У каждой семьи, общины, населённого пункта и даже государства есть руководитель. Это может быть старейшина, мэр, губернатор или даже президент. Первое лицо, которое решает ключевые вопросы сообщества и чьё слово является определяющим для всех, кто находится ниже во властной иерархии. 

Немногие догадываются, что каждого из таких руководителей поддерживают определённые группы влияния, будь то жена с тёщей, местные представители финансово-промышленных групп либо олигархи государственного масштаба. Как бы то ни было, без поддержки подобных теневых личностей первую должность занять весьма затруднительно. Именно такую модель государственного устройства предлагает нам изучить выпущенная Миром Хобби игрушка Царь горы, в которой нужно добиваться как можно более высоких постов для своих протеже. 

Для начала — о компонентах. Игра поставляется в прямоугольной коробке достаточно большого размера. Внутри по большей части воздух, потому что из компонентов тут лишь небольшое поле, пара десятков деревянных дисков, декоративная деревянная корона, да колода карт. И ещё есть листок с наклейками, которые нужно до начала первой партии поклеить на диски. Принцип прост, красная наклейка на красный диск, синяя – на синий, зелёная – на зелёный и так далее. Ещё в игру входит блокнот для записей и карандаш. Качество компонентов высокое, деревяшки приятны на ощупь, карты хоть и не сделаны под "лён", лежат в руке приятно, поле – толстое и плотное.

Суть игры очень проста. На поле изображён дворец, в котором есть 7 этажей. По ним в ходе игры будут перемещаться деревянные диски, символизирующие придворную знать. Этажи – суть лестница к власти, которую венчает звание короля. Чем выше находится фишка, тем больше очков она приносит своему покровителю. Отсюда и цель игрока – сделать так, чтобы твои протеже поднялись как можно выше.

Как узнать кого именно нужно толкать вверх? Для этого перед началом партии каждый получает по карточке со списком из шести имён. Это – герои, за которых в конце партии вам будут начисляться очки. На поле на каждом этаже есть цифра – столько очков даётся за каждого персонажа на этом уровне. Самый низший уровень (подвал) даёт 0 очков, потом идут этажи с 1 по 5, приносящие, соответственно, от 1 до 5 очков и, наконец, 6-й этаж, где герой приносит целых 10 очков.

Правда, хочется на самый верх? Вот только не всё так просто. На каждом этаже есть место для четырёх фишек, на вот на шестом может обитать только один персонаж. Царь должен быть один! Вот только кто им может стать?

Итак, в начале партии каждый игрок получает по листку с шестью именами. На них нужно внимательно посмотреть, хотя в дальнейшем к листу можно обращаться неограниченное количество раз. Главное — не показывать его соперникам. Все игровые персонажи имеют два отличительных признака. Во-первых, они носят разные имена, начинающиеся на различные буквы алфавита: Анжела, Бернадр, Вольдемар и так далее до Оскара, и на каждой фишке обозначена первая буква имени героя. Во-вторых, фишки помимо букв отличаются ещё и цветом. Поэтому каждый может запоминать своих героев так, как ему удобнее. Кто-то запомнит, что ему нужно двигать вверх букву "А", а кто-то, что белую фишку.

Ещё каждый игрок получает по карте с короной и несколько карт с короной перечёркнутой (их количество зависит от числа игроков). Эти карты потребуются чуть позже, когда кто-нибудь решит занять место царя.

Наконец, после раздачи карт нужно сформировать стартовое положение персонажей. Для этого каждый игрок помещает любую фишку на любой этаж с 1-го по 4-й, помня о том, что лимит – 4 диска на этаж. Некоторые придворные остаются невостребованными и отправляются начинать игру в подвале.

Теперь пришло время ходить. Ход игрока в Царе горы выглядит очень просто: нужно выбрать любую фишку и передвинуть её на 1 этаж вверх. Разумеется, если там хватает места. Если на этаже уже есть 4 героя, подвинуть к ним кого-нибудь пятым нельзя. Двигать можно любые фишки, не важно, обозначены они в списке ваших фаворитов или нет. И неважно, хочет игрок ходить или нет, какую-нибудь фишку передвинуть наверх нужно обязательно!

И тут мы походим к самому интересному моменту игры. Как только кто-то двигает персонажа на самый верх, на трон, встаёт вопрос, достоин ли этот герой коронации. Чтобы получить на него ответ проводится закрытое голосование. Каждый игрок берёт свои карты и выкладывает перед собой лицом вниз карту с короной или карту с перечёркнутой короной. Затем все одновременно вскрываются и проверяют, что случилось с претендентом на трон. 

Если хоть кто-то положит перечёркнутую корону, персонажа казнят, и он выбывает из игры. После этого все сыгранные перечёркнутые короны сбрасываются, и свой ход делает следующий игрок. Если все сыграли просто корону, в игре появляется царь и наступает время подсчёта очков. Каждый игрок получает очки за всех своих всё ещё живых героев. Сумма записывается в блокнот и начинается новый раунд. После трёх игр подряд очки суммируются и по общему количеству объявляется победитель. Причём, если в первых двух раундах нужно рваться вверх, в третьем открывается дополнительная возможность: если ты набрал 0 очков (что маловероятно, для этого нужно погубить почти всех своих героев), ты получаешь +33 очка. В реальном времени все три раунда выливаются примерно в 20 минут, может, чуть больше.

Вот такая вот игрушка. Очень несложная как в плане освоения, так и в плане игрового процесса. Компонентов на руках у игроках практически нет: лишь список протеже, да карты для голосования, которых, к тому же, по ходу игры становится всё меньше (перечёркнутые короны в руку не возвращаются). На поле есть только фишки, и принцип взаимодействия с ними также прост донельзя – в свой ход нужно подвинуть любого на один этаж вверх.

Зато при таких несложных, в общем-то, правилах в игре есть место значимым решениям. Каждый ход нужно определиться, кого двигать вверх и на какой этаж. Плюс когда появляется претендент на трон нужно решиться, поддержать его или казнить. Казалось бы, всё достаточно просто, двигай своих как можно выше и всё тут. Но рано или поздно предпоследний этаж забивается и, чтобы освободить там место, придётся переместить кого-то чужого на уровень выше. А, может быть, на самом деле это никакой не чужой, а свой персонаж, а вы просто блефуете, чтобы ввести противников в заблуждение! И тут же есть ещё начальная расстановка, в ходе которой тоже нужно сделать выбор: либо пытаться изначально поставить своих героев как можно выше, либо, наоборот, поначалу не высовываться, чтобы дождаться момента когда более старшие товарищи сложат головы и освободят дорогу к трону.

Центральный момент в игре – это голосование, во время которого обязательно будут случаться смешные ситуации. Либо кто-нибудь решит "сэкономить" карту казни и положит корону, с удивлением впоследствии обнаружив, что такими же экономными оказались и все остальные игроки. Либо на кого-нибудь все выложат кресты и будут сокрушаться, что можно быть бы так сильно и не наседать и оставить карту казни на потом.

Многое в игре зависит от действий и решений соперников и поэтому в плане баланса между детерминированностью и хаосом Царь горы склоняется к непредсказуемости, и чем больше за столом собирается людей, чем сильнее меняется ситуация от хода к ходу. И тем непредсказуемее становится голосование, ведь, например, если играть максимальным составом, первые 2-3 претендента на корону будут казнены с большой долей вероятностьи. Хоть кто-то казнь да бросит!

Но непредсказуемость – это совсем неплохо. Перед нами ведь простая и быстрая игрушка, по сути филлер, которую стоит раскладывать скорее ради процесса, а не результата. И поражение тут совсем не повод для огорчения, тем более, что играть нужно три раунда подряд и, даже если ты неудачно выступил в начале, всегда есть шанс отыграться позднее.

Царь горы – оригинальный филлер, который можно смело рекомендовать людям, склонным к играм с социальным взаимодействием наподобие Бэнг!, Гномов-вредителей и Мафии. Игра не относится к числу суперхитов, чьё место абсолютно на каждом столе, но и причислять к обычным "крепким середнячкам" её не стоит чему свидетельство – рекомендация жюри самой авторитетной настольной премии Spiel des Jahres, полученная в 2004 году.