Дизайнерская группа «Столица», выпустившая небезызвестное Зельеварение и переименованная впоследствии в «Правильные игры», вероятно, могла бы назваться «Первыми играми». Как уже подметил Михаил Баландин, Правильные игры во многом были первопроходцами. Они первыми выпустили экспортные версии российских игр. Иван Туловский ведёт первый и, пока единственный, англоязычный блог о российских настолках. А теперь ещё в активе компании появилась и первая цифровая версия отечественной настольной игры и по совместительству первая игра, изданная в форме приложения для iOS.
В AppStore Варенье представлено в двух вариантах: на русском и английском языках. Русскоязычная версия стоит $1,99, англоязычная – вдвое дороже – $3,99. Игра разработана неизвестной (пока?) компанией AppForge, над приложением работал некто Александр Знакомский.
Как пояснил Иван Туловский, электронная версия игры появилась так: в Правильные игры обратилась сторонняя компания и попросила лицензию на разработку именно Варенья. Возражений не последовало, был заключен договор, и цифровое Варенье ушло в работу. Таким образом, версия для iOS – это не собственная разработка Правильных игр, а игра, сделанная по лицензии.
Признаться, мне сложно писать об электронной версии Варенья. Скажем прямо, оригинальная игра пришлась мне не по вкусу. У меня было к ней немало вопросов. Она казалась и кажется мне слишком упрощённой, по сравнению со своим прообразом – Зельеварением. Оформление карт я также считаю не самым удачным – из-за повторяющихся элементов мне тяжело распознать что за пирожок или варенье можно сварить с помощью того или иного рецепта. Наконец, не самой удачной мне кажется система с карточками заданий, с которыми надо постоянно сверяться, проверяя, собрал ли ты уже нужные рецепты или нет. Посмотрим, что получилось в формате для айпэда.
При запуске игры мы видим столешницу, практически полностью прикрытую скатертью, лишь в левой части экрана из-под материи проглядывает дерево. Львиная доля площади экрана отдана под «шкаф элементов» — это центр, где будут располагаться доступные карточки. Узкая полоска «столешницы» слева – это место для собранных рецептов. В нижней части экрана располагается «рука игрока». В верхней – противники. Справа имеется изображение поваренной книги, выполняющей две функции. Во-первых, с её помощью собираются все рецепты. Во-вторых, в ней содержатся «задания», те рецепты, которые необходимо собирать.
Как и в оригинале, в свой ход игрок может разыграть одну карту – либо скинуть что-то из руки на стол, либо собрать рецепт, используя общедоступные ингредиенты. С рецептами у меня вышла заминка. Я запустил игру, пропустив обучение, и не сразу разобрался, как здесь можно что-то собрать. Оказалось, что для этого предусмотрена та самая поваренная книга. У неё на странице есть два поля «рецепт» и «ингредиент» и чтобы что-нибудь сварить, нужно перетащить туда две карты. Одну, соответственно, на «рецепт», другую – на «ингредиент».
Когда ход игрока завершается, свои действия выполняют противники, управляемые компьютерной программой. Игра, кстати, предлагает два варианта: на троих или на четверых. Отличаются они количеством компьютерных оппонентов, их будет либо двое, либо трое. Сетевой режим, где можно было бы играть против живых людей, отсутствует.
Во время чужих ходов по столу летают карты, показывая, что именно делают противники. Если смотреть на это не хочется, можно включить ускоренный режим. Я, кстати, всё время тыкал в кнопку «пролистать» и подумал даже, что разработчики могли бы предусмотреть в настройках опцию «всегда пропускать ходы противников». То есть сделать альтернативный вариант. Если сейчас ход противников всегда показывается, но его можно «промотать», можно было бы предложить всегда его пропускать, но при необходимости показывать.
Собранные рецепты отправляются в левую часть игрового пространства и складируются там в виде столбика из карт. Как только их оказывается больше 4-х, они уже не умещаются на экране и при желании посмотреть, что там у тебя уже собрано, этот список приходится листать вверх-вниз. Это показалось мне неудобным, хотя другого решения, наверное, и быть не могло. Разве что если бы предусмотреть какую-нибудь кнопку, по нажатию на которую на экране всплывали бы все собранные рецепты разом, чтобы их можно было бы сразу окинуть взглядом.
В лучших традициях цифровых версий каждую карту можно увеличить и внимательно рассмотреть. Хотя, конкретно в Варенье, такая возможность, на мой взгляд, не очень востребована – на картах присутствуют довольно крупные рисунки, никаких мелких элементов не имеется, так что увеличивать, в общем-то, нечего. Зато внешний вид карт, полностью, соответствующий оригиналу, по-моему, менее удобен в игре на планшете. Всё из-за того самого дублирования элементов. Когда перед тобой разложены полтора десятка карт на столе, они довольно крупные и изображения хотя путаются, но не так уж сильно. Если же взять те же самые карты, немного уменьшить и уместить на 10-дюймовый экран, общая картинка получает весьма пёстрой.
Карточки заданий с рецептами чуть менее неудобны, чем в печатном варианте – в них зачёркиваются собранные рецепты, так что всегда видно, что ещё нужно собрать. Но. Во-первых, чтобы посмотреть задания, нужно открыть книжку рецептов. Во-вторых, в ней ещё и страницы надо листать. Может, стоило постараться, и уместить задания на одном развороте? А вот что точно надо было сделать – это какое-нибудь выделение или подсветку тех рецептов, которые игроку надо собрать для выполнения задания. Как минимум такие рецепты должны выделять у игрока в руке, как максимум – и на столе тоже.
Небольшая претензия имеется и к обучающему материалу, точнее – к методу подачи правил игры. В игре есть встроенная книжка правил, которую надо листать и читать как и обычную книгу правил в любой настольной игре. Само по себе это не плохо, но поскольку перед нами цифровая версия, хотелось бы видеть что-нибудь более продвинутое и усовершенствованное, какой-нибудь интерактивный обучающий или демонстрационный ролик. Словом, чтобы приложение могло не просто подсунуть игроку текст с намёком «читай и учись», а само выступало в роли наставника, знакомящего новичка с правилами игры.
Что мы имеем в итоге? Пёстрые карты на столе; столбик рецептов, который надо листать почти как и сваренные варенья и пирожки в печатной версии; карточку задания, с которой надо сверяться, как и в оригинале; плюс небольшие преимущества цифрового формата – автоматически отмечаются выполненные задания, да и очки считать вручную больше не нужно, по завершению партии программа сразу же выдаёт результат.
Как видите, все мои претензии к оригинальному Варенью актуальны и применительно к его цифровому исполнению. Означает ли это, что мне не понравилось Варенье для айпэда? Да, так оно и есть. Но это означает и ещё кое-что – получается, что электронная версия Варенья вышла точно такой же, как и оригинальная игра. А это означает, что исполнитель приложения для AppStore заслуживает похвалы. И вывод будет однозначным – если вам понравилось Варенье, вы останетесь довольны и его вариантом для iOS.
PS: одного не понимаю, почему после установки русской версии Варенья иконка с игрой называется на английский манер — Jam? 🙂
В цифровой версии используются изображения персонажей известных мультиков. Интересно, как обстоят у AppForge дела, связанные с юридической чистотой используемых изображений?..
А цены не слишком высокие?