Знаете кино «Операция "Валькирия"» с Томом Крузом про покушение на Гитлера немецкими офицерами? Хотели бы оказаться в роли заговорщиков сами, чтобы покончить с лидером нацистов ещё в середине 1944-го года и изменить ход истории? Такую возможность предлагает игра Black Orchestra, обзором которой поделился читатель по имени Александр. «Чёрный оркестр» – это хорошая и несложная командная настолка уровня «Пандемии».
20 июля 1944 года.
Военный комплекс “Вольфсшанце”, близ Растенбурга, Восточная Пруссия.
12:30, Совещание Гитлера с офицерами в казарме.
Подполковник граф Клаус фон Штауффенберг оставляет портфель со взрывчаткой
рядом с Гитлером и под предлогом звонка выходит из здания.
Через несколько минут происходит взрыв.
Штауффенберг, будучи уверенным что Гитлер мертв, покидает лагерь.
Я позволил себе начать этот обзор с небольшого описания событий 20 июля. Именно данный эпизод послужил авторам источником вдохновения для создания игры “Black orchestra”. Заговор 20 июля был шоком для верхушки СС. Большое количество людей, не самых низших чинов и вдруг устроили заговор на самого Гитлера! Его спасла чистая случайность – буквально за секунды до взрыва полковник Брандт убрал портфель от Гитлера за тумбу под столом. Именно это и спасло Гитлера, который получил небольшую контузию и относительно легкие ранения. Желающие более подробно познакомиться с данной вехой в истории могут сделать это на википедии в соответствующей статье.
О данной игре я узнал в мае 2016 года. Тогда игра собирала деньги, но не через Кикстартер, а просто через свой сайт. На сайте находились дневники разработчиков и, как человеку, интересующемуся событиями 33-45 гг. в Германии, было достаточно интересно читать их и узнавать, как людям пришла в голову идея и как она постепенно превращается в жизнь. Загоревшись идеей и желая поддержать разработчиков, я захотел профинансировать игру, но… Через сайт нельзя было выбрать доставку в Россию, а разработчик, с которым я связался, сообщил, что доставка игры будет стоить аж 80$! В два раза больше самой игры!!! Скрипя сердцем, пришлось распрощаться с идеей предзаказа, но игра осталась в вишлисте. И вот, спустя несколько месяцев, я чисто случайно узнал, что игра появилась в России. Спасибо большое «Лавке игр» за то, что привезли ее. Хоть и не в Мск., но все равно дешевле чем из-за рубежа, поэтому я тут же побежал заказывать игру.
Что ж, нужно заканчивать это и так бесстыдно долгое вступление и переходить к обзору самой игры.
Black Orchestra — кооперативная игра от 1-5 человек, от 13 лет, требующая от 60-90 минут на партию. Про тематику я уже рассказал чуть выше, посмотрим, что же нас ждет внутри коробки
Первое что бросается в глаза при открытии – органайзер и наполнение. Признаюсь честно, от игры за ~50$ ожидаешь большего. В комплекте поле, три пачки карт, немного выдавливающихся тайлов, планшеты, кубики, фишки и кубики аля Пандемия. Окей, карт может чуть больше чем в Пандемии, карта чуть больше, но меньше кубиков-каунтеров, да и фишки пластиковые. Ну да, еще есть небольшие тайлы, 10 кастомных кубиков и 9 планшетов… Стоит ли это все 25$? Весьма сомневаюсь.
Коробка после распаковывания карт и выдавливания жетонов выглядит пустовато, имхо. И да! В комплекте нет зип-локов, так что придется пользоваться своими, если они имеются.
Далее мое внимание привлекло поле. На нем нарисованы города, соединенные линиями (как все в той же Пандемии или Ужасе Аркхема), каждое имеет свое свойства и цифру сверху, про которую я расскажу позже. На поле же имеется информация по основным моментам игры. И на мой взгляд это очень здоровская идея. Лично я узнал процентов 90 правил просто глядя на поле. Все было интуитивно понятно и просто. Респект разработчикам за такую идею. Обычно забываешь что можешь делать, какие ходы можно совершать, а тут достаточно просто взглянуть на поле и не нужно лезть в правила. Да, я знаю, что существует такая вещь как памятки, но, во-первых, информация на поле показалась органичнее, чем памятки – нет лишних карт, которые будут путаться во время игры; во-вторых, неизвестно насколько бы подорожала игра из-за них)
По компонентам еще могу выделить лишь то, что мои карты слипались по 7-8 штук подряд. Забавно, я играл во много игр и владею некоторым количеством коробок, но такое вижу впервые. Как будто листы, из которых резали карты, были склеены в месте вырубки.
Перейдем к игровой механике. Я уже упоминал неоднократно Пандемию. На мой взгляд, игры достаточно похожи, чтобы проводить аналогию. Кооператив, поле с переходами по линиям, большая кризисность, рандом, который может из почти победной партии сделать разгромно проигрышную…
Игрокам предстоит играть за одного из 9 человек, реально существовавших и участвовавших в заговоре 20 июля. Очень радует, что у каждого персонажа есть короткая биографическая справка. Читаешь и представляешь того человека, за которого играешь.
У каждого персонажа есть также параметры мотивации и подозрения, место для предметов и “профессиональную принадлежность”. Герой может быть офицером Вермахта, работником Абвера или простым гражданским. Мотивация позволяет игрокам пользоваться способностью персонажа, увеличивать размер руки и разыгрывать карты заговоров. Подозрение же влияет на количество неуспеха, которое должно выпасть, чтобы покушение рассекретили, и на вероятность пленения игрока сотрудниками Гестапо.
После того, как персонажи были выбраны, формируются стопки событий. Всего есть 7 стопок с цифрами от 1 до 7. Каждой стопке соответствует определенный этап войны и соответствующие события. Помните цифры на карте у каждого города? Так вот именно для карт событий они и нужны. По мере развития событий будут открываться города. Ведь и в реальной жизни сначала театром военных действий была Германия, потом Австрия, Чехословакия, Париж и лишь затем в СССР. Каждая колода перемешивается и из каждой вытаскиваются и убираются в коробку две карты. Таким образом, порядок событий и сами события будут меняться от партии к партии. В этих стопках есть особые карты – карты ключевых событий и карты, зависящие от них. В случае, если ключевое событие произошло раньше зависящего, то последняя сбрасывается, при открытии, и открывается следующая. В целом, это достаточно неплохой ход. Не может же произойти аншлюс после событий “Мюнхенского сговора”.
Рядом с картой кладутся стопки карт допроса, которые будут тянуться игроком, угодившим в лапы Гестапо и расколовшимся на допросе. На них есть 3 варианта плохих событий для всех игроков, одно из которых выбирает бедолага, не выдержавший тягот застенок.
Там же располагается стопка карт заговорщиков. В них есть карты, которые позволяют сделать что-то за действие – например, передвинуть каунтер подозрения или мотивации; сделать вне своего хода – например, отменить переезд Гитлера; и карты планов, на котором указаны обязательные требования (например, Гитлер должен быть в Праге, и персонаж должен быть в соседней локации) и дополнительные. В дополнительных могут указать необходимые предметы или принадлежность героя. За выполнение дополнительных требований игроки получают бонусы – дополнительные кубики или ослабление внимания телохранителей.
На поле располагаются предметы – это различные пропуска, секретная информация, оружие и проч. Предметы можно использовать для подготовки заговора, либо относить в штабы СС, чтобы заметать следы и снимать с себя подозрение. А также на поле располагается Гитлер и его приближенные. У каждого есть свой дебафф на игрока: +1 к подозрению, нельзя использовать действие определенное, -1 к мотивации и тд. Если игрок начинает свой ход на клетке с одним из антагонистов – получает соответствующий минус. Собственно, на этом моменте и заканчивается достаточно простой этап подготовки игры.
Все игроки начинают на ж/д станции в Берлине. Перемещаться фишки персонажей могут только по линиям, соединяющие города. Внутри самого же Берлина перемещение производится между зданиями, из любого можно попасть в любое. Но при этом, из Берлина в другие города выезжают только с вокзала.
Всего у игрока в ход есть три действия, которые он может потратить на любые действия из списка: переместиться, потянуть одну карту, сыграть карту, произвести поиск в локации, подобрать предмет, доставить предмет, воспользоваться способностью, произвести конспиративный сбор и спасти соратника от лап Гестапо. Полагаю, что почти со всеми действиями, кроме последних двух все очевидно, поэтому перейду непосредственно к ним.
Произвести конспиративный сбор. Можно кинуть до 3 кубиков. На гранях кубиков есть два прицела, числа от 1 до 3 и один орел. Прицелы отправляются на карту, в специальное поле. Как только там собирается 3 кубика, можно или снять подозрение с одного из героев, либо понизить военную поддержку Гитлера (играет роль при совершении покушения). Цифры дают дополнительные действия в том количестве, которое выпало на кубиках. И вот тут у меня тоже была претензия. Даже не претензия, но неудобство. Дело в том, что получается так, что у тебя на кубиках есть действия, да еще могли остаться от базовых 1 или 2 действия. И начинается путаница. Вроде ничего сложного, но лично я всегда путался что да как происходит. Особенно интересно, когда берешь три кубика и выпадают тройки. И начинаешь думать, куда теперь девать действия. И так, и так думаешь, начинаешь брать карты, ходить, и постоянно вертеть кубики… Не знаю почему, но внезапно возникает хаос некий с отсчетом количества ходов. Ну и если выпал орел, то все персонажи в регионе текущего игрока получают дополнительный уровень подозрения
Вызволить товарища из застенка Гестапо. Все просто — кидаете кубик. Выпал орел – вас засекли при попытке освобождения, теперь вы тоже попались в цепкую хватку рьяных сотрудников. При любом другом значении броска – повышается ваше подозрение, но вы можете освободить соратника из неволи.
Цель игры – убить Гитлера. Чтобы это сделать – нужно разыграть карту заговора, скинуть дополнительные предметы и кинуть кубики. Нужно выкинуть определенное количество успехов, оно зависит от военной поддержки Гитлера. При этом, нельзя выкидывать столько орлов, сколько указано на планшете под текущем уровнем подозрения. Если Заговор успешно выполнен – поздравляю, вы победили!!! Если нет, но при этом и количество орлов меньше количества орлов, требуемых для провала, то заговор не удался, Гитлеру удалось выжить. Скидываются все предметы, участвовавшие в заговоре, но не сама карта заговора. Игра продолжается дальше. Если же выкинуто критическое количество орлов, то, вне зависимости от количества успехов, ваш заговор обнаружили. Конспиратора-неудачника, выполнявшего заговор, сажают в тюрьму, все теряют мотивацию. Но игра, опять-таки, продолжается.
После этого, достается карта событий и выполняется ее эффект. В целом, игровой процесс достаточно прост, не так ли? Думаю, что вопросов по структуре хода не должно остаться… Кроме одного – что нужно сделать, чтобы попасть-таки в Гестапо? Хороший вопрос. А ответ достаточно простой – в колоде карт событий есть карты рейдов. Если в конце хода открылась такая карта, то все игроки с максимальным уровнем подозрения автоматически перемещаются в тюрьму. В свой ход игрок, сидящий в заключении, кидает кубик и, в соответствии со своей мотивацией, должен выкинуть одно из значений кубика. Если выкидывается прицел, то игрока выпускают – на этот раз он сумел сбить агентов Гестапо со следа. Если выпадает нужное значение, то игрок остается в тюрьме, но и все попытки выбить информацию не привели ни к чему. Если же герой раскалывается, то тянется карта допроса и выбирается один из вариантов последствий, который тут же приводится в исполнение.
Собственно, вот и весь игровой процесс. Что можно сказать по впечатлениям от самой игры? Я разделю свое мнение на две части.
Первое мнение – мнение как игрока, без заморочек с технической и денежной точек зрения. Игра действительно атмосферна, в ней есть нерв. В первый раз, чтобы познакомиться с ней и потом рассказать правила в своей ячейке, я сыграл всего минут 10-15, не дойдя даже до конца первой стадии. Несмотря на это, я потом составил целую историю на основе этих минут. Как Гитлер аннексировал Австрию, как ходил по канцелярии, как нашел оружие, как попытался убить отчаянным выстрелом, но потерпел неудачу. Пуля прошла мимо, но меня все равно не обнаружили. По ощущениям истории могу сравнить с историями, которые происходят, например, во время партий в Талисман или Mansions of Madness. То есть игра — чистый америтреш. Интересна находка с событиями. Мне определенно нравятся арты карт. Что не нравится – так это все-таки рандом. Да, я понимаю, что в жизни была куча покушений и ни одно не увенчалось успехом. Что таким образом игра бросает челлендж. Но тут есть ощущение что рандом уж совсем не контролируется. Представим себе такую ситуацию. Играем на среднем уровне сложности, где минимальная военная поддержка – 3. С карты заговора можно выжать около 6 кубиков. Ну плюс еще карта дает один. Итого – 7 кубиков. Из 7 нужно выкинуть 3 успеха. Вероятность выпадения успеха на одном кубике – 1/3. А нужно выкинуть три, не выкидывая критичного значения провалов. И это при абсолютно идеальной ситуации. Когда поддержка минимальна, когда подозрения нет, найдены все предметы нужные… А кубики еще иногда любят выкидываться абсолютно отвратительно. И вроде бы есть карты, которые позволяют перебрасывать, но ощущение холодной руки судьбы, разбивающее все попытки выполнить миссию о кубики. Я понимаю, что это америтреш и так и должно быть, но вот в тех же Особняках есть четкий способ переброса – использование подсказок. А тут призрачная карта, которая не факт что попадется…
Второе мнение – как мнение владельца игры, жадного до денег и требовательного к качеству, участвующего денно и нощно в каждой битве при Тесере в топиках про очередную локализацию проекта МХ. Ну вот хоть убейте, ну не наполнение это игры за 50$. Карты не лучшего качества, пластиковые фишки, да и в целом количество компонентов убеждает меня в этом. Но на другой стороне лежит оформление, на мой взгляд очень хорошее. Учитывая пикантность темы. Очень хорошо написаны правила, хотя я и не нашел двух небольших деталей по инфографике, пришлось додумываться самому. Но все-таки, правила написаны хорошо, а уж расположение почти всей нужной информации на карте сделало меня очень довольным. Ну и, конечно же, тема. Лично мне на тему ВОВ приходят Секретный Гитлер, который просто идет аналогом того же Сопротивления, или Axis and Allies, который лично для меня оказался чересчур замороченным всякими мелкими правилами. Америтрешер, что взять с меня… Но это все игры немного про другое, а тут прям чувствуешь себя в шкуре конспиратора. Да, можно было бы перенести события на территорию какой-нибудь нейтральной Вадии, ради избегания спорной темы, но на мой скромный взгляд, как раз тема и вытаскивает и позволяет забыть и про цену и про качество. Вряд ли кому-то интересно свержение абстрактного диктатора. По дневникам авторов видно, как тщательно они изучали этот временной отрезок, поэтому с исторической точки зрения игра замечательна.
Как вывод. Кому стоит покупать игру? Однозначно тем, кто интересуется тематикой ВОВ или событиями Германии тех же времен. Дальше будет труднее. Не могу сказать, что игра чем-то сильно лучше Пандемии, которая не только дешевле, но и локализована. Если вам нужна относительно простенькая, не замороченная в игровом плане игра, которая при всей легкости механики бросает вызов игрокам, при этом есть лишние деньги и знание английского, то можно смело брать.
Добавить комментарий