Дмитрий Тэлэри опубликовал в Журнале любителей настольных игр отличную обзорную статью про Игру престолов. Её отличает не только интересное содержание, но и нестандартная подача материала.
Русское название: Игра престолов
Зарубежное название: Game of Thrones
Издатель, локализатор: Fantasy Flight Games, Мир Хобби
Геймдизайнер: Christian Petersen
Сайт: BGG
Похожие игры: Twilight Struggle и компьютерные игры серии Total War, а также отдельными механиками Starcraft и "Мятеж"
Тип: коробочная
Жанр: американка
Число игроков (и оптимальное): 3-6 (6)
Сложность освоения: умеренная
Время подготовки: 15-20 минут
Время партии: 2-5 часов
Аудитория: взрослая
Взаимодействие: конфликт
Случайность: математичность
Вживание: желательно
Настрой: спортивный
Эпиграф: "В Игре Престолов ты либо побеждаешь, либо умираешь. Третьего варианта нет"
Серсея Ланнистер
Текст и исполнение: Саруман (Антон Круглов);
Музыка: Ramin Djawadi;
Кадры: нарезка из одноименного сериала.Состав коробки:
- 1 игровое поле;
- 138 пластиковых фишек;
- 105 карт;
- 266 жетонов;
- 6 ширм игроков;
- 1 правила игры.
Упаковка и дизайн
Полиграфия прекрасна, жетоны крепки, карты красивы. Пластик фигурок уродлив, но функционален. В тексте не замечено опечаток, есть только вопросы, почему выбрали именно этот, а не другой перевод имен собственных у персонажей.
Правила и механика
Игра эпична — это видно и по объему правил и по тому, что она состоит из крупных блоков разных механик. Игрокам предстоит сначала торговаться за власть, затем грамотно распределять приказы между провинциями, а потом сражаться за новые земли.
Основные элементы игры:
1. Колоды Вестероса, содержащие в себе случайные, но прогнозируемые события. Они задают новые условия игры на этот ход. Нужно приспосабливаться 🙂
2. Трекер влияния домов — власть (порядок хода и жетон Железного Трона), воинская верность (победа при ничьих и жетон Валирийского клинка), интриги (разнообразие приказов и жетон Ворона-вестника). Очень хорошо дополняет тактическое положение на карте. Если вы будете много завоевывать, но забудете о накоплении влияния — то можете скатиться вниз во влиянии домов и ваше положение на стратегической карте сильно пошатнется.
3. Трекер снабжения — зависит от того, сколько провинций вы контролируете и был ли пересчет снабжения, а влияет не на количество ваших войск, а на то, насколько большую концентрацию вы можете иметь в одной провинции. Чем больше ваша империя, тем более вы неповоротливы и тем сложнее вам реагировать на угрозы по разным фронтам.
4. Жетоны приказов — втайне выкладываются в ваши провинции, а затем одновременно вскрываются и по-очереди разыгрываются. Широкие возможности для блефа или внезапных ударов.
5. Карты полководцев — Вносят небольшие, но предсказуемые изменения в каждый бой между игроками. Немного коррелируют со характерами и ролями одноименных персонажей книги.
6. Само тактическое поле, с провинциями и войсками. на нем происходит самая наглядная часть Игры Престолов — перемещение войск и захват городов. Но бОльшая часть игры — все таки в подковерных интригах и удачном планировании.
Ход состоит из трех этапов:
Фаза Вестероса
Единственная фаза, в которой может произойти что-то неожиданное для игроков. И даже тут неожиданное вполне предсказуемо и состоит из конечного набора вариантов. Вскрывается по одной карте из 3 колод, действует на всех игроков одновременно, случается одно событие из перечисленных:
а) призыв солдат \ пересчет снабжения \ ничего
б) накопление влияния \ торговля за Трекер влияния домов \ ничего
в) нашествие Одичалых (еще один интересный вариант торговли) \ запрет на использование одного вида приказов в этот ход (5 вариантов) \ ничего
Как видите, войска появляются у всех одновременно. Снабжение тоже просто так не изменяется. Это привносит определенный колорит в игру, порой заставляя сражаться малыми силами и постоянно держа в уме дополнительные факторы. Приходится думать — разорвать союз и бросить на соседний город малые войска, или подождать, подтягивая отряды из других провинций, но рискуя обнаружить, что в начале следующего хода гарнизон крепости пополнится новыми армиями.
Фаза Замыслов
Игроки взакрытую раздают те приказы, которые есть у них на руках. Количество зависит от положения на трекере влияния вашего дома по шкале Ворона да от того, какие приказы были запрещены в этот ход меняющимися погодными условиями колоды Вестероса.
Действует правило, что приказы можно отдавать только в те провинции, где есть ваши войска. Это заставляет распылять войска и все время упираться головой в предел снабжения. Войну приходится вести малыми силами, так как кто-то должен усмирять разбойников и смутьянов, а также патрулировать далекие от фронта территории. Хотя на самом деле игра такова, что далеких от фронта территорий нет. География Вестероса, придуманного Мартином такова, подавляющее большинство провинций соприкасается с морем, а значит никто не может чувствовать себя в безопасности. Корабли Железных людей всегда готовы войти в подбрюшье ваших приморских городов 🙂
Фаза Действий
Игроки вскрываются и разыгрывают отданные ими приказы. Очередность зависит от положения на трекере влияния по шкале Железного Трона. приказы почти всегда можно разыграть по разному. они бывают:
1. Набеги. Можно уничтожить или не трогать чужое подкрепление или накопление власти.
2. Боевой марш. Можно передислоцировать войска или напасть на любую соседнюю провинцию.
3. Подкрепление. Можно оказать поддержку в любую соседнюю провинцию если там кто-то сражается. А можно и отказать в поддержке, расстроив чьи-то планы.
4. Оборона. Ваши армии тут лучше обороняются. Правда это далеко не всегда спасает от отрядов с хорошей поддержки с моря 🙂
5. Накопление власти. Происходит, если вашу провинцию не разграбили или завоевали.
По окончанию всех трех фаз смотрим — завоевано ли кем-то 7 городов. Если нет — продолжаем играть 🙂
Осмысление
Игра бросает нас в кипящий котел войны и интриг, борьбы за власть над островным государством. В игре представлен широчайший спектр взаимодействия с другими игроками, возможно и продумано практически все — случайные глобальные события, локальные стычки между войсками и лидерами великих домов, претендующих на власть над континентом.
Игра понравится тем, кто привык анализировать и просчитывать ситуацию исходя из некоторого числа заданных и случайных факторов, каковыми являются не только игровые события (карты, фишки), но и реакции других игроков. Игра крута своей математичностью — многое можно просчитать. Игра крута своей дипломатичностью — то, что нельзя просчитать, можно добится словом. Не дипломатичный игрок может попасть в ту же ситуацию, что и Станнис — обнаружить себя одного против всех 🙂
Игра стимулирует как наблюдательность, так и харизматичность, логику, умение донести свое мнение до других игроков, тренирует коммуникативные навыки, предоставляет прекрасную возможность для отработки техник убеждения с использованием как вербальных средств, так и силового давления (в рамках игры).
Игра предоставлена
Оценка наших экспертов
Интерес к этой игре потерян навеки. Мне не дано понять удовольствия от врубания в километровые правила. Да, я заснула на объяснении правил, и мне даже не было от этого обидно!
Одна из лучших игр (если не лучшая вообще) из тех, которые я знаю! Игра стимулирует наблюдательность, харизму, логику, контактность, в ней можно прессовать противника всеми способами и вырывать из его коченеющих лап победу! Лучший выбор для категории 17+, IQ 120+
Самое любимое из игр на данный момент. Все основательно, вдумчиво, увлекательно. Хотя после партии голова плохо варит, удовольствие от конфликта умов получаю всегда. Да и правила не такие мудреные, есть намного хуже.
Текст и исполнение: Саруман (Антон Круглов);
Кадры: нарезка из одноименного сериала.Чем отличается второе издание от первого?
1. Изначально встроенным в состав игры дополнением "Битва Королей"
В составе этого дополнения (равно как и 2ого издания): колода разнообразных угроз Одичалых, порты, осадные машины, фракция Мартеллов. Жетоны фортификаций во второе издание не перекочевали. Ну и правильно — я не помню, что мы хоть раз этими фортификациями пользовались.
2. Появлением новых элементов:
а) Ширмы каждого из 6 домов для сокрытия неиспользованных приказов. Красиво и практично.
б) Колода перевеса. Увеличивает непредсказуемость боев, привносит хаос и мумятицу в игру. Применение нежелательно.
в) Гарнизоны в столицах. Не восстанавливающиеся жетончики охраны столицы с силой 2. Единожды убитые не могут быть наняты вновь. Еды не просят, лимит не знанимают, доступны изначально и бесплатно. Удобно и полезно, развязывает руки.
г) Жетоны нейтральных армий при игре на 3-5 человек. Часть из них можно победить, часть непереодолима. Очень полезная вещь, позволяет сделать карту плотной и тесной даже при меньшем числе участников.
3. Изменениями старого:
д) Стартовая расстановка у дома Грейджоев ослаблена — один из кораблей изначально введен в порт. Это позволяет Ланнистерам не проиграть морскую битву и не утерять контроль над морем в первый же ход.
ж) FFG зачем то заменила прекрасное дерево фигурок на абсолютно идиотский и отвратительно неровный переливчатый дурацкий пластик! По сути, это единственное, что стало хуже по сравнению с первым изданием.
4. Ну и напоследок — прекрасный дизайн поля и всех элементов. Игра словно сделана из настоящего дерева, кожи и металла.
Какие есть еще дополнения?
Комплектация: Поле для отдельной игры на четверых + фишки полководцев, которые можно использовать в основном издании
Суть: Ещё более глубокая тактика по мотивам вселенной "Песни Льда и Пламени"
Игроков: 4
Время игры: 3-4 часа
Рецензия: Интересные нововведения — колоды наемников, герои-пленники и погода. Но в общем менее увлекательно чем основное издание: не радует отсутствие флота и наличие этих странных односторонних путей перемещения по воде. Да и по сути игра про войну пара на на пару, Ланнистеры против Баратеонов на юге, Грейджои против Старков на севере. Если пойти воевать против другого врага, то баланс будет нарушен.
Вердикт: Покупка для гиков вроде нас 🙂
Игра Престолов: Пир Ворон
Комплектация: Print-and-play поле и карты для игры на девятерых
Суть: Ещё более глубокая тактика по мотивам вселенной "Песни Льда и Пламени"
Игроков: 3-9
Время игры: не тестировали, но явно длиннее базового
Рецензия: Нововведения — карты тактики
Вердикт: Бесплатный способ поиграть вдевятером — только запаситесь цветным принтером, картоном, клеем и ножницами!
Кстати, есть еще версия на 18 игроков, только к не не придумали правил 🙂
http://rhunwolf.livejournal.com/429178.html
Самодельные улучшения для игры
Видимые города
До крайности удобное мое дополнение! Теперь всегда играем с ним!
Берете соединяющиеся кирпичики (лего, детский конструктор, ненужный экземпляр "коммерсантъ-деньги") семи цветов (дома + нейтральный). Выставляете на карту:
1) малый город — 1 этаж, большой город — 3 этажа.
2) цвет — согласно цвету владеющего дома. Перезахватили — заменяете башенку.
Преимущества:
а) горазд проще понять, окинув карту взглядом, у кого какое преимущество и где проще отобрать у лидера 5 или 6 город.
К сожалению, нарисованные города на карте иногда бывают погребены под приказами и войсками и про них можно забыть.
б) при спавне войск удобно обозначать, какой город дал приплод, а какой еще нет — просто кладете башенку набок.
Без башен иногда путаешься, из какого города ты выставлял в море корабли…
Ложемент для карт и приказов
Сделал кто-то из умельцев на http://www.boardgamegeek.com/
Сколачиваете из дощечек или соединяете из картона удобное ложе для карт и приказов.
И отныне:
а) вашим соседям всегда видно, какие у вас есть генералы — они не будут просить их посмотреть каждый раз
б) удобно разложить доступные приказы, не пряча их в потном кулаке. А запрещенные в этот ход приказы удобно спрятать в отделение справа.
Преимущества и недостатки игры A Game of Thrones: The Board Game (Second Edition) \ Игра Престолов (второе издание)
Увлекательность 3/3
⇑ грандиозная эпическая игра
⇓ всегда одна и та же карта и фиксированные стороны
Взаимодействие 3/3
⇑ победы можно достигнуть только ущемляя других игроков
⇓ очень сложно что-то сделать одному против объединившихся двоих
Проработка 3/3
⇑ гармоничное сочетание самых разных механик
⇓ долгое время подготовки к партии
Атмосфера 3/3
⇑ удачное переложение книги
⇓ есть вынужденные условности игрового баланса
Качество 3/3
⇑ подробные правила, великолепная полиграфия
⇓ дурацкий дешевый пластик фигурок (успешно заменяемый фигурками из первой части)
Вердикт: Эпическая стратегия, атмосферная, в меру драматичная и практически без случайностей — выбор для настоящих полководцев!
Орден "Золотого Гекса" от блога NASTOLKI.LJ.RU — одной из самых увлекательных настольных игр — торжественно вручаем!
PS: Бурное обсуждение этой статьи
PSS: В статье использованы 3 фотографии с BGG. Те, которые самые красивые 😉
Спасибо! Юрий опубликовал устаревшую версию статьи. В обновленной версии (http://nastolki.livejournal.com/8138.html) я выкинул большую часть чужих фотографий и дополнил куда бОльшим количеством своих. Ну и формулировки кривоватые поменял немного.
Битая ссылка (((
http://nastolki.livejournal.com/8138.html
http://nastolki.livejournal.com/8138.html