Читатель блога Артем Платонов ударился в историю и выяснил, во что играли кельты в седой древности. По его словам, отношение к настолкам было совсем другим: при Кухулине сегодняшнего легкомыслия не было!
В процессе написания заметки про настолку древних ирландцев под названием брандуб для поддержки краудфандинга «Иниса» материала, как обычно, набралось на несколько статей. Открылась и удивительная вещь: оказывается, в те времена люди относились к настолкам совсем иначе, нежели сегодня. Так, есть версия, что древние кельты в брандубе видели не просто игру: она олицетворяла противостояние их мира с миром внешним, а фигура в центре поля (король) и четверо его воинов могли являть собой отражение в кельтской мифологии: вспомним Каэр Педрыван, «Крепость Четырех Углов», где находится Котел Аннона, неисчерпаемый котел изобилия. Возможно, друиды время от времени путем партии в брандуб творили сакральное действо для восстановления порядка и гармонии. Кроме того, дуэльные игры того времени хорошо вписывались и в обычай поединков между древними кельтами.
Упоминающаяся выше ирландская настолка брандуб, или «черный ворон» – игра из семейства скандинавских тафлов, попавшая в Ирландию в конце VIII века вместе с ладьями викингов (есть основания полагать, что игра «баунфах» (Buanfach, «Сильный удар»), в которую герой ирландских мифов Кухулин играет в нее со своим возницей по имени Лоег – также брандуб). Ирландский вариант имел одно из самых миниатюрных полей в линейке этих игр и, соответственно, уменьшенное количество фигур.
Правила брандуба почти не отличаются от канонического варианта хнетфатфла. Фишки одного игрока расставлены в центре поля вокруг «короля», другого – сгруппированы в четыре отряда по периметру. Фишки перемещаются, как ладьи в шахматах, но с дальностью хода есть разночтения: поскольку правила брандуба как таковые до нас не дошли, то по одной из версий, ходить можно только на одну клетку, а по другим – без ограничений дальности.
Цель отряда «короля» – достигнуть им любой угловой клетки, цель нападающих – убить короля. Фишка считается убитой, если она на конец хода зажата между двумя вашими фишками (сверху и снизу, но не по диагонали), либо между фишкой и угловой клеткой, либо между фишкой и краем поля. Правда, с королем совладать трудней: для его убийства понадобится три воина, то есть тьфу, фишки, а в случае, если он находится на своем стартовом месте (центральной клетке) – четыре. В отличие от некоторых других игр линейки, в брандубе король имел право сражаться, а остальные фигуры могли вставать на угловые клетки.
Еще одна распространенная в Ирландии в те времена настольная игра называлась фидхелл, также представляющая собой вариант вездесущего хнетфатфла (но, вопреки встречающимся суждениям, не являются ни предшественником шахмат, ни классическим хнетфатфлом). Вот что об игре пишется в скеле «Мак Да Херда и Куимине Фота»: «Хорошо», – говорит Гвайре – «Давай сыграем в фидхелл». «Как убивают фишки?» – говорит Кумайне. «Просто: пара моих чёрных около одной твоей белой на той же линии, если те заходят с противоположных сторон». «Бог ты мой, в самом деле!» – сказал Кумайне – «Я не буду заниматься другими вещами, но я не допущу погибели, ты не убьёшь мои фишки». Целый день Гвайре преследовал его и не смог срубить ни одной из его фишек. «Это достойно чемпиона, о священник!» – сказал Гвайре».
Главное отличие от классического хнетфатфла и брандуба – количество фигур, которое у двух игроков одинаковое. В связи с этим возникло подозрение, что игра разбалансирована, поскольку в классических тафлах «нападающие» (фишки по периметру) имеют значительный численный перевес. Игра ведется, как и в брандубе, на поле 7х7 квадратов: в центре окруженный король, которого нужно доставить в угловой квадрат, и окружающие его злодеи. Фидхелл широко отражен в различных древнеирландских сказаниях, где иногда игра… даже играет в саму себя.
В настолки древние ирландцы традиционно играли на Сайман – праздник уборки урожая (ночь с 31 октября на 1 ноября, кельтский Новый год, сегодня – День всех святых) и на Белтейн (1 мая, праздник начала лета). Рубились не только в брандуб и фидхелл, но и в «мельницу» (абстракт на выставление и передвижение фишек, дошедший до наших дней). Причем играли и простолюдины, и знать – вот, например, как проводил свои дни король Конхобар по свидетельству саги «Похищение быка из Куальнге»: «Ибо вот как текли дни Конхобара с тех пор, как он стал королем. Лишь только поднявшись, решил он дела королевства и всякие споры, остаток же дня разделял на три части: сперва наблюдал он забавы и игры юнцов, затем принимался играть в брандуб и фидхелл, а уж под вечер, пока всех не охватывал сон, вкушал он напитки и яства под навевающую дремоту музыку».
Отношение к настолкам, повторюсь, было серьезным. Так, в сказании «Видение Ронабви» несмотря на сверъестественные вещи, творящиеся вокруг, оба игрока (король Артур и Оуэн, сын Уриена, короля Регеда) жаждут продолжить партию. То один, то другой порывается уйти, но соперник каждый раз удерживает его фразой «Делай ход!».
Так что, если теперь кто-нибудь будет залипать в телефон во время партии в «Инис», вы знаете, что ему сказать. Или просто молча рубаните его Экскалибуром.
Теже тавлеи, только количество фишек и размер поля меняется. Но процесс такой же интересный. Купил себе «оберег».