Добро пожаловать в мир настольных игр

Europe in Turmoil. Обзор игры

Оказывается по мотивам Twilight Struggle (она же «Сумеречная борьба») сделали не только настолки 1989: Dawn of Freedom и недавно выпущенную Imperial Struggle. На том же движке есть не очень известная игрушка Europe in Turmoil, повествующая о противостоянии в Европе на протяжении десятилетий перед Первой мировой войной. Подробности — в переводе обзора с Board Game Geek.

Игра Europe in Turmoil вышла некоторое время назад, но на неё ещё нет ни одного обзора. Я решил исправить это упущение и постараюсь коротко о ней рассказать. У меня за плечами две партии, так что я пока ещё полностью в ней не освоился, но первые впечатления уже могу выдать.

Об игре в целом

Europe in Turmoil во много основана на «Сумеречной борьбе», известной игре от издательства GMT Games. Само по себе это неплохо. Известно, что «Сумеречная борьба» до сих пор высоко ценится, даже несмотря на то, что вышла аж в 2005 году. Издатель продолжает печатать новые тиражи, это до сих пор один из бестселлеров. Так что это вполне хороший базис для создания новой игры.

Разработал Europe in Turmoil некто Крис Ван Бюрен. В геймдизайне он новичок, это его первая игра. В своей разработке он воспроизвёл карточный движок «Сумеречной борьбы», но также добавил к нему очень подходящую тему, хорошо ложащуюся на карты и события. Как и для «Сумеречной борьбы», для Europe in Turmoil очень важно, что в игре воспроизводятся реальные исторические события, но их последовательность может позволить написать вам совершенно альтернативную историю.

Интересен подход разработчика к борьбе, разворачивающейся в ходе игры. От игры для двух игроков про предысторию Первой мировой войны можно ожидать, что один из участников будет возглавлять Центральные державы, а второй – Антанту, и каждый развивает свою сторону, вступая в альянсы с другими странами. Вместо этого Ван Бюрен представил двух игроков как противоборствующие силы авторитаризма и либерализма.

«Авторитарный игрок» представляет консервативное крыло всей Европы, начиная строгим монархом Вильгельмом II и заканчивая религиозным и культурным консерватизмом в крестьянской среде во многих странах от Франции до России. «Либеральный игрок» играет за идеи либерализма, такие как парламентская демократия, новые направления в искусстве и растущее влияние промышленных рабочих в центральной и западной Европе.

Суть игры не в том, чтобы создать союз из нескольких стран, способный выиграть грядущую войну, а в том, чтобы выйти победителем из культурных войн, формирующих будущий облик Европы. Да, игра может закончиться началом Первой мировой. Исход войны оказывает влияние на позиции обоих игроков. Победа Антанты поможет делу либералов, а победа Центральных держав – делу авторитаризма. Войну стоит рассматривать как событие (пусть и глобальное), меняющее игровую ситуацию, точно так же, как его меняют все другие события. Но сама по себе война не определяет исход игры.

Впервые услышав об Europe in Turmoil, я не был уверен, что она мне понравится. Выбранный исторический период для меня привлекателен, но как насчёт самой игры? В «Сумеречной борьбе» всё понятно. Несложно представить себе соперничество СССР и США за звание сверхдержавы номер один, выливающееся в идеологическом противостоянии, отдельных горячих точках и локальных конфликтах. При этом за всеми событиями всегда стоят те самые две сверхдержавы, и игрок чётко ассоциирует себя с Америкой или Советским Союзом.

В Europe in Turmoil ответить на вопрос «за кого я играю?» значительно сложнее. Игроки представляют целый спектр сил с некоей общей идеологией, но без какого-то единого центра. Именно так в истории и происходило, и такая борьба была вполне реальна. Подумайте о настоящем времени: «Брексит» в Великобритании, выборы Трампа в США, усиление правых партий в Европе – за этими событиями не стоит какая-то одна конкретная страна или группа лиц, но всё это – проявления противостояния культур, в котором события в США, в Европе и Великобритании оказывают влияние друг на друга.

Начав играть, я сразу всё понял. Выступая за либеральную сторону, я живо почувствовал себя представителем шахтеров, требующих социальной защиты, венской интеллигенции, пропагандирующей искусство Климта и психологию Фрейда и российских демократов, пытающихся модернизировать своё правительство. А выступали против меня войска канцлера Бисмарка, закостеневшая династия Габсбургов и Русская православная церковь. Это всё разные силы, но они прекрасно работают друг против друга.

Как мне кажется, Europe in Turmoil удалось ухватить дух довоенной Европы. Это был сложный мир, частично запертый в прошлом, но также знаменующий собой грядущие перемены, существенно повлияющие на наступающий XX век. Дух, который во многом навсегда утрачен в Первую мировую войну. Несколько лет назад Барбара Тучман показала этот мир в своей книге «Proud Tower». Europe in Turmoil возвращает вас в ту эпоху и погружает в насущные проблемы того времени.

Игровой процесс

Ход игры в Europe in Turmoil весьма хорош. Даже при том, что она работает на проверенном движке, стоит отметить, что в ней есть 110 карт с событиями, и, если бы они не были хорошо проработаны и оттестированы, могли бы вылезти какие-то проблемы. За две партии ни намёка на что-то подобное мы не обнаружили, не было ни одного эпизода, когда текст карт вызывал бы у нас двусмысленное толкование или какие-то противоречия.

Опыт знакомства с играми свидетельствует, что у разработчиков-новичков зачастую встречаются отличные идеи, но страдает их проработка. В случае с Europe in Turmoil ничего подобного сказать нельзя. Игра отлично работает. К ней есть обновления правил, но касаются они лишь небольших уточнений и пояснений, без каких-то исправлений. Игра вышла 2 года назад, и никаких «эррат» к ней не выходило, что говорит само за себя.

Игровая система

Постараюсь быть кратким. Если вы не знакомы с «Сумеречной борьбой» или игрой 1989: Dawn of Freedom, есть множество обзоров, детально описывающих эти игры. Рекомендую ознакомиться с ними и разобраться в подробностях, как работает эта игровая система.

Если коротко, для тех, кто не слышал про «Сумеречную борьбу», игра выглядит следующим образом. Каждому игроку раздаётся набор карт. Затем игроки по очереди разыгрывают по одной карте. На картах указаны очки действий и события, оказывающие влияние на положение на игровом поле. Разыгрывая карту, вы выбираете, применить эффект события или использовать очки действий. Очки нужны, чтобы размещать влияние на разных областях на поле. Это не обязательно страны (как в Twilight Struggle), а могут быть даже географические локации (например, Париж), монархи (например, Кайзер Вильгельм) или общественные группы (например, французская армия).

Эффекты событий бывают самые разные, большинство из них работает в пользу конкретного игрока. Если вы разыгрываете карту с чужим событием, оно разыгрывается, а вы используете очки действий. Ещё в игре есть карты, которые обязательно положено разыгрывать, они запускают подсчёт очков за определённую страну. После этого подсчитывается, кто контролирует больше областей в этой стране, и начисляются очки. В конце партии по всем областям очки подсчитываются ещё раз. Партия может закончится либо досрочно, если один из игроков набирает 20 очков, либо в конце 10 хода (побеждает тот, у кого очков будет больше), либо если начнётся Первая мировая война.

Заключение

Я надеюсь, Europe in Turmoil ждёт успех, потому что игра явно этого заслуживает. Её выпустило издательство Compass Games, которое хотя и активно, но не так уж известно. Мне кажется, если бы издателем была компания GMT Games, игре было бы уделено куда больше внимания, и про неё знали бы больше людей.

Если вам нравится «Сумеречная борьба» и 1989, крайне рекомендую попробовать Europe in Turmoil. Мне кажется, это такая же хорошая игрушка, как и «Сумеречная борьба». Не могу комментировать баланс, т.к. сыграл в неё лишь дважды, но никаких опасений по этому поводу у меня нет. Если же вы не играли ни в одну из перечисленных игр, но интересуетесь исторической эпохой, и вам нравятся игры средней сложности с напряжённым процессом, также рекомендую Europe in Turmoil. Спешите, пока она есть в продаже, а то Compass Games редко печатают дополнительные тиражи.

1 комментарий

  1. Денис II

    Надо отметить, что помянутая Imperial Struggle уж очень сильно «по мотивам» Twilight Struggle. То есть, сильно отличается от неё. Например, в ней нет карт действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑