Получил письмо с вопросом насчёт авторских прав при издании настольных игр. Мне вопрос показался интересным, поэтому ответ на него я не только выслал по электронной почте, но и публикую здесь:
Сначала – вопрос:
У Вас имеется колоссальный опыт в области настольных игр, возможно Вы поможете мне в одном вопросе. Как наши локализаторы и производители налаживают производство настольных игр? я имею в виду авторские права и разрешения на издание. Взять, к примеру, тот же "Манчкин". Это же зарубежная игра, но она издается у нас. Может быть Вы в курсе как это все устроено? Я пытался найти материалы по данной теме, но практически ничего не нашел. Надеюсь Вы уделите мне время. Заранее благодарю!
А вот мой ответ.
По вопросу соблюдения авторских прав в сфере настольных игр, насколько я могу судить, в России сложились две позиции. Первая – полное соблюдение законодательства об авторских правах. Это подразумевает заключение соглашений с правообладателями, получение лицензий на использование наименований, логотипов, персонажей, вселенных и тому подобное. Пример – игры Мира Хобби по мотивам «Мстителей», «Звёздных войн» и прочих диснеевских брендов. У компании есть договор с Диснеем, на основании которого и производятся настольные игры. В случае с тем же Манчкином у Мира Хобби есть соглашение с издателем оригинальной версии, компанией Steve Jackson Games. Плюсы: это полностью «белый» вариант. Минусы: лицензия требует денег.
Второй вариант мы можем наблюдать на примере Мосигры и некоторых других компаний. Он заключается в выпуске игр-клонов, очень похожих на прародителя в плане механики, но отличающихся оформлением. Это, например, Медвед (клон Диких Джунглей), Иманжинариум (клон Диксита), Товарищ, бди! (клон Находки для шпиона). В этом случае компании не тратят средства на лицензию, и это многих привлекает. Но у такого подхода есть и минусы. Насколько я знаю, Мосигру из-за игр-клонов не берут на выставку в Эссене. А «Товарищ, бди!» по требованию Мира Хобби, вообще, сняли с продажи (не представляю даже куда теперь издатель девает все эти коробки). Так что этот путь тоже возможен, но тут есть некоторые риски.
Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать по этому вопросу.
Мосигра идёт по особому пути, в отличие от остальных российских компаний
А ни этот ли человек задавал Вам вопрос? http://vk.com/wall-55569780_6004
Юрий, Вы зачем вопрощающего в заблуждение ввели?
Типа МХ не выпускает «клонов» 🙂 Сколько я помню была хая на Звезду за акулу! А МХ такими «доработками» совершенно не гнушается, объясняя, что из-за этих доработок — это оригинальная игра получается. И ее за это никто не ругает.
«А «Товарищ, бди!» по требованию Мира Хобби, вообще, сняли с продажи (не представляю даже куда теперь издатель девает все эти коробки). »
Прежде чем это писать, поисковиком не пытались воспользоваться? По названию этой игры выдает под 30 разным как мелких, так и крупных магазинов, которые ей торгуют. Да и лично в крупном сетевом магазине для хобби видел в отделе настолок. Прям на соседних полках с той же «Находкой».
Миру хобби не святые — Фотолео-теже Хали-гали, Воображарий — Активити а Свинтус- УНО.
Нет, не этот.
Насчёт «Фотолео» и «Халигали» ничего не скажу, а выпустить Свинтуса с народной механикой, пересекающейся с Уно, это совсем не то же самое, что выпустить Медведа или Товарищ, бди!
Одно дело, когда издаётся незнамо чья игра, известная всем-всем-всем, которую придумал неведомо кто. И совсем другое дело, когда конкретный человек придумал настолку, а потом кто-то взял его наработки и опубликовал под своим именем, да ещё и продавать её стал. Мне кажется, между этими случаями есть разница.
@azazel
Не знаю как на это смотрит американское законодательство, но с моей личной точки зрения разница тут безусловно есть.