Добро пожаловать в мир настольных игр

Чем отличаются «Dominion» и «Race for the Galaxy»?

 

В блоге Записки новосибирского настольщика появилась заметка, посвящённая играм Dominion и Race for the Galaxy. В ней Михаил разбирается в чём сходство между этими двумя играми и рассказывает почему ему больше нравится Борьба за Галактику

Эта заметка будет несколько необычной; до сих пор я такой жанр в блоге не практиковал. Но всё когда-нибудь случается впервые…

Было так. Однажды по мотивам моего обзора «Race for the Galaxy» (далее для краткости просто “Г” от слова “Галактика”) прозвучал вопрос о сравнении этой игры с «Dominion» (далее просто “Д”). Это произошло вот здесь. Но тогда я по этому поводу ничего сказать не мог, ибо в “Д” не играл. А теперь поиграл и могу, чем сейчас и займусь. 🙂

Текст будет построен следующим образом. Сначала формулируется  некоторый тезис о сходстве (или, наоборот, несходстве) игр, затем приводится его развёрнутое пояснение. Поехали. 

1. В обеих играх участники действуют почти независимо друг от друга.

В общем-то, это определяется главной задачей — развиться успешнее всех. В “Г” все строят свои галактические царства по разным уголкам Галактики; в “Д” развивают свои суверенные королевства. Дополнения к базовым играм уже позволяют влиять друг на друга, и в “Д” это выражено заметно сильнее (тамошние пакости такие пакостные)… но всё равно, если вы ищете взаимодействия между игроками, то “Г” и “Д” — не самый оптимальный выбор.

2. Игровая механика совсем разная

“Г” построена как традиционная карточная игра. Есть колода, есть дискард. У каждого игрока есть рука и есть стол. Он (игрок) получает профит с карт, разыгранных на стол из руки. Это можно сказать про великое множество игр.

В “Д” у каждого игрока своя колода и свой сброс. Стола как такового нет. Зато есть резерв карт и глобальный сброс. Рука постоянно сбрасывается и набирается заново. Профит приносят карты, «купленные» себе в колоду из резерва. Механика очень интересная, необычная, и с ней — честное слово! — стоит познакомиться.

3. В обеих играх всё строится на построении цепочек и комбинаций карт

На отдельно взятых картах вы не выиграете ни в “Г”, ни в “Д”. Надо много и с умом комбинировать, в чём и заключаются обе игры. Но механизмы работы построенных цепочек и комбинаций заметно отличаются.

В “Г” однажды составленная на столе комбинация впредь работает гарантированно. Достаточно ли этого будет для победы, и удастся ли её «прокачать» дальше — другой вопрос. В “Д” комбинация карт, купленных себе в колоду, будет срабатывать статистически… или не срабатывать. Смотря как карты из этой колоды — вами же составленной! — будут приходить в руку.

4. Стратегические принципы совсем разные

Главным стратегическим принципом в “Г” является адаптивность. На основе стартового мира и начальной руки вы прикидываете базовый вектор развития, и пытаетесь его придерживаться. Но в зависимости от того, как пойдёт карта, вам практически гарантированно придётся менять свою стратегию.

В “Д” вы прикидываете стратегию, исходя из карт, доступных в резерве. И пытаетесь её придерживаться, в меру необходимости борясь с порядком карт личной колоды. Менять что-то по ходу дела будет, скорее всего, плохой идеей.

5. Обе карточные игры близки к коллекционным, хотя таковыми не являются

В общем-то, этот тезис сам за себя говорит. Как в “Г”, так и в “Д” мы видим большущее разнообразие шикарно оформленных карт со множеством эффектов и возможных взаимодействий. Как в ККИ, легенды игр развиваются в дополнениях.

6. В играх совершенно разный рандом

Он есть и там, и там. Но если в “Г” вы имеете дело с глобальным (одинаковым для всех) порядком карт общей колоды, то в “Д” — с локальным рандомом. Который прямо завязан с работоспособностью комбинационных идей. Ну, правда, в “Д” и колоды «прокручиваются» намного быстрей из-за своих малых объёмов.

7. Игры примерно одинаковы по сложности освоения

Вообще-то, в “Д” правила намного прозрачнее. Они усваиваются гораздо быстрее, чем в “Г” со всеми тамошними фазами и превеликим множеством пиктограмм. Но это совершенно непринципиально, ибо для того чтобы научиться разумно играть, а не просто манипулировать картами, вам понадобится довольно много партий. По сравнению с требуемым на это временем освоением правил можно пренебречь. 🙂

8. Разная психология процесса игры

Этот тезис можно много чем подкрепить. Например, партия в “Д”, как правило, сопровождается бóльшим общением, нежели партия в “Г”. Или вот, отношение к дискарду. В “Г” карты на руке — это те же деньги, и их там всегда хочется иметь побольше. А в “Д” выбросить из своей колоды несколько карт очень часто бывает даже полезно. Даже если это именно что карты денег! Ну, тут не увидишь в игре — не поймёшь…

Вот примерно как-то так. Возможно, вы заметили, что тезисы о сходствах и различиях я чередовал между собой. Обе игры, действительно, очень во многом схожи, но очень во многом и различны. Главным сходством, впрочем, является то, что и «Галактика», и «Доминион» — это замечательные, великолепные игры, очень даже не зря занимающие свои места в рейтинге BGG (на момент написания этих строк «Доминион» седьмой, «Галактика» двенадцатая).

Хотя лично мне «Race for the Galaxy» таки нравится больше. 🙂 Главным образом по пунктам №4 и №6.

3 комментария

  1. Orc

    хорошая заметка. Спасибо. Четко, лаконично, почти со всем согласен.
    1. В «Д» даже базовой, можно собрать сет с очень большим взаимодействием. В «Г» неким взаимодействием является предугадывание фаз, выбранных противником.
    4. Не факт, что менять стратегию в «Д» посредине игры плохо. Точнее не менять, а адаптировать ее приходится почти в каждой игре. Ориентируясь на состояние дел на столе.
    5. немного спорный тезис
    6. Здесь скорее не замечание, а дополнение. Бороться с рандомом в «Д» гораздо проще.
    7. А вот здесь не согласен в корне. «Д» заметно проще.
    7.1 Карт в «Д» меньше
    7.2 Комбинации в «Д» более просматриваемы и их заметно меньше. Собственно говоря, в «Д» есть несколько хороших стратегий, и игра строится на них, реиграбельность обеспечивает «случайный приход карт» и «действия противников». В «Г» очень много сбалансированных стратегий, игра поражает вариативностью. И чтобы хорошо играть в «Г» нужно как знать все карты, так и прикидывать, что из этого сейчас сможет работать на столе.
    7.3 Подсчет очков в «Д» попроще, и не меняется кардинально за один ход. Что вполне может произойти в «Г», например, когда выкладывают нужное улучшение за 6
    Где-то так
    На самом деле обожаю обе игры, но сложно сказать, какая мне нравится больше, потому что они такие разные)))

  2. Orc

    кстати, пункт 6 лично для меня скорее все-таки в пользу «Д» говорит. :-[

  3. дмитрий

    Спасибо за хорошую статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑