Добро пожаловать в мир настольных игр

Битва пяти воинств. Обзор игры

Третья часть "Хоббита" в кинотеатрах вновь привлекает внимание аудитории к произведениям Толкина и не остаются в стороне и настольные игры. Так, в этом году вышла игры The Battle of Five Armies, воспроизводящая эпические сражения из финала истории про Бильбо Беггинса. Знаменательная новинка тем, что делали её те же люди, которые разработали War of the Ring, масштабную стратегическую игру по мотивам "Властелина колец". И, судя по всему, получилась не менее прекрасная игрушка. Предлагаю ознакомиться с переводом одного из зарубежных её обзоров. На русский язык текст перевёл Сергей Фалинский

В 1937 году была впервые опубликована повесть Джона Р. Р. Толкина под названием «Хоббит, или Туда и обратно». С того времени появилось множество игр, фильмов и игрушек, основанных на произведениях Толкина. На сегодняшний день тяжело найти человека, который никогда не слышал о «Хоббите» и «Властелине колец». The War of the Ring — это одна из моих любимейших настольных игр о Средиземье, которая вышла в 2004 году (второе издание появилось в 2012 году). Эта эпическая настольная игра заслуженно получила большое количество наград.

Дизайнеры Роберто Ди Мельо, Марко Маджи и Франческо Непителло вновь решили воспользоваться популярным сеттингом, и создали новую игру под названием «Битва пяти воинств» (The Battle of Five Armies). Как ясно из названия, данная игра посвящена финальной битве «Хоббита».

Кто-то может подумать, что это игра для пяти игроков, но на самом деле The Battle of Five Armies — это дуэльная игра. Один игрок управляет армией Свободных Народов (эльфы, люди, гномы), а его соперник контролирует Армию Тьмы (орки, гоблины, варги). Игроки используют аналогичные механики во время игры, но у каждого игрока есть свои собственные цели и пути их достижения. Армия Тьмы должна контролировать поселения на 10 победных очков, а Свободные Народы должны как можно дольше продержаться под натиском противника, пока трек судьбы не дойдет до конца.

Для достижения этих целей, игроки будут использовать механику кубиков, определяющих действия, введенную в игре The War of the Ring. Игроки будут управлять отрядами, вести ожесточенные бои и играть сюжетные карты. Вам придется приложить немало усилий, чтобы победить в этой схватке добра и зла!

Игровые компоненты

В коробке находится больше ста детализированных пластиковых миниатюр. Издательство Ares Games проделало отличную работу — миниатюры великолепно выполнены, их хочется покрасить (несмотря на то, что эта работа и займет много времени!). В моей коробке с игрой отсутствовали две фигурки. На BGG можно прочитать жалобы других владельцев игры о неполной комплектации некоторых коробок. Я связался с Ares Games, и уже получил недостающие фигурки.

В коробке также находится огромное количество различных жетонов, множество специальных кубиков, а также 79 карт (судьбы, повествования и событий) и 12 карт персонажей и особых боевых единиц. Мне очень нравятся кубки действий, но хотелось бы, чтобы издатель добавил побольше боевых кубиков, их количества попросту не хватает при схватке противоборствующих отрядов, ведь я предпочитаю кидать кубики одновременно с оппонентом.

Книга правил отлично объясняет игровой процесс. И хотя The Battle of Five Armies не является самой комплексной военной стратегией, книга правил достаточно объемна (больше 30 страниц), но в ней много игровых примеров, поэтому вам вряд ли будет сложно освоить эту игру.

Как играть

Я не буду детально останавливаться на правилах игры, ведь это может занять несколько страниц. Вместо этого, я сделаю общий обзор того, как играется игра, чтобы вы могли прочувствовать ритм партии.

После подготовки поля (стартовая расстановка статична) и выбора игроками своих сторон, начинается игровая партия, состоящая из серии раундов, каждый из которых разделен на 6 фаз.

Фаза 1: Восстановление

Игроки используют кубики действий и тянут две карты (по одной из колоды повествований и из колоды событий).

Фаза 2: Активация Генералов

Играющий за Свободные Народы игрок решает, сколько генералов он будет активировать в свой ход. У каждого из генералов есть уникальные способности, которые можно задействовать после активации. Активировав генерала, игрок получает жетон лидерства, который размещается рядом с армией.

Фаза 3: Судьба

На игровом поле находится трек судьбы, разбитый на 15 точек. Это игровой таймер. Свободные Народы автоматически выигрывают, если маркер окажется на последней точке трека судьбы. На нем также есть четыре точки, которые вводят в игру некоторых героев Свободных Народов (Бильбо, Торина, Владыку Орлов, Беорна). Это очень сильные герои, которых не терпится заполучить игроку, управляющему армией добрых сил.

Игрок, играющий на стороне темных сил, тянет тайл судьбы из мешочка. Маркер на треке судьбы двигается на 1, 2 или 3 деления, в зависимости от вытянутого тайла. За каждого активированного в предыдущей фазе генерала Свободных Народов, этот игрок может вытянуть новый тайл, чтобы заменить предыдущий. Здесь проявляется элемент удачи, ведь игрок хочет достать тайл с единицей, чтобы трек судьбы двигался как можно медленнее. И это может быть не такой уж и сложной задачей, если игрок, играющий на стороне добра, активировал несколько генералов.

Фаза 4: Лидерство Тьмы

Игрок за темные силы размещает на поле жетоны лидерства или фигурки летучих мышей, количество которых равно количеству его кубиков действий. Жетоны лидерства позволяют перемещать армии быстрее или перекидывать кубики во время сражения.

Фаза 5: Действия

Игроки бросают все свои кубики действий, а потом осуществляют свои ходы, используя выпавшие значения. На гранях этих кубиков изображены такие действия:

— Армия — выбранные войска двигаются или атакуют.

— Персонаж — двигайте персонажа или атакуйте армией, которую он ведет за собой.

— Событие — сыграйте или вытяните карту.

— Сборы — поместите войска на поле боя или полечите войска.

— Воля Запада (только у Свободных Народов) — позволяет поменять это значение на любое другое действие.

— Всевидящее Око (только у Армии Тьмы) — призовите гоблинов или используйте войска с гоблинами.

— Комбинация двух знаков — у всех кубиков есть комбинация из Армии/Призыва, игрок может выбрать одно из этих действий.

Это довольно краткое описание кубиков действий. Игроки также могут использовать карты с символами, которые совпадают со значениями этих кубиков.

Бой можно назвать суетливым, но в целом он хорошо реализован. Игроки играют карту в начале каждого раунда боя (она дает им какое-то свойство на раунд). Далее они вычисляют силу своего отряда, и кидают столько же кубиков (максимум 5). Каждая 5 или 6 на кубике боя – это успешная атака. Игроки могут перекидывать кубики боя в зависимости от количества жетонов лидерства. Жетоны урона помещаются возле армии после каждой успешной атаки. Когда количество жетонов урона превысит количество юнитов в отряде, игрок должен удалить юнита (убирая также два жетона повреждений за каждого убранного юнита), пока количество жетонов урона не будет ниже или равно количеству юнитов в отряде.

Фаза 6: Конец Хода

Это просто фаза очистки (cleanup phase).

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не достигнет своей индивидуальной выигрышной цели:

Свободные Народы — Трекер Судьбы достигнет значения 15, Болг убит или Беорн входит в игру в тот момент, когда у Армии Тьмы меньше 6 победных очков

Армия Тьмы — Имеет 10 или больше победных очков на конец хода, или сразу, если игрок имеет 10 очков и контролирует Главные Врата.

Впечатления

Геймдизайнеры сделали отличную роботу, им удалось передать атмосферу масштабного сражения. The Battle of Five Armies нельзя назвать короткой игрой, но время пролетит незаметно, ведь игроки достаточно быстро делают свои ходы, поэтому даунтайм минимален. Хотя нужно отметить, что указанное на коробке время партии (60+ минут) выглядят немного оптимистично. Партия длится 90-120 минут, но даже 90 минут — это всего лишь половина от времени, которое тратиться на партию в The War of the Ring.

Мой любимый момент The Battle of Five Armies — это асимметричный игровой процесс. Правила для обоих игроков в основном одинаковы, но вот игровой подход и стратегии очень отличаются. Армия Тьмы должна придерживаться наступательной тактики и постоянно идти на риск. У этой стороны просто нет времени на медленное наращивание войск, ведь трек судьбы неуклонно движется вперед. Быстрые атаки, позволяющие захватывать поселения — это залог успеха. В одной из наших игр, темные силы захватили поселение в первый же ход. Хотя был и абсолютно противоположный случай — на поле уже появился Беорн, а Армия Тьмы захватила только одно поселение.

Свободные Народы будут тратить много времени на решение различных неотложных проблем. Армия Тьмы не дает заскучать — ее численность больше, чем она активно пользуется, нападая на позиции светлых сил. Свободным Народам приходится постоянно оборонять различные поселения, многие из которых имеют важнейшее значение, поэтому до конца игры они не почувствуют себя полностью защищенными от набегов войск противника. Например, это особенно ярко ощущается, когда гоблины прорываются через горы и проводят мощную атаку с фланга, а вам остается только уповать, что трек судьбы будет двигаться быстрее, и на поле окажется один из сильных героев светлых сил.

The Battle of Five Armies — это тематическая и атмосферная игра. Она позволяет стать участником одной из масштабнейших битв Средиземья, которая великолепно реализована и очень тесно связана с событиями, происходящими в книге «Хоббит». Торин будет сидеть в своей горе до последнего, пока игрок не сможет обойтись без его помощи, а Беорн поможет силам добра уничтожить множество кровожадных монстров, и не раз заставит понервничать игрока за темные силы. Поэтому, если вы любите игры с сильной тематикой, то The Battle of Five Armies вас очень порадует.

Игровая механика замечательно работает. Отряды передвигаются по полю в приличном темпе, а события развиваются очень динамично. Игроку, играющему на стороне темных сил, приходится пристально следить за треком судьбы, в то время как его войска держат в постоянном напряжении армию Свободных Народов.

Удача играет большую роль в The Battle of Five Armies, она проявляется в вытянутых картах, в боях, в доступных на ход действиях. Например, если вы хотите переместить армию, но на кубике выпал другой результат, то ваши планы придется отложить до следующего хода. К счастью, геймдизайнеры ввели в игру много факторов, позволяющих уменьшить негативное влияние кубиков на игровой процесс. Если у вас есть отряд с жетоном лидерства, вам будут доступны 3-4 разных значения кубика, позволяющие активировать этот отряд.

Удача оказывает большое влияние на боевую систему в этой игре. Вы можете надеяться на успех, если у вас есть войска и нужные карты, но бросок кубика может изменить исход битвы. В одной из игр мне уже в первой стычке повезло выкинуть четыре «успеха», и моя Армия Тьмы прорвалась через укрепление противника.

Под конец, я хотел бы отметить, что я в восторге от героев в этой игре. Каждый из них уникален, герои всегда вносят свой существенный вклад в игру. Я играю за Армию Тьмы, и завидую Свободным Народам, ведь у них много прекрасных героев, тогда как мне доступен только один. И хотя Болг, безусловно, является настоящий мастером боя, вы должны грамотно использовать этого героя, ведь его смерть приводит к проигрышу. Свободные Народы тоже должны беречь своих героев, ведь они являются незаменимыми помощниками, хотя этой фракции повезло, ведь игрок может иногда кем-то пожертвовать ради победы (например, Бард погибал во всех наших играх).

Вердикт

Я получил огромное удовольствие от The Battle of Five Armies. Я надеялся получить качественный сиквел полюбившейся The War of the Ring, и геймдизайнеры полностью оправдали мои надежды. Игровая механика работает отлично, бои ожесточенны и динамичны, а атмосфера масштабных сражений в сеттинге Средиземья чувствуется на протяжении всей партии. Я могу немного покритиковать несколько неуклюжее использование маркеров повреждений, но это не портит впечатления от этой абсолютно фантастической игры.

Настольная игра The Battle of Five Armies стоит своих денег, ведь это не просто отличная игровая система, но и замечательные миниатюры, игровая карта и иллюстрации. Я рекомендую сыграть в эту замечательную игру всем любителям настольных игр (особенно поклонникам творчества Толкина).

3 комментария

  1. glenn

    Я — типичные еврогеймер, но когда смотрю на такую красоту — дух захватывает! Это вам не кубики цветные передвигать)
    Захотелось поиграть, тем более тематика мне близка, вот только смущает большое влияние случая и цена…

  2. Митрандир

    @glenn
    Влияния случая неотьемлимая часть и реальной жизни тоже, в том числе т сражений. Один раз ваш воин споткнулся о труп врага и напоролся на вражеский меч, а другой раз снёс голову врагу, который отвлёкся на пролетающую ворону. В 99% военных стратегий есть случай.

  3. Anjey2

    Есть что красить )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑