Одним из наиболее интересных релизов уходящего года стала игра Бруно Каталы Five Tribes. На фестивале Gen Con, на ярмарке в Эссене и на недавно прошедшем BGG.CON она вошла в число новинок, вызвавших интерес большого количества игроков. В своём обзоре игры один из авторов блога «Board Game Review by Josh» Джеймс Флемминг пытается разобраться, оправдывает ли игра проявленный к ней интерес. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
В этом году на фестивале Gen Con было представлено множество отличных игр. Одной из самых обсуждаемых и труднодоступных для покупки новинок стала игра Бруно Каталы Five Tribes, выпущенная издательством Days of Wonder.
Теперь, когда новинка издана, давайте попробуем разобраться, оправдывает ли игра проявленный к ней интерес.
Five Tribes – это логистическая головоломка с возможностью выбора действий и множеством способов получения победных очков. Действие игры происходит в мире сказок 1001 ночи. Игроки соревнуются за право стать Султаном, для чего нужно умело манипулировать представителями пяти различных кланов.
В начале игры 30 тайлов областей случайным образом выкладываются на стол и образуют игровое поле. На тайлы в случайном порядке выкладываются группы миплов (три мипла на тайл – прим. перев.) пяти различных цветов (олицетворяющие пять различных кланов – прим. перев.). Во время своего хода игрок берёт группу миплов с какого-либо тайла и один за другим перекладывает их на другие тайлы по принципу игры Манкала. Последний мипл должен попасть на тайл, где уже есть хотя бы один мипл такого же цвета.
После распределения взятой группы миплов игрок выполняет два действия. Он снимает с тайла, на который был помещён последний мипл, всех миплов, которые совпадают по цвету с помещённым (их будет как минимум два), а затем выполняет действие, относящееся к представителям снятого клана. Если игрок снимает с тайла всех миплов, он ставит на тайл фигурку верблюда своего цвета. Теперь игрок контролирует эту область и в конце игры получит указанные на ней победные очки. Затем игрок должен выполнить действие, указанное на тайле (даже если он не снял с него всех миплов – прим. перев.).
Действия кланов и тайлов отличаются друг от друга и дают игрокам возможность заработать победные очки различными способами. Одни дают игрокам монеты, которые можно использовать для игры или в конце партии обменять на победные очки по курсу 1:1. Другие дают возможность приобретать могущественных Джиннов, дающих бонусы во время игры или при подсчёте очков. Третьи предоставляют доступ к рынку: можно попытаться собрать наборы карт товаров и обменять их на большое количество победных очков или монет.
Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не положит на тайл своего последнего верблюда, либо пока на поле не останется доступных ходов (то есть нельзя будет распределить группу миплов таким образом, чтобы последний мипл был помещён на тайл, где уже находится мипл такого же цвета).
Самая серьёзная потенциальная трудность в игре – огромное количество вариантов ходов с самого начала партии. Five Tribes не относится к играм, которые начинаются неспешно, а затем наращивают темп по ходу игры. Наоборот, с каждым ходом количество доступных вариантов перемещения миплов быстро сокращается, так как миплы убираются с игрового поля и всё больше областей уходит под контроль игроков. Это не только может оттолкнуть начинающих игроков, но и привести опытных любителей настольных игр к своего рода аналитическому параличу, что существенно увеличит уровень даунтайма. С другой стороны, это означает, что ход каждого игрока практически никогда не будет «вынужденно скучным», а каждое заработанное победное очко будет ощущаться им как результат чёткого планирования и выполнения.
Одна из самых интересных механик игры, о которой я ещё не упомянул, – торги за порядок очерёдности хода. Перед началом каждого раунда игроки делают ставки на порядок хода в текущем раунде. Для этого используется специальный трек (как в играх Amun—Re и Vegas Showdown), на котором фиксируются суммы ставок игроков. В порядке очерёдности предыдущего раунда игроки размещают свои специальные фигурки для ставок на те значения (в монетах), которые они готовы заплатить за право ходить раньше других. Механизм очень интересен и открывает широкие возможности для хитрости и блефа, только не забывайте, что в конце игры монеты конвертируются в победные очки по курсу 1:1.
Основная механика игры («манкалаподобное» распределение миплов) очень забавная и интересная. Игроки каждый ход стремятся набрать как можно больше очков (хотя бы не меньше, чем сумма ставки в текущем ходу), стараясь не предоставить другим игрокам возможность получить контроль над тайлами или просто сделать сильный ход.
Five Tribes полностью оправдывает интерес, проявленный к ней на фестивале Gen Con. Я оцениваю её в девять баллов по десятибалльной шкале. Для меня это один из наиболее интересных релизов в 2014 году.
«по принципу игры Манкала»
Боюсь показаться невежей, но судя по отсутствию комментария даже переводчика все должны знать что это за игра? «Кто ж не знает старика Крупского» 🙂
Одна из древнейших игр, зародившаяся на территории Африки. Принцип такой, что камешки (миплы) из ячейки (тайла) выставляются по одному на каждую следующую ячейку пока не будут выставлены все, потом камешки из определенных ячеек забираются.