Dig Mars – настолка от латышской компании Brain Games, посвящённая исследованию недр красной планеты. В Dig Mars игроки возглавляют разные корпорации, ведущие раскопки на Марсе. Всё начинается с одной-единственной буровой станции, которая начинает поиски полезных ископаемых или ещё чего. В последующем игроки смогут перемещать свои станции, наращивать глубину бурения, а также увеличивать грузоподъёмность транспорта, эвакуирующего на базу найденные ценности. Цель игры — найти как можно больше интересных находок.
Комплект игры состоит из набора тайлов, планшетов игроков, а также круглых дисков и квадратных кубиков. Кубики выставляются на счётчики "бурения", "грузоподъёмности" и "количества станций" на планшетах, из тайлов выкладывается поле размером 4 х 4 клетки, причём в каждой клетке лежит стопка из 4 тайлов. На это поле выставляются станции игроков — по одной на человека. Затем начинается партия.
В свой ход игрок может выполнить три действия. Их количество невелико, можно бурить, можно добыть то, что нашёл при бурении, можно двигать свою фишку станции и можно улучшать характеристики своего оборудования.
Действие "бурение" позволяет перевернуть лицом вверх тайл поверхности Марса, на котором стоит фишка игрока. Но бурить можно далеко не везде. В самом начале бурильная установка каждого игрока способна пробивать только самые тонкие породы, относящиеся к первому уровню сложности. Это тайлы, на оборотной стороне которых есть только одна стрелка. Всего же в игре встречаются участки четырёх уровней (уровень участка = количество стрелок на рубашке тайла). Чтобы получить возможность бурить более толстые породы, необходимо будет улучшить свой бур с помощью соответствующего действия.
Вскрыв тайл, игрок узнаёт что именно он нашёл. На каждом тайле имеется изображение, а также три параметра, имеющие непосредственное отношение к игровому процессу. Во-первых, это количество победных очков, которое приносит этот тайл, если забрать его к себе на базу. Во-вторых, это тяжесть тайла – указание на уровень грузоподъёмности транспорта игрока, необходимый для вывоза добычи. В-третьих, в нижней части тайлов встречаются специальные обозначения, позволяющие игроку совершить какое-нибудь дополнительное действие, например, лишнее перемещение или транспортировку.
Действие "добыча" позволяет забрать себе тайл, перевёрнутый лицом вверх. Как уже было сказано, уровень грузоподъёмности транспортников игрока должен позволять вывезти желаемое. Например, транспортом 2 уровня вывезти добычу 3 уровня не получится, а вот 1 и 2 — запросто. Выполняя действие "добыча" игрок берёт с поля вскрытый тайл, на котором стоит его фишка, и кладёт его перед собой.
Обратите внимание, тут нет понятия "моя находка". Отыскать что-то ценное может кто угодно и забрать добычу также способен любой игрок. Разве что в случае когда на одном и том же участке поля стоят несколько станций, очки за добычу получают все игроки, вне зависимости от того, кто забрал добычу себе.
Самое простое действие — это перемещение. С его помощью игрок может двигать фишку своей станции на 1 клетку по горизонтали или вертикали (диагональных ходов в игре нет). Перемещение нужно и для того, чтобы приходить на участки, где ваш бур позволяет вести раскопки, и чтобы, например, захватить себе добычу, найденную кем-то ещё.
Наконец, действие "прокачка оборудования". Техника каждого игрока характеризуется тремя параметрами: мощность бура, грузоподъёмность транспорта и количество станций. В начале партии все эти параметры равны единице, а в ходе игры могут увеличиться до четырёх. Соответственно, чем лучше у тебя бур, тем больше у тебя выбор участков для бурения, чем лучше транспортник — тем выше шансы на то, что ты сможешь забрать себе то, что нашёл при бурении. А чем больше у тебя станций, тем меньше тебе надо отвлекаться на перемещение.
Улучшение параметров оплачивается победными очками, то есть, полученными находками. Поэтому в самом-самом начале партии хочешь-не хочешь, а приходится копать тем, что есть. Впоследствии, как только появятся первые трофеи, их можно потратить на усовершенствование бура (мне кажется это приоритетное направление), а после — на прокачку транспорта или на вторую станцию. И так далее по мере необходимости. Ведь тут как, чем глубже копаешь, тем ценнее и тяжелее находки. Поэтому продержаться всю игру на технике первого уровня просто не получится.
Dig Mars достаточно проста в освоении. Достаточно объяснить как работает механика раскопок и сбора тайлов с поля и всё, можно уже начинать. Текста тут никакого нет, все спецсвойства тайлов обозначены разнообразными значками, так что в плане обучения новичков тут ничего сложного, тормозить и впадать в длительное размышление насчёт вариантов выбора просто негде.
Игровой процесс при этом проистекает весьма бодро. Типичный ход выглядит так: идём на новую клетку, копаем, забираем добычу себе. Или: копаем, берём добычу, прокачиваем что-нибудь. Иногда применяем какое-нибудь специальное свойство, указанное на открытом тайле. Не сказать, что тут требуется принятие каких-то судьбоносных решений. Обычно вопрос стоит так: стоит ли мне ещё пособирать тайлы 1-2 уровня или уже пора качаться до 3-го? Ну и общее направление: либо ты сам копаешь и сам берёшь добычу, либо пытаешься паразитировать на находках других игроков.
Играть в Dig Mars могут от 2 до 4 человек, при этом даже при максимальном составе ходы делаются достаточно быстро. Партия длится до тех пор, пока кто-то не наберёт фиксированное количество очков, и этот процесс в лёгкую укладывается в задекларированные разработчиков 30 минут.
С моей точки зрения игра получилась достаточно простой и не особо глубокой. Она приятна, но лично меня сильно не увлекает. Больно уж поверхностны в ней решения. Я бы сказал, Dig Mars — это улучшенная версия наших отечественных Мазайцев. Тут тоже надо ходить фишками по тайлам и собирать их, только если в Мазайцах все тайлы изначально открыты и понятно, что именно нужно собирать, в Dig Mars есть некая доля случайности в находках, а также в расположении тайлов в стопках (напомню, на каждой клетке поля лежат 4 тайла). Из-за этого Dig Mars заметно поинтереснее в плане встающего перед игроками выбора, а также в плане реиграбельности.
Стоит также отметить качественные иллюстрации игры. На каждом тайле изображена уникальная находка, красиво оформлена и сама коробка. Настолка хорошо смотрится в разложенном состоянии. Словом, художник поработал на отлично.
Не могу сказать, что перед нами хит. Более того, с моей точки зрения Dig Mars и крепким середнячком не является. Но у этой игры определённо есть своя целевая аудитория. Это либо дети, либо люди, мало знакомые с современными настольными играми. И в том и в другом варианте Dig Mars отлично демонстрирует свои сильные стороны: хорошую графику, динамичный игровой процесс и небольшую глубину, не требующую от игрока значительных усилий.
PS: я видел уже несколько настолок от Brain Games, в числе которых Строительные работы, Пищевая цепочка, и Центральный рынок. Так, вот, Dig Mars среди них самая качественная и интересная.
Добавить комментарий