Я продолжаю присматриваться к Cthulhu Realms, игрушке на движке Звёздных империй, но про Ктулху. После подробного обзора я стал копать ещё и нашёл заметку, написанную фанатом Star Realms, где рассказывается чем именно Cthulhu Realms отличаются от Звёздных империй. Если коротко, это 2 исследователя в стартовой руке, 3 масти в колоде вместо 4-х, а также возможность активировать свойства карт картами других цветов. Мне кажется, это очень здорово! Подробности – в моём вольном переводе.
В этом обзоре вы не найдете подробного описания игры с пересказом правил. Этот материал написал о Cthulhu Realms с точки зрения опытного игрока в Звёздные империи и предполагает, что читатель также знаком со Star Realms.
Cthulhu Realms – игра, основанная на движке Star Realms (в которую я очень много раз сыграл). Но Cthulhu Realms нельзя назвать клоном Star Realms, это просто похожая на неё игра, точно также как, например, на Звёздные империи похожа Ascension. Правда, в отличие от Ascension, где нужно зарабатывать победные очки, Cthulhu Realms и Star Realms больше похожи друг на друга, потому как в них нужно разгромить соперников.
Тема игры, как и оформление – это дело вкуса. У Star Realms хорошие иллюстрации на космическую тематику, у Cthulhu Realms – яркое, немного даже мультяшное оформление с примесью Ктулху. Лично мне больше нравится графика в Cthulhu Realms, она ярче, а рисунки красивее. Ещё одно отличие: тут нет текста на картах, все эффекты обозначены символами. К счастью, на счётчике у каждого игрока есть подсказка, где обозначено что какой символ обозначает, после пары партий все всё запомнят.
Процесс игры похож на Star Realms. Игроки генерируют мощь призыва (местную валюту) чтобы призывать (покупать) карты в свой сброс. В последующем они поступают в колоду, а оттуда попадают к игроку в руку. На каждой карте указано несколько эффектов, например, генерация мощи призыва, потеря разума противником или восстановление разума. Есть действия, позволяющие набирать и сбрасывать карты, удалять карты из игры и т.п.
Как и в Star Realms, все карты делятся на два типа: люди и локации. Есть ещё и артефакты, но пока что они работают точно так же как и люди (возможно, это задел на дополнение). Локации – это те же базы из Star Realms, но в Cthulhu Realms есть больше типов «баз». Есть обычные, которые противник может атаковать, а может игнорировать (как «белые» базы в SR), есть локации со щитами («чёрные» базы в SR) и есть ещё один тип, называется «Нексус». Такие базы прикрывают и игрока, и прочие базы, противник должен атаковать в первую очередь именно нексусы. Как и в SR, если локация не уничтожена, нанесённый ей урон не сохраняется.
В Star Realms есть понятие «союзного свойства», для активации которого нужно сыграть карту определённого цвета. Только в SR это должны быть карты одного и того же цвета, а в Cthulhu Realms карта одного цвета может «срабатывать» от карты другого цвета. А некоторые свойства срабатывают только если уже активировано какое-то другое свойство или даже два.
Вот эти два условия: активация свойств картами другого цвета и активация свойств срабатыванием других свойств – очень заметное отличие CR от SR, влияющее на то, как вы строите свою колоду. На мой взгляд это очень хорошее дополнение к «формуле Звёздных империй». Правда, есть и минус. Поскольку у игрока появляется больше возможностей, больше комбинаций свойств, ходы в CR делаются немного дольше. Хотя возможно это моё субъективное мнение (т.к. в CR я сыграл всего дважды, а в SR наиграл уже более 700 партий, и большинство из них в цифровую версию игры, где всякие перекладывания и сдача карт выполняются автоматически), и в дальнейшем игра пойдёт быстрее.
Ещё мне понравилось в Cthulhu Realms то, что базовый набор позволяет играть компанией от 2 до 4 человек, а в Star Realms для этого нужен дополнительный экземпляр игры. Зато в SR есть соло-режим (который, вероятно, можно адаптировать и для CR).
Наконец, в CR нет карт для подсчёта «очков влияния», их заменили счётчики с жетонами, с помощью которых легко отслеживать уровень разума каждого игрока, плюс прямо на счётчике есть памятка по условным обозначениям на картах.
Мне кажется, Cthulhu Realms отличается от Star Realms, но я не могу сказать, что она сильно лучше. Мне многое в ней нравится, но после знакомства с ней играть в Звёздные империи я не перестал. По ощущениям Star Realms более проста, а в Cthulhu Realms больше всяких комбинаций карт и на неё требуется больше времени.
Одну из партий я сыграл с товарищем, который не фанатеет от Star Realms, и ему Cthulhu Realms понравилась. Второй раз мы играли с женой, она любит Звёздные империи, и ей понравилась и эта игра.
Движок Star Realms ещё раз подтвердил, что он отлично походит для колодостроительной игры, и в Cthulhu Realms его сдобрили заметными изменениями. Я обязательно буду играть в неё ещё и надеюсь, что к ней появятся хотя бы одно-два дополнения.
Ещё одна мысль, которая, возможно, недостаточно обоснована, т.к. я ещё мало играл. В Cthulhu Realms всего три фракции, а не четыре, как в Star Realms. Из-за этого, и из-за возможности активировать свойства карт картами других цветов, возможно, она более сбалансирована, чем Звёздные империи и более доступна для новичков. Тут можно запросто составить многоцветную колоду и не придётся страдать от того, что в торговом ряду не появляются карты нужного вам цвета. Это не значит, что не нужно планировать какую колоду вы составите, но игра вознаграждает за разнообразие в картах.
А ещё мне нравится, что в стартовой руке тут есть 2 местных «исследователя» (+2 торговли, +2 атаки за удаление карты из игры). Это позволяет «промотать» первые пару ходов и купить что-то стоящее даже самому первому игроку. Эти карты также открывают больше простора для выбора.
Текст статьи повторяется два раза.
Интересно, текст написан два раза, а фотки разные…
Это проделки Ктулху!
Ктулху фтагн -)