Фальстарт российского «Геймстарта»

Михаил Баландин рассуждает об итогах акции GameStart и анализирует её последствия. Главный итог его рассуждений — в том, что акция провалилась (я напомню, из трёх заявленных проектов, необходимой суммы не собрал ни один), проиграли все. И Мир Хобби как организатор, и участники акции, и обычные отечественные настольщики. 

С тех пор, как бесславно закончился заглавный проект, прошло уже два месяца. Для кого-то почти вечность, а по мне — как раз подходящее время для того, чтобы поостыть и осмыслить результаты на трезвую голову. Попробуем?

Самый главный результат, в общем-то, предсказуем. Было экспериментально доказано, что нормального сообщества настольщиков-гиков в России нету, и не предвидится. Основной интерес заключался в количественной стороне: каждый получил возможность воочию оценить, насколько он заблуждался по данному поводу. Кому интересно — я, например, для себя лично прогнозировал 130-140 инвесторов на „Инновацию“ и 150-160 на „Борьбу за Галактику“. Кто забыл результаты — в действительности получилось 108 и 128 инвесторов соответственно…

Не в этом суть. Гораздо хуже другое — в долгосрочной перспективе проиграли все, и очень сильно.

Вспомните, как оно вообще начиналось. Объявлен запуск проекта, и тут же пошёл шквал возмущений по поводу отдельных моментов — использование вложенных денег в случае неуспеха, нюансы доставки, что-то там ещё. Кто-то вообще возмущался тем, что при выборе планируемых к изданию игр не посовещались с ним любимым, кто-то бил себя пяткой в грудь, что без „Alien Artifacts“ (дополнение к „Борьбе за Галактику“, которое и на западе-то всё ещё не может выпуститься!) не видать „Миру Хобби“ его денег как своих ушей…

Отметая последних личностей как явный неадекват, приходится признать, что „Мир Хобби“ совершил маленький подвиг. Я хорошо представляю себе это горькое безобразие, которое по недоразумению именуется российской банковской системой, и обещание вернуть в случае чего уплаченные вперёд деньги иными словами квалифицировать просто не могу. Были удовлетворены и претензии насчёт доставки, и что-то там ещё. Каких нервов это должно было стоить участвующим в проекте сотрудникам компании — то ведомо лишь им самим.

Должно быть, эти сотрудники были немало удивлены, когда в итоге обнаружили, что весь шквал претензий был поднят чисто ради спортивного интереса. Те, кто все эти требования и претензии предъявлял, сами участвовать отнюдь не собирались, и хай подняли просто так. Чисто пошуметь и за правду побороться.

В результате „Мир Хобби“ получил полное моральное право чхать на российских гиков с их претензиями. Потому как было экспериментально доказано, что попытки их удовлетворить не приносят ровным счётом ничего. Если кто-то этим фактом остался недоволен — милости прошу к ближайшему зеркалу. Там вы увидите одного из непосредственных виновников, коему и сможете высказать свои новые претензии. А кто ж ещё теперь будет вас слушать, господа борцуны-за-правду?

Было бы, однако, большой ошибкой полагать, будто я защищаю „Мир Хобби“. Мои к ним респект и уважуха кончились в тот день, когда было объявлено о результатах акции. Напомню, кто забыл — радостно сообщили, что всё-таки будет издана игра… набравшая меньше всего инвесторов. Компанейское „Настолье“ на тему шашечного „Чапаева“.

Напомню также, что тут же взвилась очередная волна борцунов-за-правду. Вопящих, что им плюнули в душу, оскорбили в лучших чувствах и опустили особо изощрённым способом.

Отметая этих личностей как явный неадекват, очень хочется всё же рявкнуть на „Мир Хобби“: блин, ну нельзя же так! Вы же всё-таки не забывайте, что отзывы таких личностей останутся висеть в интернетах, где уже и так хватает возмущений вашими отвратными переводами, некачественными компонентами, съехавшими цветами, ночными сраальцами и прочим безобразием. Многие из которых — очень, очень многие! — абсолютно по делу. Ведь накопится же когда-нибудь критическая масса, и тогда уже вам придётся пожаловать к ближайшему зеркалу пенять на кривую рожу.

Позвольте провести аналогию. Вот вы надели красные революционные шаровары и отправились плясать вприсядку перед здоровенным племенным быком. А потом в больнице всё время повторяете, что ничего противозаконного и аморального не совершали. С формальной точки зрения вы, конечно, правы… но фактически на вас будут смотреть, как на полного идиота.

Вот так и здесь. Нет, я понимаю, что вполне могли найтись источники финансирования помимо „геймстарта“. Я понимаю, что издателям виднее, чего издавать прибыльнее. Но что — неужели трудно было поступить по уму? Объявив о неуспехе проекта, сообщить для вложившихся в „Настолье“: вот, мы почти нашли стороннего инвестора. Вы, конечно, можете прям сейчас потребовать деньги взад либо потратить их на что другое из нашего ассортимента, однако подождите пару недель — и возможно, таки получите „Настолье“. А через пару недель победная реляция: да, конкретно на эту игру инвестор найден, она будет издана. Градус неадеквата был бы намного ниже.

Самое плохое, что действия „Мира Хобби“ до чрезвычайности напоминают типовую схему сравнительно честного отъёма денег у населения под названием „предоплата зонтика“. И намёки на это уже звучали в обсуждениях.

Суть её такова, что нуждающийся в живых деньгах махинатор придумывает товар или услугу по вкусной цене, способной заинтересовать широкие массы покупателей. Собирается предоплата, но в действительности такого товара/услуги не существует — это лишь „зонтик“, прикрывающий сбор денег. По факту накопления нужной суммы объявляется, что поставка, к сожалению, сорвалась, заплаченные деньги можно потратить на уже имеющийся в наличии товар либо получить назад. Процедура возврата обставляется формальностями, которые в принципе вполне выполнимы, однако достаточно неудобны, чтобы побудить вложившихся не связываться с ними, а сделать покупку.

Я не могу ничего утверждать, но — похоже, очень похоже, нет? Тем более, что в первоначальном пресс-релизе об окончании „геймстарта“ проскочила крайне неприятная подробность: дескать, уплаченные деньги можно тратить на любые товары интернет-магазина, кроме (следует список наиболее ходовых и популярных категорий). Потом, конечно, обознатушки-перепрятушки, ах, ну конечно же, можно тратить на всё… Но осадок остался. Никаких подтверждений, конечно, нету… но ведь и опровергнуть нельзя. И тех, кто высказывал такие мысли, в неадекват уже не спишешь.

В общем, „Мир Хобби“ посадил себе на репутацию очень серьёзную кляксу. Вот просто зададим себе вопрос: много ли народу теперь вложится, если вдруг объявят вторую попытку „геймстарта“? Даже на очень вкусные предложения? Агащазблин. Желающих будет ещё меньше, чем нынче. Дураков-то, знаете ли, нет.

Тщательнéе надо, господа. Тщательнéе.

Околоигровое



Похожие записи
  • Нужны ли правила в обзорах?
  • Механики непрямого взаимодействия
  • ИИ как настольный партнёр
  • Эволюция декбилдинга
  • Американские шпионы учатся на настолках!
    1. Tanone
      26 Сен 2013 из 8:34 | #1

      У многих гиков эти дополнения и так уже были. Покупать локализацию дополнения к не локализованной базе вообще бессмысленно потому что они не совместимы (Галактика например). некоторые уже обладавшие дополнениями вложились, чтобы поддержать Мир Хобби. Молодцы! Но очевидно, что таких мало.

      Акция в целом показала, что гики ориентируются на цену, а не на локализацию. Потому товары себе ищут в зарубежных магазинах. И что вкусная цена вырванная из контекста не имеет никакого значения.


    2. Daniil_Nastolnost
      26 Сен 2013 из 8:58 | #2

      Вместо «…нормального сообщества настольщиков-гиков в России нету…» — нужно написать «…нормального сообщества настольщиков-гиков, готовых тратить свои деньги на всё подряд, в России нету…». Гиков полно. Только из-за высоких цен они либо сидят на ПНП, либо покупают что-то крайне избирательно. И гики в принципе не должны покупать все тоннами. Пишите тогда «…нормального сообщества коллекционеров настольных игр в России нету…».


    3. toolmano
      26 Сен 2013 из 9:19 | #3

      Странно что не учтены косяки в самой реализации геймстарта.

      Во-первых: сразу же сбор средств на выпуск 3 игр. Зачем так делать? Почему нельзя было сделать всё последовательно, при этом набрав опыта и исправляя косяки постепенно?

      Во-вторых: лето, жара, отпуска. У кого ремонт, у кого отпуск, у кого что угодно ещё, очень затратное. Время акции — однозначный провал.

      В-третьх: очень, очень слабая рекламная компания. Практически никакой огласки не было. Пару заметок за месяц — вы что?


    4. Юрий
      26 Сен 2013 из 9:48 | #4

      Кикстартер работает уже много лет, есть его не столь успешные аналоги в России. Геймстарт же заточен только под настолки и стартовые игры на нем были не очень. И Мир Хобби ожидал что вот так сразу их детище расправит крылья и взлетит?


    5. Mootabor
      26 Сен 2013 из 10:11 | #5

      Может я открою страшную тайну, но этот проект изначально делался нежизнеспособным. Ради интереса пройдитесь по небольшим проектам на КС. Между прочим, это Штаты, и самая раскрученная краудфандинг площадка. Так вот, там количество бейкеров для подобного уровня проектов, необходимое для полного финансирования колеблется от 200 до 300.


      Проекты от МХ на Кикстартере: Септикон — 177% финанисрование и 471 бейкер. Грубо говоря для 100% необходимо где то 250 вкладчиков.

      Берсерк — 382% — 776 бейкер. В среднем на 100% финансирование 200 вкладчиков.


      Вряд ли МХ при организации Геймстарта не учитывали эти цифры.


      Я это писал еще в самом начале этой «акции» и повторю сейчас. Геймстарт был сделан для чего угодно, но только не для того, чтобы выпустить предлагаемые игры в рамках проекта.


    6. Прохожий
      26 Сен 2013 из 10:14 | #6

      годный вброс)


      а если серьезно, то эти рассуждения (как и подавляющее большинство сопутствующих) хочется отмести как явный неадекват.


    7. toolmano
      26 Сен 2013 из 10:36 | #7

      @Прохожий

      Николай, залогиньтесь


    8. Emas
      26 Сен 2013 из 10:54 | #8

      @toolmano Ржу-не-могу!


    9. MakVlad
      26 Сен 2013 из 11:00 | #9

      Стиль какого-то провинциального писаки-фельетониста. «Золотое перо «Костромских ведомостей» Митрофан Разящий» 🙂

      А обсуждать нечего, всё уже обсуждено несколько раз.


    10. Mootabor
      26 Сен 2013 из 11:03 | #10

      @MakVlad


      Согласен.


    11. martinyman
      26 Сен 2013 из 12:49 | #11


      Mootabor :

      @MakVlad

      Согласен.



      MakVlad :

      Стиль какого-то провинциального писаки-фельетониста. “Золотое перо “Костромских ведомостей” Митрофан Разящий”

      А обсуждать нечего, всё уже обсуждено несколько раз.



      Emas :

      @toolmano Ржу-не-могу!


      Хуг!


    12. Dicer
      26 Сен 2013 из 13:57 | #12

      В целом, полностью соглашусь с автором.


      Давайте приведу в пример себя, только с условием, что смотреть буду не только на свою коллекцию, но и на постоянную клубную.


      Итак:


      1. Внезапно появляется Геймстарт по схеме «с зонтиком». На дворе лето, все собирают деньги к отпуску.

      2. Анализирую состав проекта —


      RtfG со всеми допами лежит в клубной коллекции и всем хороша, но игроков я могу найти только там. Грубо говоря, у меня есть эта игры — я же гик. Наиболее выгодное предложение проекта, имхо.

      Инновация — тоже есть, оценена игровой группой очень высоко, даже закуплены допы английские, но не нравится мне лично. (Я подлый гик — мне может же не понравиться 1 из 3 игр).

      Настолье — мне нравиться механика, но игра с ней уже есть в моей личной коллекции. Это Catacombs, после обсуждения на тесере я прихожу к выводу, что Настолье — его клон, а не плагиат, так как заимствованная механика в паблик домейне.

      (Забавно, что друзья-гики теперь спрашивают меня, откуда у меня Настолье в мрачно-готической коробке)


      3 Размышления и созерцания.

      По скринам видно, что все игры находятся уже в готовности к изданию, то есть ни о какой локализации речь не идет, нужно запустить процесс (напомню, что обе базы уже издавались и фирма ХГ не первый раз локализует игры). Скрипт количества заказавших обновляется в ручном режиме, дополнительных целей нет.


      4. Ничего не заказал, ЧЯДНТ? Злые гики? Нет — это просто бизнес, и в нем организаторы проекта облажались. Бывает, я готов с этим жить.


    13. Александр
      27 Сен 2013 из 9:32 | #13

      Может я чего не понимаю, но разве суть Кикстартера не в том, что бы всякие гики могли сами вложиться в те игры, которые им нравятся? А тут что, вот вам три игрушки на пробу — не купите, значит не готова Роиися к своему Кикстартеру. Не доросла. Пичаль.


    14. Дмитрий
      27 Сен 2013 из 12:49 | #14

      @Mootabor

      Я бы считал не количество бэкеров, а набранные суммы. Все проекты были далеки от минимальных KS 10k, да даже ЕМНИП 5k никто не набрал.


      Можно, конечно, тыкать в KS и говорить — «так это самая раскрученная платформа и бэкеры со всего мира!!! Делайте цели меньше…» Но есть объективная реальность, в которой выпуск игры стоит несколько сотен тысяч рублей. И что в этой реальности делать? Попросить профинансировать проект на 5-10%?


      По поводу рекламы и отпусков. Уже писал — все кто хотел — участвовали. Ни одного отзыва «вот знал бы — поучаствовал» я не до сих пор не увидел.


    15. Mootabor
      27 Сен 2013 из 15:25 | #15

      @Дмитрий

      Нет, все таки дело не в сумме, а в количестве людей, которые готовы участвовать. Если бы я действительно хотел РфтГ на русском, я бы и 1000 вложил и больше. Я не знаю, сколько стоит печать тиража, пусть небольшого. Но набрать 200-300 человек со взносом 1000 рублей, я думаю можно было бы. Плюс параллельно запустили три проекта, народ рассредоточился. Так вот я абсолютно уверен в том, что ответственность в провале проекта целиком на МХ. Либо они были не заинтересованы в успехе.


    16. HobbynDice
      28 Сен 2013 из 14:13 | #16

      Согласен с автором.

      В России нет нормального сообщества гиков, как нет и нормального сообщества игроков.

      Это я вам как клубмэйкер говорю. И в настольной среде я уже много лет.

      Вспомнился недавний чемпионат по каркассону, несмотря на бесплатное участие, угощения для игроков, промо тайлы, шансы выиграть кучу игр, да еще покататся по миру.

      Несмотря на то что о нем трубили на каждом углу,

      Не говоря уже о том что правила игры элементарны.


      Мы чуть ли не палками гоняли людей играть и это тех кто типо гики.


      Хотите еще подолью?

      Наш клуб находится, на главной улице крупного города, нам не первый год.

      У нас прохрдили игры в двух клубах, так в втором несмотря на то что он старее нас и в узких кругах известнее за месяц пришло 5ЧЕЛОВЕК!


      И это стаистика не по одному городу, я связывался с другими клубами, там похожая ситуация.


      Если мы любим настолки, давайте привлекать болше людей к настолкам.

      Иначе наше хобби сгниет.


    17. MakVlad
      28 Сен 2013 из 18:08 | #17

      @HobbynDice А вы хотите загоняя людей палками, создать игровое сообщество? Это сильно.

      Что касается хобби, оно не сгниёт. Сгниют клубы, организованные неумелыми клубмейкерами.


    18. HobbynDice
      28 Сен 2013 из 22:25 | #18

      Уважаемый MakVlad.

      Надеюсь вам известно о том что некоторые фразы имеют переносное значение.

      Гонять палками, значит с большим трудом.

      Насчет хобби, я немного погрячился(с чемпионата накипело;) Сгниет не совсем верно, оно будет, но в таком же эмбрионном виде как сейчас, развивающееся с черепашьей скоростью.

      Неужели не ясно что чем лучше развито хобби тем больше выходит игр, больше фестивалей, игроков.

      Вам это не нужно?

      Вы хотите, как сейчас годами ждать локализаций и допиливать игры, ждать посылок с другого конца света?

      Думаю то что вы здесь, показывает обратное.

      Тогда не совсем ясно, зачем отвергать мои слова?

      Вам просто хочется что-то сказать?

      Но не времени, на что то большее чем просто неудовольствие всем подряд?

      Насчет клуба, нам не первый год и вы думаете мы бесплатно сущесвуем и живем на подаяния?

      Кстати мы не занимаемся кки совсем.

      Нет, у нас все хорошо, но хочется лучше.

      Вполне нормальное желание.


      Я просто хочу что бы мы все немного задумались.

      К слову о МХ , были слова про то что мало рекламы и тд и тп.

      А сами мы много людей привлекли?

      Думаете одна компания ХоббиВорлд может охватить многомилионную страну?


      И каждый подумает, да другой сделает а я чего? Я не против.

      В этом проблемма.


    19. toolmano
      29 Сен 2013 из 11:55 | #19

      @HobbynDice

      Какие ещё гики будет играть в Каркассон? Вы сделайте турнир по чисто гиковской игре, например Eclipse.


    20. Daniil_Nastolnost
      29 Сен 2013 из 12:10 | #20

      @toolmano

      Только еще меньше придет…


    21. MakVlad
      29 Сен 2013 из 13:33 | #21

      @HobbynDice



      HobbynDice :

      Уважаемый MakVlad.

      Надеюсь вам известно о том что некоторые фразы имеют переносное значение.Гонять палками, значит с большим трудом.


      Я понимаю, что не настоящими палками, но я понял ваше переносное значение, как «принуждали». Вы уверены, что принуждение пойдёт на пользу нашему хобби?


      @HobbynDice


      Насчет хобби, я немного погрячился(с чемпионата накипело;) Сгниет не совсем верно, оно будет, но в таком же эмбрионном виде как сейчас, развивающееся с черепашьей скоростью.


      Эмбриональное состояние — важнейшая фаза, которую проходят почти все сложные организмы. И вы тоже. И если бы не дожидаясь завершения этой фазы, вас извлекли бы на свет божий, то вашего клуба могло бы и не быть.

      Но это не главное. Я считаю, что эмбриональное состояние было в начале 2000-х, а сейчас есть российские издательства, авторы ездят на международные конвенты, проходят игротеки, полторы тысячи игр переведено на русский язык, есть блоги, видео-аудио обзоры, журналы — всё развивается.


      @HobbynDice


      Неужели не ясно что чем лучше развито хобби тем больше выходит игр, больше фестивалей, игроков.


      Не ясно. Потому что для меня хобби — это и есть игры, фестивали, игроки. А у вас это всё почему-то отделено от хобби.


      @HobbynDice


      Вам это не нужно?

      Вы хотите, как сейчас годами ждать локализаций и допиливать игры, ждать посылок с другого конца света?


      Я не жду локализаций, я играю в англоязычные версии того, что у нас не издано и не понимаю, что там надо допиливать, ибо качество у них как правило лучше, чем у наших локализаций. И да, я жду посылок с другого конца света и не вижу в этом ничего плохого. Почему человек во Франции или Австралии не гнушается купить игру в Америке, а мне должно быть за это стыдно?


      @HobbynDice


      Насчет клуба, нам не первый год и вы думаете мы бесплатно сущесвуем и живем на подаяния?

      Кстати мы не занимаемся кки совсем.

      Нет, у нас все хорошо, но хочется лучше.

      Вполне нормальное желание.


      Нормальное. Только не вижу связи между этим желанием и угрозами типа «приходите в мой клуб иначе наше хобби сгниёт».


      @HobbynDice


      Я просто хочу что бы мы все немного задумались.

      К слову о МХ , были слова про то что мало рекламы и тд и тп.

      А сами мы много людей привлекли?


      А вы уверены, что это именно я должен задумываться, почему вы в вашем городе в ваш клуб на вашу игротеку не смогли созвать достаточно народа? Может, об этом должен задуматься кто-то другой? Например, вы сами?


    22. HobbynDice
      30 Сен 2013 из 15:26 | #22

      MakVlad вы уверены что прочитали, мои слова?

      Потому как ваши ответы немного не по теме.

      И причем здесь мой клуб?

      Когда я вас туда звал?

      Если хотите что бы вас услышали, научитесь слушать сами.


    23. MakVlad
      30 Сен 2013 из 17:44 | #23

      Я вообще не понимаю, при чём здесь ваш клуб. Здесь обсуждалась статья «Фальстарт российского “Геймстарта”». Пришли вы и начали жаловаться, что никто не ходит в ваш клуб и что из-за этого всё настольное хобби в России загнётся. Я позволил себе в этом усомниться. Вот и всё 🙂


    24. HobbynDice
      02 Окт 2013 из 17:08 | #24

      Вот и я не понимаю причем)

      Я привел в пример клуб как сравнение с Геймстартом.

      Чтобы показать что проблема не в организаторе, а в неактивных участниках.

      Компания организатор просто не может вливать деньги в рекламу такого мероприятия ибо по сути за него платят участники и платят за игры, а не пиар сбора денег на игры.

      Большинство людей воспринимает компании как что-то абстрактное и с неисчерпаемыми ресурсами , а не как сообщество таких же людей как они.

      Думаю тема исчерпала себя;)

      Спасибо MakVlad за интересную дискусию.


    25. MakVlad
      02 Окт 2013 из 22:02 | #25


      HobbynDice :

      Я привел в пример клуб как сравнение с Геймстартом.

      Чтобы показать что проблема не в организаторе, а в неактивных участниках.


      Поражён глубиной вашего анализа. «Все виноваты кроме меня» 🙂

      Люди совершенно верно воспринимают компании не как сообщество таких же людей. Компании занимаются бизнесом, зарабатывают деньги, а люди играют в игры, это их хобби.

      Пожалуйста, всегда рад пообщаться. 🙂


    1. Трекбеков пока нет.