Два дня Граникона

К сожалению я не смог попасть на состоявшийся на прошлых выходных фестиваль разработичков настольных игр Граникон, который прошёл в Питере. Судя по отзывам, мероприятие получилось классное, небольшая компания людей в теме, практически полное отсутствие случайных посетителей, зашедших на поиграть в обычные игры и, конечно же, новинки. Фестиваль-то для разработчиков! Но, хотя меня там и не было, благодаря читателю по имени Артём мы сможем узнать что же такого интересного происходило на Граниконе.

…Ранним субботним утром я на всех парусах (ветер в Северной столице с утра дул очень сильный) поспешил к станции метро «Московская», около которой расположилась «Библиотека друзей». В этот выходной день ее сотрудники добровольно вышли на работу, чтобы дать возможность провести Граникон – конвент разработчиков настолок, организованный Гильдией разработчиков настольных игр (ГРаНИ).

Квест удалось выполнить не сразу – на тридцать шестом году жизни обнаружилось, что в аэропорт можно уехать с разных выходов на поверхность, поэтому я поначалу бодро зашагал в противоположном направлении. Когда стало ясно, что чего-то не того, призванный на помощь страж правопорядка сориентировал меня куда надо.

Большое изогнутое помещение, где проходил Граникон, рушило стереотипы о тяжком наследии советских библиотек, где органично смотрятся разве что конвенты о выживании после атомной войны: в «Библиотеке друзей» было просторно, полно электроники и мягкой мебели. Рядом с входом грудой громоздились настолки на многие десятки тысяч – здесь проходил Math trade, то есть организованный обмен играми с использованием специального алгоритма, распределяющим коробки согласно подготовленному участниками списку предпочтений. Но, поскольку в моей коллекции ненужных игр еще нет, я проскользнул прямиком в лекционный зал, где Юрий Ямщиков («Космонавты», «Лабиринт зеркал»), отдаленно напоминающий Боромира, рассказывал о том, что нельзя просто так взять и сделать баланс. Рассказ получился весьма познавательным, особенно для начинающих авторов вроде меня.

После этого место за столом занял Александр Горшечников (он же Gravicapa, блог «2 фишки»), который поведал всем собравшимся о том, что разработчики могут сделать для продвижения своей игры в интернетах. По мнению Александра, для этого нужно обратить внимание на профильные форумы, где общаются родители, ведь если удастся заинтересовать людей там своей настолкой, сработает «сарафанное радио» и продажи возрастут. Что же, с этим сложно не согласиться.

Далее по плану состоялась презентация издателей, но я переместился за стол тестирования, где выложил «Мышей!». Час за тестами пролетел совершенно незаметно, и подкравшийся сзади Сергей Усминский был вынужден тактично напомнить, мол, товарищ, у вас когда самолёт? Прервав партию на половине, я быстро похватал карточки и вновь телепортировался в лекционный зал, уступив место за столом Сергею. Тем временем докладчик (Павел Беляев, «Трапперы») рассказал нам о своем опыте самостоятельного издания игры, что весьма живо заинтересовало собравшихся. Правда, в какой-то момент лекция превратилась в дискуссию с присутствовавшим в первом ряду Сергеем Абдульмановым (ведущий блога МосИгры на Хабрахабре), но, в общем, все получили массу полезной информации. Лекцию же самого Сергея, которая шла следующей, мне прослушать не удалось, потому что я опять отправился рассказывать людям, как правильно отбивать атаки грызунов на произведения искусства.

На второй день народу на конвенте стало поменьше: те, кто приехал из других городов, поспешили обратно, да и самые любознательные удовлетворили свое любопытство еще в субботу. Ходить по помещению стало возможно по прямой, а не по замысловатой кривой, пробираясь между посетителями. Тем временем мне удалось посетить лекцию Германа Тихомирова («Сердца и доспехи», «Терминатор: да придет спаситель»), где он вместе с Юрием Ямщиковым рассказал об основных этапах создания настольной игры. Обогатившись знаниями, я решил пропустить следующую лекцию о проекте «Тейблтопия» (система по созданию, управлению и последующей дистрибуции онлайн-версий настолок) и прослушать ее позже в записи, а пока засел за пустующий стол для Math trade и принялся вставлять в протекторы предложенные игроками вчера варианты карточек. Затем последовало трехчасовое непрерывное тестирование «Мышей!», подведение организаторами итогов и раздача авторам слонов дипломов о победе их игры в своей категории. Одна из настолок, изобретенная прямо по ходу конвента во время «геймджема» (за полтора часа три команды должны были придумать каждая свою игру по заранее заданным условиям), была презентована, не отходя от кассы – все участники поучаствовали в «лайкании» виртуальных записей, получая за это некую валюту. Партия была сыграна за 10 минут и прошла весьма весело.

Что касается игр, то изначально для тестирования было заявлено 45 (!) настолок, в том числе 2 из них тестировались виртуально, с помощью ноутбука, веб-камеры и колонок. Поскольку я на Граниконе существовал только в двух ипостасях: либо как слушатель лекций, либо как автор, представляющий свою игру, обозреть все представленные на конвенте игры я был не в состоянии. Но, к счастью, какие-то из них я видел ранее, чьи-то правила читал и в какие-то даже играл, так что кратко расскажу о некоторых представленных на конвенте прототипах.

«Гранд Базар 2». Действие разворачивается на поле, представляющем собой места под лотки и сеть дорожек. По ним движется посетитель, покупающий товары с прилавка, мимо которого он проходит. Вниманием посетителя манипулируют продавцы товаров, заставляя его бегать по наиболее выгодным им маршрутам. Таким образом, игровой процесс получился достаточно быстрым и ненапряжным, но вместе с тем и не примитивным – для победы потребуется изрядно пошевелить извилинами.

BierDeckel Wars. Настолка примечательна тем, что компонентами в ней выступают… пивные бирдекели и кружки с пивом. Пожалуй, это единственная игра, где запотевший бокал с пенным на карте не вызовет у обладателя настолки инфаркт.

Смысл игры – заработать победных очков больше противника, выставляя по очереди задрафченных персонажей на поле размером 3х3. Персонажи имеют различную силу (атаки, она же защиты), распределенную по четырем сторонам бирдекеля, свой тип победного очка (за комбо даются бонусы) и специальную способность. Автор, Василий Рединский, позиционирует игру как гейтвей для новичков и, на мой взгляд, она с этим успешно справляется.

«Как казаки Сибирь покоряли». Фишка «Казаков» – формирование игрового поля, которое представляет собой простое высыпание карточек поля на стол. По выпавшему ландшафту перемещаются войска игроков, стремящиеся завоевать как можно больше городов и победить одним из возможных в игре способов. Настолка, кстати, победила на конвенте в номинации «Семейная игра».

«Король под горой» – мини-РПГ про набеги дварфов в поисках славы и сокровищ во глубину чертогов, населенных всякой нечистью. Сетап мне понравился, равно как и интересная система прокачки героев. При случае сыграну.

В «Трамвайных зайцах» игроку нужно проехать на трамвае «зайцем» туда и обратно, по дороге отметившись на нужных тебе остановках (какие остановки необходимы, определяется драфтом карточек с их названиями). Любопытно, что после чтения правил я вообще не понял, как в нее играть, но после наблюдения за партией всё встало на свои места. Игра в итоге, на мой взгляд, вышла несложная и интересная.

«Нижегородская ярмарка» заслуженно победила в номинации Граникона «Лучшая игра». Экономическое евро про торговлю в XIX веке отличают интересные находки в механике: так, цена на товары самобалансируется в зависимости от спроса. Правда, аукцион по принципу «камень, ножницы, бумага» кажется мне слабым звеном: знающий выигрышную стратегию (выбрасывать всегда «камень», на лету трансформируя его в «бумагу» либо «ножницы», если того требует ситуация) и применяющий ее будет иметь неигровое преимущество.

«Мосты» удивляли посетителей конвента большим игровым полем (в длину, пожалуй, полметра будет). Игровой процесс понравится всем любителям Wiz War: бегая по летающим островам с перекинутыми между ними вращающимися мостами, надо собирать артефакты и гадить оппонентам заклинаниями. Забавно, кстати, что поначалу настолка у меня ассоциировалась с Петербургом (мосты), и я был удивлен, увидев, что действие происходит не в нем.

«Лоция» Стаса Серебрякова, победившая в номинации «Лучший филлер» – игра-гонка про ловлю рыбы. К сожалению, я к ней читал только правила, сквозь них не продрался и до сих пор остаюсь в неведении, как же в «Лоцию» нужно играть. Поэтому потребуется натурный эксперимент, но, судя по всему, настолка стоящая (иначе тестеры назвали бы лучшим филлером какую-нибудь другую).

JazzBand – игра с нетривиальной темой создания музыкального произведения, причем формирование раскладки компонентов производится путем их рандомного высыпания на поле-нотный стан. Далее игрокам предлагается написать определенную мелодию, для чего они по очереди берут компоненты себе.

В «Кубе» авторами было реализовано изменяющееся игровое поле: каждая комната представлена кубиком, который можно поворачивать на другую грань. Цель игроков – сбежать из этого негостеприимного места. Мне напомнило «Сумасшедший лабиринт» (The aMAZEing Labyrinth), так что поклонникам этой игры должно понравиться.

«Планетариум» – игра Юрия Ямщикова на сбор комбинаций карт. Поскольку каждый ход вскрываются новые цели, позволяющие получать бонус за определенную комбинацию, а на каждой карте 2 значения (но выбрать и использовать карту можно только по одному), настолка получилась весьма вариативна и позволяет что-нибудь да выстроить даже начинающим игрокам.

«Город Великой Машины» погружал тестеров в мрачный мир стимпанка, где кучка заговорщиков готовит переворот в городе, соответственно, Великой Машины. Игроки перемещаются по локациям, пользуясь их свойствами, прячутся от облав приспешников механизма и пытаются подбить жителей на организацию вооруженного мятежа в целях насильственного изменения неконституционного строя города. Один из игроков при этом берет на себя роль Великой Машины.

«Танки Леонардо» – небольшая симпатичная настолка, где игрокам предстоит поучаствовать в лобовой танковой атаке. Но, поскольку у них под командованием паровые чудовища Леонардо да Винчи, пыщь из чугунной пушки (то есть выстрел) они могут сделать только раз за игру. Это компенсируется количеством стволов у одного танка (восемь) и маневрированием. Побеждает тот, кто первым уничтожит боевую машину противника (каждая имеет три «жизни»).

Наконец, в моем карточном филлере «Мыши!» игрокам предстоит защищать бесценные полотна картинной галереи от полчищ мышей, прячущихся в подвале. Защищаться помогают котики, три из которых постоянно ловят набегающих грызунов. Забавно, что в процессе тестов один из игроков (если не ошибаюсь, Андрей Лучко) предложил сделать редизайн в стиле «ИГИЛ и памятники» =))

В общем и целом, Граникон оставил у всех участников и посетителей сугубо положительные эмоции – всё прошло тепло и лампово, за что следует сказать большое спасибо сотрудникам библиотеки и организаторам. Было заведено большое количество знакомств с интересными людьми и получена отменная обратная связь по «Мышам!». Так что есть все основания полагать, что благое дело будет продолжено с ещё большим успехом в следующем году.

Лично я буду ожидать этого с нетерпением.

Игровые мероприятия, Репортаж



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • Прибыли «Взрывные котята»
    1. futb_all
      11 Июн 2015 из 12:09 | #1

      При оформлении статьи использованы фото Геры Егорова, Славы Юмина и Таши Тележкиной.


    2. Тимофей Никулин
      11 Июн 2015 из 12:31 | #2

      Артем, спасибо за материал! Юрий, ждем тебя на следующем «Граниконе» 😉


    3. futb_all
      11 Июн 2015 из 12:56 | #3

      @Тимофей Никулин, пожалуйста =)


    4. Андрюха
      12 Июн 2015 из 0:08 | #4

      Артем, за всем не уследишь, и поэтому я хочу поправить:

      в «Нижегородской Ярмарке» уже нет «аукциона»(к-н-б) и на Граниконе она тестировалась в новой версии правил (без него).


    1. Трекбеков пока нет.