Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод обзора умного патигейма Banned Words, опубликованного в блоге Opinionated Gamers. Автор обзора – Dale Yu, переводчик – Curtis_Truffle. Идея игры похожа на известную «Табу», тут тоже надо объяснять одни слова, избегая в объяснении других. Вот только каких именно – это определяют соперники. И они же получают очки, если угадают.

Разработчик: Forrest-Pruzan Creative
Издатель: Wonder Forge
Количество игроков: 4+
Возраст: 12+
Время партии: 30 минут

Banned Words – это новый патигейм от Wonder Forge, предназначенный для массового рынка. В этой игре игроки делятся на две команды. В центре стол размещается разделительная ширма, чтобы каждая команда не видела область на столе за ней.  Есть колода из 168 карточек целей, на каждой напечатано по 5 слов. Одна команда вытягивает карту целей и выкладывает ее на стол, чтобы все товарищи по команде могли видеть карту, а противники – нет.

Команда также получает набор маркеров и 16 стираемых тайлов. Переворачиваются песочные часы, и активная команда записывает запрещенные слова, одно запрещенное слово на тайл. Они должны выбрать слова, которые, по их мнению, будут использовать противники, пытаясь описать пять слов с карты целей. Фаза продолжается до тех пор, пока на всех 16 тайлах не появятся слова, или пока таймер не закончится. Теперь другая команда делает то же самое: вытягивает карту целей, выставляет таймер и записывает запретные слова на тайлы. Нельзя запретить определенную форму целевого слова или само целевое слово. Также нельзя записывать местоимения, союзы и предлоги. Все запретные слова одной команды должны быть разными.

Теперь пришло время угадывать. Каждая команда назначает помощника (мы обычно назначаем по очереди членов команды). Помощники обмениваются картами целей. Помощники должны тайно смотреть на карту, чтобы их товарищи по команде не могли прочитать слова на ней. В этой фазе команды действуют по очереди. Таймер обновляется, и теперь помощник должен заставить своих членов команды произнести вслух заданные целевые слова. Помощнику не разрешается использовать переводы целевого слова на другие языки, использовать части целевого слова, использовать шарады или жесты, чтобы объяснять по слогам и буквам, и использовать подсказки типа «начинается с» или «рифмуется с».

Когда угадывающая команда правильно называет загаданное слово, помощник помечает правильный ответ, а затем переходит к следующему целевому слову. Помощник может дать подсказки в любом порядке и может пропускать слова по своему желанию.

Пока одна команда отгадывает слова, вторая держит свои маркеры наготове. Каждый раз, когда запрещенное слово произносится любым игроком в другой команде, на соответствующем тайле делается пометка.

Раунд продолжается до тех пор, пока угадывающая команда не назовет правильно все пять загаданных слов, или пока таймер не закончится. На этом этапе приходит время подсчитать заработанные в текущем раунде очки. Угадывавшая команда получает по 1 очку за каждое загаданное слово, которое они назвали вслух. Другая команда получает по одному очку за каждую метку на своих тайлах запрещенных слов – то есть, 1 очко за КАЖДЫЙ раз, когда кто-либо из противников произносит запрещенное слово. Затем роли меняются на противоположные, а другая команда угадывает целевые слова.

Партия длится три полных раунда, и команда с наибольшим количеством очков в конце трех раундов объявляется победителем!

Мои мысли об игре

Когда я впервые открыл коробку и взглянул на правила, я решил, что это просто очередной клон Taboo.  И, если честно, это недалеко от истины.  Разница заключается в том, что сами игроки каждый раз могут придумать, какие именно слова будут запретными, вместо того, чтобы пользоваться фиксированным набором карточек. Это делает игру чуть более интересной, потому что вы можете попробовать догадаться, какие слова будет использовать другая команда при предоставлении подсказок.

Каждая команда получает 16 тайлов для запрещенных слов и пять целевых слов в свое распоряжение. Нет никаких ограничений или рекомендаций относительно того, как разделить карты. В большинстве случаев разделение происходит примерно так: 3-3-3-3-4, чтобы распределение было по возможности равномерным. Тем не менее, если вы думаете, что есть особенно трудное целевое слово, для объяснения которого потребуются определенные образы, вы можете использовать именно их на своих тайлах запретных слов. Не забывайте, что каждый раз, когда кто-то произносит запрещенное слово, вы получаете очки, так что это вполне жизнеспособная стратегия.

Разумеется, вы должны по возможности соблюдать тишину, пока обсуждаете запрещенные слова со своими напарниками. Если вы будете обсуждать их вслух, другая команда услышит – это не только даст им подсказку о целевых словах, но и сообщит им, какие слова произносить нельзя! Это делает командную работу намного сложнее.

Три карты целевых слов для образца

Когда вы будете пытаться давать подсказки, вам придется хорошенько подумать, чтобы дать подсказки, которые заставят вашу команду перейти к целевому слову, избегая очевидных запрещенных слов. В наших первых играх наибольшее количество очков всегда получала не та команда, которая угадывала слова, а та, которая отмечала запретные слова, благодаря получению очков за КАЖДОЕ упоминание каждого запретного слова. Теперь, когда мы знаем, как это работает, наши подсказки стали более загадочными, почти зашифрованными, чтобы ограничить выигрыш другой команды. Черт возьми, я даже видел, как помощник оставил попытки объяснить слово только потому, что не видел возможности объяснить его, не попав в очевидное запретное слово.

Эта игра стала неожиданным хитом. Я думал, что моя группа воспримет её просто как клон «Табу», но игра достаточно самобытна, чтобы не вызывать такого ощущения. По мере развития наших навыков в качестве помощников, мы также стали более изощренно назначать запретные слова. Игра стала интересным соревнованием с двойным блефом. Сейчас мы часто не записываем очевидные запретные слова, потому что помощник в любом случае будет избегать его, так как это очевидно! Эти тонкости открывают путь все более необычным словам для участия в объяснениях и запретах. Конечно, помощник также это знает, и есть моменты, когда уместно использовать простое очевидное ключевое слово, которое, как мы всегда надеемся, добьется правильного ответа напарников, дав только одно очко противникам.

Но даже играя в эту игру без подобных ухищрений – трудно понять, что скажет другой человек. Что бы вы выбрали для запрета, если целевое слово было «Хан Соло»? Тысячелетие?  Лея?  Звезда?  Войны? Карбонит? Кессель? Список возможных слов почти бесконечен, и сузить его нелегко. А  какую подсказку вы бы дали? Вы можете действовать неочевидно и сказать: «У меня плохое предчувствие насчёт этого», и надеяться, что кто-то уловит эту отсылку.

Тайлы из комплекта игры – крепкие, и до сих пор чисто стираются после каждой игры.  Кроме того, маркеры хорошо держатся и еще не высохли – это одна из главных проблем с маркерами в настольных играх; зачастую они высыхают еще до того, как вы распечатываете коробку. Выбор целевых слов разнообразен, на карточках не встречается слов, которых может не знать современный подросток (или пожилой человек). Мне также нравится умный способ реализации ширмы. Экран красивый и высокий, пять широких панелей – и правила напечатаны по обе стороны. Таким образом, никто не может сказать, что они не знали о таком правиле, и ничего не нужно вытаскивать из коробки, если у кого-то есть вопрос о правилах в середине игры.

Эта игра – приятное пополнение в ряду патигеймов, и я до сих пор наслаждаюсь ею. Наша компания любит игры со словами, кроссворды и головоломки, и Banned Words игра позволяет проявить креативность и остроумие как в объяснении, так и в выборе слов для запрета. Если у вас есть подобная компания, игра должна зайти на «ура». Правила абсолютно простые, и игра идеально подходит для спонтанной партии в патигейм, а также и для тех, кто не фанатеет по кроссвордам, ведь подсказки и запрещенные слова могут быть как простыми и сложными.