Добро пожаловать в мир настольных игр

CO2. Обзор игры

Представляю обзор CO2 — настольной игры на экологическую тематику, подготовленный читательницей по имени Юлия. Игрушка довольно любопытная, тут есть налёт кооперативности (проиграть могут все вместе, а победить — только один конкретный игрок), плюс незаезженная тематика и (для любителей) возможность сольной игры. 

Обзор настольной игры CO2.

Парниковый эффект достигает своей наивысшей точки, правительства многих стран мира наконец начинают это осознавать и понимать, что нужно срочно предпринимать какие-то шаги в этом направлении: это означает, что им придётся вкладывать средства в более чистые источники энергии. Перед игроками встаёт задача: позаботиться о строительстве электростанций, основанных на чистых источниках энергии и тем самым предотвратить дальнейшее загрязнение окружающей среды, которое может привести к гибели человечества и…. к проигрышу в игре.

Перед вами игра СО2 . Эта игра была выпущена издательством Stronghold games и является новинкой Эссена 2012 года. Это стратегическое евро, рассчитанное на 1 до 5 человек, а время партии составляет 1-1,5 часа. Автором игры является Vital Lacerda, на счету которого также такие игры как…а вот тут мне интересно, знает ли кто-нибудь из вас, какие это игры и как он начал свою карьеру как геймдизайнер? Об этом я вам поведаю в конце статьи…

А теперь вернёмся к нашим баранам, а точнее к спасению мира!

В СО2 вы выступаете в роли руководителей крупных энергетических компаний. Ваша цель – остановить рост загрязнения окружающей среды и увеличить число безопасных электростанций. Для этого вам понадобятся компетенция, деньги и ресурсы, а также умение умело распоряжаться всем этим. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество победных очков к концу игры, а вот проиграть здесь могут все, если игрокам не удастся остановить глобальный уровень загрязнения планеты вовремя.

Ход игры.

Расклад на 4-х игроков.

Перед началом игры каждый игрок получает диски влияния и фишки учёных своего цвета, а также карту цели для своей компании, приносящую в конце игры ПО и по 5 карт лобби. Кроме этого они получают определённую сумму денег и по 2 разрешения на углеродные выбросы (сокращённо РУВ).

Игровое поле поделено на 6 континентов, на каждом из которых в начале игры размещается по одной старой, загрязняющей среду, электростанции. Эти станции работают на ископаемом топливе и их 3 вида: работающие на сжигании угля, природного газа и нефти. У каждой из них свой коэффициент загрязнения.

После этого уровень загрязнения всех станций суммируется и отмечается на треке концентрации углекислого газа.

Рядом с полем выкладываются карты событий, показывающие, какой континент может оказаться в конце десятилетия (раунда) на грани катастрофы.

В центр поля кладутся фишки разрешений РУВ, и на специальном треке устанавливается их цена. Также в центр поля выкладываются тайлы конференций, куда игроки смогут посылать своих учёных в дальнейшем, а также тайлы региональных программ. На них указано, какие экологически чистые электростанции могут быть построены на континенте, на котором они выложены. Всего таких станций — 5 видов: основанные на лесных ресурсах, на биомассе, на солнечной энергии, на основе вторсырья и на основе холодного ядерного синтеза.

Рядом с полем выкладываются также карты целей ООН, за которые игроки могут получить указанное на них число ПО.

Игра длится 5 раундов, при этом каждый раунд представляет собой одно десятилетие. Другими словами у вас на всё про всё есть 50 лет, в течение которых вам нужно спасти мир от загрязения.

Каждый раунд состоит из 2-х фаз:

  1. Фаза снабжения
  2. Фаза действий

Во время фазы снабжения игроки получают деньги и/или победные очки. В этой фазе также определяется, смогли ли игроки удовлетворить потребность в электроэнергии постройкой экологически чистых электростанций в различных регионах. Если им этого не удалось, то в данных регионах выставляются электростанции, основанные на сжигании ископаемых видов топлива. Тем самым уровень загрязнения окружающей среды повышается, что отображается на треке концентрации углекислого газа.

Если при этом уровень концентрации СО2 равен или больше 350 ppm (пи-пи-эм это единица измерения концентрации углекислого газа), то в указанном на карте события регионе происходит катастрофа. Чтобы устранить её последствия, игроки, не построившие экологически чистые станции в данном регионе, должны пожертвовать кубик технологий или потерять 2 победных очка. В дальнейшем эти кубики станут наградой для тех, кто решиться построить здесь “зелёную” станцию.

Во время фазы действий игроки стараются внести свою лепту в развитие и внедрение “зелёных” источников энергии, тем самым предотвращая дальнейшее загрязнение окружающей среды.

Для этого игроки по очереди выполняют различные действия в течение определённого количества раундов. За свой ход игрок должен выполнить одно из 3-х обязательных действий и по желанию совершить от одного до 3-х дополнительных.

Обязательные действия: предложение проекта, внедрение проекта и постройка экологически чистой электростанции.

В обмен на предложение или внедрение проекта игроки получают какой-нибудь бонус, например деньги, кубики технологий или так называемые разрешения на выброс углерода (РУВ).

За строительство станции игрок получает в качестве бонуса победные очки и его компетенция в соответствующем источнике энергии повышается на один уровень. Компетенция является очень важным фактором в этой игре. Она отображает знания и авторитет энергетических компаний игроков.

Компетенция даёт игрокам доход в начале фазы снабжения, а также право на строительство новых экологических электростанций. Ну и, кроме этого, благодаря компетенции, игроки могут получать бонусы и решать спорные моменты. Другими словами, компетенция помогает игрокам строить электростанции более высокого уровня, ну а это в свою очередь ведёт к более высокому финансовому положению.

Дополнительные действия.  Игрок может в любой момент своего хода совершить любое из следующих бесплатных действий: переместить фишку своего учёного, посетить рынок и сыграть одну карту. Игрок может совершить все эти 3 действия, но каждое из них только по одному разу за ход.

Куда можно переместить своего учёного? Например, из личного запаса на любой свободный, уже предложенный проект, на котором ещё нет другого учёного. Также можно переместить фишку учёного с любого проекта на секцию конференции, посвящённой тому же источнику энергии, что и данный проект. Всё это позволяет игроку повысить уровень компетенции.

Во время дополнительного действия игрок может также  купить или продать РУВ на рынке.

Ну и ещё он может сыграть либо 1 карту лобби, либо получить очки за выполнение условий на одной из карт целей ООН.

Итак, игрок за свой ход должен совершить одно из 3-х обязательных действий и может совершить от 1-го до 3-х дополнительных. Так, во время своего хода игрок может, например, предложить проект для постройки электростанции. Ведь целью игры является зарабатывание ПО путём построения экологических станций. Но это не делается сразу. Сначала игроку нужно предложить проект, потом его внедрить и только потом он сможет построить станцию, во время своих следующих  ходов.

Для предложения проекта игрок просто напросто берёт тайл проекта из банка и кладёт его тёмной стороной вверх на любую пустующую позицию проекта в любом регионе, где требуется данный источник энергии. В зависимости от места, куда был размещён тайл, игрок получает один из 3-х возможных бонусов – деньги, кубики технологий или фишку учёного из банка.

Игрок может также вместо предложения проекта внедрить уже ранее предложенный проект, причём он не обязательно должен был быть предложен им самим. За это он получает бонус, указанный на самом тайле проекта.

Ну и наконец, 3-й вариант действия – это постройка электростанции, то ради чего всё и затевалось! Для этого игрок выбирает электростанцию из банка и кладёт её на отведённое для этого место. После этого проект удаляется с поля, а игрок получает положенные ему ПО.

Таким образом, игроки пытаются совместно построить как можно больше экологически чистых станций, при этом зачастую используя проекты, внедрённые своими соперниками. Так что тут нужны глаза да глазки, чтобы конкуренты не отхватили плюшки, положенные вам!

Но ради общего дела, чем только не пожертвуешь?

Впечатления об игре.

СО2  — это стратегическое евро, рассчитанное на 1 до 5 игроков. Это означает, что здесь есть и соло вариант. Но как мне кажется, соло-игры рассчитаны на любителя. Я предпочитаю всегда играть в компании, и эта игра мне больше всего понравилась при игре втроём или вчетвером.

Игра с такой свежей и актуальной тематикой, очень популярной и злободневной, но в настольных играх ещё неизбитой. Иногда бывает приятно – разложить партию и не для того, чтобы спуститься в подземелье или окунуться в мир средневековья, а чтобы заняться проблемой мирового масштаба и всем вместе делать вид, что вас очень интересуют проблемы окружающей среды. Ну и, конечно, заработать на этом хорошую репутацию и неплохую денежку…

Процесс предложения, внедрения и реализации проектов представлен очень реалистично. Вы сначала решаете, где построить ту или иную станцию и для этого представляете её проект так сказать на всеобщее рассмотрение выкладыванием тайла, а затем внедряете его, чтобы потом на этой основе уже построить саму станцию. Вообщем всё, как в жизни!

Вы все вместе пытаетесь спасти окружающую среду от загрязнения и внести свой вклад в улучшение мира. И вы почти начинаете в это верить! Это такая полукооперативная игра: выиграть может только один, а вот проиграть могут все вместе. Именно поэтому я полукооперативы люблю намного больше, чем кооперативные игры.

(В них дух соперничества больше, хотя до поры до времени сам себя обманываешь, что действуешь сообща.)

Время партии не очень долгое для такой комплексной игры, 1 – 1,5 часа, особенно, если удаётся вернуть концентрацию углекислого газа до безопасного уровня. Таким образом, можно ускорить процесс завершения игры и этим даже попытаться напакостить соперникам.

Мне игра понравилась, хотя и не сразу. Она раскрыла себя через несколько партий. Тема не кажется притянутой за уши, поэтому за многими действиями можно увидеть логику, а приятные и добротные на вид компоненты добавляют удовольствия к игровому процессу.

На русском языке эта игра выпущена не была, но в инете можно найти перевод правил, а сама игра языконезависимая.

А в чём же её изюминка, спросите вы… Это всё такая же евроигра, коих много? По большому счёту – да! Но в ней есть несколько моментов, которые отличают её от большинства других евроигр. Например, тем, что во время фазы снабжения вы сами можете решать, как поступить с доходом: получить деньги или ПО или и то и другое, поделив доход на своё усмотрение.

На первый взгляд может показаться, что эта игра на обычное выставление рабочих и только. Но не тут-то было.  Иногда выгодно не занять какое-нибудь место на игровом поле, в надежде, что его займёт другой игрок, сыграв тем самым на руку всем. Но также можно сместить фишку учёного другого игрока с очень важного для вас места, но при этом придётся ему за это заплатить.

Ну и пресловутый соло вариант. Вы пытаетесь заработать как можно больше очков прежде, чем глобальный уровень загрязнения СО2 превысит 500 ppm. В таком случае игра заканчивается , но вы всё же подсчитываете свои очки и понимаете, что в одиночку остановить загрязнение невозможно!

Вот такая вот неоднозначная игра…

А теперь, как я и обещала в начале статьи, несколько слов о других разработках этого геймдизайнера. Его первой работой в мире настольных игр было дополнение к игре Age of Steam в виде карты Португалии. А затем была игра Vinhos. Это — очень комплексная, но интересная игра, темой которой является португальское виноделие. Её я купила после того, как узнала, что её автором является именно автор СО2. После неё СО2 кажется простой семейкой. Мне кажется, что обе эти игры заслуживают внимания любителей хардкорного евро с интересной, неизбитой темой. Обе они удовлетворяют этим критериям и содержат очень качественные и красивые компоненты. Другими словами, автор постарался на славу.

Теперь я с нетерпением жду его следующей разработки…

2 комментария

  1. gazza

    Хороший отзыв. Много собственных, а не вычитанных впечатлений от игры. Грамотный язык.

  2. Славка

    Замечательный обзор, все довольно просто изложено, прям как-то сразу становится понятно, что к чему, и вроде даже правила читать не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑