В этом году издательство Fantasy Flight Games выдано новую версию настольного Doom. Чем она хороша? Как может захватить игрока? Какие даёт возможности? Обо всём об этом рассказывается в очень позитивном обзоре на BGG. На русский язык материал переведен читательницей по имени Анна.
Всего 10 дней назад было объявлено, что с обновлением 6.66 владельцы DOOM id получат бесплатный доступ на все DLC. Несмотря на то, что у меня есть видеоигра DOOM (и я считаю ее великолепной), сейчас я провожу почти все свое свободное время за другим занятием, неразрывно связанным с этой игрой. Леди и джентльмены, я играю в DOOM – настольную игру, и, возможно, она даже лучше, чем видео версия. Не верите? Позвольте мне объяснить почему это так…
Для начала присмотритесь к этим миниатюрам, оформлению игрового поля, к шикарным токенам! Взгляните на стилизованную обложку инструкций! Действительно, щедрый, если не сказать больше, набор компонентов. При полной поддержке Bethesda и id Software в сотрудничестве с опытом компании Fantasy Flight Games (FFG), настольная игра DOOM использует лицензии на 1000 процентов.
Миниатюры маринеров намеренно не примечательны, в соответствии с их заниженной, безымянной ролью в канонической сюжетной линии, но силы адских захватчиков — совершенно другая перспектива.
От худощавого динамичного импа, до громадного кибердемона каждое существо сочиться злобой и плохими намерениями. Несмотря на то, что среди существ одного и того же типа нет различий, существует достаточно разных видов демонов, так что рассматривать их наскучит не скоро. За исключением кибердемона, все миниатюры цельные, готовые к игре прямо из коробки. FFG известны тем, что используют своего рода гибкий пластик, который делает их миниатюры более прочными, но оружие и конечности изгибаются. У меня не было таких проблем с DOOM, и я должен сказать, что эти демоны являются наиболее детализированными из всех игр FFG на сегодняшний день.
Остальные компоненты также исполнены очень хорошо и конечный результат очень аутентичен. В набор входят три буклета с правилами: справочник, руководство по операциям, быстрый старт; с великолепными обложками и содержанием. Принятое компанией решение включать в наборы инструкцию по быстрому старту, в этой игре работает изумительно. Вы можете ознакомиться с правилами буквально за несколько минут. Руководство по операциям содержит 12 миссий по двум глобальным кампаниям, и, хотя здесь нет наследования от видеоигры, все же приятно чувствуется ее история и структура. В справочнике содержится подробная информация о взаимодействиях правил и о функциях, не учтенных в кратком руководстве, а также после начальной расстановки — это, пожалуй, единственный буклет, который вам нужно будет использовать в дальнейшем.
Может показаться, что в игре слишком много карт (к тому же не поставляется никакого решения для их хранения), но все проясниться, как только вы начнете играть. DOOM создает ощущение, будто вы в видеоигре. Действия и битвы управляются картами, которые каждый игрок держит в руках, также и экипировка маринеров, и поведение монстров, что позволяет происходить определенным событиям.
В случае с каждым морским пехотинцем разыгрывается колода из 4-х карт вместе с тремя картами для каждого из двух видов оружия, с которыми он начинает игру. Эта колода из 10-ти карт становится для него колодой действий, и определяет возможное движение, диапазон и даже особые правила. У каждого маринера по умолчанию есть три карты, которыми он диктует игру в свой ход. За один раунд он может использовать основное действие, плюс бонусные, и после начисления очков движения, они могут быть использованы до и/или после атаки, позволяя бить или бежать. Демоны имеют похожую колоду, основанную на тематических наборах из шести карт, которые могут использоваться в разное время, чтобы улучшить движение по умолчанию и боевые бонусы.
У этих колод есть общая черта. Когда персонаж получает повреждение, игрок должен вскрыть верхнюю карту колоды и посмотреть на символ в верхнем правом углу.
Знак щита отменяет удар, другие символы означают, уход из-под удара или указывает на особый исход, в зависимости от персонажа.
Учитывая, что в DOOM ошеломляющее количество карт, я действительно оценил, как дизайнеры решили использовать колоды событий для двойной цели, и мне также понравилось, что защитный механизм общий для всех. Если колода событий исчерпана (что происходит несколько раз за игру), куча сброса перетасовывается и используется заново.
Еще одна колода с великолепным механизмом Glory Kills, взятым из видео игры 2016 года. Каждый монстр должен получить определенный урон до того, как он начнет пошатываться, и в то же время он продолжает сражаться, но может быть убит мгновенно, если маринер встанет на тот же квадрат на игровом поле. В этом случае человек восстанавливает два очка удара и берет карту из колоды Glory Kills. Данная механика вместе с тем, как управляются очки действий, и возможностью использовать любое число бонусных карт позволяют провести идеальное убийство за один ход, что напоминает мне игру Conan.
Я уже упоминал, что количество карт в игре ошеломляет, но большинство из них выполняют более незначительные или более статические роли. Карты монстров заслуживают внимания, поскольку они действительно потрясающе смотрятся. Они остаются лицом вниз, пока демоны, изображенные на них, не появятся в результате разведки морских пехотинцев. Когда линия маринеров в прямой видимости разноцветных токенов на доске, захватчик тянет карту (которая зависит от миссии), чтобы решить, какое существо там появится. Если это новый вид монстра, он переворачивает соответствующую карту лицом вверх, а инициативную карту откладывает в сторону.
Именно эти инициативные карты фактически контролируют очередность в игре. В начале каждого раунда инициативная колода перетасовывается. Затем эти карты в свою очередь вытаскиваются захватчиком, а это означает, что игрок, который шел первым в предыдущем раунде, возможно будет последним или где-то посередине в следующем. С четырьмя морскими пехотинцами это может привести к стремительному падению демонических сил, в то же время одиночный маринер получает дополнительное здоровье и больше карт действий, чтобы компенсировать количество атак на него за раунд.
Далее еще несколько интересных моментов, касаемо карт и токенов.
Когда играешь за маринера, игровое поле выглядит невероятно приближенным к видеоигре. Игрок может визуализировать себя, используя карту действия, двигая пространство, стреляя в ближайшего демона, а затем следовать с Glory kill до взрыва другого демона с бонусной картой. Другие действия симулируют выход маринера на позицию, расход боеприпасов. Битва регулируется броском игральных костей. Сила атаки определяется картой действия, которая в свою очередь зависит от вида оружия маринера. В результате, чем быстрее вы двигаетесь, тем слабее атака, и наоборот.
Игра за демона – это как иметь доступ к простому и мощному инструментарию Dungeon Master, установленному в одном из знаковых и захватывающих миров видеоигр. Он поднимает вопросы наподобие: «Должен ли я выбрать двух Cacodemons или Baron of Hell?“, “Если я сыграю картой тьмы, даст ли это моему Pinky демону подобраться к одинокому маринеру?”. В рамках игры каждому всегда найдется дело.
Что ж, DOOM: The Board Game – это огромная коробка, заполненная компонентами, картами, токенами, сложной механикой, при этом невероятно, что вместе с тем игра чувствуется быстрее и доступнее, чем многие другие подобные игры.
У меня есть только несколько оговорок относительно игры среди моря позитива. Во-первых, я хотел бы, чтобы один и тот же уровень сплоченности мог быть достигнут с меньшим числом частей (не то, чтобы у меня были полезные предложения), а во-вторых, морские миниатюры настолько универсальны, что их трудно отличить друг от друга, приятно было бы иметь цветные. Но это незначительные мелочи.
Настоятельно рекомендую DOOM: The Board Game. Чувствую, что она останется одной из моих любимых игр на какое-то время.
Вроде бы перевод начался очень хорошо, но где-то с середины такое чувство, что Анна устала, и местами начали попадаться какие-то сумбурные абзацы. Апогеем стали «морские миниатюры» в самом конце статьи, что, как я понимаю, есть результат перевода слова «marine» гугл-транслэйтом. Правда, пожалуйста, ознакомьтесь с содержанием и тематикой игры, перед тем как делать перевод.
И ни слова про DOOM: The Board Game 2004 года…
Отличия и недостатки новой версии, на чем сэкономили, где упростили геймплей и т.д.