Эволюционировали, эволюционировали, да не выэволюционировали. Первые впечатления от «Прогресса»

151004_progress_10

Глядя на Прогресс, невозможно отделать от ассоциаций. На первый взгляд отовсюду торчат уши 7 Чудес: есть три колоды эпох; нужно строить карты из руки, оплачивая их либо ресурсами, либо «по цепочке», (т.е. бесплатно, если у тебя уже есть подходящие карты); ну и общая тема – развитие цивилизации. Но при ближайшем рассмотрении всё оказывается совсем не так. Давайте посмотрим, что же из себя представляет Прогресс, локализованная Миром Хобби версия игры Progress: Evolution of Technology.

Полторы сотни карт, полсотни картонных жетонов, около сотни разноцветных цветных кубиков – вот комплектация игры. Но это не всё, что находится в коробке. Там же лежат ещё около сотни карт – это три дополнения: четвёртая эпоха, достижения и выдающиеся личности. Что это такое я пока не знаю, потому как за плечами всего одна партия, сыгранная без этих дополнительностей. Качество компонентов умеренно хорошее, картонные жетоны плотные, нормальные, а вот карты по ощущениям кажутся какими-то тонкими. Хотя игре это совершенно не мешает.

Партия в Прогресс начинается с подготовительных мероприятий. Сначала собираются колоды всех трёх эпох, в каждую замешивается определённое количество карт в зависимости от числа игроков (ну, как в 7 Wonders). Каждый игрок ещё получает планшет, где отмечаются 7 показателей: сколько карт можно держать в руке, сколько действий можно совершать в ход, сколько карт можно добрать за один раз из колоды и так далее. Ещё на середину стола выкладывается общий счётчик с тремя треками, на которых будут соревноваться участники игры. Всё, можно начинать.

151004_progress_03

Цель игры – набрать как можно больше очков, которые начисляются за разыгранные карты и за положение игрока на общем счётчике победных очков. Заканчивается партия когда будет сыгранно определённое количество высокоуровневых технологий. В реальном времени это от 60 до 90 минут.

Ходы в Прогрессе совершаются по старинке. Сначала полностью свой ход отыгрывает один игрок, затем второй, потом третий и так далее. За ход игрок совершает несколько действий. В начале партии их 2, затем можно увеличить их число до 5. Действия в упрощённом виде – это розыгрыш карт и их набор. Карты можно разыгрывать тремя способами: выложить на стол, оплатив указанную цену в ресурсах (как в 7 Wonders), либо бесплатно, если на столе уже есть нужные карты (как в 7 Wonders); можно скинуть и получить 3 монеты оплатить недостающие ресурсы при строительстве карт; и ещё можно выложить на стол, чтобы карта «строилась» бесплатно. В этом случае она будет лежать на столе несколько ходов, но потом «построится» и платить ресурсы за неё не нужно будет, так называемая разработка.

151004_progress_08

В чём соль игры? В дереве технологий. Можно долго и упорно копить ресурсы и постепенно что-то строить, можно оплачивать строительство карт сбросом других карточек (привет Race for the Galaxy), а можно создавать карты «по цепочке», не платя за них положенную цену. Для этого только нужно чтобы в руке были подходящие технологии, ну и строить их в нужном порядке.

151004_progress_01

Каждая построенная карта приносит от 1 до 3 бонусов: какие-то ресурсы, прокачку параметров на планшете игрока, продвижение по общему треку или победные очки в их рафинированном виде. Ну и ещё любая карта открывает возможность бесплатного строительства какой-то другой карты. Тут, правда, есть нюанс. Чтобы вот прям бесплатно что-то построить обычно нужно иметь две другие построенные карты (а не одну, как в уже многократно упомянутой 7 Wonders).

Казалось бы, отличная идея: дерево технологий, развитие в разных ветках, да ещё и взаимосвязь одних карт с другими. Я так и думал до первой партии, по итогам которой игра не очень понравилась. Главная причина – даунтайм. Я уже как-то отвык, что ли, от настолок, где нужно полностью делать много ходов. Что Eclipse, что Поселенцы, что любая другая игра из наших последних серьёзных игрушек, везде внедрён принцип микро-действий: сделал что-то одно и передал ход дальше. Тут же ход – это набор из нескольких действий. И ладно бы это были просто действия. Тут ещё и розыгрыш карт нужно оплачивать ресурсами, которые всё время надо считать.

151004_progress_09

Это не то, чтобы невыносимо, но неприятно: каждый раз надо или переворачивать или сдвигать в сторону жетоны, которые ты задействовал для оплаты какой-то конкретной карты. В конце хода использованные ресурсы обновляются, поэтому жетоны всегда лежат перед тобой. Они не отмечаются на счётчике (как в Eclipse), не сбрасываются в банк при оплате (как в Поселенцах), и не лежат перед тобой всегда (как в 7 Чудесах). В начале хода их есть какое-то количество и, если ты что-то потратил, надобно это отметить. И это неудобно. После второй партии, казалось бы, претензия по даунтайму должна уйти. Правила уже понятнее, как и что играть все более-менее в курсе, и, ходы действительно делались быстрее. Но паузы между ходами всё равно ощущались. И это плохо.

А ещё чтобы раскладывать местные карты нужно неожиданно много места. Например, мы на небольшом столе, где свободно умещались Поселенцы, разложить комфортно Прогресс не смогли. А тут, ведь, ещё рекомендуют держать перед каждым игроком и огромный (по формату больше А4) лист с деревом технологий. Так что, если соберётесь раскладывать прогресс, имейте в виду, даже на двоих нужен достаточно просторный стол.

151004_progress_04

Наконец, самая большая моя претензия, хотя, не уверен, что самая обоснованная – технологии выглядят как-то одинаково. Да, их три ветки: наука, культура, механика. Но я как-то совершенно не прочувствовал отличия одной ветки от другой. Как не прочувствовал кардинального отличия колоды II эпохи от колоды I эпохи, или колоды III от II. Карты становятся дороже, по-прежнему требуют по паре технологий для бесплатной постройки и всё так же дают возможность подвинуть по общему счётчику или улучшить личные параметры. Никаких принципиально новых свойств. Я даже задаюсь вопросом, а зачем там ещё 4-я эпоха, если и существующие три выглядят скучновато-одинаковыми.

Вот, в той же 7 Wonders есть развитие. Мы медленно качаем ресурсы в первой и второй эпохах и начинаем заработать победные очки во второй и третьей. И ещё всё время соревнуемся в войне и, может быть, пытаемся собирать науку. Ощущается какая-то конкуренция между игроками, постоянное соперничество. А тут положение на счётчике имеет значение только в конце игры, разницы между эпохами как-то незаметно, и по ходу игры каждый копается в собственном огороде, совершенно не обращая внимание, что там происходит у соперников. Подобная пасьянсообразность – не самая моя любимая черта в настольных играх.

151004_progress_06

А ещё в игре есть целых три разных действия, связанных с набором карт из колоды. Карты можно набрать просто (много карт), можно сначала набрать, а потом сбросить их из руки (так набирается меньше карт), и ещё можно сначала замешать в колоду отбой и потом набрать карты (так добирается совсем чуть-чуть). Поначалу, честно говоря, я даже запутался в таком богатстве выбора «наборных» действий, совершенно не имея понятия зачем они нужны 🙂 Позже пришло понимание: если ты просто добираешь карты из колоды, по правилам на этом твой ход заканчивается и неиспользованные действия сгорают. Два других варианта добора карт не заканчивают ход, но приносят в руку заметно меньше карточек и позволяют либо обновить свои карты (добор/сброс), либо поднять карты из отбоя (перетасовка).

Поскольку игра не понравилась, в голову лезут дополнительные претензии: значки на картах могли бы быть более яркими и более отличимыми друг от друга, по началу в них надо прям вглядываться, чтобы понять что там изображено. В самой первой партии у нас кончились жетоны джокерных знаний, хотя играли всего лишь вдвоём (не знаю, может что-то в правилах напутали?).

В общем, моё первое впечатление – как-то не очень. Прогресс похожа на 7 Wonders многими моментами, но очень сильно отличается по игровому процессу. И, по моему скромному мнению, не в лучшую сторону. Игра пасьянсная, кажется однообразной, не захватывает и не увлекает. Мы, конечно же, дадим ей ещё один шанс, но, знаете, я тут залез на крупнейший мировой портал о настольных играх Board Game Geek и увидел, что там у Прогресса средняя оценка не дотягивает до 7 баллов из 10. Мне кажется, это неспроста. Уж лучше лишний раз разложить 7 Wonders.

Progress: Evolution of Technology, Обзоры



Похожие записи
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • «Twilight Struggle» — очередные исправления
  • Twilight Struggle: работа над ошибками
  • «Конфликт» — неофициальное дополнение для «Диктатора»
  • See-Know-Buzz — распечатай и играй
    1. Njuse4ka
      06 Окт 2015 из 13:01 | #1

      Я люблю Прогресс, но все замечания справедливы.

      Даже если ты дашь ей ещё один шанс, уверяю, лучше она не станет 🙂


    2. Odin
      25 Окт 2017 из 6:49 | #2

      подскажите есть ли пнп для этой игры хочу попробывать прежде чем покупать


    1. Трекбеков пока нет.