Среди железнодорожных игр особняком стоит линейка «18XX», к которой относятся наиболее сложные представители жанра. В России такие игры особо неизвестны и сегодня это упущение исправляет тов. Pard, подготовивший развёрнутый обзор.
Серия настольных игр «18XX» включает в себя более 100 наименований. Во всех этих играх игроки имеют дело с рынком акций железнодорожных компаний и строительством железных дорог. Цель игры всегда одна – стать самым богатым. Игроки начинают партию с одинаковым количеством денег, которые вкладывают в акции компаний. Если игрок владеет контрольным пакетом акций какой-то компании, он считается её президентом и единолично решает, что ей делать: куда прокладывать железные дороги, где строить новые станции, какие поезда покупать и по каким маршрутам их пускать. Доход, который приносят рейсы поездов, в виде дивидендов выплачивается всем акционерам компании. Заработанные деньги игроки тратят на покупку новых акций. В игре нет никаких случайностей, и её результат всегда целиком зависит от воли участвующих в партии игроков.
Игры этой серии считаются самыми сложными среди настольных игр. Причём сложность заключается не в правилах – они-то как раз довольно просты и логичны – а в сложности выбора путей победы. Как правило, побеждает игрок, чья компания приносит наибольший доход в последние 2 хода игры, но, чтобы добиться этого, игроку нужно принимать правильные решения с самого начала игры, а это невозможно без достаточного опыта. Это как в шахматах – делать ходы с самого начала партии любому игроку в общем-то довольно легко, но только опытный игрок знает, какие ходы «правильные», а какие ходы наверняка приведут к худшему положению в середине и конце партии. Правда, подобный опыт приходит лишь после большого количества сыгранных партий и тщательного разбора причин поражений или побед в них.
Игры этой серии отличаются друг от друга нюансами правил. Действие игры «1861: Железные дороги Российской империи» происходит в царской России, что позволяет легко ориентироваться на знакомой карте. Игра вышла сравнительно недавно (в 2006-м году, а серия началась в 1974-м), и в ней, на мой взгляд, удалось собрать наилучшие варианты правил. Подробно остановлюсь на главных отличиях этой игры.Национализация
Уже по результатам Крымской войны царскому правительству стало ясно, что в военных действиях железные дороги играют ключевую роль, обеспечивая быструю переброску войск и хорошее их снабжение, поэтому стратегическим направлением государственной политики стало вытеснение частных лиц, начавших бурное строительство железных дорог в стране, из этой области. В игре это реализовано простым, но понятным каждому россиянину способом – государство в лице всемогущей «РЖД» постепенно прибирает всё к своим рукам. Если у железнодорожной компании в конце её хода нет ни одного поезда, государство выкупает её акции у акционеров компании. В большинстве других игр серии эта ситуация решается весьма жёстким и обидным способом: президент компании обязан купить поезд из собственного кармана. Если у него не хватает на это денег, он считается банкротом, а игра – для всех участников! – на этом заканчивается. Обычно такой результат – банкротство – ожидает новичка в любой игре серии. Но не в «1861». Здесь игрок может спокойно вложить полученные за пропавшую компанию деньги в другую компанию и действовать дальше, но уже учитывая свои прежние ошибки. Так что игра «1861» лучше других подходит новичкам для знакомства с серией «18XX».
Как может компания остаться без поездов? Дело в том, что поезда элементарно ржавеют. В большинстве игр серии поезда появляются на рынке постепенно – сначала самые простенькие, способные проехать всего лишь из одного города в соседний, а потом всё более мощные. Количество поездов каждого типа ограниченно, и более новый поезд можно купить лишь после того, как будет куплен последний поезд предыдущей модели. С некоторыми видами поездов связана новая эпоха в развитии железных дорог – с их появлением выходят из эксплуатации поезда какого-то предыдущего типа. Эта особенность составляет главную стратегическую сложность игры – игрок, управляющий своими компаниями, должен заблаговременно озаботиться обновлением их парков поездов, чтобы не попасть в число серьёзно пострадавших.
Займы
Также в игре «1861» есть займы – компания может получить их, если у неё не хватает денег на строительство дорог или покупку поезда (и только в том случае, если поездов у неё вообще нет). Процент по займам вполне себе драконовский – 10% в ход – но в большинстве других игр серии и такого нет. А иногда он здорово помогает.
Дороги
Как и положено в России, небольшая взятка должностному лицу позволяет сделать то, что делать нельзя. Обычно в свой ход компания может выложить на карту только одну плитку с новыми железными дорогами (или улучшить уже существующую плитку). В игре «1861» компания, заплатив небольшую мзду, может положить ещё одну плитку, и часто это помогает, хоть и за счёт дополнительных затрат, быстро проложить длинный маршрут в нужный город.
Акции
Наиболее нервной частью большинства игр серии являются торги, в ходе которых игроки продают и покупают акции разных компаний. Как правило, любая операция с акциями влияет на её рыночную стоимость: если кто-то из игроков продаёт акцию компании, цена всех акций этой компании падает, если покупает – растёт. Спекуляции с акциями составляют львиную долю доходов игроков в играх серии, но в игре «1861» их влияние на игровой процесс весьма ограниченно – акции падают в цене лишь тогда, когда их продаёт сам президент компании. Так что в игре главный способ поднимать стоимость акций – это регулярно выплачивать дивиденды акционерам компании, получая доходы от рейсов её поездов, то есть заниматься не рыночными спекуляциями, а реальным делом, что вполне логично.
Доходы
Доходы компаниям приносят рейсы поездов: президент компании сам решает, по каким маршрутам пустить имеющиеся у компании поезда, чтобы получить максимальный доход. Доход складывается из суммарной ценности тех городов, в которых останавливается поезд. В большинстве игр серии поезд должен останавливаться везде – и в городах, и в посёлках. А в России (и в игре «1861») это не так: посёлки можно пропускать, суммируя лишь более доходные города. Пустячок, но весьма доходный.
Дивиденды
Полученный от всех рейсов доход волею президента компании можно либо оставить на её развитие (покупку новых поездов, строительство новых станций и дорог), или выплатить в виде дивидендов акционерам. В первом случае стоимость акций компаний упадёт, а во втором – повысится. В игре «1861» добавлен ещё один вариант – половину дохода можно оставить компании, а вторую половину – выплатить акционерам в виде дивидендов. И все будут счастливы.
Компании
В играх серии обычно бывает 2 вида компаний: маленькие частные (которые реально поездами не занимаются, а просто каждый ход приносят их владельцу фиксированный доход) и большие общественные (акции которых может купить любой игрок, и если у него оказывается наибольший их процент, он становится новым президентом компании). В игре «1861» добавлены промежуточные, средние, компании (в переводе правил я назвал их акционерными обществами) – они могут иметь только 1 станцию и полностью принадлежат игроку, который выиграл аукцион за эту компанию. По ходу игры такие средние компании могут объединиться или превратиться в большую компанию, со стандартными акциями и меняющимся президентом. Это приносит игрокам огромное удовольствие от игры – каждый на собственном примере видит, как с помощью одних только денег и чуточки умения создаётся железнодорожная империя государственного масштаба.
Манипуляции с этими средними компаниями составляют наиболее сложную часть игры: игрокам с самого начала партии приходится планировать свои действия на всю свою дальнейшую игру – по какой стоимости организовывать новые компании (ведь на эти деньги им придётся вести свою деятельность) и в каких городах (поскольку объединиться могут только те компании, которые соединены между собой железной дорогой). За время действия этих средних компаний поезда ржавеют трижды, и каждый раз игрокам нужно тщательно готовиться к этому моменту – ведь те компании, которые остаются вообще без поездов, уходят в собственность государства.
Деньги
Они – главный интерес в игре. В большинстве игр серии они не должны лежать без дела: их всегда предпочтительнее вкладывать в акции – то в одни, то в другие – в зависимости от доходности акций и тактической целесообразности (операции с акциями влияют на их стоимость, а очередь хода компаний определяется как раз величиной стоимости их акций). В игре «1861» всё немного хитрее. Из-за возни с организацией средних компаний и их преобразованием в крупные компании игрокам постоянно требуются наличные деньги, и вкладывание их в компании даёт этим компаниям возможность покупать более дорогие поезда, а значит, с меньшими потерями переживать трудные времена. Покупка акций чужой компании чаще всего – плохая идея. Правильнее положить свои лишние деньги «в чулок» и подождать момента организации собственной компании – а чужая, глядишь, до этих времён и не доживёт.
Слияние средних компаний позволяет создать новую крупную компанию с более высокой стоимостью акции, чем превращение средней компании в большую (в этом случае величина акции сохраняется той же, а не складывается из величин акций двух компаний). Поскольку количество акций, которое может быть у игрока, в игре ограниченно, затевать более солидную компанию выгоднее. Кроме того, таблица котировок акций устроена таким образом, что более дорогие акции растут в ход быстрее дешёвых, так что при более высоком начальном уровне стоимости акций игрок за одинаковое количество ходов получит больший прирост своих капиталов. А к капиталам относятся как наличные деньги игрока, так и суммарная стоимость всех имеющихся у него акций. Раз уж речь зашла о стратегии, добавлю несколько советов, которые помогут в игре.
Частные компании
Игра начинается с аукциона частных компаний. Они различаются стоимостью и некоторыми дополнительными бонусами, которые эти частные компании дают более крупным компаниям – в том случае, когда вы эти частные компании им продадите. Практика показывает, что частные компании находятся в руках игроков примерно 5 ходов, после чего продаются компаниям. За это время они приносят игрокам следующее количество денег:
Обозначения:
Мин – минимальная стоимость компании,
Ном – номинальная стоимость компании,
Общий доход = 5 х (доход в ход) + (номинальная стоимость),
Разница = (общий доход) – (минимальная стоимость).Если вам удалось приобрести на аукционе частную железную дорогу, то за 5 ходов (и последующей её продажи другой компании по номинальной стоимости) вы получите доход в 200%, то есть примерно 40% в ход. Это очень хорошее использование ваших наличных денег, но не следует переплачивать за эти компании во время аукциона больше их номинальной стоимости – лучше сохраните деньги для создания других компаний.
Поезда
Чаще всего компаниям невыгодно покупать более одного поезда одного типа – ведь, когда наступит их очередь ржаветь, можно остаться вообще без поездов. Поэтому, купив поезд одного типа, следует собирать средства на покупку поезда следующего типа. Чем раньше вы купили поезд данного типа, тем больше времени он отъездит по вашим железным дорогам (относительно следующих поездов данного типа). А покупать последний поезд данного типа совершенно невыгодно – лучше подождать ещё один ход и купить один из первых поездов следующего типа.
Железные дороги
Старайтесь прокладывать дороги в соответствии со своим генеральным планом – уже с самого начала игры, покупая или организуя компании, вы должны знать, какую компанию создадите из них к концу игры, и какие ей понадобятся маршруты, чтобы максимально эффективно использовать самые мощные поезда, которые станут доступны к тому времени.
У вас всегда должен быть запасной план – на тот случай, если ваш крайне важный и доходный маршрут перекроют противники, построив на нём свои станции. Поэтому никогда не упускайте возможности в свой ход бесплатно положить на поле очередную плитку с железными дорогами, в том числе и соединяя ключевые крупные города между собой через посёлки, на которых строить станции нельзя, и которые не могут быть заблокированы противниками.
А вот тратить деньги компании на выкладывание второй плитки следует осторожно – лишь высчитав, что подобные дополнительные траты окупятся.
Средние компании
Тщательный подбор компаний и сумм, которые игрок должен потратить на их создание, позволит игроку создать за одни и те же деньги больше компаний и получить больше гибкости в их будущем слиянии. Всегда можно просчитать, какие суммы компании придётся потратить, чтобы купить самый дешёвый поезд и создать маршрут, достаточно доходный для того, чтобы накопить средства на поезд следующего типа. Если игрок выделит компании мало денег, она задержится в своём развитии, а если слишком много – деньги, которые можно было потратить на создание других компаний, будут лежать без дела. Да, здесь нужно много считать, но деньги, как известно, счёт любят.
В самом начале игры не создавайте компании в отдалённых углах страны, если рядом нет другой вашей компании, которая поможет строить железную дорогу. Это прежде всего относится к «Воронежской», «Риго-Орловской» и «Харьково-Николаевской» железным дорогам (но, например, если у вас уже есть «Московско-Курская» железная дорога, она поможет в строительстве «Воронежской»).
Лишними компании не бывают: в игре наступают моменты, когда начинают действовать ограничения на количество поездов, которое может у каждой компании. Если у вас несколько компаний и они не укомплектованы поездами «под завязку», у вас будет возможность перепродавать поезда из одной компании в другую – с тем, чтобы компания, которой нужен новый поезд, а «места» под него нет, могла его купить.
Не пытайтесь спасти свои безнадёжные средние компании от национализации – лучше получить за них деньги и вложить их в более перспективную крупную компанию.
Крупные компании
В начале игры средние компании более выгодны – игрок может получать от них 50% прибыли. Создание на их основе крупных компаний на первых порах даёт игроку лишь 20% прибыли, и эта разница весьма ощутима. Однако затягивать с этим процессом нельзя – средние компании всё равно будут национализированы, а упущенное время, которое игрок мог бы потратить на развитие крупной компании, будет упущено. Поэтому тщательно планируйте превращение средних компаний в крупные и своевременно делайте им финансовые влияния, покупая из собственных сбережений их акции: вы станете получать более высокий процент от доходов компании, а компания получит средства на покупку нового, более доходного, поезда.
Старайтесь не создавать крупные компании, если начальная стоимость их акций не достигает хотя бы 165 рублей. В противном случае компания будет испытывать постоянную нехватку денег и скорее всего будет национализирована.
Также не имеет смысла создавать крупные компании перед очередным списанием проржавевших поездов – велика вероятность того, что ваша компания будет тут же национализирована. Лучше пусть это случится с вашей средней компанией, а вы перед этим получите от неё как очередные дивиденды, так и деньги за эту компанию.
Продолжительность игры
Да, игра очень длинная и может занять до 4-6 часов. Её, конечно, можно сократить, договорившись играть до определённой фазы, но, к сожалению, самые интересные события и грандиозные доходы случаются лишь в самом конце игры.
Главные способы ускорения процесса следующие:
– один из игроков (желательно самый опытный) должен быть банкиром и следить за банком и ходом игры (и соблюдением всех её правил); он же действует за «РЖД»,
– для выплаты дивидендов удобно использовать таблицу, в которой указаны размеры дивидендов при разных доходах – в зависимости от числа акций у игроков – от 10 до 60%,
– очень полезно записывать свои рейсы и доход, который они дают, чтобы в следующий свой ход не высчитывать их заново,
– по возможности игроки должны обдумывать свои ближайшие действия в ход других игроков, чтобы в свою очередь сразу же выполнять задуманное.
В статье использованы рисунки и данные из русского редизайна игры.
Добавить комментарий