Fog of War – большая стратегия для двух игроков про Вторую мировую. Один игрок будет управлять Осью, второй – Союзниками, и им придется сойтись на Европейском театре военных действий. Внешне все достаточно привычно: поле с изображением Европы, разделённой на отдельные сухопутные и морские территории. Но в плане исполнения игра необычная. Тут нет фишек или солдатиков, которых нужно выставлять на поле. Войска представлены исключительно в виде карт. Взамен разработчик предлагает оригинальную концепцию ведения боевых действий с планированием операций и разведывательными вылазками.

Как так, задался как-то вопросом разработчик игры. Почему в военных играх можно атаковать то тут, то там, на ходу меняя собственные планы. В жизни-то происходит совсем иначе, любая операция достаточно долго готовится и если в последний момент что-то пошло не так, оперативно изменить планы получается далеко не всегда. Вот из этой концепции и родилась Fog of War

Основу игры составляет «колесо операций», специальная штука, вокруг которой построена механика планирования действий. Чтобы захватить новую территорию, тут нужно сперва спланировать вторжение. И реализовать его можно не раньше чем через два хода. То есть соперник за это время может как-то отреагировать. И даже немного проведать о ваших планах.

Механически это делается так: вы берёте карточку территории, на которую хотите напасть, добавляете к ней карты войск и выкладываете на колесо операций. Теперь нужно дождаться пока «барабан» провернется до деления, разрешающего выполнить операцию. Но до этих пор у противника есть возможность подсмотреть часть карт в этой «запланированной стопочке», а также отправить в оборону войска. Если, конечно, удастся угадать или узнать, куда именно вы намереваетесь нанести удар.

Особенность игры в том, что операции планируют оба игрока. Так что имеющимся силами еще приходится распоряжаться, разрываясь между желанием атаковать и укрепить стратегически важные точки. Добавьте сюда механику снабжения: если у вас нет связи с какой-то территорией, пополнять ряды защитников в ней вы не сможете, так что она быстро станет добычей врага. Добавьте любопытные правила вступления в войну США и СССР, первоначально они не участвуют в общей схватке, но постепенно (по таймеру или в результате атаки Германии) входят в игру, пополняя силы Союзников.

Идея очень классная. Вот это вот планирование операций, блеф, двойной блеф, возможность задумать несколько атак «по цепочке», когда ты наступаешь, захватываешь территорию, а уже из нее наносишь новый удар – это все здорово. Вот только реализовано в настольном формате не самым удобным образом. На компьютере та же самая игра была бы доступнее и проще.

Представьте, вы видите на мониторе карту Европы, разделённую на сектора. Цветным фоном отмечены ваши территории, нейтральные территории, вражеские территории. В ваших секторах указано количество войск. Во вражеских — примерная сила противника (на манер третьих «Героев»). И рядом выведен список ваших операций, где показано куда именно вы намерены наступать и какие силы выделены на удар. Вот это все наглядно и доступно.

На столе все это выглядит чуточку иначе. Ваши, вражеские и нейтральные территории помечаются жетонами, тут проблем нет. А вот свои войска на карте вы не видите. Они вынесены на специальные боковые секции и лежат рубашкой вверх на секторах, соответствующих территориям на поле. Представьте себе, «монополию», где по периметру улицы, а в центре – карта города. Вот в Fog of War в центре карта Европы, а по бокам – клеточки отдельных территорий. И когда вы направляете войска в оборону, они помещаются не на поле, а сбоку от него, на соответствующую клеточку. Это не наглядно, потому что вы не видите четко кто где лежит. Нужно всегда сопоставлять карты с периметра с картинкой в центре поля. Вон, некоторые игроки даже специально добавляют на поле фигурки, чтобы хотя бы примерно было понятно где есть войска.

Та же самая ситуация с операциями. Карты в них выкладываются рубашками вверх, чтобы соперник не увидел что и куда вы хотите сделать. И тут тоже неудобство, приходится периодически самому их перепроверять, потому что забываешь что и за чем планируется.

Но играть можно. Концепция интересная. И реализована неплохо. Может быть, даже самым удобным из возможных настольных вариантов. Но лично мне – не очень зашло. Наверное потому, что я в принципе не очень люблю механику планирования действий. А тут на ней вся игра и строится. Без планов вообще никак. Хотя сама игра довольно быстрая. Ходы – динамичные, набрал из колоды три карты, раскидал их куда хочешь (в оборону или в операции), и все. Ходит соперник.

И еще про разведку. Тут есть специальные жетоны разведки, которые можно тратить на «подглядывание»»планов соперника. Делается это так: переворачиваешь жетон, берешь стопку карт врага (из операции или из любой территории) и смотришь половину случайных карточек из нее. Если повезёт – увидишь в какую территорию направлена операция или же поймёшь, на сколько сильные попались войска. Или же можно увидеть специальные «карты-пустышки», нули, необходимые для того, чтобы вводить соперника в заблуждение. Можно положить куда-то много карт, создавая видимость подготовки крупного вторжения, а на деле это будет пшик. Ложная цель, отвлекающая от ваших истинных планов.

Боюсь только, часто играть в Fog of War у меня не получится. Игра специфическая, да и собираться на нее нужно исключительно вдвоем, а мы обычно большой компанией за настолки садимся. Плюс по первым двум партиям впечатления не особо хорошие, в первой сильно слили Союзники, во второй – Ось. Прям пока первое мнение, если в самом начале что-то сильно не задалось, уже не выправиться. Проще сдаться и начать новую партию.

Длится, кстати, игра полтора-два часа. Думаю, это честная оценка. Мы во второй раз сыграли 3 игровых года из 5, уложились в час, затем Германия капитулировала. Еще 2 года за второй час точно успели бы.

В общем, мнение такое. Игрушка интересная, в нее заложена оригинальная, необычная концепция. При этом базовые правила неожиданно просты, нюансы касаются только разрешения сражений, которые могут заканчиваться победой, а могут привести к «упорным боям», переносящимся на следующий ход.

Рекомендовать Fog of War я, пожалуй, пока не буду. Но, надеюсь, как-нибудь ещё получится в нее поиграть. Интересно попробовать, чтоб оба игрока действовали сознательно и не совершали ошибок. Тогда может получиться любопытная история Второй мировой.