Не так давно GaGa Games объявила о грядущем издании русской версии дополнения к «Белому замку» под названием «Матча». А на Board Game Geek как раз опубликовали дневник разработчиков, в котором рассказывается как это дополнение появилось и что в нём нового. Материал интересный, предлагается к ознакомлению в вольном переводе.

Мы отправили финальную версию файлов для «Белого замка» нашему редактору Дэвиду Эсбри в июне 2022 года, примерно в то же время, когда вышло дополнение «Красный собор: Приказчики». И, хотя мы ещё не знали, насколько хороши будут продажи «Приказчиков», мы подумали, что если нам удалось убедить издательство Devir выпустить дополнение к нашей первой игре, почему бы не повторить это и со второй.

Мы набросали некий список идей и обсудили их в октябре 2022 года на выставке «Шпиль» в Эссене. Но в тот момент услышали от издателя буквально следующее: «Погодите-ка, придержите пока эти идеи, игра ещё даже не вышла». И, в общем-то, это было справедливо. Что, если у «Белого замка» будет неважно с продажами? Так что на тот момент наши идеи до конца доведены не были.

Вскоре после «Эссена-2023» Дэвид внезапно задал вопрос: как продвигается работа над дополнением? Наверное, оно у вас уже готово? В панике, мы изо всех сил принялись за работу. У нас ничего не было готово! А на Эссен в следующем году мы должны были приехать с дополнением.

Одной из самых приятных вещей в создании «Белого замка» была работа с Джоан Гардиет, нашим иллюстратором. Мы задали ему вопрос: «Что вам больше всего понравилось при оформлении базовой игры?». Он ответил, что это были времена года, а также различные кимоно и персонажи – их рисовать было приятнее всего, и он бы хотел поработать ещё в этом направлении.

И мы стали думать о теме дополнения. Это должно было быть что-то такое, что нравится рисовать Джоану, что было бы интересным для всех, и именно тогда у нас появилась идея включить в игру чайную церемонию. Казалось, эта идея уже включает всё, о чём мы задумывались: новый тип членов клана, место, куда их можно выставлять, достаточное количество элементов для включения в игру.

Если работа над дополнением идёт после выхода базовой игры, у вас есть замечательная возможность: можно изучить отзывы, выяснить, что понравилось аудитории больше всего и постараться развить именно эти элементы. А каким-то вещам, которые не особо нравятся игрокам, можно уделить меньше внимания.

После длительных размышлений мы определили следующие ключевые позиции:

  • Три раунда
  • Самое классное в игре – это когда вы играете комбинации
  • Фонарь, будучи ключевым элементом, не всегда используется в полную силу
  • Трек цапли

Те самые три раунда

Практически во всех обзорах «Белого замка» отмечалась одна вещь: три раунда – это идеальная продолжительность игры, однако многим игрокам хотелось большего. Хотелось четвёртого раунда, где построенный ими движок мог бы развернуться на полную катушку.

На деле же четвёртый раунд для игры, в том виде, в котором она существует, это контрпродуктивно по следующим причинам:

1: Садовники активировались бы ещё один раз, и это нарушило бы общий баланс по отношению к другим членам клана. Возникла бы дисгармония.

2: Из-за огромной вариантивности подготовки к игре, возможна ситуация, когда некое сочетание действий, помноженное на опыт игроков, приведёт к тому, что и из этих-то трёх ходов игрокам нечем будет себя занять. Никто не хотел бы играть в игру с мыслью: «Ну, я уже сделал всё, что только можно, что бы мне теперь сделать ещё?»

Но в конце концов, мы работаем для игроков, и многие просили о четвёртом раунде. Так появился четвёртый мост.

С четвёртым мостом в игре появляется ещё один набор кубиков. Но что делать дальше? Остановиться на тех же трёх ходах? Как за этим уследить, сделать фишку, что движется по треку в начале хода первого игрока? Мы решили применить тот же подход, что и в базовой игре. С тремя мостами вы отыгрываете три раунда, и у вас остаётся три кубика. Теперь же четыре моста, четыре хода и четыре кубика. Да, формально в игре появился ещё один раунд, но он втиснут в те самые три раунда, которые и были в базе.

И, конечно же, если в каждом раунде теперь есть один дополнительный ход, у игроков должно быть чем заняться!

Больше комбинаций, больше удовольствия

Из-за вариантивности на этапе подготовки к партии, то есть в зависимости от того, какие карты и тайлы становятся доступными, партия может проходить по-разному, связывая воедино различные ходы. В то же время много зависит и от мастерства игроков. По правде говоря, хотя многим нравится процесс поиска идеальной комбинации, куда интереснее, когда у вас есть больше возможностей. Так что мы решили добавить ещё одно место для размещения кубиков.

После множества тестов и сумасшедших комбинаций карт и кубиков, мы решили смоделировать самую оптимальную ситуацию на первом этаже замка, когда два цвета кубиков совпадают, и один из них совпадает с основным действием – размещением члена клана.

Мы не планировали добавлять в игру кубики тех цветов, что там уже были. Из-за этого в центре замка стало бы больше хаоса, а игроки начали бы склоняться к параличу анализа, так что наиболее логичным нам показалось сделать эту область доступной для кубиков любого цвета, так мы не принуждали бы никого использовать кубики с нового моста.

Усиление фонаря

Сильные игроки знают, каким мощными могут быть эффекты фонаря. Чтобы раскрыть его потенциал полностью, и активировать его как можно чаще, нужны кубики с левой части моста. Единственное «но» заключается в том, что потребуется некоторое время, чтобы эффект фонаря заработал в полную силу.

Теперь эффекты фонаря можно усилить новыми картами из локации гейш. Их можно заполучить так же, как и в замке, только они сразу помещаются к фонарю. А ещё у них очень разнообразные эффекты!

И с этим связано новое действие, поскольку чтобы получать новые карты, нужно развиваться. Исходя из этой предпосылки, новый член клана должен изучать философию. И очки за них начисляются примерно по тому же принципу, что и за придворных в замке.

Трек цапель

Мы знаем, что если не уделять ему должного внимания, трек цапель кажется очень-очень длинным (клянёмся, когда мы тестировали «Белый замок», мы очень часто доходили до его конца, и иногда казалось, что он очень уж короткий).

Теперь, благодаря появлению новой области и добавлению в игру новых карт с эффектами перемещения по треку цапель, продвигаться по этому треку станет проще.

Отработав все перечисленные моменты, мы представили прототип в издательство Devir – Дэвиду Эсбри, Джоан Гардиет, Сему из Meeple Foundry и Бенджамину Аморину. И вышло так, что это оказался прототип, над которым мы работали очень недолго, но который нам очень-очень понравился.

Чтобы вы понимали, насколько у нас мало было времени, мы всем сказали не обращать внимания на эту синюю штуку. В итоге это будет пруд или что-то ещё, с чем можно будет взаимодействовать.

Было здорово, когда ребята из Devir сделали по несколько ходов, и оказалось, что игра действительно работает. Через какое-то время они перестали играть и стали прикидывать, как должно выглядеть новое игровое поле.

Чтобы встроить в игру новый мост, дополнительный фрагмент игрового поля пришлось расположить снизу от основного, а не сбоку, как мы изначально планировали. Мы добавили в игру новый тип членов клана, новый ресурс и новый набор кубиков, но не тронули персональные планшеты игроков. Хотя, возможно, было бы неплохо эти планшеты обновить. Но если мы оставили их без изменения, почему бы не изменить бонусы действия с планшета?

И, поскольку чайная церемония, предполагает приготовление матча, у нас появилось готовое название дополнения. А фиолетовый мостик и кубики сменили цвет и стали зелёными, чтобы соответствовать названию.

Мы долго думали о том, чтобы разместить сады под зелёным мостиком или, вообще, что делать с этим местом. В итоге мы определили туда места для двух дополнительных садовников, но не стали увеличивать их общее количество, чтобы игрокам не стало проще их собирать, что было бы совсем неинтересно. В итоге мы решили устроить там пруд, который мог бы быть колодцем или садом в зависимости от того, чего хотят игроки. И сделали так, что на смотровую площадку могут ходить только гейши. А ещё из-за того, что мы так долго думали обо всём этом, вдруг стало понятно, что действия на смотровой площадке могут быть самыми разными. И раз уж их так много, почему бы не добавить по одному действию на личные планшеты?

Итак, мы всё это сделали, а ещё добавили в игру новые карты всех типов. И дополнение было готово!

После множества пробных партий, как с картонными прототипами, так и в цифровом варианте на Tabletop Simulator, мы ещё раз хотим поблагодарить всех, кто участвовал в тестировании дополнения. Если бы не вы, мы бы никогда не успели вовремя.

Надеюсь, вам понравится это дополнение, также, как и нам. Мы больше никогда не будем играть в «Белый замок» без него.

Шейла и Исраэль