Расскажите-ка мне про Фиаско, а? А то, вон, пишут, вышла новая игра, якобы ролёвка, в которой нет ведущего, и все игроки вовлечены в увлекательный процесс, не уступающий просмотру остросюжетного фильма. Но так ли это на самом деле?
Ознакомившись с выложенным в сети кусочком правил, я понял, что игра делится на две части. Сначала игроки выполняют некие приготовления, бросают кубики и выверяют по специальным таблицам результаты, а потом уже переходят непосредственно к игре. И вот тут-то я и начинаю не понимать. Как сама игра-то происходит? Ведь на столе нет ни поля, ни фишек. Ведущего тоже нет. Весь игровой инвентарь — это два десятка кубиков, бумага и ручка.
Посему вопрос: кто-нибудь уже пробовал это Фиаско? Как оно?
Сегодня иду с почты забирать. (:
Если вкратце, то в первую фазу задаются персонажи и основные элементы, на которых и строится сюжет (места, предметы, желания, отношения между героями…).
Вторая фаза — общее сочинительство истории в стиле динамичных кинофильмов (братьев Коэн или того же Тарантино — тут всё в руках игроков). Разные шаблоны позволяют подобрать сеттинг и направленность согласно предпочтениям игроков.
Основа механики следующая.
Вторая фаза состоит из двух Актов, после первого из которых следует Встряска (сюжета), а после второго подводятся Последствия — итоги злоключений персонажей. Первый Акт заканчивается, когда в центре стола остаётся половина кубиков. Второй — вместе с кубиками в центре стола.
Каждый акт состоит из сцен. Каждую сцену активный игрок решает, будет ли он создавать её или же трактовать её результаты. Если игрок решил создать сцену (побыть режиссёром), он описывает, где и что происходит, кто участвует и т.д., но (!) исход — «чёрный» (положительный) или «белый» (отрицательный) — для его персонажа тогда задают, посовещавшись, остальные игроки. Если же он решил задать исход, сцену создают остальные игроки. В любом случае к активному игроку отходит один из кубиков (белый или чёрный) из центра стола, из общей кучи. Т.о. игра потихоньку движется к концу, а «фильм» — к развязке.
Во время Встряски и Последствий все игроки бросают кубики, которые отошли к ним во время игры. Выпавшие числа на чёрных и белых кубиках игрока складываются в два числа — «чёрное» и «белое». Затем из большего вычитается меньшее. Чем ближе к нулю, тем хуже для персонажа. Т.о. во время игры придётся держать баланс. Т.е., игра подстёгивает игроков участвовать в создании истории и в качестве «режиссёра», и в качестве «сценариста» (т.е. и описывать сцены, и трактовать их результаты).
Победителей, как таковое нет. Это на самом деле игра на совместное творчество (а именно — сочинительство) с простой механикой, обеспечивающей движение сюжета и поддерживающей его формирование на основе базовых элементов.
Зря заказывал на почте)))
Есть в пнп варианте. По крайней мере у меня)))
У меня английский вариант, но даже со знанием английского я так и не понял как в нее играть(в отличие от тех же Shock: Social Science Fiction, Diaspora, Polaris и, мною сильно любимый, Umlaut: Game of metal).
С нетерпением жду подробного отчета как в это играть.
Это ролевая игра.
От привычных ролевых игр отличается тем, что здесь нет проблемсолвинга, а есть только нарратив. То есть, нет ситуаций, когда «вы сидели в таверне, и к вам подошел таинственный человек в плаще», предложил какое-то задание, и теперь надо думать, как его выполнять. Дело игроков — не решение задач, а генерация сюжета. Соответственно, нет статов, боевки, карты и всего остального.
Вся игровая механика сфокусирована именно на толкании сюжета вперед.
Если бы «Игросказ» и «Да, темный властелин» делал бы Тарантино — то получилось бы Фиаско.
Мне эта игра кажется не слишком удачным выбором для начинающих ролевиков, и вот почему. Поскольку игроков не удерживают почти никакие правила (а в похожем на смирительную рубашку DnD горы правил придуманы не просто так), игроки должны очень тонко чуствовать сеттинг (американское авантюрно-драматическое кино в данном случае), чтобы игра не скатилась в бессмыслицу. Мне лично это нифига не по плечу.
Верно и обратное — опытным ролевикам правила уже особо и не нужны, сочинять истории им помогать не нужно, а нужно просто не мешать — для таких людей «Фиаско» подойдет отлично.
Из крутых вещей хочется отметить механику генерации связей между персонажами. Такую не грех утащить в любую другую настольную ролевку.
Если хочется попробовать — рекомендую либо найти бесплатно английскую версию, либо сыграть в весьма похожую идеологически и гораздо более дружественную к новичкам бесплатную «Joe in ten persons»
http://www.1km1kt.net/rpg/joe-in-ten-persons
ммм…. меня зацепил этот кусочек. а можно бесплатного английского варианта ссылочку?
А зачем бесплатный английский вариант, если на сайте Studio 101 есть неплохая демка. Тут все в целом объяснили выше, шаблон там есть, попробовать отлично можно.
я вечером выложу.
Мое субьективное мнение — уровень популярности фиаско среди настольщиков будет в лучшем случае на том же уровне как у игрушки » да, тёмный властелин». Зато дневник авантюриста возможно сделает менее видимой черту между настольнымми и ролевыми играми.
Это ролевая игра, но не рпг, а нарративного типа. Типа Игросказа.
Общался с питерскими ролевиками, мнения разошлись — кому-то она умеренно нравится, кому-то не нравится вообще.
Поскольку не являюсь приверженцем PnP, заинтересован в дальнейших печатных изданиях Studio 101 и пр., предпочёл честно купить. (: Тем более, что пересекался почти со всеми из «Студии» по ролевой тусовке. Даже вместе над одним переводом работали (эх, помнится, как боёвку для Unknown Armies переводил)… да и любовь к Savage Worlds разделяем. Не, у меня другого выбора просто не было. (:
Как играть — понять несложно. Там правил-то даже с учётом художественных вставок и напоминалок, большого шрифта и маленьких страниц… этих страниц штук 50 от силы. На самом деле, в кратком изложении полосы две будет. На мой взгляд куда важнее прочитать игровой отчёт (пример; имеется в книге правил).
У нас в городе почти каждый бывалый настольщик — это ролевик (полевой, кабинетчик, застольщик — а то и всё разом) или ккишник (правда, эти больше с «матыгой» бегают). (: Новая волна только в прошлом году пошла — чистых настольщиков. Так что шансы закрепиться у игры в Астрахани, например, есть. Тем более, что я знаю компашку, которая у меня «Да, Тёмный Властелин!» с удовольствием выкупила для своих посиделок.
Павергеймерам «Фиаско» точно не понравится. (: Этим прожжёным манчкинам подавай, из чего лепить персонажа так, чтобы от него стрелы отскакивали и автоматом при этом шарогни в ответ летели в обидчиков. (; Мне заочно нравится, но есть обычная проблема — собрать народ на сессию. Не хочется в другой район города ехать, (: а у своих пока не интересовался.
@oranged
Согласен с вами в идее честной покупки. И правил чистых там на 20-25 страниц — это единственное в чем с вами не согласен.
Я не смог осилить отчет в плане понимания. Подскажите мне: Игра состоит из двух актов и в каждом разыгрывается сцена для каждого персонажа? Т.е. два «раунда»? Т.е. внимания больше уделяеся описанию действий, а не их количеству и вариативности?
Прошу сравнения с Shock и Polaris.
В упомянутые игры не играл, и их правила не читал, так что сравнивать не буду. Но названия себе уже выписал. (: У меня с ролевыми играми разрыв был лет на пять — только сейчас планирую возвратиться к ним. Душа просит.
На каждого игрока выделяется 4 кубика (2 чёрных и 2 белых), так что персонаж игрока будет в центре внимания дважды за акт. А при чём в нарративе количество действий? Задача же — развивать сюжет. Если ружьё в конце концов не выстрелит — нафиг его добавлять? (:
Такие игры называются «словески», если я правильно понял. Но чтоб без ведущего, такое в первый раз вижу.
Хммм… Я всегда думал что чем больше действий, тем более развитой сюжет. Например фильм «Назад в будущее» (Трансформеры не в счет))))
Такие игры называются GM-less RPG.
http://rpggeek.com/rpgmechanic/2089/gm-less-no-gamemaster-needed-to-play
И обещаная ссылка http://www.megaupload.com/?d=E8FI5FGN
там по сути в правилах я разобрался. единственное что не помешает на русском так это таблицы встряски и последствий. есть кто нибудь кто готов перевести. я уже по сути над этим немного начал работу но получается довольно коряво. последствия не очень хорошо получаются для перевода
В одной сцене может быть несколько действий — всё в ваших руках. Кроме того, можно увеличить количество кубиков в целом, но тогда есть шанс, что игра затянется и наскучит.
У меня как всегда один вопрос —
А НА РУССКОМ У КОГО ЕСТЬ:
вот это:
http://www.1km1kt.net/rpg/joe-in-ten-persons
рекомендую либо найти бесплатно английскую версию, либо сыграть в весьма похожую идеологически и гораздо более дружественную к новичкам бесплатную “Joe in ten persons”
но если у ого есть полная русская версия можете выложить сканы таблиц встряски и последствий?
@bipsqwake Я не против распространения Фиаско среди интересующихся это игрой. Более того, именно поэтому демо-версия на нашем сайте столь обширна, а не традиционные 5 страниц с оглавлением. Но всё же, согласно лицензионному соглашению, создание независимых переводов и их распространение в сети, может привести к судебному преследованию владельца сайта и автора материала. Выкладывание же сканов русской версии приведёт к однозначным последствия. Учитывайте это, пожалуйста.
На вопрос о русскоязычном варианте. Это ресурсоемко в плане времени. Плюс не окупается, т.к. слишком мало желающих к этому приобщиться.
@reeboohin Да, я даже писал обзор этого самого «Джо в 10 лицах». Если вы поспрашиваете на story-games, то узнаете что оно основано на общем дизайне Фиаско, и было написано по мотивам, спустя два месяца. Не сказал бы что оно сильно лучше — в Джо отсутствует вся универсальность и реиграбельность оригинала, по понятным причинам — нет новых Шаблонов и модификаций правил (в т.ч. и в самой книге). Автор Джо в итоге просто выпустил одноименный Шаблон, можно найти на том же БГГ.
Впрочем что говорить — сколько игр на ГенКоне 2011 было по Фиаско, а сколько по другим инди-играм?
Сколько?
26 из 55, емнип. Более подробная статистика: https://docs.google.com/a/studio101.ru/spreadsheet/ccc?key=0AsU3ZXcanG8GdHFrTjhzT2xDOE1haVBBMkwyZnZTZnc&hl=en_US#gid=0
Кстати, на Ролеконе в Москве тоже был неплохой процент спонтанных игроков. =)