Игры для компании не все воспринимают всерьёз. Кто-то считает, что это и не настоящие настолки вовсе. Ну, подумаешь, какая-то там маленькая коробочка, небольшие правила, да чуть ли не примитивный игровой процесс, зачастую основанный на одной-единственной механике. Но игра для компании игре для компании рознь. Одна из таких небольших настолок – «Сырный переполох». Давайте посмотрим, что это за настолка такая и достойна ли она внимания игроков.

Рассчитана «Сырный переполох» на компанию от 2 до 8 человек. На одну партию в зависимости от количества игроков потребуется от 10 до 20 минут. Впервые эта игрушка была выпущена в 2023 году иностранным издательством IELLO под названием Cheese Master. В России доступна локализованная версия от GaGa Games.

Сюжет игры разворачивается на кухне. Повар готовит еду, со стола случайно падает несколько кусочков сыра, на которые тут же набрасываются мыши, а вот уже за ними несётся кошка, а за кошкой может прибежать и собака… В этом переполохе уже никто и не знает, сколько сыра на самом деле оказалось на полу.

Семь головок сыра

Игрушка встречает небольшой коробочкой, в которой, очевидно, не может быть много компонентов. Однако сами они несколько неожиданные. От подобных игр, как правило, ждёшь колоды карт, а тут внутри лежит нечто иное. Карты тут действительно есть, только они квадратные и двухсторонние. А ещё в коробке лежат 7 довольно-таки крупных деревяшек в виде головок сыра, да 6 нестандартных кубиков. Они, как и сыр, довольно-таки большие, и на каждой грани вместо привычных точек нанесено какое-то изображение.

Перед началом партии каждый игрок получает по 5 карт. Одна из них выкладывается перед ним на стол так, чтобы впереди была грань с цифрой 7. Это – жизни игрока. Остальные 4 карты нужно держать в руке. Они, как уже отмечалось, двухсторонние, на них нанесены цифры от 0 до 7+. Также в центр стола выкладываются деревянные головки сыра. Их должно быть на одну меньше, чем участников игры. Затем надо выбрать первого игрока, он берёт в руки кубики, и игра начинается.

Ход тут выглядит следующим образом – активный игрок бросает кубики, после чего все одновременно начинают действовать. Очередности ходов тут нет, всё происходит в реальном времени. Все игроки должны внимательно посмотреть, что выпало на кубиках, сосчитать на них головки сыра, выложить перед собой с руки карту с выбранным результатом, после чего схватить из центра стола головку сыра и поместить её на выложенную карту.

Но сделать так смогут не все. Помните же, что сырных головок меньше, чем игроков? Так что в результате остаётся кто-то один, кому сыра не хватит. Этот самый медлительный игрок теряет одну жизнь (лежащая перед ним карта с жизнями поворачивается на другую грань).

После этого начинается выяснение, верны ли подсчёты сыра у всех остальных игроков. Считаем сыр на кубиках, проверяем, кто какую цифру выложил перед собой. Кто ошибся, получает штраф – минус две жизни. Так что тут такое дело, выгоднее тщательнее считать сыр, чем торопиться. Ведь самый медленный штрафуется всего на одну жизнь, и это меньший штраф, чем за неправильный ответ.

Если у кого-то не осталось жизней, этот человек выбывает из игры. В партии он больше не участвует, плюс со стола убирается одна головка сыра (их всегда должно быть на одну меньше, чем участников игры). И начинается новый раунд.

Переполох и веселье

Казалось бы, ну что тут такого? Ну, бросаются кубики. Ну, надо подсчитать сколько там выпало сыра. В какой момент-то становится весело?

Ответ кроется в кубиках. Всё дело в их необычных гранях. В игре есть 6 кубиков, 3 жёлтых и 3 оранжевых. Жёлтые кубики попроще, оранжевые посложнее. На жёлтых кубиках большинство граней – это сыр. Есть грани с одним кусочком, есть с двумя, есть с тремя. Ещё две грани – с мышками. Есть с одной и есть с двумя. И ещё одна грань – с котом.

Когда кубики брошены, надо быстро просуммировать все кусочки сыра, после чего проверить, а нет ли ещё и мышей. Ведь каждая мышь съедает по кусочку, так что сыра становится меньше. Улавливаете задачу? Нужно сложить все кусочки и вычесть из результата количество мышей. На скорость, чтобы не оказаться самым медленным. И это ещё не всё. Если выпала кошка, она прогоняет одну мышку, так что вычитать её не надо.

Видите, сколько тут возможностей для ошибки. Можно неправильно подсчитать сыр, можно неверно подсчитать мышек, можно не заметить кошку или забыть вычесть мышей. Кажется, уже и в таком виде игра была бы довольно забавной. Но есть ещё оранжевые кубики.

На них добавляются новые грани. Тут есть собака, которая прогоняет кошку, которая в таком случае не успевает прогнать мышку, которая таки-успевает съесть сыр. Ещё есть лесник трактирщик, который прогоняет вообще всех кошек, собак и мышей, так что сыр остаётся нетронутым. И есть ещё мышиный король, который не боится никого, даже трактирщика. Если выпал мышиный король, он-таки съедает один сыр, и ничто не может этому помешать.

Чувствуете, как растёт градус напряжения? С оранжевыми кубиками ошибиться куда проще. Надо подсчитать собак, не забыть вычесть кошек, проигнорировать всех, если выпал трактирщик, и не забывать, что мышиный король съедает сыр при любом раскладе. И это при том, что базовая задача остаётся неизменной – надо ещё верно подсчитать все кусочки сыра!

Да, и ещё карты-то в руках, которыми нужно отметить выпавшее количество сыра, они двухсторонние. Так что помимо того, что тут стресс из-за кучи символов на кубиках, надо ещё не запутаться и в картах, скорее найти, не просто на какой же карте есть нужное число, но и обнаружить, на какой стороне карты это число нанесено.

Сырное послевкусие

Если вдруг кому-то кажется, что вот эти все жёлтые и оранжевые кубики с разными гранями, они, какие-то сложные и непонятные, на самом деле это не так. Достаточно показать разок что на них может выпасть, и всё, уже можно играть. Ну, максимум, чтобы не перегружать игроков, первые пару раундов можно сыграть только жёлтыми кубами, и как только все усвоят, как игра работает, тут-то и наступает пора добавить оранжевые кубики с более сложными эффектами.

И всё. Получается очень бодро и весело. Каждый бросок – это буквально считанные секунды. Вот кубы летят на стол, и вот уже лес рук, все шлёпают перед собой карты с количеством выпавших кусочков сыра и стараются скорее ухватить сырную головку, чтобы не остаться в отстающих. Потом следует этап разбора – когда кто-то бьёт себя по лбу, потому что неправильно подсчитал сыр или не заметил какую-нибудь мышку, а кто-то радуется, что остался последним, потому что остальные получили больший штраф.

И напряжение неуклонно нарастает. Игра-то на выбывание, так что те, кто считают хуже или медленнее всех, постепенно отваливаются, и за столом остаются только самые лучшие счетоводы. Поэтому даже тем, кто потерял все жизни, всё равно интересно. Во-первых, партии тут сами по себе недолгие, так что прохлаждаться придётся от силы минут 10. Во-вторых, всё равно интересно наблюдать за процессом, за схваткой тех, кто ещё остался в игре.

Вот такая она, настолка «Сырный переполох». Быстрая и несложная. Доступная буквально для кого угодно. Вот, посадите за стол человека, который вообще не имеет отношения к настольным играм, и через пару минут он сможет играть. А если посадите за неё опытного игрока, он точно не будет воротить нос, потому что процесс тут цепляющий и оригинальный.

Плюс динамика на высоте. Каждый ход длится буквально считанные секунды, но это невероятно напряжённые секунды, да ещё и сопровождающиеся драматической кульминацией, когда происходит подсчёт сыра и сверка результатов. И всегда получается смешно, потому что почти никогда не бывает так, что вообще никто ни в чём не ошибся.

Ещё один нюанс – это одна из редких игр, в которую играют не сидя, а стоя. Точнее, ничего не мешает всем сидеть за столом как обычно, но градус напряжения таков, что все аж привстают, чтобы лучше видеть, чего там выпало на кубиках, и чтобы легче дотянуться до сырных головок в центре стола.

В общем, выходит так, что «Сырный переполох» всем хороша. Есть ли у неё недостатки? Пожалуй, нет. Разве что, всё же два и три игрока, наверное, это не так весело. Всё-таки игрушка компанейская, и чем компания больше, тем будет забавнее. Ну и учитывайте, что это игра в реальном времени, с одновременными ходами, да ещё и с элементом «на ловкость» (кто быстрее ухватит сыр).

Резюме

Что нужно, чтобы получилась хорошая компанейская игра? У неё должны быть несложные правила, приятные компоненты, желательно, напряжённый игровой процесс, и ещё, чтобы игрокам было над чем посмеяться. У «Сырного переполоха» есть все эти составляющие. Это действительно хорошая игра. Так что – не проходите мимо! Тем более, что играть в неё можно вообще с кем угодно.