4 года назад в блоге уже появлялась заметка о настолках с религиозной составляющей. И, прочитав ее, читатель Артем Платонов задумался – а что же думают священнослужители о самых обычных настольных играх?
В отличие от компьютерных игр, отношение к которым у представителей мировых религий скорее отрицательное, настолок взгляд сих благочестивых отцов пока еще коснулся лишь слегка. Однако уже начали появляться православные настольные игры, которые, правда, в подавляющем большинстве своем представляют собой произвольно выбранные простейшие механики с натянутым на них религиозным сеттингом. Так что сфера религиозных настолок в России сегодня как будто вынырнула из начала 90-х: сплошная атака клонов.
В интернетах об отношении религии к настольным играм этом говорится мало, но ряд высказываний святых отцов про игры вообще весьма интересен. Так, например, протоиерей Артемий Владимиров отмечает, что согласно канонам православной церкви игры – не только грех, но и грех, заслуживающий наказания (что вытекает из 42-х и 43-х Апостольских Правил): «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне». А 50-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучён от общения церковного». Это же подтверждается в главе 92 Стоглавого собора «О игрищах еллинского беснования»: «Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние. Пятьдесятное убо правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми. 51 правило всякое играние возбраняет и отметает и причетникам, и простым людем». Любопытно, знал ли об этом правиле Михаил Задорнов, выпустивший не так давно настольную игру «Оберег», по сути копирующую существовавшие ранее «Тавлеи»?
Любопытно, что в список запрещенных игр попали и шахматы – так, в Пасиевском сборнике говорится, что священник, уличённый за игрой в них, обязан принять епитимью на два года «10 хлебе и 10 воде» и отбивать 200 поклонов в день. Впрочем, во времена написания сих сборников в шахматы играли с кубиком, что позволяло святым отцам отнести игру к азартной и, следовательно, бесовской. А бесы частенько резвились вовсю, и священнослужитель проигрывал в шахматы не только свое, но и церковное добро и даже вообще чужие вещи (в Новгороде, например, зажиточные жители хранили наиболее ценные вещи в церковных подвалах).
Но продолжим. «Согласно Евангелию и святоотеческому учению грех, совершённый в воображении, является грехом и вменяется человеку, – считает клирик Екатерининского храма при Академии Художеств Андрей Лелин. – Так же будет омрачать душу и виртуальное убийство, тем более что оно сопровождается гораздо более сильными и реалистичными эмоциями, чем простое воображение. Душа привыкает и черствеет, постепенно для неё ценность человеческой жизни умаляется. Особенно это страшно для детей».
Иеромонах Адриан (Пашин) также относится к играм настороженно и предупреждает: «даже так называемые «умные» игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощённый мир, регулируемый несколькими чётко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию».
Священник Сергей Марук еще более категоричен: «Помимо общей деградации личности, созданные, как правило, на основе безбожного мировоззрения игры предуготовляют играющего к принятию антихриста, прививая ему определённую жизненную стратегию, когда побеждает тот, кто наиболее коварен и безжалостен в достижении своих целей и уничтожении своих врагов».
Более взвешенную позицию занимает ныне опальный диакон Андрей Кураев, высказываясь по поводу компьютерных игр (куда, впрочем, можно отнести и настолки на электронных носителях). «Порицатели <…> игр, кажется, исходят из убеждения, что человек призван к непрерывному пребыванию в молитве, а потому любое действие (которое занимает человека чем-либо иным) отвлекает его от молитвы и – следовательно – является антихристианским. Верно – схимник, который отложил бы чётки и начал искать новости в Интернете, был бы странен. Но разве все христиане схимники? И разве схимнический подвиг – единственный образ служения Богу и людям? И разве помимо компьютера нас ничто не отвлекает от молитвенной сосредоточенности? А если наша жизнь и жизнь наших детей не вся наполнена молитвой – надо ли немедленно призывать к тому, чтобы этот «немолитвенный» остаток сократился, исчез и был «покрыт» приумноженным молитвенным правилом?
Если же брать ислам, то в нем отношение к играм чуть более суровое (наверное, поэтому сходу и не вспомнить ни одной отечественной исламской настольной игры). Так, по словам шариатского доктора Саада аль-Шатри, плохими являются, в частности, следующие штуки (цитата):
– Игры, которые имитируют войну между землянами (хорошие) и существами, сошедшими с небес (плохие). Такие игры возводят ложь на Аллаха, Совершенного и на Его ангелов;
– Игры, которые поощряют занятие колдовством, магией или восхваляют колдунов (магов/гадальщиков/астрологов) и т.п.;
– Игры, основанные на идее ростовщичества;
– Игры, в которых играющий должен убивать людей или совершать другие преступления <…>;
– Игры, которые нарушают у детей чувство правильного восприятия действительности, изображая иллюзорный, несуществующий мир и нереальные события, такие как воскрешение из мёртвых, приход инопланетян, существование вымышленных сверхъестественных объектов и т.п.
Впрочем, по словам проповедника и имама шейха Мухаммада Саалиха аль-Мунаджида, сами по себе игры (что компьютерные, что, видимо, и настольные) не являются запретными, решающее значение имеет их содержание. Как доносит до нас имам, «ислам не запрещает досуг и разрешённые развлечения в свободное время. Основное правило касательно <…> игр – они разрешены до тех пор, пока они не отвлекают человека от обязанностей (таких, как своевременная и правильная молитва или исполнение долга по отношению к родителям) и не содержат ничего запретного. Итак, если эти игры не содержат нежелательные темы и информацию, играть в них разрешено, хотя такое разрешение условно. К подобного рода развлечениям можно прибегать только иногда, поскольку потакание прихотям и постоянные игры отвлекают от актов поклонения и других обязательных действий, что строго запрещено исламом». Любопытно, что о том же говорил и диакон Андрей Кураев – если играть без фанатизма и ущерба для отправления религиозных обрядов от игр, то почему бы верующему в них и не сыграть?
«Без игры ребёнок расти не может. Он познаёт себя и мир в игре. Надо просто правильно подбирать игры, – продолжает Кураев. – Если они учат безжалостности и насилию, – то их следует избегать. Если же они развивают смекалку, реакцию, учат предвидеть отдалённые последствия своих шагов, – то пусть такие игры придут к детям. И не надо ссылаться на то, что на <…> рынке преобладают игры с насилием. Какое нам дело до того, что там преобладает. На книжном рынке тоже большая часть изданий бездумна и бесчеловечна. Но это же не повод для того, чтобы закрыть все библиотеки и сжечь наши, церковные, книги. Также и на компьютерном рынке. Он разнообразен. И умные и добрые игры – пусть и в ограниченном количестве – подобрать на нём можно».
И тут я с Кураевым, надо сказать, полностью согласен!
В общем, только отец Андрей и разрешил.
Темы иудаизма, буддизма и традиционных верований народов Крайнего Севера не раскрыты.
У Тома Вэсела есть целая серия подкастов на эту тему. The Dice Steeple называется, если не ошибаюсь.
Задорнов язычник, так что на счет «Оберега» у него проблем нет.
«Конечно, многие игры учат детей насилию и убийствам. Но, к сожалению, не все,» — заявляет Хротнир, жрец Тора. «И вместо того, чтобы заниматься грабежами и налётами, дети отвлекаются на вредные иллюзии о мирном сосуществовании — и таких игр т.н. «европейской» школы всё больше.»
«Игры учат людей быть честными, действовать предсказуемо и подчиняться правилам. Чем больше таких людей вокруг, тем мне лучше, поэтому я не против» — сообщает Асмунд, жрец Локи.
«В принципе игры не вредны, если, конечно, они не отвлекают верующего от жертвоприношений», — объясняет Тецоан, верховный жрец зиккурата Кетцалькоатля. «Наиболее добродетельный вариант — когда жертвоприношения встроены в саму игру, например, когда в жертву приносят всю команду проигравших».
«У игры есть два определяющих состояния — до того, как она разложена и после того, как убрана в коробку. По сути они переходят одно в другое через мимолётный миг партии,» — говорит учитель Кодо. «Игра в процессе партии не имеет значения. Поэтому для познания истинного пути я рекомендую америтреш, так как в нём действия игроков почти не влияют на результат.»
«Лучшая игра — шахматы-ы-ы-ы!» — орёт Ромгаш, шаман Горка и Морка. «В шахматах надо есть фигуры! Когда орк не сражается, орк должен есть! Я съел вначале свои фигуры, а потом чужие! Жалко, что одной коробки едва хватает на завтрак!»
«Сегодня многие игры проповедуют зло,» — предостерегает Хьел-т’нах, служитель культа Хаоса, — «совершенно неправильно. В них культисты постоянно выступают какими-то недалёкими мальчиками для битья. Конечно, неприятно примеривать на себя такой имидж, но иначе все догадались бы, что мы тайно управляем миром.»
Стоит обратить внимание на то факт, что в представлении «отцов» в игры, кроме шахмат, играют преимущественно дети 🙂 (судя по приведенным цитатам). О масштабе порока они не знают, слава… богам.
@Денис II, как ни странно, иудейких игр еще меньше, чем мусульманских. Я их не нашел.
Random_Phobosis, жжош =)))
@futb_all, но узнать мнение раввина было бы интересно. 🙂
Random_Ph
«И вместо того, чтобы заниматься грабежами и налётами, дети отвлекаются на вредные иллюзии» )))))))))
сам об этом хотел написать.
Тот, кто делал пасхальную ходилку с последней картинки, – или вредитель, или забыл включить мозг. Пропуск хода обосновывается разного рода пасхальными мероприятиями – поздравлениями, крестным ходом и т. п. В результате у игрока будут формироваться негативные ассоциации с этими мероприятиями.
«Впрочем, во времена написания сих сборников в шахматы играли с кубиком, что позволяло святым отцам отнести игру к азартной и, следовательно, бесовской.»
Так и знал, что дайсы от лукавого, играйте в православное евро, и вам воздастся.
Произошла путаница. Церковь изначально запрещала игры, в которые можно что-то приграть, а потом пытаясь отыграться проирать еще больше. А еще церковь запрещает игры на основе классически игральных карт с их богохульными мастями.
А все остальное — это игрушки, попмогающие смоделировать какую-либо жизненную или абстрактную проблему и помогающие найти решение этой проблемы. Термин «игра» распространяется не только на настольные, компьютерные игры но и на куклы и машинки и футбол во дворе. Не запрещать же все во что можно играть.
@Дима
>Не запрещать же все во что можно играть.
А в чём проблема?
Сейчас все со смеху помрут ))))))))))езычнег он,а не язычник. А вообще-то,простой скоморох он.
Футбол точно бесовская игра. см. фильм «Защитник»
Запрещать куклы и лапту? Окай.
@Дима
А что в мастях богохульного?
Денис, по одной из версий считается, что масти карт — это изображения культовых предметов, связанных с Христом (копья, чаши, монеты и креста) Оскорбление святыни же!
О том, что карты древнее христианства, да и символы за уши притянуты (поскольку были, например, почти такие же у древних кельтов) обычно скромно умалчивается.
@Random_Phobosis «Конечно, многие игры учат детей насилию и убийствам. Но, к сожалению, не все,» — заявляет Хротнир, жрец Тора. «И вместо того, чтобы заниматься
Молодец!!!! Юмор высшего класса!!!Твой комм. сохраню себе.Это ШЕДЕВР!