Серия «Эволюционных» игр

Эволюция – это всегда что-то новое. Эволюционирует всё. Общество, государство, отдельно взятые люди. Сфера развлечений вообще и настольные игры в частности. И даже настольная игра «Эволюция» — она тоже эволюционирует. Хорошеет, развивается, обзаводится новыми наборами – дополнениям. И о таком наборе мы сегодня и поговорим. «Эффект бабочки», первое дополнение для игры «Эволюция. Новый мир», на издание которого прямо сейчас собирают средства на площадке CrowdRepublic, предлагает вновь с головой погрузиться в столь милый, привычный и давно известный процесс: создаём существ, наделяем их разнообразными свойствами и смотрим, как им удаётся выживать в иногда агрессивной и иногда скудной на еду среде.

«Эволюция. Новый мир» появилась год назад, и в тот момент это было немного необычно, если не сказать странно. С одной стороны была всем известная классическая «Эволюция», отечественная настольная игра 2009 года выпуска, с обширным набором дополнений, богатым набором свойств, но с минималистичным оформлением. С другой стороны на рынке присутствовала «Эволюция. Естественный отбор», реэкспортный вариант отечественной разработки с более красивыми и качественными компонентами, более проработанным игровым процессом, но печальным ограничением, не позволяющим сыграть на существо более 3 свойств (из-за чего в «Естественном отборе» никак не получается смастерить столь любимых многими мегалодонов).

На этом фоне появляется «Новый мир», который с одной стороны красивее обычной «Эволюции», но проигрывает ей в количестве свойств, и почти сопоставим по оформлению и игровому процессу с «Естественным отбором». В такой ситуации понятно было одно – «Новому миру» крайне не хватает дополнительных карт, чтобы сделать процесс интереснее и насыщеннее. Ведь, чем больше свойств, тем больше интересных животных можно создать, и тем веселее идёт игра. И теперь, с «Эффектом бабочки» такая возможность появляется!

Новая коробка

В коробке дополнения лежат 50 новых карт со свойствами животных, 2 новые карты ареалов, 2 планшета противников для одиночной игры, фишки еды и убежищ (чтобы их хватало при игре вшестером), а также правила игры, памятка по свойствам и жетон первого игрока.

С точки зрения качества компонентов всё на уровне «Нового мира». Карты такие же большие, с такими же крупными иллюстрациями, выполнены из плотного картона, держать в руках их приятно. Фишки – деревянные кубики и диски – тоже точно такие же, что были в базе. Правила, планшеты противников, все это хорошее, нормальное, качественное.

На случай дефицита свободного места на полках нужно отметить, что все компоненты дополнения успешно умещаются в базовую коробку. А если по каким-то причинам в будущем возникнет желание отложить их отдельно (на самом деле нет), карты дополнения легко опознать, они помечены символом бабочки.

Новые свойства

Дополнение предлагает игрокам 12 новых свойств. В дополнение к 29, что лежат в базовой коробке, получается 41. Более чем достаточно для построения разнообразных комбинаций и создания самых разнообразных животных.

Хотя новые свойства в «Эффекте бабочки» не такие уж и новые, потому что ранее мы их видели в дополнениях к классической «Эволюции». Тут мы вновь встречаем возможность живорождения, с которым накормленное животное тут же создаёт новое существо. В игре вновь появляется «Интеллект», позволяющий хищникам игнорировать одно из свойств при атаке (причём, можно даже выбирать и своё свойство, чтобы, например, напасть водоплавающим хищником на обычного сухопутного зверька). Снова есть карта «Эдификатор», добавляющая в ареалы обитания еду и убежища. Разумеется, не обошлось и без «Полёта», который традиционно присутствует во всех первых дополнениях для «Эволюции». Тут он работает как и раньше: на летающее животное может напасть только хищник, у которого свойств меньше, чем у летающей жертвы.

Приятно, что добавлены разнообразные свойства, повышающие шанс на успех как в нападении, так и при защите от хищников. К атакующим свойствам помимо уже упомянутого «Интеллекта» можно отнести «Теплокровное», позволяющее совершать дополнительное действие в ход (скажем, теплокровный хищник может провести сразу две атаки). Защитные свойства – это тот же «Полёт», плюс ещё «Чернильное облако» (отменяет атаку хищника) и «Покровительство» (защищает соседнего животного наподобие классического «Симбиоза»). Есть и вредные свойства, целью которых являются соперники: это «Трематода», увеличивающее потребность в пище сразу у двух чужих животных и «Упрощение», заставляющее противника скинуть пару свойств со своего существа.

Наконец, в игру возвращается «Удильщик»! Это свойство-сюрприз, применить его можно неожиданно для противника, когда тот натравливает на вас своего хищника. В этот момент одно из ваших «голых» существо внезапно вскрывается и оказывается удильщиком, спрятавшимся хищником, который неожиданно съедает атакующего животного противника. Это очень правильное решение, потому что, пожалуй, одни из самых ярких эмоций от «Эволюции» у нас были связаны именно с применением «Удильщика».

Новые режимы

Ранее в «Новый мир» можно было играть только в классическом режиме, рассчитанном на компанию от 2 до 4 человек. В нём каждый игрок создавал свои виды, выкладывая на стол карты существ и наделяя их разнообразными свойствами, и при этом разворачивалось противостояние. Еда-то общая на всех, её часто не хватает, и, поэтому, кто первый урвал – тот и молодец. Ещё интереснее становилось, когда за столом заводились хищники. В этот момент в игре проявлялось прямое противодействие, ведь хищник может прийти прямо к другому игроку и съесть его животных.

«Эффект бабочки» предлагает целых 3 дополнительных варианта игры. Точнее, пожалуй, два с половиной, потому что один из этих новых вариантов – это всё та же «Эволюция», только максимальное количество игроков повышается с 4 до 6. Не уверен, что это очень востребованное нововведение, потому как по ощущениям чем больше человек за столом, тем медленнее делаются ходы и тем ощутимее между ними паузами, но для определённого круга игроков это наверняка ценная возможность. Есть, ведь, у нас в стране компании, которые много и часто играют именно в «Эволюцию». И вот они-то, как раз, наверняка оценят шанс сесть за любимую игрушку впятером и вшестером.

Другая новая возможность – теперь в «Эволюцию» можно играть и в одиночку. В этом режиме игроку будет противостоять специально сформированная популяция животных, заранее наделённая набором опасных свойств. Таких противников в дополнении предлагается два. Один – это опасный хищник-динозавр, жадный до мяса и до существ игрока, второй – саранча, которая напрямую может и не так сильно угрожает популяции игрока, но успешно и активно уничтожает доступные запасы еды, угрожая голодной смертью.

И есть ещё один вариант игры, добавляющий в процесс непредсказуемости. С ним партия идёт по обычным правилам, но в начале каждого хода положено бросать кубик, определяющий некое случайное событие, избежать которого невозможно, но зная о нём заранее (с самого начала хода), можно пытаться к нему адаптироваться. События бывают самые разнообразные, от дополнительной еды и появления дополнительных существ, до внезапной гибели одного из животных у каждого из участников игры.

В остальном правила остались без изменения, никаких новшеств в этом плане дополнение не привносит. Хотя, пожалуй, хотелось бы видеть ещё какой-нибудь альтернативный метод начисления очков, предполагающий, что игроки зарабатывают их в течение всей партии, а не только в самом-самом последнем ходу.

Новая графика

Нельзя не отметить иллюстрации «Эффекта бабочки». Они под стать новому изданию и, хотя всё ещё сложно утвердительно ответить на вопрос, сравнялось ли качество иллюстраций с шикарнейшим «Естественным отбором», очевидный прогресс по сравнению с вариантом 2009 года отрицать никак нельзя. Позитивные изменения наглядны, видны невооружённым взглядом, и особенно это хорошо заметно на фоне карточки бобра, про которого раньше шутили, что он сам себя нарисовал.

Новые ощущения

Дополнительные карты и новые свойства в «Эффекте бабочки» — это ровно то, что нужно «Новому миру». Это дополнение из тех, сыграв в которые не видишь смысла играть без них. Если есть возможность использовать более широкий ассортимент свойств, позволяющих создавать более разнообразных существ, зачем от неё отказываться?

Правда, за эту приятную опцию есть небольшая цена – когда берёшь в руки колоду карт «Нового мира» с дополнением, оказывается, что она очень уж увесистая и крупная, перемешать эти карты не так-то и легко. Но уж что-то, а тасовать карты поклонники «Эволюции» точно должны уметь!

Не скажу, что «Эффект бабочки» — это какое-то революционное дополнение, способное перевернуть чей-то взгляд на «Эволюцию», но это именно то, что доктор прописал. Если вы играли в классическую версию, сейчас самое время «обновиться» и перейти в формат «Нового мира». Для этого теперь есть все условия, разнообразие свойств радует глаз, а игровой процесс не перегружен деталями и условностями, как, скажем, «Континентах» (одно из дополнений к классике, где предлагалось играть своими животными как бы на трёх столах сразу).

Если же вы по каким-то причинам отказались от классической «Эволюции» в пользу «Естественного отбора», возможно стоит пересмотреть своё решение и, уж, по крайней мере дать «Эффекту бабочки» шанс. Весьма вероятно, что опция «навесить на существо» сколько угодно свойств (а не максимум 3, как в «Естественном отборе») всколыхнёт в вашей душе исходную любовь к «Эволюции».

Плюсы:

+ больше свойств хороших и разных;

+ возможность играть вшестером;

+  наконец-то полноценная замена классической «Эволюции».

Минусы:

— даже с дополнением «Эволюция. Новый мир» вынуждена конкурировать с «Эволюцией. Естественный отбор»;

— очки всё ещё начисляются только за последний ход, все предыдущие достижения игрока в зачёт не идут.

— колоду карт с дополнением не очень удобно тасовать.

Итого: Ожидаемое дополнение для хорошей игры, без которого, наверное, «Новый мир» не будет раскладывать ни один любитель новой «Эволюции». Да, по игре остаются вопросы, связанные с начислением очков только за финальный раунд, но в остальном – это всё та же старая добрая «Эволюция», только теперь с широчайшим ассортиментом свойств. И что-то подсказывает, что это ещё не конец истории. Уверен, у разработчиков наберётся идей ещё как минимум на один дополнительный набор! «Эволюция» эволюционирует. И это хорошо.