Бои в песках к югу от Средиземного моря. Обзор игры «Неустрашимые: Северная Африка»

Когда-то давно, больше 10 лет назад мне, была классная военная игра Memoir ’44. Это настолка о Второй мировой войне, основанная на системе сценариев. Каждая партия – это отдельное сражение, для которого нужно подготовить игровое поле, выложить нужные элементы местности, расставить оговорённые войска в изначальных точках и только потом приступить к бою. Получается такой конструктор, когда из одного набора солдатиков и участков местности можно соорудить очень много самых разнообразных сражений. Потом ещё к Memoir ’44 стали появляться дополнения, охватывающие различные театры военных действий и временные участки, игра развивалась вглубь и вширь, вот, только, до выхода в России так и не доросла.

Зато пару лет назад появилась другая военная игрушка, Undaunted: Normandy, которую сразу стали рекомендовать как Memoir ’44, только на колодостроительном движке. Принцип тут тот же, игра основывается на сценариях, и перед каждой партией из заданных компонентов собирается поле боя, расставляются нужные отряды в нужных местах, а после мы переносимся в гущу сражения. И, как и в случае с Memoir ’44, в серии Undaunted пошли дополнения. Уже сейчас с учётом анонсов есть 5 коробок: Нормандия, Северная Африка, Подкрепления, Сталинград и Битва за Британию.

Благодаря издательству GaGa Games первые два набора, «Неустрашимые: Нормандия» и «Неустрашимые: Северная Африка», доступны на русском языке (а, глядишь, если всё будет хорошо, в будущем подтянутся и другие игры серии). Сегодня мы поговорим о коробке под названием «Неустрашимые: Северная Африка».

Что за «Неустрашимые»?

Как уже понятно, «Неустрашимые» — это серия игр о Второй мировой войне. Каждая отдельная коробочка связана с конкретным театром военных действий и «Северная Африка», как следует из названия, повествует о сражениях между итальянскими и британскими вооруженными силами на северных территориях Африки, начиная с 1940 года. Масштаб боестолкновений тут очень небольшой, в схватках с каждой стороны участвуют буквально по несколько человек, плюс иногда ещё есть какая-то бронетехника, которую можно пересчитать по пальцам одной руки. Сражение 5 на 5 человек на небольшом кусочке местности – вот типичный бой в «Северной Африке».

Для современных настольных игр «Неустрашимые» выглядят на удивление аскетично. Небольшая коробка. Стопка картонных элементов поля. Обычные карты. Жетоны из картона, изображающие солдат. Никаких тебе фигурок, ни детальных изображений, ни уникальных кубиков, ничего такого, чем так любят хвастать и завлекать игроков издатели.

Вот как всё это выглядит на столе. Есть некое игровое поле, оно собирается из отдельных квадратных картонных участков местности (для каждого сценария индивидуальное). На поле размещаются бойцы и техника, в игре они представлены круглыми картонными жетонами. И у каждого игрока есть колода карт, позволяющих этими бойцами управлять. Играем карты, двигаем солдат, атакуем противника, иногда делаем что-нибудь ещё. Вот так в укрупненном виде и выглядит игра.

Что отрадно, цель каждого сражения – это не банальное «уничтожить всех врагов». Боевая задача задаётся сценарием и может варьироваться от стандартных «захватите такие-то точки» до уничтожения ключевых объектов на вражеской территории. Хотя, безусловно, и исключительно военная победа, когда у соперника просто не осталось живой силы, тоже возможна.

К слову, сценариев в «Северной Африке 11. Много это или мало? Смотрите сами. Каждый сценарий можно отыграть минимум дважды, за британцев и за итальянцев. Итого получается минимум 22 партии. Думается, это немало. Более того, далеко не каждая игра может похвастаться, что в неё реально отыграли два десятка партий. А, ведь, есть ещё возможность переигрывать один и тот же сценарий в попытках пройти его по-другому. Есть бонусные сценарии. Наконец, на горизонте маячит дополнение «Подкрепления», где будут как новые сценарии, так и новые возможности для старых сценариев. Словом, в плане реиграбельности тут всё в порядке.

Игровой движок

Основа «Неустрашимых» вообще и «Северной Африки» в частности – колодостроительный движок. Все действия в игре совершаются исключительно с помощью розыгрыша карт с руки. Каждая карта позволяет либо задействовать отдельно взятого бойца и выполнить одно из доступных ему действий, либо провести какую-нибудь операцию с другими картами (скинуть, добрать, пополнить колоду). И ещё бывают карты «тумана войны», у них никакого полезного применения нет, они лишь «засоряют» руку и снижают эффективность действий вверенного подразделения.

Пары слов заслуживает механика перемещения. По правилам игры солдаты могут двигаться не абы где, а только по местности, где предварительно побывали разведчики. Поэтому типичная ситуация для каждого сценария: впереди идёт разведка, за ней остальные солдаты. С одной стороны это хорошо, потому что разведчики расширяют поле для маневра, оставляя за собой на игровом поле жетоны «разведано». С другой – не очень, потому что каждая новая разведанная территория приносит в колоду мусорную карту тумана войны. Ближе к финалу партии разведывать разведчикам будет, возможно, нечего, но это не означает, что они становятся бесполезны (т.к. они ещё умеют чистить свою колоду и подкидывать «туман войны» сопернику).

Итак, каждый ход мы разыгрываем несколько карт с руки, двигаем бойцов на поле, добираем новые карты и так далее. Принцип этот несложный, но есть нюансы. Помимо специфичного движения (сперва – разведчик, потом – все остальные) требует усвоения ещё и механика совершения иных действий, точнее, сам принцип, что картой активируется конкретный боец, а вот что именно он делает – это уже выбор игрока.

Сражения разрешаются броском кубика. Когда один боец атакует другого, нужно бросать десятигранные кубики и выкинуть хотя бы одно нужно значение. Обычно это некая цифра в диапазоне от 6 до 10, она зависит от базовой защиты попавшего под обстрел солдата, дополнительной защиты местности, где он находится, а также расстояния до него от стрелка. Разные солдаты бросают разное количество кубиков, так что специализация влияет на успех ведения боя.

В игре есть разные типы бойцов и у каждого помимо базовых действий перемещения и стрельбы есть ещё специфические возможности. Так, пулемётчик умеет открывать огонь на подавление, снайпер эффективнее атакует, миномётный расчёт может накрыть обстрелом целый участок местности, инженер способен чинить технику, диверсант – подрывать объекты. Отдельная специализация касается экипажа боевой техники, тут и водители, и пулемётчики и механики.

Как это всё работает

Итак, «Неустрашимые». У нас есть поле, на нем бойцы разных типов. Некоторые участки помечены как ключевые или содержат значимые объекты, с которыми связаны типы сценария. Начинается сражение и первый же вопрос – что делать?

Оба игрока набирают по 4 карты из своей колоды. Затем одну из них надо использовать для розыгрыша инициативы. Оба игрока выбирают и вскрывают по карте, у кого значение больше, тот будет действовать первым. На старте важность перехвата инициативы кажется неочевидным, но чем сильнее разгорается бой, тем отчётливее проявляется приоритет. Ведь, если стрелять первым, возможно в ответ стрелять будет уже некому. Поэтому как бы не было больно тратить хорошие карты на инициативу, иногда без этого просто никак.

После розыгрыша инициативы наступает основная фаза игры – действия игроков. В этот момент владеющая инициативой сторона разыгрывает три оставшиеся карты и выполняет доступные действия. Три карты – это не означает, что будут задействованы три разных бойца. Во-первых, тут есть вспомогательные карточки командиров, которые помогают управляться с колодой: добрать из неё новые карты на руку или пополнить её новыми картами бойцов с рынка. Во-вторых, если у игрока на руках есть несколько карт одного бойца, значит он сможет сделать несколько вещей. Например, переместиться и захватить точку или несколько раз выстрелить. Это важно учитывать когда решается вопрос какие карты докупить в колоду. Можно брать всех понемногу, а можно концентрироваться на каком-то типе войск, важном прямо сейчас.

Ну и заканчивается всё, как правило, перестрелками. И тут, пожалуй, способен проявится один из минусов игровой системы – кубики. Да, это классический способ решить кто попал при стрельбе, а кто нет. Но почему-то именно в «Неустрашимых» периодически всё сводится к многочисленным броскам, когда оба игрока метают и метают кубы, никому не везёт, и так продолжается, продолжается и продолжается, пока у кого-нибудь не выпадет нужный результат. Войска при этом не двигаются, т.к. все уже выставлены на максимально выгодных позициях, и остаётся лишь бросать, бросать и бросать эти кубики.

Ключевые особенности «Северной Африки»

Пожалуй, главное, что нужно отметить применительно к «Неустрашимым» — это довольно простая игра. Не какой-нибудь варгейм с россыпью мелких картонных жетонов и объёмными правилами на десятках страниц, изобилующих деталями и исключениями, а доступная и понятная настольная игра на военную тематику, рассчитанная на самую широкую аудиторию. Во главу угла тут ставится не достоверность и историческая реализация, а наглядность и динамика игрового процесса.

«Неустрашимые» не перегружают правилами, предлагая несколько несложных и понятных процедур: розыгрыш инициативы, активация бойцов, броски на атаку, потери в виде удаления карт пораженных подразделений. Отдельно в «Северной Африке» появляются ещё механизированные боевые единицы, которыми можно не просто управлять, но ещё и сажать бойцов внутрь. И всё это тоже реализовано на картах и не выбивается из основной канвы.

В плане принимаемых решений тут тоже есть, где развернуться. Вот примерный перечень вопросов, которые должен осмыслить и решить каждый командир. Какие территории считать приоритетными? На развитии каких бойцов стоит сосредоточиться? Когда покупать новые карты? Когда переходить к атаке? Кого именно из солдат соперника обстреливать? Как распорядиться имеющейся техникой? Открывать огонь на поражение или на подавление? Задействовать ли разведчиков для прощупывания местности? Чистить ли ими колоду от «тумана войны» или замусорить этими картами колоду противника? Решений много, они разнообразные и, самое главное – интересные.

Партии в «Неустрашимых» в среднем укладываются где-то в час, а иногда завершаются и быстрее. Это очень приятный показатель, потому как игра идёт быстро, динамично, не даёт заскучать и позволяет отыграть полноценное боестолкновение за довольно-таки ограниченное время. Вполне реально сесть, сыграть 2-3 сражения подряд, и даже не успеть устать.

Наверное не все останутся довольны местной боевой системой. Она весьма проста, позволяет быстро определять исход атаки и, что немаловажно, оставляет просто для маневра, чтобы повысить вероятность успеха. Однако не исключены случаи, когда игра как бы приостанавливается, потому что соперники заняли выгодные позиции, завязалась перестрелка, и игроки ход за ходом бросают кубик, а никому по какой-то причине не везёт. В теории, возможно, такое если и может встречаться, то не часто, но на практике, почему-то, приходилось сталкиваться с такими ситуациями практически в каждом бою.

Зато что однозначно хорошо, так это условия сценариев. Мало того, что тут нет банального «уничтожь X противников» (привет «Мемуарам»), так ещё и в «Северной Африке» у каждой стороны свои цели. Скажем, один игрок должен захватить какие-то контрольные точки, а второй – прорваться и подорвать ценный объект. Есть, правда, отдельные вопросы к балансу сценариев, но это дело решаемое. В конце концов, если кажется, что где-то одной стороне выиграть проще, можно сажать за неё менее опытного игрока, либо докладывать в одну из колод лишних карт тумана войны.

Из колодостроительного движка вытекает такой нюанс, как непрямое управление войсками. Это значит, что ходить придётся не тем, кем хочется, а только теми, для кого в текущем ходу пришли карты. Это вам не шахматы, когда можно выбрать любую фигуру. Зато, если докупить в колоду несколько карт одного бойца, можно разыгрывать стремительные пробежки и неожиданные маневры в стиле «коммандос».

Само по себе колодостроение обычно вызывает вопрос о том, как комбинируются между собой эффекты карт и насколько интересные комбинации позволяет придумать игра. В этом плане от «Неустрашимых» чего-то выдающегося ждать не стоит, потому что перед нами не колодострой в чистом виде, а игра, где с помощью модифицируемой колоды карт можно управлять бойцами. Поэтому карты тут всего нескольких типов, и это уже вопрос к игроку, насколько эффективно получится воевать имеющимися подразделениями и насколько удачно получится сочетать их друг с другом.

Возвращаясь к компонентам можно отметить, что тут хоть бойцы и представлены картонными кружками, есть практика их замены пластиковыми солдатиками, а в сети продаются целые готовые неофициальные наборы миниатюр. С которыми, нельзя не признать, игра выглядит куда как привлекательнее. В то же время все эти украшательства совсем не обязательны, всё прекрасно работает и без них.

Нужно сказать, что «Северная Африка» хотя и считается второй игрой серии, это не означает, что садиться за неё можно только после знакомства с «Неустрашими: Нормандией». Ничего такого нет, «Африка» — игра вполне самостоятельная, разве что она самую малость сложнее в плане правил, т.к. тут появляется техника.

Вот, пожалуй, и всё. Жаль, что на русском языке так и не вышла Memoir ’44, но здорово, что зато у нас есть «Неустрашимые». Это хорошая игра на военную тематику начального уровня, которая будет интересна и новичкам, и опытным игрокам. Более того, это целая система, она развивается, ежегодно выходят новые коробки и, что отрадно, на русском языке – тоже. Так что пробуйте, и, если понравится, у вас будет не просто хорошая игра, а хорошая игра в которую можно играть на протяжении нескольких лет, обзаводиться и осваивать дополнения, находить новые сценарии, а то и придумывать их самому.

Плюсы:

+ простая и доступная игра о Второй мировой войне для всех и каждого

+ динамичные и быстрые партии

+ ассиметричные стороны и сценарии

Минусы:

— чуть более сложные правила, чем в «Нормандии: Неустрашимых»

— исход сражений часто решают кубики

— колодостроения чуть меньше, чем хотелось бы

Итого: Хорошая военная игра начального уровня с приятным ценником, несложными правилами, быстрыми ходами и динамичными партиями, да ещё и с разнообразными сценариями. Рекомендуется как новичкам, так и опытным игрокам.

Undaunted: North Africa, Обзоры



Похожие записи
  • Околонастольные новинки от GaGa Games
  • «Неустрашимые: Нормандия» — старт предзаказа
  • Кодекс – распечатай и играй
  • «Сумеречная борьба» собирает предзаказы
  • «Ни шагу назад!» поступила в продажу
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.