В начале 2013 года на Бумстартере была запущена кампания по сбору средств на выпуск настольной игры Экологика. Деньги были успешно собраны (более 130 тыс. рублей), после чего в сети об игре особо ничего слышно не было. Мы решили побеседовать с разработчиками Экологии и узнать о судьбе первого настольного проекта на Бумстартере. Интервью подготовил Артём Платонов.
Ecologic (Экологика, Экологическая логика) – экономическо-экологическая стратегия на 2–8 человек от петербургских разработчиков. Согласно сценарию, все игроки занимаются добычей ресурсов на игровом поле, загрязняя окружающую среду. Цель игры – набрать как можно больше денег и экологических очков, при этом минимизировав разницу между ними.
Помимо решения производственно-экологических задач (больше добываем – больше зарабатываем денег – больше портим окружающую среду – меньше получаем экологических победных очков), игроки борются между собой за саму возможность добычи ресурсов (т.е. за фишки производства) и экологические инициативы, которые повышают экологичность ваших проектов и дают экологические очки. Кроме того, игроки могут заключать между собой различные сделки – например, давать в долг. На игровой процесс также влияют карты случайных событий.
Игра – первый успешный проект настолок на отечественном краудфандинговом ресурсе «Бумстартер», поэтому нам захотелось разузнать, как это авторам удалось. На вопросы любезно согласились ответить Алексей Колмаков (разработчик идеи и лидер проекта, на фото в центре) и Марат Сабиров (разработчик идеи и научный консультант, второй слева).
Приветствую! Сразу о насущном – почему вы решили печатать игру самостоятельно, а не отдавать ее издателю?
М.С. Узнали условия, по которым издательство принимает игру. Оказалось, это авторское роялти в размере 5–7% (в зависимости от степени готовности игры) – от объема продаж. Мягко говоря, это не устраивало.
Но главное – мы понимали и понимаем, что игра, будучи проданной издательству, станет «еще одной игрой на прилавке», ее потенциал, по нашему мнению, не будет раскрыт и на малую часть. Ее не будут правильно позиционировать, проводить мастер-классы и т.д. В итоге она затеряется среди более именитых конкурентов. Поскольку мы сами придумали Ecologic – мы, как никто другой, можем интересно и разносторонне ее позиционировать и вкладываем в это сил больше, чем кто-либо.
Немного про общую концепцию Проекта. Мы полагаем, что Ecologic – не последняя наша игра. Если говорить об общей идее – то мы хотим создавать «игры-модели», иными словами, вносить в модели процессов и явлений игровой элемент. Тогда люди будут моделировать массово, моделировать играючи 🙂 Кто знает, может быть за игрой родятся решения проблем, идеи изобретений и проектов? Рекомендую на эту тему такую вещь (кто не силен в аглицком – русские субтитры в помощь).
Ну, очень много полезного по теме есть в «Курсе Молодого Бойца» – рекомендовать можно всем, кто идет в краудфандинг (и не только игроделам)!
Более того, мы всегда рады помочь начинающим живым советом – они всегда могут обратиться с вопросом к нам лично ВК или же написать на общую почту Проекта.
Как удалось набрать необходимую сумму на Ecologic? 132 тысячи из 130 – весьма неплохой результат для «Бумстартера», учитывая, что вы были одним из первых, кто разместил там проект настольной игры.
А.К. Кхм… Изначально мы тщательно изучили саму платформу «Бумстартер». По совету их инструкции просмотрели правила оформления проектов и несколько успешных из них. Самое главное – иметь наработки, статистику, фотографии с проведенных мастер-классов, обратную связь. Это не гарантирует успешность проекта, но является базисом.
Далее, еще перед запуском проекта вам нужно рассчитать реальные деньги и реальные сроки. Сделать это возможно благодаря пониманию потенциальной целевой аудитории. Имея такой «багаж» – можно запускать проект.
Немаловажным является правильный выбор вознаграждений, удачно сделанное видео-интервью и частые обновления.
Нас не пугало то, что мы первая настолка на этом поприще – честно говоря, было не до эмоций. Нужно понимать, что сбор средств через краудфандинг – это не только сбор, но и работа по усовершенствованию проекта, обратная связь, наработка контактов… Проект, отвергающий критику, практически обречен на провал.
Насколько быстро набралась обозначенная в проекте сумма? Были ли какие-нибудь трудности в процессе?
А.К. Трудности безусловно были, не было лёгкостей 🙂 Необходимо, чтобы проект жил – то есть проводить игры в реальном мире, делать посты – считай отчет, и при этом успевать писать потенциально заинтересованным людям и фирмам.
Что помогало справиться?
А.К. Справиться помог энтузиазм 🙂 Правда, нам просто было не до того, чтобы сомневаться, мы были чересчур увлечены. И, вероятно, это главное – вера в успех.
Вкладывались ли в проект вы или кто-то из ваших друзей, знакомых, родственников?
А.К. Безусловно 🙂 Собранные деньги – это лишь половина затрат на первый тираж. Но тут всё зависит от того, как создатели настолки видят развитие своего детища в дальнейшем. Мы, после некоторых перипетий, решили печатать и развивать игру сами. Следовательно – затраты возросли в разы.
Удалось выйти на самоокупаемость, как вы надеялись годом ранее?
А.К. Удалось окупить затраты на первый тираж и организационные нюансы. Хватило бы и на второй тираж – но мы посчитали – разумнее потратить средства на поездки по городам и проведение мастер-классов. Всё-таки проект изначально ставил на первое место социальную значимость. В связи с этим конечно, выпуск второго тиража откладывается на неопределенный срок.
Как шел процесс издания игры? С какими трудностями вы здесь столкнулись?
А.К. Ой… Тут как раз-таки трудностей было меньше, но глобальнее 🙂
По понятным причинам от сдачи игры в издательства мы отказались. Встал вопрос поиска типографии. И, естественно, наиболее дешевой и удобной. Удалось найти в Москве. Малый тираж – 500 экземпляров – интересен далеко не всем типографиям.
А далее – контроль качества, цветопередачи, сроков выполнения. На каждом этапе, особенно на последнем – были свои «косяки». Но если держать руку на пульсе – вполне реально… Главное учесть, что если типография объявляет один срок – смело умножайте его на 2 или 3 🙂
Ряд образовательных учреждений России включили вашу игру в образовательный процесс. Каким образом она туда встроена?
А.К. Образовательных учреждений в РФ, включивших модель в учебный процесс, несколько, и форматы разные. Так, например, в Пожарно-спасательном колледже (СПб), Высшей школе экономики (СПб) и в СПбГЭУ (бывший ИНЖЭКОН, СПб) занятия с использованием модели проходят регулярно, причем каждый преподаватель делает акцент на том элементе игровой механики, которая дополняет конкретный курс. Экономистам актуальнее экономические механизмы с оглядкой на экологию, экологам – наоборот. Кроме того, в школах республики Коми коллеги выиграли малый грант министерства образования и провели мастер-классы в 20+ школах республики, после чего многие преподаватели этих школ взяли модель на вооружение для последующего проведения уже самостоятельно. Школьников, в первую очередь, учат самой сути – гармоничному подходу к получению прибыли и заботе об окружающей среде. Попутно они учатся взаимодействовать как команда в конкурентной борьбе.
Т.е. на данный момент есть три основных формата вовлеченности образовательных учреждений:
а) как методическое пособие под собственные курсы
б) как интерактивный инструмент обучения
в) как способ проведения олимпиад.
Что слышно о компьютерной версии игры?
А.К. Работаем. Нашу команду многократно усилили программисты, художники и дизайнеры команды X-Coders Team. Правильнее даже сказать, что благодаря им электронная версия становится реальностью. Они являются полноценными партнерами электронной версии, со всеми правами и обязанностями. Выход альфы для жителей соцсетей планируется до нового года. Выход альфы для мобильных устройств – в феврале. В альфа-версии будет доступна игра с ИИ и по хотситу. Полноценная версия с возможностью моделировать свои карты и игрой через интеренет с «друзьями» – еще чуть позже.
Опираясь на свой опыт «Бумстартера», что бы вы посоветовали игроделам, желающим собрать там деньги на игру?
А.К. По пунктам:
1) Самое главное – сделать один-два экземпляра игры на коленке, но максимально приближенную к конечному варианту. И устраивать прогоны – среди друзей, среди незнакомой публики. Так будут выявляться не только недоработки или новые идеи, но и фотографии с мест событий, отчетность для будущих спонсоров на «буме».
2) Четко и ясно определить целевую аудиторию – возраст, род занятий, вовлеченность. Так вы сможете определить главные направления распространения информации об игре.
3) Готовиться трудиться 25 часов в сутки 8 дней в неделю на всё время сбора средств.
4) Не делайте это одни. Обязательна команда, хотя бы из двух человек. Когда сдувается один – ему помогает второй, и наоборот. Одному тяжко.
5) Не становитесь гиком – реально смотрите на свое детище, на его минусы. И не относитесь к проекту чересчур серьезно – это мешает адекватности и объективности.
6) Ищите дружественные и смежные сообщества. Вероятно, про вашу игру хотят рассказать, просто не знают о ее существовании.
7) Часто делайте обновления проекта. И недлинные.
8) Придумайте адекватные вознаграждения и адекватные стоимости этих вознаграждений.
9) Не опускайте руки 🙂
Все очень четко, ясно и исчерпывающе. Спасибо!
А.К., М.С. Вам спасибо!
Больше всего мне не нравится когда весьма посредственную игру выдают за какое то откровение и начинают проводить мастер-классы, тренинги и вести прочую сектантскую деятельность.
Мда… Собрали 132 тыра из 130, это уже как-то подозрительно. Неужели кто-то из авторов вложился, чтобы кое-как дотянуть до нужной суммы? Да нет, не может быть! Ведь такие благородные цели преследуются!
Игра со скрипом и тормозами вышла, а потом стала учебным пособием, которым можно и проводить занятия, и олимпиады устраивать, и к больному месту прикладывать, когда плохо станет. Вот это да! Только вот остальные люди об этом не знают.
А по сути перед нами просто непойми что, которое позиционируется как «деловая экономическая стратегия». Хотел правила почитать, но их нету нигде, чему ни разу не удивлен.
Судя по фоткам очень веселая игра…
Немного следил за проектом, когда он вышел на бумстартер. Читал правила. Хоть игра и не клон, как думали некоторые, но наполнение явно не соответствовало запрошенным деньгам на тот момент. Предлагалось отдать эквивалент почти $100 за небольшую игру со средним оформлением и игровой механикой с некоторыми не особо изящными решениями. Подача материала, если сравнивать с успешными проектами Kickstarter’а, тоже была не очень, сыграть в игру, а тем более купить её за такие деньги, желания не возникало. Так что слегка удивился, когда проект набрал требуемую сумму.
О!!!Здорово!
Смотрю еще и электронная версия будет — теперь буду ждать.
Играем в Экологику с коллегами с большим удовольствием. кайф.
Ну а кто троллит — поиграйте хоть, получите массу позитива.
Я от экологии далека, но игруля веселая)
Друзья, всех приветствую! По порядку попробуем-с 🙂
1. Скажите, из тех кто оставил комменты — хоть кто-то играл в Ecologic? Кто-нибудь общался с нами или смотрел презентацию игры в живую? На Игроконе-2013 она например заинтересовала часть народа. Сказать сразу «фуацтой» не вникая в суть — это да, это мы можем 🙂
2. Скажите, у кого-то из вас был опыт на краудфайндинге? Мы воспринимаем успех на Бумстартере не только в денежном выражении. Ведь это соцзаказ в миниатюре — если проект нужен — то его скорее всего, поддержат. Если нет — то вряд ли. Все просто, не? Тем кто думает что мы сами залили сумму себе — могу предоставить список спонсоров и их суммы (с их согласия).
3. «Больше всего мне не нравится когда весьма посредственную игру выдают за..» Нет, Вам не это больше всего нравится, уверен 🙂 Насчет «секты» — у Вас это просто «фигура речи» или вы действительно считаете нас сектой? У понятия «секта» есть несколько чётких атрибутов: тоталитарный лидер, неоспоримые авторитеты, контроль жизни членов секты и т.д. Потрудитесь доказать что наша деятельность обладает всеми этими свойствами 🙂
4. Да игра действительно вышла не без проблем. Но то был первый опыт самостоятельного издания игры. Если у Вас был такой опыт — и в первый же раз все, абсолютно все прошло без проблем — поклонюсь в ноги 🙂
5. Спасибо что уже не считаете игру клоном 🙂 Да, в денежном выражении награды были слишком дорогими…Но это было только в рамках проекта. Сейчас игра стоит 1000 р, а точнее уже нет, ибо мы всё продали 🙂 Но ведь это Краудфайндинг — я сам поддерживал несколько проектов, поддерживал «за идею», даже без всяких подарков себе.
6. Да, вы правы в том, что по качеству игра мягко говоря не дотягивает до лучших представителей жанра. Ну, все с чего-то начинали. Спасибо всем, кто высказал конструктивную критику: во втором тираже будут переработаны правила (в плане оформления), улучшена коробка и некоторые другие улучшения.
Рады конструктивной критике! Нам интересен опыт других игроделов 🙂
Очень размытое описание игры, поэтому отзывы тоже про всё, что кроме игры. Троллинг плох, но сколько воды в статье, столько воды и в ответ. Неприятность на неприятность.
Я прочитал статью, и в ней про игру рассказали мало, а больше просто хвалили околоигровыми достижениями.
Если игра продалась и больше её никто не увидит, то это не говорит что она попадет на стол кому-то ещё. После этого, вся цель игры о экологии в массы звучит всего лишь пафосно.
Обижаться вам, конечно есть за что! Но с точки зрения меня, как игрока, игра выглядит не очень, а процесс игры, что важно в этом случае, расписан слабо, и не за что зацепиться, чтобы оценить достойно.
Сократ, да, тут не только и даже не столько про игру. Но это интервью — и мы всего лишь отвечали на вопросы. Но, уверен, кому-то интересна именно «кухня» — как воплотить свою идею в жизнь. Насчет того, попадет ли игра на стол еще к кому-нибудь. Мы не психи и просто так 2-ой тираж бы не планировали 🙂 Если вам интересно подробное описание именно игры, ее идеи и механики… Здесь вроде нет возможности прикреплять файлы к постам, поищу ссылку, выложу.
Насчет того кто как видит — да, Вы абсолютно правы. «Игроки» видят по-своему, «разработчики» — по-своему… Первые сравнивают с мировыми хитами, вторые — тоже, но не только. Они еще смотрят на то что они сами смогли явить миру. Кому мороженное, кому семечки 🙂
@Марат Сабиров
По вопросам (лично от меня):
1. В Ecologic не играл, с вами не общался, презентацию игры видел только ту, которую вы ей сделали на бумстартере. Собственно, о том, как вы смогли представить свою игру для стороннего наблюдателя я и высказался. В суть игры я как раз вникал, для этого и читал правила. «Фуацтой», как вы выражаетесь, не скажу, но и интереса ни механика игры, ни презентация на бумстартере у меня не вызвали.
2. Свои проекты не выдвигал, чужие спонсировал. Качество подачи материала могу оценить, этого достаточно.
3. Это явно не ко мне.
4. Это комментарий из серии «сперва добейся»? 🙂 Неконструктивно.
5. Да, краудфандинг часто привлекает деньги и просто на идею, но это слабо распространено в мировой практике краудфандинга настольных игр. Я понимаю, что у вас совсем мало опыта в этой области, но всё-таки соответствие между вкладом и «наградой» здесь весьма приветствуется. Если бы изначально стоимость поддержки проекта для получения такой игры была в районе озвученной 1000 рублей, то впечатление от проекта было бы несколько другим.
6. Молодцы. Посмотрим на второй тираж.
У меня создается впечатление, что автор то ли притворяется, то ли старается притворяться, что не понимает, к чему идут претензии.
1. Правила? Наборы для ПнП? Подробные презентации? Зачем? Зачем все это? Чтобы дать людям возможность для аргументированной критики? Нет, лучше без этого.
2. Список спонсоров ничего не даст. За финансирование своих проектов с краф-какойтотам платформы посылают большим пинком. А вот финансирование через знакомых и друзей труднее обнаружить, а значит, и наказать. Да и не нужно это Бумстартеру — и так популярность не столь великая, чтобы штрафовать проекты. А вот на Кикстартере наказание вполне возможно (но это уже другая история).
3. Я более чем уверен, что автор цитаты выразился фигурально (хотя пусть он сам за свои слова отвечает), а вы придираетесь к формулировкам. Ну, понятно: нет аргументов — надо придраться к формулировкам. А можно еще к нику или аватарке.
4. Это что-то типа «добейся, а потом критикуй»? Такое отношение показывает неспособность воспринимать критику и неспособность ответить аргументированно. Всегда проще послать человека, чем ответить на вопрос.
5. Так прямо и ничего не осталось с кфра… крафа… короче, оттуда? А если найду? Люди в это поиграли, хоть их было и немного. Реклама есть. Известность какая-то есть. Семинары по городам — тоже реклама. А реклама — это тоже плюшки. Или вы рассекали по всей стране не для того, чтобы показать, какую игру вы предлагаете, и чтобы ее покупали?
6. Не только до лучших представителей жанра. Сравните с играми схожей категории.
@Человек-Алексей
По пунктам:
1. Правила есть в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-46788488_27683594?offset=60 в виде картинок и в виде пдф. Качайте, изучайте. Жду Вашей конструктивной критики 🙂
2. Тут вопрос веры (Вашей). Лично Вы не верите, ну я переживу 🙂
3. Да, согласен я это начал, но не специально. Аргументы есть. Выше и будут ниже, имеющий уши да услышит. Понятно, про секту это было просто «для красного словца». Предлагаю далее по существу, этот пункт — суть порожняк, не будем его множить 🙂
4. Неспособность воспринимать критику? Да я рад буду критике! Насчет «3000 — дорого» я ответил, да можно не соглашаться. Есть что сказать конструктивно? Цветовая схема не очень удачная, правила сложные, коробка неудобная? И т.д. Предметнее, Уважаемый, предметнее 🙂 А как я восприму критику, если я даже не знаю что конкретно не нравится (и предложения как это можно исправить)?
Да, простите за отношение «добейся, потом критикуй» (+ предыдущий оратор). Это было с моей стороны не правильно. Будем смотреть с равных позиций.
5. А найдите 🙂 Мы еще своего сверху вложили, ибо в типографии пересчитали и оказалось все несколько дороже. Реклама есть. Известность какая-то есть. А средства на поездки по городам это уже от продажи самого тиража, КФ здесь не при чем. Или Вы нас в чем-то нехорошем подозреваете?
6. Здесь буду цепляться, простите 🙂 Но по существу. «Схожая категория» — это понятие довольно неопределенное. Поэтому буду благодарен Вам если дадите пару-тройку примеров. Просто названия, если не затруднит.
Не могу толково объяснить почему, но верхняя фотография меня отталкивает. Не могу проследить ассоциативную связь, но глядя на фотку, у меня создаётся стойкое впечатление, что в руках у парня нечто нехорошее, что мне пытаются навязать. Может быть это и напоминает секту?
Я играл. Игравшая Пикачу выше точно заметила — «развеселая стратегия». Игроки имеют ровно такие же возможности управлять своими параметрами, как и всемогущий рандом. Но тот, у кого результаты лучше после последнего хода, побеждает.
Сектанты сектанты. Носитесь со своей игрой как дурни с писаной торбой, хотя то что игра не стоит даже ознакомления видно за версту.
@Монуил
Это вопрос восприятия. Напоминает секту — пусть напоминает. Не Вам одному, похоже. Но я-то знаю Истину — так было угодно Нашему Великому Богу Эколоджику :)))
@vladdrak
Да, рандом велик. Но игрок может с ним справиться. В большинстве игровых ситуаций есть несколько равноценных решений, и лишь в некоторых случаях все довольно однозначно. Это на уровне тактики (конкретный ход). На уровне стратегии (партия в целом) любое решение можно оценить как «более верное» или «менее верное». «Более» или «менее» — поскольку есть тот самый рандом. Но для такой оценки нужно научиться «видеть» на несколько шагов вперед. И это во многих играх.
@toolmano
Ваше мнение предельно ясно. Тут говорить не о чем.
Блина..народ..а чё вы всё про секту и про секту?уже прям интересно купить поиграть)))
а если предметно:
1) согласен с Монуилом — верхняя фотка стремная..не отталкивает, но что-то какой-то тремор создает)))
2) по поводу всяких «прочитал описание и желания не возникло»..это вы женам своим говорите. Черти могут и не быть шекспирами и братьями стругацкими, чтобы давать описание, которое зацепит «именно тебя». Честно говоря офигенное описание меня бы больше напрягло. Скажем Evo — очень красивая игра и описание прям блеск, а по сути такое фуфло оказалось.
А раз черти еще и новички в этой области и первая игра и отечественная — то я просто из чувства патриотизма поиграю, а потом уже опишу по факту, что это за игра..короче говоря трейлер может и гавно, но на фильм схожу.
3) про секту всё-таки меня реально прет)Ребята — создавайте антураж! ну там каски для директоров корпораций, самосвалы..у вас по ходу уже есть потенциальные неофиты)))YES, Master-Lord!
что тут обсуждать? игра является очередным инструментом распила и это не вопрос «веры», это уверенность основанная на жизненном опыте.
Бумстаркер… игра про экологию набрала 132 000р? ну и смех.
Кому продали игры? Частным магазинам или бюджетным организациям?
@DedoK
Хреновый у вас опыт…маленький и неверный.
и это не уверенность, это я точно знаю от британских ученых, свидомых украинцев и из супер достоверного источника)))
Поддержал игру во времена бумстартера..до этого не знал ни ребят, ни бумстартер как таковой. я не из кагорты любителей настолок, конечно, я скорее из экологии, но тут вот такая штука — может быть вы не хотите замечать, что помимо сообщества настольщиков есть и другие сообщества, которым это игра(по себе) очень помогает на занятиях со школьниками (10-11кл.)?
распил блин…я поддержал игру как частное лицо и никто мне не давал поручения..а сейчас радуюсь.
в общем, побольше вам экспы!уровень-то явно не 80-й, Холмс…
Суммируя негативные отзывы, можно заметить что они или основаны на внешнем неприятии игры («отталкивает, не понравилось», «секта» и т.д.) или на обвинительных темах, типа «распил», «кидалово» и т.д. Это не огорчает нисколько. Печально то, что пока ни одного ответа с конструктивными замечаниями…
@OldyMan
Так отвечать на вопросы у Путина научились? Вот что уважаемый, причём тут украинцы? Тут лохов ведущихся на пропаганду мало, зря стараетесь.
Вы не ответили на мой вопрос ) так что я не ошибся.
@DedoK
1. причем тут Путин ваще?! вы под валерианкой уже? вы написали «и это не вопрос «веры», это уверенность основанная на жизненном опыте.» Переводя на нормальный русский язык это означает «вы только не подумайте, что я троль, хоть и каких-либо доказательств и аргументов у меня нет, но есть офигенное мнение, что я прав». Я вам и написал про британских ученых, свидомых и стопроцентные надежные источники. То есть про то, что без доказательно можно ссылаться на что угодно и называть это опытом, предвидением и чем хотите, а по сути «мое мнение офигенное — верьте мне».
Рад что лохов мало, печально что есть.
на какой вопрос-то?
игра собрала 132т.р.? да — это факт.
кому продали игры? хз. я свою получил как спонсор на бумстартере. И повторюсь — добровольно, по собственной инициативе, собственные заработанные деньги.
Частным магазинам или бюджетным организациям? опять-таки хз. Вероятно если спросить разработчиков — они вам ответят. Да и ваще довольно открытые дружелюбные черти, разобраться с игрой помогли, когда там не понял кое чего.
Ответил на вопросы?
Теперь мои:
1) вы все неожиданно успешные проекты подозреваете в роспиле? если нет — то почему вы подозреваете этот проект?
2) вас не смущает, что гос. конторы не могут спонсировать проекты на бумстартере и подобных площадках? Вы законы почитайте — гос. конторы работают по закону о гос. закупках. и там — утром стулья, вечером деньги. Никто не позволит влить бабло во что-то просто так. НКО могут влить деньги…но тут честно говоря это дело нко…судя по количеству спонсоров..скорее всего 99% из них такие же частные лица как и я.
* Разрабы! не ведитесь на тролей и не унывайте! Хорошее дело делаете! а если есть троли — ну тоже неплохо..благодарных вам людей хотя бы один точно есть!
Но жду дополнений и еще игр для молодежи. Есть запрос на игры для детей помладше…
Удачи!
«Ответил на вопросы?» если ваш ответ «хз» то да, всё понятно.
@Марат Сабиров
Вы серьёзно надеялись увидеть в комментариях к этой статье хороший и полный обзор недостатков вашей игры? 🙂 Это несколько наивно. Ну, допустим, что я мог бы сделать его. Но для этого мне бы пришлось потратить своё время и средства как минимум на изготовление ПнП (это если оно ещё есть в свободном доступе) или покупку игры, а потом на несколько полноценных партий с разбором процесса и выводами. Естественно, что делать этого просто так я не буду, особенно если после прочтения правил игра меня не заинтересовала. Даже разбор только самих правил и их проблем делается не просто так за 10 минут.
А замечание, что цена игры на бумстартере не соответствовала предложенному вами, вы зря считаете неконструктивным.
@zuzubun
Я ничего «специального» от статьи не ожидал. Автора игра заинтересовала — он решил расспросить у нас. Ну были бы Вы автором — была бы статья про другую игру 🙂 Это нормально.
Да, время=деньги, разумеется, я понимаю что обзор можно делать в основном если:
— ты энтузиаст, тебя заинтересовала идея и (или) механика. Это интерес.
— ты друг (знакомый, родственник и т.д.) для авторов. Это связи.
— ты получаешь за это деньги. Это заказ.
У нас пока был только первый вариант. Если не верите — мне будет трудно Вам доказать, но, используя вашу же логику — я не стану этого делать — не 10 минут, да и восприятие уже не беспристрастное.
И я Вас поправлю: я не считал замечание о неадекватности цены на Бумстартере неконструктивным. Я всего лишь сказал «да, можете не соглашаться». А то что теперь игра стоит 1000 р, это как-то «мимо ушей». Но представьте что получится если со всеми всегда соглашаться? Ну да, мы не червонец чтобы всем нравиться. Кстати, если Вам не сложно — назовите пару тройку представителей жанра, на которых, по-вашему, стоило бы равняться 🙂