Добро пожаловать в мир настольных игр

«Elder Sign» — «Ужас, Ктулху и кубики»

Пять лет назад я первый раз купил «большую» коробочную настольную игру. Мой выбор пал на Arkham Horror. Совсем недавно мы взахлёб рубились в Zombie Plague, так что неудивительно, что я выбрал самый атмосферный ужастик. О локализации такой игры тогда можно было только мечтать, так что взял я английскую версию.

Первое знакомство с игрой оказалось не очень успешным. Я ехал в поезде и читал правила. Их оказалось неожиданно много, целая брошюра немаленького формата. Какие-то локации, монстры и даже непонятные внешние миры, и среди всего этого бродят сыщики в поисках мифических улик и пытаются запечатать какие-то древние врата.

Мы честно пытались сыграть в Arkham Horror три или четыре раза. Я раскладывал игру в разных компаниях, но результат всегда был один и тот же – играть в это никому не хотелось. Притом, что люди воспринимали настолки довольно-таки хорошо. С удовольствием играли в Колонизаторов, Zombie Plague и, даже страшно вспомнить, в Сумерки Империи. Но Ужас Аркхэма однозначно не пошёл, и очень скоро я его продал. 

Между тем, моё мнение относительно этой игры явно не совпадало с мнением большинства. На западе регулярно издавались всё новые и новые дополнения, а чуть позже Мир Хобби даже выпустил официальную русскую версию Ужаса Аркхэма. Однако, похоже, и в Fantasy Flight Games догадывались, что эта игра – не для всех. И попробовали расширить аудиторию вселенной, выпустив другую настолку на ту же тему – Elder Sign

Как и Arkham Horror, Elder Sign рассказывает историю о сыщиках, которые сообща противостоят древнему злу. Действие разворачивается в 1926 году. Поле битвы – музейная выставка коллекции оккультных артефактов, способных разрушить грань между мирами, из-за чего в нашу реальность могут нахлынуть толпы монстров, а следом за ними – ужасное чудовище, воплощение древнего зла. Единственный шанс – успеть найти древние символы, способные навеки запечатать портал. Если же сыщики не успеют этого сделать, им предстоит схватка с самим древним злом, из которой почти нет шансов выйти победителями. Всё почти как в Ужасе Аркхэма, не правда ли? Это неудивительно, ведь Elder Sign разработали Ричард Лайнус и Кевин Уилсон – ранее они же работали и над Arkham Horror.

Помните, как выглядит Ужас Аркхэма? Огромное игровое поле, занимающее почти весь стол. Листы персонажей с множеством параметров у каждого игрока. Несколько колод карт. И много-много всяких жетонов. Elder Sign в этом плане поскромнее. Тут тоже есть листы персонажей, но они поменьше и попроще. Жетоны также имеются, но всего три вида: тело, разум и улики. Наконец, игровое поле отсутствует как таковое. Его роль выполняют карты, из которых складывается территория музея. Наконец, ещё в игре есть горсть кубиков, вокруг которых и крутится все механики.

Выглядит всё это так: в центре стола лежат 6 карт. Это – музейные помещения, по которым перемещаются сыщики. Рядом расположена карта Древнего. Также в центре стола находятся часы, неумолимо отстукивающие время (каждую полночь вскрывается карта мифов и происходит что-то не очень хорошее). Перед каждым игроком находится лист персонажа, где указано его особо свойство, а также стартовые значения тела (stamina) и разума (sanity). Также игроки могут иметь обычные и уникальные предметы, заклинания и спутников – всё это отображается игровыми картами уменьшенного формата.

Карты, из которых складывается музей, напротив, необычно большие. Они – суть и сосредоточение игры. На каждой такой карте есть небольшая иллюстрация, немного художественного текста, но большая их часть отдана под игровую информацию – на них изображено одно или несколько «заданий», а также указано какую награду получит игрок в случае выполнения задания и что с ним случится, если он это задание провалит. Задания представляют собой набор символов; комбинацию, которую игрок должен собрать. На одной локации может быть от одного до трёх заданий, каждое – из 1-3 символа. 

Выполняются все задания в игре одним и тем же способом – броском кубиков. Для этого в Elder Sign есть восемь шестигранников с необычными символами. Вместо привычных цифр-точек на гранях встречаются «череп», «свиток», «щупальце», а также лупа с цифрами от 1 до 4. Это – те самые символы, из которых надо собирать комбинации для выполнения заданий. 

Кубики в игре трёх цветов: шесть зелёных, один жёлтый и один красный. Зелёные – это стандартные кубы, которые всегда доступны игрокам. Жёлытй и красный – это более мощные кубики, задействовать которые можно лишь при использовании предметов, а также благодаря свойствам некоторых сыщиков.

Как всё это происходит на практике? Игрок «идёт» на любую приглянувшуюся локацию (перемещает туда жетон своего персонажа), потом берёт в руку горсть кубиков, бросает их, а затем смотрит, может ли он использовать результаты, чтобы выполнить какое-нибудь из указанных на карточке заданий. Если может – он берёт походящие кубики, помещает их прямо на задание и делает следующий бросок. Если не может – откладывает один кубик в сторону (за неудачную попытку) и делает ещё бросок. Так продолжается пока игрок не закроет кубиками все задания на карте или пока у него совсем не останется свободных кубиков. В первом случае локация считается пройденной, и сыщик получает награду. Во втором задание считается проваленным и сыщика ожидает штраф.

Штраф обычно заключается в снижении параметров сыщика: он теряет тело или дух. Реже – в игре появляется монстр (он выглядит как дополнительное задание в какой-то локации). В качестве награды чаще всего выступают улики (позволяют перебрасывать кубики), обычные или уникальные предметы (позволяют кидать на задании больше кубиков), заклинания (позволяют сохранять успешные броски кубиков до лучших времён), а также союзники (наделяют сыщика какой-нибудь полезной способностью). Иногда после прохождения какой-то локации открывается портал во внешний мир, в таком случае рядом с шесть картами-локациями музея помещается ещё одна карта из колоды внешних миров. Задания на ней обычно сложнее, но и награды – куда привлекательнее.

Реже в игре появляются обычные локации с самой заветной наградой – печатью древних. Собственно, за ними-то сыщики и охотятся, потому как цель игры в Elder Sign – как можно скорее набрать n-ное количество этих самых печатей (сколько именно – указано на карте Древнего, которая выпала в конкретной текущей партии). Можно сказать, что игра – это соревнование на время. С одной стороны сыщики должны собрать некоторое количество печатей. С другой – на карту Древнего периодически выкладываются жетоны рока, которых может быть ограниченное количество. Если первым «до лимита» дойдут древние печати, сыщики выигрывают. Если же печатей ещё не хватает, а у Древнего уже закончились жетоны рока, чудовище пробуждается и сыщики отправляются на финальную битву (боёвка также происходит на кубиках).

Так игра и происходит: в свой ход игрок должен выбрать локацию, куда он отправляется, а затем бросает кубики, пока не выполнит все задания или пока не провалится. Если сыщик ослаб, он может выйти из музея и отправиться подлечиться, посетить магазин и приобрести что-нибудь полезное или же заскочить в бюро находок, где, при известной удаче, можно что-нибудь найти совершенно бесплатно. Оплачиваются покупки «трофеями» — пройденными локациями и убитыми монстрами.

Как уже было сказано, Elder Sign – игра кооперативная, причём с возможностью соло-игры. Если же выступать в одиночку против приспешников Ктулху у вас желания нет, можете позвать за компанию до 7-ми друзей. Правда, по моим ощущениям максимальное количество игроков следовало бы ограничить 5-ю. Сильно подозреваю, что если за столом соберётся 6 человек или более, то начнутся ощутимые провисания и время ожидания своего хода будет весьма заметно. 

Лишь один или два сыщика обладают свойствами, которые можно активировать не в свой ход. Использовать же свои вещи и заклинания пока ходят другие игроки нельзя. Это означает, что во время чужого хода вы не можете сделать ничего, только сидеть и смотреть, как кто-то кидает кубики. А бросков за один ход может оказаться немало, в среднем один сыщик метает кубы 3-4 раза. Представляете, сколько вам придётся ждать, если умножить это число на 7?

Положение усугубляется ещё и тем, что хотя по факту перед нами кооперативная игра, на самом деле игроки хотя и выступают заодно, но практически никак не взаимодействуют между собой. Лишь изредка можно помочь товарищу, подлечив его, да, будучи на одной и той же локации, можно передать ему один кубик с готовым выпавшим результатом. На мой взгляд – маловато. Хотелось бы уметь совершать какие-нибудь действия и во время ходов других игроков. В тексте FAQ разработчики намекают, что такая возможность может появиться в дополнениях.

В плане сложности освоения правил Elder Sign относится к средним играм с уклоном в лёгкие. С одной стороны правил тут немало и буклет с ними довольно-таки объёмный. С другой – если кто-нибудь изучит правила, объяснить их другим игрокам будет довольно просто. Делов-то, взял горсть кубиков, да бросил их. Затем смотришь, выпалили ли нужные символы или нет. А затем кидаешь кубики снова. И так – до победного конца или до поражения.

Стоит отметить, что игра доступна только на английском языке, но, в принципе, это не проблема. Языковой барьер имеется, но он – минимален. Во-первых, в сети есть перевод и правил и FAQ (который, кстати, обязателен к прочтению, поскольку уточняет многие важные моменты). Во-вторых, в игре хоть и есть текст, но его совсем немного. Большинство карт предметов обходятся безо всяких букв и содержат изображение жёлтого или красного кубиков. Тут и без слов всё понятно: бери дополнительный кубик. Большая часть заклинаний также содержит изображение «слота» под кубик, где можно запомнить удачный результат. И лишь в малой части этих карт, да ещё в картах мифов обнаруживается 1-2 предложения на английском. Но они очень просты и написаны доступным языком (например, «полностью вылечитесь» или «после броска кубиков вы можете изменить «свитки» на «черепа» или «появляется монстр»), так что, учитывая, что игра командная – достаточно чтобы за столом хотя бы один человек немного понимал английский. 

Удивительно, но и при малом количестве текста разработчикам удалось сделать игру весьма атмосферной. Все локации тут запоминаются, каждая по-своему опасна и интересна. Где-то можно разжиться неплохими предметами, где-то – запастись заклинаниями, где-то – найти союзника. Наконец, запасшись и экипировавшись под завязку, можно отправиться на сложное задание, наградой за выполнение которого выступает печать древних (а иногда и две сразу). И это мы ещё не читали на картах «flavor text», с ним, атмосфера, чувствуется наверняка лучше.

Львиная доля прелести Elder Sign кроется в бросках кубиков. Их здесь очень много, и каждый бросок – это азарт, это накал страстей! Когда ты бросаешь раз за разом уменьшающуюся горсть кубиков и в последний момент выкидываешь так необходимое «щупальце», непроизвольно вырывается крик «Йес!». 

Стоит отметить, что много кубиков в данном случае не означают тотального рандома. Игра умело предоставляет возможность подкорректировать вероятности. Вы можете использовать предметы и начать выполнение задания с 1-2 дополнительными кубиками. Вы можете использовать заклинания и сохранять на будущее необходимые результаты. Вы можете пользоваться навыками или союзниками и превращать одни результаты броска в другие. Вы можете тратить улики и перебрасывать кубики. Наконец, если вы находитесь на одной локации с товарищем и понимаете, что сами не способны её «пройти», один успешный бросок кубика можно отдать напарнику, повысив тем самым его шансы на успех.

В активе у игры и высокая реиграбельность. Тут есть порядка 10 разных Древних, десятка два различных сыщиков. Ну и, конечно же, музей, который в каждой партии будет разным – локации-то вскрываются из колоды. Ну и кубики, на которые хотя и можно влиять, но полностью обуздать их не получится. У этой монеты, правда, есть и другая сторона – в игре нет никакого долгосрочного планирования. Максимум, можно пытаться прикидывать свои действия на ход, ну, может на два вперёд. Дальше в будущее заглядывать бессмысленно, потому что кто-нибудь наверняка успеет пройти за это время пару карт и в игру войдут совершенно новые локации. Кроме того, не стоит забывать и о периодически активирующихся картах мифов, подкидывающих игрокам всё новые и новые сюрпризы.

Также к плюсам Elder Sign относится относительно короткое время партии. Разработчики заявляют 1 час, и игра действительно укладывается в эти рамки. Сравните это с 3-мя часами Ужаса Аркхэма, которые на практике могут превратиться в 5-6 часов.

Спросите, как тут со значимыми решениями? Сложно сказать. Мне кажется, по большей части они очевидны. Побили – иди лечись. Выздоровел, запасся снаряжением – попробуй выполнить одно из сложных заданий. Немного побит и поизносился – пройди парочку локаций попроще, где в награду выдают вещи или заклинания. Однако простор для выбора у игрока остаётся, а большего, в этой игре, пожалуй, и не надо.

На BoardGameGeek пишут, что Elder Sign – очень лёгкая игра. Якобы в ней невозможно проиграть, игроки всегда выходят победителями и вопрос только в том, как долго продлится победная партия. Мне кажется, всё из-за того, что правила очень лояльны к гибели сыщиков – если кто-то из игроков погиб, он теряет все свои предметы и обмундирование, берёт нового сыщика и снова вступает в игру. С одной стороны это хорошо (никто не вылетает, все играют вместе до конца партии). Но с другой – к смерти начинаешь относиться слишком легко. Если кому-то игра также покажется слишком простой, предлагаю либо отказаться от практики «воскрешений» — умер так умер – либо при вводе в игру нового сыщика придумать какой-нибудь штраф. Например, внеочередное появление трёх монстров. Или, например, для воскрешения погибшего все остальные игроки должны сбросить по 1-2 предмета. В общем, придумать что-нибудь, чтобы гибель персонажа была не заурядным явлением, а действительно заметным событием, оказывающим влияние на положение всех игроков.

Учитывая, что перед нами игра от Fantasy Flight Games, об этом можно было и не упоминать, но всё же скажу – компоненты в Elder Sign на высоте. Все карты отпечатаны на качественной толстой бумаге с красивой «льняной» текстурой. Жетоны выполнены из плотного картона и удобны в обращении. Кубики – красивые, с рельефными изображениями на гранях, которые отчётливо видны и ни в коем случае невозможно перепутать. Наконец, в игре есть прекрасные часы с движущейся стрелкой. Разве что жетоны героев хотелось бы видеть чуть большими и, может быть, даже – на подставках. А то они мелковаты и иногда теряются на фоне локаций.

Как и Ужас Аркхэма, Elder Sign предлагает игрокам возможность окунуться в миры Говарда Лавкрафта, столкнуться с ужасными тварями и вступить в схватку с древним злом. Разница только в уровне погружения, сложности и затратах времени. Это как поездка на море. Кто-то предпочитает дайвинг, учится плавать с кислородным баллоном и опускается на самое дно, а кому-то достаточно поваляться на песочке, периодически окунаясь в тёплую воду. Я выбираю пляж.

С момента выхода игры прошёл всего год, а уже появились намёки на дополнения, тем более, что игра для них совершенно открыта. Хочешь – придумывай новые локации, хочешь – новых монстров и древних, наконец, можно добавить в игру новых сыщиков, новые предметы, заклинания и карты мифов. Уже прошлой осенью в рамках «Arkham Nights» были представлены две промо-карты для Elder Sign — один новый Древний и одна новая локация. В 2012 году на фестивале Gen Con издательство Fantasy Flight Games намекнуло на возможное полноформатное дополнение к игре. Впрочем, зная методы ведения бизнеса FFG выпуск дополнения – это всего лишь вопрос времени.

Резюме: Elder Sign – удачная реализация Arkham Horror по сокращённой программе. Рекомендована в первую очередь тем, кто остался недоволен Ужасом Аркхэма, но также подойдёт всем, как начинающим, так и опытным игрокам. Особенно, если кто-то из них интересуется творчеством Лавкрафта. 

Кстати, учитывая, что у нас в стране хорошо «Аркхэм» расходится хорошо, на мой взгляд, это неплохой кандидат на локализацию.

PS: благодарю за предоставление игры интернет-магазин Cardplace.ru, а также лично Дмитрия Тэлэри.

12 комментариев

  1. Leks

    Спасибо за обзор!

  2. Мишаня Питерский

    «Резюме: Elder Sign – удачная реализация Arkham Horror по сокращённой программе.»
    Надо, однако, понимать, что ничего из того, что делает Ужас Аркхема тем, что он есть, в Elder Sign нет и в помине. Никакой атмосферы, никакого живого мира, никакого ужаса и напряжения. Антураж мифов о Древних по большому счету достался игре случайно. Будь в моде пиратская тематика, игра была бы про огробление корованов. Будь в моде космос — про колонизацию иных миров. Эта игра не расскажет историю, это игра на бросание кубиков. Но очень хорошая!

  3. Andrey

    И не забываем про прекрасную реализацию для IOS и Android !! Для соло варианта самое оно.

  4. Vladimir

    @Мишаня Питерский
    Согласен, а то может возникнуть ложное представление, что ЕС такая же игра-история. Ещё надо учесть, что ES сделана не потому, что УА какая-то мегасложная или специфическая настолка (у нас в неё все с удовольствием играют, и девушки тоже), а на волне популярности игр на кубиках.

  5. pegasoff

    Игра на дайсах, то есть все решения принимает теория вероятностей. Не люблю такое. Играл в Elder Sign, но мне не понравилось.

  6. Njuse4ka

    А ей всего год?! О_о

  7. nastolkus

    «Вдогонку». Почувствовать что за игра можно посмотрев 11 таблетоп
    http://youtu.be/Jh4nSpV2n4k

  8. Android

    >> есть все решения принимает теория вероятностей.

    Глупость. В игре как раз много инструментов, чтобы свести вероятность к минимуму и добиться уверенной победы.

  9. Slim Slam Snaga

    У меня есть Катан на дайсах, Руммикуб на дайсах и ЭС, последняя игра явный фаворит. Это отличная игра для компании, что нежелает копаться в тонкостях в правилах и при этом настроена на хорошее времяпрепровождение. Есть азарт, разные персонажи. Я где-то полгода искал идеальную команду под различных монстров и методы прохождения. Игра позволяет создавать сценарии, новые элементы и пр и пр. Так что зависит от вашей фантазии — то ли вы с пресной физиоморией будете кидать дайсы, то ли действительно окунетесь в ужас….

  10. _ГрАнд_

    Не согласен, что здесь чистая теория вероятности. Я бы назвал ЭС игрой на «приручение» кубиков. Собираешь предметы, заклятия, «следы», тем самым снижая зависимость от кубиков, и — вперёд к победе! Реально подпортить планы может только какая-нибудь не ко времени открывшаяся карта Мифа. Так что здесь зависимость скорее не от кубов, а от карт — какой миф выйдет, какой предмет вскроется.

  11. pilot63

    Мне тоже эта игра понравилась. После нескольких публикаций здесь и просмотра ТайблТопа, понял, что соскучился по дайсометам, точнее по играм на приручение кубиков (_ГрАнд_, очень удачное определение). Какие еще можете посоветовать хорошие игры в таком стиле?

  12. Рябухин

    Юр, на маркерах игроков FFG сэкономили))) Посмотри на коробке изображены маркеры какими они должны быть-большие-см5х5—вообщем картона пожалели,экономисты фабрики.)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑