Добро пожаловать в мир настольных игр

Elysium: рай не на Земле (а в коробке)

В прошлом, 2015-м году компания Space Cowboys, разработавшая ставшую хитом игру Splendor, выпустила настолку Elysium ("Элизий"), попавшую в списки номинантов премий International Gamers Award и Spiel des Jahres. Подробнее о том, какая это хорошая игрушка рассказывает Артём Платонов.

12 подвигов игрока

Как и в игре-предшественнике от тех же разработчиков, «Сплендоре», сюжет «Элизиума» с трудом налез на механику. Так, вы оказываетесь неким греческим полубогом, возжелавшим переехать на Олимп, для чего принялись со страшной силой совершать подвиги и увековечивать себя в легендах. В общем, теперь, когда вы про это знаете, можете смело забыть.

Цель игры – заработать как можно больше победных очков, кои в основном даются за сбор карт рассказанных Легенд. Те делятся на два типа: легенды о конкретном боге (Семейные предания) и общие легенды. В переводе на гиковский язык это означает коллекционирование карт по масти или значению.

Перед началом эпической схватки каждый игрок получает стартовый запас золота, победные очки (ходящий первым получает 1 ПО, вторым – 2 ПО и так далее; мелочь, а приятно) и комплект из 4 разноцветных колонн в греческом стиле. Зачем они нужны, я расскажу в следующем абзаце.

Игра длится 5 раундов, каждый из которых состоит из 4 ходов. В свой ход игрок может выбрать и взять себе либо одну из выложенных карт, либо тайл квеста. Для того чтобы совершить это действие, нужно пройти проверку: имеется ли в вашем запасе колонна указанного на карточке или тайле цвета. Если имеется – проверка пройдена, и вы можете переместить карту в свой Домен, после чего одна из ваших колонн скидывается и до конца хода пользоваться ей уже нельзя. Таким образом, каждый ход у игрока остается все меньше выбора, какую карту выбрать, что благоприятно влияет на даунтайм. С другой стороны, при игре, скажем, вчетвером начальный выбор из 13 карт заставляет мозг вскипеть: нужно просчитать не только пользу своих действий для себя, но и вред от них же другим игрокам.

Если вы ошиблись в расчетах и проверку не проходите ни для одной из выложенных карт или квестов, то вы берете карту горожанина (они изображены на рубашке обычных карт). Этот персонаж может как помочь, выступив в качестве джокера при составлении сетов-легенд, так и помешать, принеся штраф в –2ПО в конце игры за каждого горожанина в Домене.

Каждый раунд игрок должен взять 3 карты и 1 квест. Если проверка для квеста не пройдена, то его плашка берется обратной стороной: вы все равно получите бонусы, но они будут минимальными. Так что лучше не филонить при совершении подвигов!

Городские легенды

После того, как все набрали одинаковое количество карт и выполнили одинаковое количество квестов (по одному), наступает фаза рассказа легенд. Это означает, что вы можете переносить карты из своего Домена в Элизий – помните, что ПО в конце игры принесут только карты, находящиеся в Элизии. Количество переносимых за ход карт определяется количеством имеющихся у вас на данный момент значков лир: они изображены на некоторых картах, а также на тайлах квестов. За перенос вы платите золотом (которое, опять же, приносится свойствами карт или выполненными квестами) согласно уровню переносимой карты (всего уровней три).

Находящиеся в Элизии легенды делятся на завершенные и незавершенные, а также на Легенды и Семейные предания. Семейные предания – это легенда об одном боге и представляет собой сет из трех карт разных уровней этого бога, соответственно, 1, 2 и 3. Семейные предания – сет из карт разных богов с одинаковыми уровнями. Перемещать карты из сета в сет после размещения их в Элизии нельзя, а упомянутый выше горожанин может быть использован в качестве джокера, то есть виртуальной карты с любым значением принадлежности к богу и уровнем – но присоединить его к сету можно только в том случае, если в нем уже присутствует минимум 2 карты.

Несмотря на то, что победные очки в основном начисляются в конце игры, существуют два вида «переходящих призов» – за собранные Легенды и законченные Семейные предания. Так, первый собравший Семейное предание определенного бога получит жетон +5ПО, второй же (впрочем, это может быть тот же самый игрок) за ту же Легенду получит жетон +3ПО. Жетоны с бонусными очками положены и тому, у кого на данный момент наибольшая (по количеству карт в ней) легенда с соответствующими уровнями.

Таким незамысловатым образом отыгрываются все 5 эпох (раундов), после чего все карты из Домена вместе с одиночными картами из Элизия отправляются в сброс, и игроки считают победные очки.

7 чудес Элизия

На мой взгляд, игра здорово напоминает «7 чудес» и как минимум не уступает ей по интересности игрового процесса. Этому способствуют красивейшие иллюстрации (справедливости ради – не у всех богов) и тот факт, что в партии участвуют только 5 из 8 наборов богов, что повышает реиграбельность. Свойства каждого бога могут сделать одну игру непохожей на другую – так, сегодня ты с помощью Аполлона активно таскаешь карты из «будущего» (предсказанного Оракулом), а завтра с криком THIS IS SPARTAAA!!! соревнуешься в количестве набранных военных очков престижа от Ареса.

Даунтайм, на который приходилось встречать в Интернете жалобы, зависит скорее не от особенностей правил, а от особенностей игроков: наметить две-три карты, которые бы ты хотел взять в этот ход, спокойно можно во время хода чужого, а вот любители позалипать в телефон или потупить действительно тормозят игру. В плюсы настолки также можно отнести простоту правил, их отличную структурированность и интуитивно понятную инфографику (игра языконезависима).

Недостатков у «Элизия», на мой взгляд, намного меньше, чем достоинств. Так, иллюстрации карт некоторых богов (например, Гефеста или Зевса) по стилю и исполнению выбиваются из общего ряда. Обилие картона требует много места на столе – чуть меньше, чем для стратегий уровня «Игры престолов», например. Распаковка-запаковка несколько трудоемка, поскольку общую колоду и коллекции игроков нужно распределить обратно по стопкам богов. Наконец (но это еще нуждается в проверке), некоторые карты позволяют получить значительное преимущество – например, вы получаете ПО за кратное количество карт в сбросе, а при игре вчетвером их там будет немало. Да, у каждого бога есть такие «читерские» карты, но их не все могут получить – часть так и останется в колоде, а часть будет куплена до вас тем, кому повезло ходить первыми.

В общем и целом, «Элизий» не зря называют вторым «Сплендором»: это отличное развитие идеи открытого драфта. Поэтому я рекомендую игру всем и вся, от трепетных нубов до бородатых гиков.

3 комментария

  1. tosh!

    Спасибо за обзор. Но уговаривать меня не нужно, я и так давно уже хочу поиграть в эту игру :-))
    Вообще механика открытого драфта мне нравится больше закрытого. Вот бы придумать, например, как драфт из дуэльных 7 чудес прикрутить к большим 7 чудесам.

  2. Николай

    Ошибка в описании правил:
    «штраф в –2ПО в конце игры за каждого горожанина в Домене.» — штраф за горожан в Элизии же, в легендах написанных

  3. futb_all

    @Николай, тьфу ты, и вправду подзапутался в терминах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑