Вы умерли. Несколько странная предыстория для настольной игры, но «Цербер» начинается именно так. Плохая новость: вы не просто умерли, вы попали в ад. Хорошая новость: есть шанс спастись. В общем, сюжетная завязка такова, игроки находятся в аду, за ними гонится злобный трёхголовый цербер. Периодически он будет хватать и съедать самого медленного бегуна. Те, кому повезёт, смогут добраться до лодки, на которой можно уплыть и победить.

В плане компонентов всё это происходит на поле, составляемом из нескольких фрагментов. Ещё в игре есть фишки персонажей, а также три колоды: карточки действий игроков, карты событий игроков и карты событий цербера. И ещё шестигранный кубик с нестандартными цифрами на гранях. Вот и всё: поле, фишки и карточки, типичный набор настольной игры.

В плане механики у нас тут штука такая: в свой ход играем карточку с руки и выполняем указанное на ней действие. Ещё можем дополнительно сыграть карту события. То есть ход игрока – это розыгрыш 1 или 2 карт. Карточки позволяют двигать фишки игроков вперёд, а также получать карты из колоды событий. Правда, иногда эффект карты требует оплаты: например нужно скинуть карточку или передвинуться немного назад.

Сначала всё кажется очень благопристойным. Игроки бегут вперёд, цербер смотрит на них со стартовой позиции. Но в игру встроен интересный механизм активации трёхглавой собаки, своеобразный таймер. Тут есть специальная шкала активации цербера, по которой двигается специальный кубик. Как только он добирается до конца шкалы, монстр делает рывок. Двигается этот кубик при розыгрыше многих карт игроков, то есть почти каждый ход. А ещё на нём есть значение – это скорость собаки. Столько клеток она пробежит по полю при активации.

Если в двух словах, это вся игра. Разыгрываем карточки с руки, двигаем фишки, стараемся убежать от собаки. Но на деле это даже не половина всего, что тут придумали разработчики.

Во-первых, важно, что собака может съедать игроков. В прямом смысле. Если в момент рывка церберу удаётся догнать чью-то фигурку, этот игрок больше не участвует в забеге. Он переходит на сторону цербера и начинает играть за него, усиливая тем самым монстра, позволяя ему двигаться быстрее. Более того, все остальные съеденные игроки также начинают играть за команду «пожирателей», т.е. с каждой новой жертвой мощь цербера только возрастает.

Во-вторых, игроки не могут каждый ход двигать себя вперёд. В основном карты позволяют подвинуть себя и кого-то ещё, либо, вообще, только других игроков. Такой набор эффектов буквально толкает на обсуждение, подстёгивает образовывать союзы по принципу «давай ты сейчас подвинешь меня, а я в свой ход подвину тебя».

В-третьих, для победы в игре мало добежать до финиша. Там игроков будет ждать лодка, в которой может быть 1, 2 или 3 места. Так вот, победить можно только полностью заняв все места. Например, если лодка трёхместная, а в живых остаётся только два игрока, это автоматическое поражение, потому что уплыть и выиграть с такой лодкой можно только втроём и никак иначе.

Вот и получается, что игроки вынуждены решать сразу кучу задач. С одной стороны всегда хочется бежать не последним, чтобы если кого и съели, то хотя бы не тебя. С другой стороны в одиночку шансов на победу маловато, так что желательно прибегать к помощи других игроков, понятное дело, предлагая им что-то взамен. Наконец, надо ещё разобраться с этими лодками, чтобы понимать, а сколько людей должны добежать до финиша, чтобы была возможность победить.

Решаются все эти вопросы при помощи карточек с богатым арсеналом эффектов. Ряд из них направлен на помощь самому себе. Ряд карточек помогает другим игрокам, позволяя двигать их вперёд и получать карты событий. Наконец, есть ещё события, напрямую вредящие другим игрокам. И их тоже обязательно захочется сыграть. Например, если вы делите последнее место с кем-то ещё, ну как не подвинуть товарища на клеточку назад, если есть такая возможность?

В итоге игрушка получается очень забавная, но, в то же время и злая. Мало того, что тут есть возможность напрямую ухудшать положение соперников, так тут и совершенно не исключена возможность предательства, когда тебе кто-то помог, а ты в ответ – нет. Или даже, напротив, не только не помог, а даже и подкузьмил!

Важно понимать, что подобные игры заходят далеко не всем. Самый напрашивающийся пример – семейные пары, скажем, не все могут адекватно ориентироваться в подобных настолках и зачастую изо всех сил стараются друг другу помогать, даже если игра требует обратного. Ну а кто-то в принципе не может сделать товарищу плохо, даже не по-настоящему, в рамках игры.

Ещё такой нюанс, заявлено, что поддерживается от 3 до 7 человек, но по ощущениям веселее играть большой компанией, чтобы за столом было 5 человек или более. Тогда процесс становится более хаотичным, менее предсказуемым и от этого более забавным.

Понравилось, что на компонентах нет никакого текста. Все эффекты на карточках обозначены значками. На первый взгляд они не очень понятны, но тут есть наглядная памятка, да и одной партии будет достаточно, чтобы все запомнили, что какой значок обозначает.

Очень классно, что тут на самом деле как бы две игры в одной. Начинаешь человеком, а потом можешь продолжить цербером, выполняя прямо противположную роль. Причём, если за обычных беглецов – это полукооператив, когда все как бы убегают от цербера, но каждый спасается сам по себе, игра за трёхглавого монстра получается полностью командная. Одну и ту же фигурку двигают все игроки, так что он становится всё злее и злее. И, кстати, тут есть «предохранительный клапан» — если все герои съедены, побеждают все церберы, кроме того, кого скушали последним. Это стимулирует бежать до конца и не сдаваться страшной собаке.

Ещё хочется отметить очень классный органайзер, где для всех компонентов предусмотрено своё место, красивые фигурки, и трёхголовая собака, и фишечки игроков, каждая уникальной формы.

Нравится также общая азартность процесса, и ряд интересных находок разработчиков. Например, карты у игроков двухсторонние, с одной стороны человеческие, с другой – церберские. Съели тебя, перевернул карты другой стороной и играешь дальше. А ещё в игре предусмотрены «ачивки», достижения. Прямо на коробке есть ряд условий, например, «Цербер съел сразу троих» — если что-то такое произошло, надо взять в коробке специальную наклейку и наклеить на это место. На игровой процесс это совершенно не влияет, но оставляет очень приятные воспоминания, «фиксируя» их в прямом и переносном смысле.

Если говорить о минусах, можно ещё раз отметить некую «злобность» игры, хотя это ни в коем случае не минус, просто особенность, которую надо учитывать, в некоторых компаниях по этой причине игра может просто не зайти. Ну и ещё на первых порах может проявляться некая тенденция к медленным ходам, чему в частности способствуют правила. Тут бывает так, что в свой ход ты получаешь карточку и сразу можешь её разыграть. Естественно, когда ты берёшь карту, то надо хоть немного прикинуть, выгодно её играть или нет и, может быть, даже обсудить с товарищами, что с ней делать: предложить кому-то помочь или даже кого-то припугнуть. Всё это напрямую влияет на время хода, иногда его затягивая.

В целом игрушка получилась приятная. Она хорошо смотрится и привлекает внимание на столе, она затягивает, создаёт напряжённые ситуации, заставляет всё время прикидывать, может до тебя добежать монстр или нет и провоцирует игроков на всякие переговоры и договорённости. Для подходящей компании, не сторонящейся игр с переговорами, предательством и прямым противостоянием очень хороший вариант. Рекомендую присмотреться!

«Цербер» на сайте издательства «Эврикус»