему размещения рабочих. Она дает потрясающее количество возможностей, которое постепенно уменьшается и приводит к неизбежной финальной битве. Важны не только промежуточные победы, хоть там вы тоже получаете победные очки, но идет постепенная расстановка для финального и самого важного этапа игры — Рагнарека.
Победные очки можно заработать строя храмы и, конечно же, выигрывая битвы. В игре предостаточно способов достичь победы через кровопролитие, и только игрокам решать, какой из них выбрать. Мирного пути нет, не забывайте, это же конец света!
Огромное влияние на игровой процесс оказывает тайный выбор карт в начале раунда. Вы должны предугадывать, каких богов выберут другие. К тому же, важен и порядок, в котором вы будете разыгрывать свои карты. Это окажет влияние, на то, где на поле окажется ваш жетон влияния, ведь если вы сыграете карту слишком поздно, свободного места уже не будет.
Вы будете ошеломлены количеством деталей, связей и правил в своей первой игре. Не будет понятно, за чем следить в первую очередь. В игре все связано со всем, и когда вы научитесь прослеживать эти взаимосвязи, перед вами откроется вся прелесть игры. Обычно это происходит после первой-второй игры.
К сожалению, многих игроков отпугнут запутанные правила и в особенности обилие различных жетонов. Некоторое время вы действительно будете думать, что это очень сложная игра. На самом деле, ей действительно необходимо такой количество деталей, только так автор мог достичь задуманного.
Сложности добавляют битвы, пока не попробуешь в игре, толком не разберешься — слишком много элементов влияют на итог. А так как битвы — важнейшая часть игры, вам придется очень стараться.
Постоянную возню с жетонами тоже не запишешь в плюсы. В Асгарде всегда надо что-то откуда-то взять, передвинуть или обменять. На цветастом игровом поле не всегда легко найти нужный жетон, приходится запоминать что и где лежит и почему оно должно сейчас там быть.
Но когда вы разберетесь в Асгарде, вы прочувствуете что значит бой за судьбу мира. Вы будете стараться примкнуть к победителю, дабы спастись в Рагнареке. И даже среди спасшихся, победитель будет один, и только один.
На первый взгляд, Асгард сложная и запутанная игра. Но, разобравшись в ней после нескольких игр, вы поймете, что она и близко не так сложна, как казалось в начале. Да она полна сложных решений, это игра для любителей подумать, для тех кто не против большого числа решений и возможностей. И ответ на вопрос, что мы задавали в начале нашего обзора, вполне очевиден, — Асгард действительно заслуживает больше внимания чем сейчас. Быть может, даже от вас?
Добавить комментарий