Читатель по имени Артём подготовил обширный обзор игры Fief: France 1429 – масштабной исторической стратегии. В тексте содержится как пересказ правил, так и впечатления от игры (спойлер – хорошие).
Обычно в большой стратегической игре, где тебе достается управление целым государством, политике не отведено вообще никакой роли (Runewars, Игра престолов), либо она является вспомогательной возможностью для войны (Warrior Knights). Можно, конечно, за политику принять переговоры «давай нападем на Васю», но до предательства, интриг и коварства того же «Спартака» этим играм очень далеко.
Точнее, было далеко, пока не появился Fief: France 1429.
Скандалы, интриги, расследования
Наша последняя сыгранная на пятерых партия во «Фьеф» протекала весьма эпично. Первый и второй игрок, оказавшиеся на карте рядом, сразу заключили династический брак и поскакали завоевывать новые владения, вторгшись в мои родовые владения. Я также был вынужден жениться на дворянке соседа, после чего мы за пару ходов вместе разгромили захватчиков и перешли в контрнаступление.
За это время пятый игрок сумел «прокачать» своего епископа аж до Папы Римского, которому семейка первого и второго игроков тут же воткнула в спину кинжал. Далее последовала эпидемия чумы и серия битв с переходом пленных из рук в руки, в которых на поле брани пало по супругу из обоих альянсов. Таким образом, они распались, но я сумел убедить в правильности своей политической платформы семью экс-жены и с ее помощью победил на выборах короля. После чего подло переметнулся в стан бывших врагов и анонсировал свадьбу с графиней первого игрока!
Правда, до свадьбы дело не дошло (обещать не значит жениться, хе-хе): денег у моей семьи точь-в-точь хватило, чтобы купить титул герцога родного стартового фьефа. Еще один мне перешел в наследство от безвременно почившей супруги, и третье необходимое для победы очко мне дал титул короля. Честно говоря, такой развязки не ожидал никто, включая меня.
В Fief: France 1429 сочетание «война-политика», на мой взгляд, наиболее сбалансировано по сравнению с другими стратегическими настолками, в которые мне довелось играть. В Warrior Knights принятие законов на ассамблее служит лишь вспомогательным инструментом для войны или экономики. В Runewars политики нет как таковой, однако и тут, и в Fief игрок вынужден сочетать все доступные пути для победы. Так, если в «Рунных войнах» часть рун придется отбить силой, часть
украстьполучить по квестам и часть выиграть на аукционах, то в «Фьефе» точно так же часть победных очков получается за светский титул владельца поместья и часть – за титул Папы Римского или короля. Безусловно, многообразие победных путей выигрышнее по отношению к «набигай @ человечков строй».Ну что же, а теперь для тех, кто хочет сыграть в эту замечательную игру, но не нашел правил на русском, я подготовил небольшое их изложение.
Итак, карта Fief: France 1429 представляет собой кусочек средневековой Франции, разделенной на 8 фьефов (ленных поместий) и 5 епископатов. Если игрок контролирует все населенные пункты во фьефе, то он может взять себе символ данного поместья как символ власти. Фьеф, принадлежащий вашей семье, приносит 1 победное очко и дает возможность его сеньору стать королем.
Помимо мирской власти, можно получить и власть над душами, став епископом. Этот титул дает возможность обкладывать деревни в своем епископате десятиной и голосовать за своего сеньора на выборах короля или Папы Римского.
Цель игры – набрать 3 победных очка на конец хода. Можно победить и альянсом из двух игроков, набрав в сумме 4 победных очка. Однако если одновременно альянс и одиночный игрок набрали необходимое количество победных очков, преимущество у одиночки.
Победные очки, как я уже говорил, даются за каждый фьеф, находящийся под контролем вашей семьи. Также по 1 очку вы получите, если кто-то из ваших персонажей стал королем или Папой Римским.
Моя семья
Всего в семье игрока может находиться до 4 живых персонажей любого пола. Игра позволяет образовывать альянсы с персонажами соперника путем династического брака, но только между разнополыми членами семей. В доказательство серьезности намерений эти персонажи обмениваются кольцами и ждут, пока смерть или Папа Римский не разлучит их. Причем если церковь может расторгнуть брак по запросу одного из супругов, то смерть делает это без спроса.
Средневековье – это в том числе и пышные титулы, и их во «Фьефе» предостаточно. Так, персонаж игрока может стать бароном или баронессой (если семья контролирует 2 деревни во фьефе), графом или графиней (3 деревни), и герцогом или герцогиней (4 деревни). Титул может быть приобретен в фазу покупок – для этого игрок должен контролировать все деревни во фьефе и иметь там минимум 1 крепость (выглядит как башня), жетон которой после покупки разворачивается на обратную сторону и становится столицей (башня со стенами). Цена титула складывается из количества деревень в этом фьефе, умноженных на 2. Альтернативный способ получения титула за фьеф – захватить столицу этого лена (сделавший это получает титул автоматически), либо получить его в подарок от короля.
Ваш дворянин может иметь до двух титулов хозяина фьефов. Персонаж с двумя такими титулами может передать один из них любому члену своей семьи, но при этом должен оставить фьеф с наибольшим титулом себе.
Если дворянин-землевладелец умирает, то титул тут же передается члену его семьи. Если лорд – последний из могикан, титул передается супругу (супруге), при этом войска, находящиеся в населенных пунктах этого фьефа, заменяются на аналогичное количество войск супруга. Если же ваш персонаж умер, не познав радостей брака, то его титул просто возвращается на карту. И, наконец, при получении титула все нейтральные деревни фьефа становятся вашими.
Теперь – о церковных титулах. Их всего три: епископ, кардинал и Папа Римский. Из них епископ и Папа – выборные должности, а вот кардинала можно получить либо случайным образом путем вытягивания соответствующей карты из деки (таких карт там три), либо купить его (на продажу выставлена всего одна кардинальская биретта). Если вам попалась карта кардинала, то вы тут же можете сделать любого епископа кардиналом, причем даже не своего.
Наконец, особы королевской крови делятся на короля, королеву и наследника престола (принца). Король может быть выбран только лордами с титулами – демократия, однако!
Остается только добавить, что один персонаж может иметь до двух обычных титулов (соответствующих фьефов) и только один церковный.
Выборы-выборы, кандидаты…
В игре игрокам не раз и не два придется голосовать – титулы епископа, Папы Римского и короля можно получить только таким образом. Для голосования у каждого имеется два жетона – белая и чорная метка. Последняя означает, что ты не поддерживаешь кандидата. Белая – что поддерживаешь, причем разные персонажи могут обладать разным весом при голосовании. Так, голос титулованных и влиятельных значит больше – это вам, понимаешь, не государственная Дума. Как правило, персонажи, находящиеся в плену, а также отлученные от церкви, не могут голосовать.
Если один или несколько персонажей соответствуют всем условиям для титула, то за каждого кандидатов в отдельности проводятся выборы. Так, если все деревни епископата принадлежат кому-то из игроков и там еще не выбран епископ, вы можете начать голосование.
Если в ход случается больше одних выборов епископа, то они проходят по отдельности, начиная с епископата с наименьшим номером. Если епископа отлучили от церкви или он успел дать дуба, то новые выборы могут быть проведены только на следующий ход.
В руках у Папы Римского находится мощное оружие для оказания давления: отлучение от церкви. За один жетон дипломатии Папа может пообещать выбранному персонажу вечные муки, при этом жертва не может быть кандидатом на голосованиях и голосовать. Если отлучен епископ или кардинал, то они теряют этот титул. Впрочем, за мзду (или безвозмездно, если вдруг проснется совесть) Папа может принять заблудшую овечку обратно в лоно церкви. Если же Папа умирает, отлучение перестает действовать. Да, одновременно в игре может находиться только один отлученный.
Стать королем почетно и денежно, но не очень просто – в предвыборной гонке нужно набрать не только большинство голосов, но и заручиться поддержкой либо двух епископов, либо одного кардинала или Папы Римского. Зато король с помощью жетона дипломатии может подарить титул владельца фьефа дворянину, если он соответствует всем требованиям для этого, а также может обложить данью любые деревни на карте.
Как стать королевой, думаю, понятно и так – нужно жениться на короле либо сделать мужа королем. Королева может родить принца, однако если она умрет, принц потеряет сей титул.
Я бедствия Отечества предвижу
После того, как прошли выборы, начинается фаза розыгрыша карт. Игрок, когда до него дошла очередь, может скинуть несколько или все карты с руки (лимит которой составляет 3 карты), после чего может взять 2 карты удачи либо одну карту персонажа и одну удачи. Взятые таким образом карты бедствий не считаются за взятые – они тут же выкладываются рубашкой вверх на треке несчастий, начиная с первого свободного деления трека. Если все три заняты, взятая карта несчастий лицом вверх кладется в сброс.
После того, как все скинули/взяли карты, все карты бедствий на треке вскрываются и определяются, на какие епископаты они действуют. Для каждой карты кидается кубик, выпавший номер соответствует номеру епископата. В случае если выпало 6, карта уходит в сброс, не подействовав. Если на епископат, в котором уже действует бедствие, в результате броска кубика начинает действовать точно такое же, повторите бросок. Эффекты бедствий продолжаются до конца хода.
После того, как разыграны эффекты бедствий, игроки по очереди могут играть карты с руки в желаемом количестве. Карты различаются по типу: со значком белой карточки вверху можно играть только в свою очередь, а с зеленой молнией – даже в ход другого игрока.
Взятых персонажей можно выложить на карту, поместив их фишку в свою крепость или столицу. Если таковых не имеется, то сойдет и деревня, а если и таких нет, то дворянин может прибыть в нейтральную деревню или населенный пункт союзника. В случае с нейтральной деревней персонаж тут же присоединяет ее к вашим владениям.
Прорыв свиньёй
После розыгрыша карт начинается фаза получения дохода (сверьтесь с памяткой, кто сколько и за что получает). Тут важно упомянуть, что если несколько святых отцов заявили о сборе десятины с одного и того же епископата, то приоритеты таковы: приоритет в сборе денег имеет епископ данного епископата, затем кардинал, затем Папа. На одну и ту же епархию может быть сыграно несколько карт десятины, но их эффект не складывается.
После пополнения казны приходит время тратить заработанное (снова сверьтесь с памяткой, на что можно ухнуть кровные), а затем следует фаза движения. Передвижение войск осуществляется только с командиром-дворянином и только по дорогам. По ходу движения командир может разделить отряд и оставить часть войска в деревне, через которую он прошел – однако таким образом нельзя передавать юниты по эстафете, от одного персонажа к другому.
В случае если войска двух игроков, не состоящих в альянсе, оказались в одной деревне, назревает бой. Если игрок, сидевший в деревне, куда пришли, ходит сразу после того игрока, кто пришел, он может выйти из деревни – но только не по той дороге, по которой пришли захватчики. По этой дорожке можно будет уйти, если присутствующий в деревне игрок даст на то разрешение (и вообще, через деревни, занятые чужими войсками, без боя можно двигаться только по разрешению). Однако есть еще пара путей прохода сквозь боевые порядки врага – это сыграть карту «Секретный проход» или попробовать прорваться кавалькадой.
Кавалькада – это, по сути, бой плюс движение. Такой способ передвижения можно заявить, если после деревни с врагами вы можете перейти на следующую деревню, а также если у вас в войске только кавалерия с дворянином. Кавалькадой нельзя пройти сквозь замок или укрепленный город.
Результаты прорыва кавалькадой просчитываются сразу, не дожидаясь фазы боя. Если кавалькада выиграла прорыв и ее командир жив, то действие успешно и можно переходить на следующую деревню.
И, чтобы закрыть тему с контролем населенных пунктов – игрок, его контролирующий, может передать контроль над ней другому игроку, который претендует на контроль (находится в ней лордом/войсками).
И снова в бой, покой нам только снится
После фазы движения начинается предпоследняя фаза – битв. Как проводится бой, гляньте в памятке, я же остановлюсь на важных моментах сего действа, например, окончания битвы. Так, битва заканчивается, когда одна из армий уничтожена, или одна из армий сдается, или оба игрока до боя решили вообще не драться, или на 3 кубиках одного из игроков выпало три пустых значения, или в армиях выжили только дворяне. Если игрок атакует войска в крепости или укрепленном городе, он в одиночку может принять решение о конце битвы (и, соответственно, начать осаду). Однако защищающийся игрок может не принять это условие и выйти драться в чисто поле (соответственно, потеряв бонусы от укреплений).
По результатам боя игроки сами решают, кто у них в соответствии с количеством нанесенных ран умирает, но обязаны нанести все раны, если это возможно. Если армия игрока пала, но командующий (командующие) остался жив, а у врага еще остались войска, то все дворяне проигравшей стороны захватываются в плен. Пленный персонаж таскается по карте за своим тюремщиком и почти ничего не может (пленная королева, кстати, не может родить принца вопреки анекдотам), кроме как освободиться.
Сделать это можно тремя путями. Во-первых, можно ложкой прокопать подземный ход и ночью сделать ноги (т.е. сыграть карту «Секретный проход»). Во-вторых, если кто-то убьет вашего тюремщика или войска, вас охраняющие, вы получите свободу. И, в-третьих, можно заплатить выкуп. Сумма выкупа складывается из титулов пленника (по 2 монетки за каждый) плюс еще 2 монетки. В случае если пленный платит полную сумму выкупа, он освобождается автоматически (переместите его в соответствии с правилами выхода нового дворянина на карту). Если же французские лягушки страшно давят и не дают платить полную сумму, можно договориться и на меньшие деньги, но принимать их или нет – тут уж зависит от вашего дара убеждения и желания пленившего.
И как один умрем в борьбе за это
По желанию игроков в борьбе можно использовать святые реликвии – могущественные
артефактыостанки разнообразных святых. Если вы решили играть с ними, расположите их жетоны в случайном порядке на соответствующем треке. Боромир утверждает, что нельзя просто так прийти и заюзать реликвии – это могут сделать только епископы соответствующих епископатов, либо любой кардинал или Папа, находящиеся в главной деревне епископства. Если эта деревня принадлежит семье другого игрока, он должен дать согласие на использование реликвии. В случае если дворянин, юзающий реликвию в деревне, вдруг дал дуба и был последним в своей семье, то контроль над ней переходит к семье супруга (супруги).Всего в игре пять реликвий:
Чаша Святого Грааля. Защищающийся персонаж семьи, контролирующей эту реликвию, снижает количество ран с каждого кубика врага в бою на 1.
Глаза святой Розелины. Дают необъяснимую возможность изменять погоду и передвинуть бедствие «Ливень» (Heavy Rain) с одного епископата на другой. Чтобы определить, куда ушли тучи, киньте кубик. Если выпал тот же номер епископата или 6, тучи рассеиваются (бедствие перестает действовать).
Зубы святого Жерунса. Один раз за игру могут предотвратить смерть персонажа, если она наступает.
Святое копье. Дает бонус плюс 1 к ранам при броске каждого вашего кубика в атаке.
Кости святого Радегунда. Дает возможность убрать карты «Голода» (Famine), если вы выкинете 4, 5 или 6 (один бросок для одной карты). При этом персонаж, который использует кости, не должен быть в том же епископате, где действует голод.
Тумана напоследок
Наконец, есть еще пара моментов, которые влияют на игру. Так, можно играть с «туманом войны» – перемещать маркеры своих войск взакрытую. При этом игрок при покупке обязан сказать, сколько и кого он купил, однако раскладывать по населенным пунктам войска можно уже втайне от других. Кроме того, можно играть без жетонов дипломатии, то есть без ограничений на количество сделок между игроками.
В заключение хочу порекомендовать изучить памятки по игре, где сжато пересказан порядок хода и совершаемые во время него действия. И до встречи на полях сражений!
Миниатюры и монеты очень красивы. Я так понимаю, это не базовый комплект? Жаль, ради такого можно любую игру купить.
Неплохо, не так много игр с такой политической подоплекой..
@Мист, таки да, это дополнительные комплекты.
чОрная метка?))))
One more thing:
Радегунда это она, женского рода и пола))
Жерунс это кто?)))))))
Обзор большой, а что за игра так и непонятно — какие механики, на что похоже и пр.
@SSS Дипломатия+передвижение войск по карте и войны. + механика выборов. Это если кратко. Очень крепко сбитый евро+вар гейм на контроль территории. Выше среднего по интересности с допами.
Интереснее на пятерых, чем на четверых или троих.
@SSS — чорная, да, ибо йумор. Про Радегунду вы правы, не усмотрел, а про Жерунса не знаю, кто это =))
@futb_all
А как он пишется то?
@SSS, Geronce, е с ударением.
@futb_all
Св. Жеронс
?v?que de Cervia, pr?s de Ravenne (? v. 501)
? Cagli, sur la voie Flaminienne dans les Marches, vers 501, le tr?pas de saint G?ronce, ?v?que de Cervia, pr?s de Ravenne. Revenant d’un synode tenu ? Rome, il fut, dit-on, mis ? mort de mani?re criminelle dans ce lieu.
@SSS, окей =)
Эт самое. Правила б перевели было бы вообще хорошо. А то выжимка — это неплохо, но на все вопросы не отвечает.
Пока не прочитал, а только посмотрел фото. Реакция только одна: о! ООО!!! НИЧОСИ!!
@MisteriG, это не выжимка, а почти полный перевод (я опустил только повторы в стиле Капитана Очевидность). Ну и не дословный, а своими словами.
я допереведу правила.
«После чего подло переметнулся в стан бывших врагов и анонсировал свадьбу с графиней первого игрока!»
В игре нельзя заключить второй брак, если первый распался по каким-то причинам
перевод правил выложен на тесере.