Battlestar Galactica – одна из наиболее интересных игр с предателем, но чрезмерная сложность геймплея не позволяла сполна насладиться ей малоопытным игрокам. В 2011 году появилось неофициальное PnP издание игры BSG Express, в которой частично сохранился сеттинг и идея базовой BSG, но правила были существенно упрощены. Наконец, совсем недавно появилось официальное издание BSG Express, получившее название Dark Moon. Один из пользователей boardgamegeek.com Julius Besser принимал участие в плейтесте игры, и поделился своими соображениями в подробном обзоре. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Я участвовал в плейтесте Dark Moon, что позволило мне сыграть множество разнообразных партий. Издательство Stronghold Games позволило плейтестерам разместить свои обзоры до релиза, поэтому я могу поделиться своими впечатлениями.
Вступление
Я попытаюсь сделать полный обзор новинки, чтобы он был понятен даже не игравшим в BSG Express. Я играл в BSG Express до Dark Moon, но попытаюсь сфокусироваться именно на новой игре, не сравнивая её с предыдущей версией до Заключения.
Давайте для начала разберёмся в правилах игры.
Обзор игры
Тема
В этой игре вы становитесь сотрудниками горнодобывающей корпорации, застрявшими на какой-то планете в космосе. Некоторые сотрудники оказались заражены неопределённым вирусом и начали действовать асоциально. Со стороны казалось, что они ведут себя нормально, но на самом деле они пытались вызвать хаос и разрушения. В конце концов, вирус раскроет их бесчеловечную натуру, и они станут очень опасны для людей. Однако до этого момента заражённые будут потихоньку разрушать добывающую станцию, пока она больше не сможет поддерживать условия, пригодные для человеческой жизни.
Как выиграть?
Игровое поле представляет собой управляющую панель станции, на которой отражаются состояния трёх жизненно важных систем. Как только одна из этих систем полностью выйдет из строя, станция станет непригодной для жизни, и заражённые победят в игре.
Вот эти три системы:
Щиты. Станция использует энергетические щиты, чтобы оградить её обитателей от непригодной для жизни атмосферы планеты. Если щит повреждается, есть вероятность возникновения дальнейших разрушений в других системах. Если количество повреждений щита доходит до шести, он разрушается и заражённые побеждают.
Пункт управления. Сама станция также может быть повреждена. Когда пункт управления повреждается, игроки лишаются возможности выполнять определённые действия. Например, они больше не могут восстанавливать щиты или систему жизнеобеспечения. Если количество повреждений пункта управления доходит до шести, станция разрушается и заражённые побеждают.
Система жизнеобеспечения. Станция обеспечивает находящимся внутри людям пригодные для жизни условия. При повреждении этой системы у одного из сотрудников возможны нарушения обмена веществ, что приводит к повышенной усталости. Если в партии меньше семи участников, первым усталости подвержен работник, не представленный в игре (но ему и так одиноко и зябко сидеть в коробке, не принимая участия в событиях). Уставший игрок не может использовать свои особые способности. Как только будут взяты все шесть жетонов усталости, система жизнеобеспечения рухнет, и заражённые отпразднуют победу.
Люди победят, если они смогут выполнить 4 миссии (три обычных и одну итоговую) до того, как база станет непригодной для обитания. Миссии открываются из специальной колоды, что даёт хорошую вариативность как самих миссий, так и их последствий. Во время игры миссии выбирает игрок, выполняющий роль командира. Эта роль может переходить от игрока к игроку, и если её выполняет заражённый, выбранная им миссия ничего хорошего людям не принесёт.
Структура хода
В свой ход игрок получает кубики, выполняет действие, а затем пытается выполнить задание.
У каждого игрока есть ограничение количества доступных ему кубиков, больше которого он перед своей ширмой держать не может. Каждый участник начинает партию с 4 кубиками, но во время игры это ограничение может меняться. В начале хода игрок берёт из пула нужное количество кубиков в пределах лимита.
Затем активный игрок выполняет действие. Именно в этот момент понадобятся хорошие навыки блефа и умение сдерживать эмоции. При выполнении действия (например, при восстановлении одной из трёх систем или при попытке выполнить часть миссии), игрок бросает кубики за ширмой, а затем показывает один или более результатов. Кубики отличаются от стандартных шестигранников тем, что на четырёх из шести граней расположены отрицательные числа. Поскольку другие участники могут видеть только результаты, которые им показали, заражённые могут показывать отрицательные значения, убеждая остальных, что это их лучшие результаты. Точно так же люди, вынужденные показать отрицательный результат, должны убедить остальных, что лучше результата у них нет.
Теперь нужно переходить к выполнению задания. Для этого в игре есть специальная колода карт заданий.
Большинство карт – задания неисправности, в которых одна из конкретных систем (или система на выбор игрока) попадает под угрозу выхода из строя. В этот момент каждый участник решает, будет ли он помогать текущему игроку или нет. При отказе игроки возвращают себе два кубика, а при согласии вместе с текущим игроком бросают имеющиеся в запасе кубики. После броска необходимо показать хотя бы один кубик, и это снова время для хитростей: никто не видит всех результатов вашего броска, но все видят результат, который вы показываете. Вы можете предъявить отрицательный результат, снова жалуясь на невезение. Честно говоря, при выполнении заданий это не редкость, так как часть своих кубиков игрок уже потратил на выполнение действия или предыдущих заданий.
Другой тип заданий – осложнения. Игроки (или только активный игрок) должны сделать выбор из нескольких альтернатив, чтобы определить, удалось ли им выполнить задание.
Обычно игрок берёт две карты заданий и выбирает из них одну. Вот где простор для действий заражённых! Можно попытаться выбрать труднопреодолимое или просто сложное в текущей ситуации задание (например, выбрать неисправность щита, когда он уже почти разрушен), а можно увеличить количество кубиков за счёт уменьшения их у неинфицированных игроков. Всё равно никто не увидит второй карты, так что в этот момент расшатывать ситуацию – самое оно!
При успешном выполнении задания люди продвигаются в выполнении миссии. Завершение одной миссии позволяет командиру выбрать следующую.
Наконец, некоторые задания приводят к повышению уровня подозрительности. При достижении определённого уровня подозрительности игроки обязаны голосовать. В принципе, инициировать голосование можно во время своего хода, затратив действие, но в тестовых партиях мы прибегали к этому только для раскрытия явно выявленного заражённого или для пустой растраты действий (так делали заражённые). При голосовании каждый игрок берёт кубик из своего запаса и голосует им за признание конкретного игрока зараженным и помещение его в карантин (чтобы тот не мог выбирать задания) или против этого. Чтобы грамотно голосовать у игрока должны оставаться кубики двух разных типов, иначе он сможет сделать только один выбор.
Способности заражённых
Заражённый может победить, если будет хитрым и помешает слаженной работе и доверительным отношениям остальных игроков. В некоторых случаях придётся почти всю партию играть как незаражённый, чтобы сохранить возможность нанесения решающего удара в наилучший момент времени. Однако и в этом случае можно пакостить, совершая «плохие» броски и вытягивая «плохие» задания так, чтобы вас не поймали.
Однако заражённый может захотеть вскрыть себя и на ранней стадии. Как только это происходит, он больше не берёт карты заданий, но получает доступ к действиям, непосредственно влияющим на игроков. Также (если заражённый не в карантине), он сможет использовать особое одноразовое действие, которое может нанести людям серьёзный ущерб.
Грамотной стратегией будет вскрыться только в обязательном порядке (в карантине). Во-первых, вы можете получить дополнительный ход, чтобы вытянуть сложные для людей карты заданий. Во-вторых (несмотря на потерю особого одноразового действия), другие игроки будут тратить свои действия, чтобы проголосовать за перевод вас в карантин вместо того, чтобы заниматься, например, починкой станции.
Заключение
Сложный блеф
Dark Moon требует больше навыков блефа, чем другие игры этого жанра. В играх типа классической BSG карты проверяемых навыков смешиваются с двумя другими случайными картами. Это позволяет лучше маскировать свои действия. Здесь все видят, что вы показываете, и только от вас зависит, удастся ли убедить остальных, что это лучший из возможных бросков. В этой игре врать нужно без стеснения, так как все ваши действия напрямую связаны с вами. В Dark Moon нужно быть очень убедительным.
Для нас это не стало недостатком, так как именно в блефе состоит идея игры. В большинстве сыгранных нами партий, заражённые вычислялись, когда пытались проделать что-то подозрительное. Если заражённый играл хорошо, это происходило в нужное ему время, а новые игроки в нашей группе часто вели себя подозрительно на ранней стадии игры, и быстро вычислялись. Интересной задачей в играх было понять, когда нужно действовать скрытно, а когда – прямо, чтобы убедить всех, что кто-то явно темнит.
Усложнённые варианты
Кроме упомянутых сложностей с блефом, в инструкции есть целая страница с альтернативными правилами, помогающими упростить игру для людей или для заражённых. Если у группы есть проблемы с блефом, можете их применить. Они незначительно меняют базовые правила, и нам показалось, что играть с ними вполне интересно. По крайней мере, игру они не ломают.
Например, мы часто использовали вариант «Без осложнений», убирающий из колоды задания осложнения, как только все Заражённые вскрываются. Поскольку осложнения наиболее полезны для проверки доверия игрока, они не давали нужного эффекта, как только все Заражённые становились выявлены. Такой вариант нам понравился, и мы стали использовать его всегда. В правилах указано, что этот вариант минимально упрощает игру для заражённых.
Простые правила и низкий порог вхождения
Мне кажется, что эту игру легко объяснить. Поскольку в ней немного скрытых действий, можно намного больше рассказать об игровом процессе, чем при объяснении обычной игры с предателем. В играх типа BSG сложно объяснять эффекты некоторых действий (особенно действий вроде карт проверки навыков пока эти карты не вскрыты). С кубиками объяснять всё намного проще.
То же самое с картами заданий. При объяснении мне не нужно видеть обе карты. Достаточно просто оставить правила на схеме с описанием обеих типов карт и объяснить её несколько раз. Идея, эффект и стратегическая суть становятся понятны, а игроки осознают, как лучше играть эти карты вне зависимости от того, заражены они или нет.
Тематичность: карты миссий и заданий
Основная цель игры – пройти миссии, промежуточные цели – выполнить задания. За обе цели отвечает своя колода карт. Все карты оформлены очень тематично, а эффекты отражают историю игры. Карты очень помогают поддерживать повествование, вплетая его в ткань действий, пока вы сталкиваетесь с поломками Щита, вопросами доверия и возможностями «просканировать» других игроков, в то время как цели игры подвергаются воздействиям искажений, восстановлений коммуникаций и крахов системы.
Для игры был создан новый набор персонажей, для каждого из которых есть уникальная, отлично оформленная ширма. Я не слышал о том, чтобы для персонажей прописывали их историю, но история самой базы рассказана с большой любовью к деталям, чтобы вы могли с удовольствием погрузиться в игровой процесс. Если вы беспокоились о том, что удаление из игры истории BSG могло превратить её в холодную пустышку, можете быть спокойны: оформление и карты создают очень убедительный сторилайн.
Большинство персонажей основано на личностях плейтестеров. Даже моя дочь Chaya Devorah поучаствовала в игре. Художник воплотил её милое личико в персонаже «Ясновидящий».
Эван Деррик и Stronghold Games намереваются улучшить оформление ближе к релизу, поэтому больше ничего на эту тему поведать не могу.
Продолжительность игры
Наши партии длились от 45 минут до часа. Больше времени не понадобиться, что делает игру вполне доступной для недолгого игрового вечера.
Выводы
Dark Moon взяла от BSG очень много хорошего и сжала процесс в настолько удобную форму, что я готов играть в неё чаще, чем в оригинал. Ключевая механика с предательством осталась, но игра стала менее сложной и более быстрой. Некоторые трудности связаны со способностями обмана игроков относительно своих действий без возможности скрыться за картами. Если вам нравится Resistance и ей подобные игры, этот момент в игре вам придётся по вкусу (и даже если такие игры вам не нравятся). Кубики оставляют игрокам массу способов изысканно обманывать ваших оппонентов. Прекрасное оформление хорошо погружает участников в тематику игру.
Несколько месяцев назад я отказался от плейтестерской копии игры и с нетерпением жду релиза, чтобы купить готовый продукт. Я считаю, что это отличная несложная тематичная игра с механикой предательства.
И всё таки BSG берет своей романтикой и антуражем.