Добро пожаловать в мир настольных игр

Эволюция «Эволюции»: от «Происхождения видов» до «Случайных мутаций».

Представляю историю Эволюции, написанную Дмитрием Шугаевым и отражающую вкусы автора, его отношение к дополнениям и новым наборам, и впечатления, сменяющиеся с восторга на недоумение или недопонимание. В материале описываются все наборы и все дополнения к Эволюции и высказывается догадка насчёт целевой аудитории Случайных мутаций.

Краткий экскурс в историю «Эволюции»

В 2010 году вышла отечественная настольная игра «Эволюция: Происхождение видов». У неё было весьма спорное оформление, но очень привлекательная механика: из двух десятков свойств игрокам предлагалось сконструировать собственную популяцию животных и проверить её на жизнеспособность. Несомненно, многим импонировала и научная основа игры, разработанной кандидатом биологических наук Дмитрием Кнорре. 

«Эволюция» была в целом тепло принята русским настольным сообществом, несмотря на отмечаемые существенные недостатки, такие как: синдром последнего хода, и критическая зависимость от результата броска кубиков. Вложенные в коробку правила не описывали множество спорных моментов, поэтому для уверенной игры приходилось перечитывать дюжину страниц FAQ на форуме. Но на всё это можно было закрыть глаза, потому что для отечественной разработки это был настоящий прорыв, и, на мой скромный взгляд, «Эволюция» совершила на российском настольном рынке небольшую революцию.

Через год к игре вышло не менее успешное дополнение: «Время летать». Не все из 10 новых свойств были одинаково удачными, но многие из них сглаживали неровности базовой версии, старались равномерно развивать игру во всех направлениях и сделать её более сбалансированной, вариативной и интересной. Максимальное количество игроков увеличивалось с 4 до 6, примерно в 1,5 раза увеличилась ветка официального FAQ с разъяснениями новых спорных моментов. «Время летать» пользовалось спросом, хоть люди и жаловались на разные оттенки рубашек карт и фишек, и продолжали плеваться на оформление (в Сети стали появляться собственные варианты дизайна).

Я выбрал «Эволюцию» с дополнением «Время летать» в качестве подарка за помощь в организации игротеки на фестивале «Пустые Холмы», после чего мы с друзьями много и с удовольствием в неё играли. Снова это было своё, родное, и это снова был успех, на волне которого даже появилось любительское дополнение «Ледниковый период», вводящее в игровой процесс фактор погоды.

А ещё спустя год свет увидело второе официальное дополнение к «Эволюции»: «Континенты». На этот раз обыгрывалась тема миграций, и игровое поле разделилось на три локации: два континента и океан. Второе расширение можно было добавить ко всем предыдущим наборам, или играть только с базой.

Я купил «Континенты» сразу же и не раздумывая. К моему разочарованию, на первый взгляд неплохая идея на деле себя не оправдала: с нововведением игра сделалась чересчур громоздкой, а половина из 8 новых свойств вносили ещё больший сумбур в игровой процесс. Цвет рубашек по-прежнему гулял, кубики и фишки стали вообще другими, количество любительских редизайнов игры перевалило за дюжину. В попытках настроить игру особо отчаянные игроки даже пытались написать к игре собственные правила. В общем, «Эволюция» окончательно ушла в народ, но «Континенты» успех первых двух выпусков уже не повторили.

«Случайные мутации»

Ну, а дальше случилось то, что случилось. К сожалению, после выхода подарочного издания «Эволюции», «Правильные игры» решили не останавливаться и не закрывать свой флагманский проект, благодаря чему спустя ещё один год стало известно о готовящейся к выходу новой версии «Эволюции». Ей должна была стать новая самостоятельная игра с серьёзно видоизменённой механикой. Стимулом к её созданию вроде как стало недовольство к.б.н. Д.А. Кнорре недостаточно высокой реалистичностью игрового процесса старой версии «Эволюции» по сравнению с процессами появления новых видов в природе. Название игры «Случайные мутации» сначала не сильно меня настораживало, я даже какое-то время наивно полагал, что авторы решили провести «работу над ошибками». Но одного прочтения правил лично мне стало достаточно для полного разочарования. Новая версия, может быть, и стала более точной с научной точки зрения, но при этом лишилась изюминки, сделавшей игру народно любимой. Отныне процесс сооружения собственных видов животных стал случайным – теперь игроки должны были разыгрывать карты вслепую.

Однако, представители «Правильных игр», запустившие предновогоднюю кампанию по сбору средств на Бумстартере, божились, что вопреки всему «игра стала еще менее рандомной чем база, появилось больше простора для стратегического мышления и применения различных тактик». И я, простой российский настольщик, обладатель всех трёх вышедших до этого «Эволюций» (кроме подарочного издания с тремя новыми беспонтовыми свойствами), им поверил.  Я просто вспомнил, как я с гордостью показывал полякам и чехам вышедшую четыре года назад эту российскую настольную игру и учил играть в неё людей на игротеках. Уронив скупую слезу, я простил «Правильным играм всё»: качество компонентов, отсутствие дизайна и все остальные недостатки, после чего, находясь в состоянии аффекта, пошёл и занёс деньги: 1500 русских рублей, включая конскую цену за доставку в Прагу.

Тем обиднее мне было узнать всю правду и осознать, как бессовестно обманули меня товарищи Мачин и Туловский. Чтобы мои обвинения не выглядели голословно, просто сравним, что игра потеряла и что приобрела.

Первое и главное. В угоду научной правдоподобности в игре убили возможность создавать животных с набором свойств по собственному усмотрению. Вместо этого фаза развития превратилась в рандомный аттракцион и стала напоминать игру очко (по принципу «ещё» или «перебор»). Вся стратегия ушла в преобразившуюся фазу питания. Эта часть действительно стала интересней: туда ушли паразиты и убежища, что было бы хорошо, если бы не тот факт, что игрой теперь можно назвать только эту фазу. Создатели и издатели уверяли, что именно фаза питания даст игрокам больше простора для стратегического планирования, чем вся старая «Эволюция» разом. К сожалению, после случайных мутаций фазы развития ничто не способно сбалансировать игру, не говоря уже о какой бы то ни было стратегии.

Дальше: пропали все парные свойства, объединявшие до этого животных в жизнеспособные экосистемы. Пожертвовав ими, игра смогла вместить долгожданную систему популяций. Теперь удачно сгенерированный вид животных мог плодиться и размножаться, доказывая своё превосходство над остальными.

И, наконец, даже по сравнению с «Происхождением видов» новая «Эволюция» стала очень простой: в ней остались 9 свойств из базовой версии и появились 7 новых, 6 из которых – вредные! Зато мне хотя бы понравилось единственное новое полезное свойство – «Облигатный хищник», обязывающий хищника добывать еду только на охоте. Двухсторонние карты тоже исчезли, не оставляя игрокам вообще никакого выбора даже после открытой вслепую карты. Игра стала играть игроками на протяжении большей части игры.

Как, по-вашему, новая «Эволюция» больше приобрела или потеряла? Я, например, до сих пор с нервными судорогами вспоминаю, каких трудов мне стоило удержать друзей за столом, рассказывая правила «Случайных мутаций». Не дававшие мне договорить крики и проклятия сыпались со всех сторон, и я считаю своим полным правом переадресовать их авторам игры. Насилу убедив дать хотя бы шанс новому игровому процессу, мы всё же сыграли одну партию, после которой шести людям хватило одного слова для выражения своего мнения. Интонации были разные: от флегматичного разочарования до суровой ярости, но все сошлись на мнении, что «игра — говно».

Поскольку друзья после этого перестали приходить на игротеки, я упросил сыграть со мной ещё раз мою жену. Моя вторая половинка и так немало страдает от моего увлечения настольными играми, но после партии в «Случайные мутации» мне и самому, без её молчаливого укора, стало стыдно за то, на что я потратил её и своё время. Играть в новую «Эволюцию» мне было совсем не интересно, и я не припоминаю случая, чтобы мне ещё когда-нибудь было так же жалко потраченных на настолку денег.

«Finish him!»

Ну, и перед завершающим лучиком надежды, спустимся на самое днище – поговорим об оформлении. Кто-то, может быть, и готов играть хоть на салфетках, но лично для меня дизайн игры является одной из важнейших составляющих, почти наравне с механикой. Просто одно не может заменить другое, но крутая механика с плохим оформлением, на мой взгляд, не многим лучше обратной комбинации.

«Эволюция» в этом плане была для меня исключением. Из всего оформления мне нравилось только лого ящерки, но я никогда не был в числе тех, кто обругивал остальные иллюстрации на чём свет стоит. Скорее я наоборот защищал право разработки российского учёного на невзрачность. Работая над этим обзором, я всё-таки пришёл к выводу, что критики были правы – оформление у «Эволюции» просто позорное. Единственная картинка, которая мне нравится – это «Засада». Рядом с ней – яркий представитель всех остальных иллюстраций игры – бобёр, который сам себя нарисовал.

Новая «Эволюция» пошла ещё дальше и ударилась в детство. Вместо тысячи слов просто сравните эти восемь карточек из «Происхождения видов» (сверху) и «Случайных мутаций» (снизу):

А теперь посмотрите на оставшиеся восемь свойств:

Если хищники выглядят ещё более-менее, то остальные «новички» – это, простите, полный п…ц. По крайней мере, для игры, на коробке которой стоит значок «+12» и бородатая физиономия кандидата биологических наук.

Слава богу, хотя бы на «Дефектах в развитии» вдохновение покинуло иллюстратора – эта карта обозначена стандартной ящеркой. Стиль художника, да и всю игру можно охарактеризовать одним из свойств: упрощение (наверное, неспроста этот значок красуется на обложке). При этом, удивительным образом правила «Случайных мутаций» занимают больше страниц, чем «Происхождение видов» со всеми дополнениями.

А теперь посмотрите на несколько примеров народного редизайна: от натуралистического до кавайного. Есть даже вариант для фанатов ящерки, где все свойства обозначены с помощью её одной. Кстати, вы заметили, что автор официально изданных иллюстраций не указан ни в одной из «Эволюций»? Если только это человек считает себя иллюстратором, я бы на его месте сменил профессию, место жительства, фамилию и внешность.

И тут я понял…

И всё же эти детские рисунки натолкнули меня на одну мысль: а вдруг «Случайные мутации» – это игра для детей? Кроме маркировки «+12», всё об этом свидетельствует: механика слепого выкладывания, иллюстрации, скудность свойств… На вкус любого любителя настольных игр, Дмитрий Кнорре явно переборщил с правдоподобностью, чем убил весь интересный игровой процесс, но, может быть, у такой игры есть шанс  в качестве пособия на уроках биологии? Мне кажется, совсем не придирчивые к игровому процессу детишки вполне могли бы освоить азы фазы питания, а большего тут и не требуется. Может, кто-то пробовал играть в это с детьми? Поделитесь впечатлениями. Будет приятно узнать, что превратившиеся в картон деревья погибли не зря.

А потом мне ещё пришла вторая мысль: а что, если «Эволюция» — это такой же конструктор, как машина «Жигули», и можно смастерить из всех версий одну хорошую? Взять из «Случайных мутаций» «Облигатного хищника» и фазу кормления, из «Континентов» — «Стадность», склеить всё это парочкой хоумрулов… Или хотя бы сделать карты в «Случайных мутациях» на двухсторонние… Сделать «Мерседес», конечно, не получится, но и оставить «как есть» совесть тоже не позволяет…

Итог

«Эволюция» начала очень бодро. Но, постепенно развиваясь, стала излишне громоздкой, после чего резко сменила курс и ушла в упрощение, чем и заслужила негативные отзывы поклонников оригинальной версии. Возможно, стоило издать «Случайные мутации» в каком-то другом формате и убрать известный бренд из названия, наверное, в этом случае и отношение к игре было бы немножко другое.

Вместо послесловия.

Ну, и напоследок, несколько фотографий:


Сравнение компонентов всех версий.


Разные размеры кубиков в «Случайных мутациях».


Плюшки специального издания: новогодняя открытка, ручка и резиновая ящерка из СоюзПечати. Пингвин на открытке в стиле Мишани Парайчука мимикой резюмирует впечатление от игры.


Бобёр не узнаёт себя.

14 комментариев

  1. proto

    Ну не удивлюсь если к этому «замечательному изданию» приложил свою руку и голову anchar, он же Вадим Лобов)))
    Гениальность разработчиков зашкаливает. Не понимаю как можно делать такую херню, ведь были же тесты, игры, неужто этого было не видно?

  2. Вадим Лобов

    Удивишься, но я тут ни при чем ))) они как-то и без меня справились ))))

  3. Вадим Лобов

    Вас, уважаемый, с форума поперли, тык вы продолжаете здесь дерьмом пузыриться? 🙂 Смотрите не захлебнитесь, а то помрете так ничего путного и не сделав ))) вам-то даже «случайные мутации» — это недосягамая высота ))))

  4. proto

    Хахаха, для тебя г. все недосягаемая выстота, что с форума поперли — ну ты и наивный, одно слово мудак)

  5. Braveden

    @Вадим Лобов

    Что за привычка делать говно и гордится тем что хоть что то делаешь в отличии от других.

  6. proto

    Braveden :
    @Вадим Лобов
    Что за привычка делать говно и гордится тем что хоть что то делаешь в отличии от других.

    Золотые слова, их бы в рамочку и при каждом заходе на сайт ему показывать, пока не дойдет

  7. zzaba

    Уж не знаю, чего все так понараскричались, а у нас Эволюция получила боевое название «Глисты» и статус любимой-компанейской-настолки. 🙂

  8. andrei

    мне понравились Случайные мутации — только доходит кайф игры не сразу, как в классике. Она с первого раза на фоне классики отвергает себя — вот в чем проблема, а не в том что игра г. В классику играл раз сто — Уже надоела.

  9. Вадик

    какие нажористые нынче срачики на этом сайте случаются

  10. Runduk

    Парайчук!! Гы!

  11. Мишаня Питерский

    @Runduk
    Даже я сам не заметил.

  12. Hipster

    А какое говно он сделал и гордится?@Braveden

  13. Hipster

    Braveden :
    @Вадим Лобов
    Что за привычка делать говно и гордится тем что хоть что то делаешь в отличии от других.

    А какое говно он сделал и гордится?

  14. Критик

    Эволюция забавная игрушка, я даже думаю освежить свою версию, купив подарочное издание. Останавливает меня лишь одно. Я не видел настолько самопротиворечущей и непонятной игры. Каждый раунд всплывает вопросы, а в правилах пусто. Как будто игра не проходила бета тест и не шлифовалась.
    -А давай выкладывать рандомные свойства и за день все нарисуем
    -А давай!
    -А правила типа подкладывайте карты и читайте их описание
    -Азаза?
    -Да пох

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑