Читатель Артем Платонов озадачился, в чем же состоит фан от настолки? И нашел ответ. Об изысканиях — в нижеприведенном материале.
Как игрок получает удовольствие от игры? Задавшись этим вопросом, я обнаружил, что практически у каждого есть своё мнение на этот счёт. Причём каждый рассматривал вопрос со своей точки зрения: кто-то применил свой геймдизайнерский опыт, кто-то использовал исследования по психологии или нейрофизиологии, и так далее. И только начавших всех и всяческих статей на эту тему, я начал понимать, в чём же всё-таки состоит фан от настолки.
Кооператив, подляны и лидерство
Итак, первое в списке удовольствий – это свои успешные действия или неуспешные действия соперника. Причем чем меньше вероятность наступления такого события, тем больше фана. Здесь же идёт и ожидание сюрприза – если мы что-то не ожидали и оно вдруг случилось, это, как правило, радует.
Также игрок получает удовольствие от ощущения превосходства или кажущейся возможности превосходства. Это основано на древнем инстинкте соперничества и стремления к победе. Практически все игры содержат этот компонент фана.
Далее идет тяга к следованию, персонализация, адаптация чего-то под себя (кастомизация) – в общем, творческое самовыражение и создание чего-либо. Сюда относится поиск комбинацией, стратегий, путей победы, сборки своих отрядов и так далее. Ведь всегда радостно сделать что-то именно таким, каким ты хочешь.
Немало игроков получают удовольствие от самого процесса: истории, которая складывается в партии, и от возможности самому влиять на этот процесс историю – это тоже самовыражение. Сюда же можно отнести соревновательный элемент и борьбу за лидерство. Любопытно, что ощущение лидерства достигается не только во время соревнования, но и во время созидания: пулбилдинга, декбилдинга, сбора ресурсов и так далее. Вообще, любое проявление творчества в игре неразрывно связано с тягой к лидерству, даже если оно несколько извращенное, как удовольствие альфа-игрока в кооперативе.
Кстати, о них. Обратный доминированию компонент фана – это дух товарищества, социальное взаимодействие и совместная работа в команде, то есть кооперативная игра. К такой момент в нашем мозгу реализуется зеркальная реакция, то есть если мы видим, как кто-то взял мипла, у нас активируется те же участки мозга, как если бы мипла взяли мы сами. Опять же, если мы видим, что другие игроки радуются, у нас также повышается настроение (если конечно перед этим они не сделали нам подлянку). В результате, достигая общие цели, игрок практически в прямом смысле удваивает полученное гормональное удовольствие: он ощущает и свою собственную радость от достижения цели, и радость партнеров, которые достигли её вместе с ним.
Выбор, сенсорика и коллекционирование
Немаловажная вещь в получении удовольствия от игры – это совершение выбора. Ощущение того, что ты совершил выбор, который приближает тебя к победе, повышает твое эмоциональное состояние и повышает уровень дофамина. Здесь, кстати, геймдизайнерам нужно быть особенно внимательными, потому что явное ограничение возможности выбора приводят игрока к стрессу, а когда стресса становится слишком много, игрок начинает испытывать негативные эмоции от игры.
Немало фана приносит сенсорное удовольствие: наблюдать грамотный дизайн и красивый арт, ощущать приятные на ощупь игровые компоненты, кидать кубики и так далее. Этим, в частности, пользуются все производители игр с миниатюрами.
Часть фана получается и вовремя коллекционирования. Например, прикольно собирать игры в коллекцию, допы к любимой настолки, или миниатюры для варгейма, или просто дополнительные красивые компоненты. Этот вид удовольствия эксплуатируют не только сами производители, выпуская дополнительные наборы кубиков-фишек, но и разнообразные мастера по изготовлению органайзеров.
Наконец, удовольствие от игры можно получить, задействовав познавательную систему человека, у которой есть два способа повысить ваше эмоциональное состояние: это получить новый опыт либо повторить старый. Чем младше возраст игрока, тем больше он отдает предпочтение новому опыту – поэтому старые игры детям так быстро надоедают. Однако после 25 лет настольщик начинает больше увлекаться повторением уже изученного. Впрочем, в настольных играх мы можем встретить эксплуатацию обоих алгоритмов.
Безусловно, в интернете можно встретить ещё много определений, в чём же содержится фан в игре. Однако, на мой взгляд, они являются пересказом или комбинацией того, я что я изложил выше. Или вам есть что добавить? Не стесняйтесь!
Добавить комментарий