В одном из последних номеров журнала Forbes опубликована статья Пошаговая стратегия, посвящённая настольным играм. В ней излагается история компании Мир Фэнтези, а также описывается текущая ситуация на рынке настольных игр.
Игровой клуб в центре Москвы. Ряды столов, крытых зеленым сукном. Кто-то из гостей молчалив и сосредоточен, другие не сдерживают эмоций. Мелькают карты, передвигаются фишки, слышны азартные возгласы. Все происходящее абсолютно легально, потому что играют здесь в настольные, а не в азартные игры. Заведение принадлежит компании «Мир хобби»; за вход денег не берут, но при клубе есть магазинчик, приносящий около 2 млн рублей выручки в месяц. Мизер? Площадь магазина — всего 10 кв. м, и работает он лишь с ноября 2010 года.
«Честно говоря, мы сами удивлены, — говорит Максим Истомин, совладелец «Мира хобби». — Изначально записали клуб в расходы на маркетинг, а он стал точкой прибыли». По его словам, на российском рынке настольных игр накопилась критическая масса для взрывного роста. Сам рынок никто пока не может точно измерить — на нем представлены слишком разные товары: от простейших «брось кубик, передвинь фишку» до сложных стратегических игр. По консервативным оценкам, в год настольных игр продается на $100 млн. Если так, на долю «Мира хобби» приходится около 10%. Это второй по величине издатель игр после компании «Лучшие игры» (бренд Astrel Games). Но у Astrel Games мощный тыл и поддержка собственника — книжной группы АСТ. «Мир хобби» же вырос из игры, созданной тремя школьниками.
Своя игра
В 1996 году старшеклассник Истомин привез из США, где был на каникулах, карточную игру Magic и показал ее друзьям — Ивану Попову и Алексею Демакову. Наигравшись, они решили придумать свою игру — тоже с фантастическими героями и существами. В карточных играх все персонажи обладают разными свойствами — например, силой защиты или нападения; побеждает тот игрок, кто более умело распорядится ресурсами. Друзья сочинили сценарий, выбрали название «Берсерк», от руки нарисовали карточки. Поступив в разные институты, друзья продолжали играть, создавать новых персонажей и мечтали, что когда-нибудь будут продавать своего «Берсерка» тысячам фанатов. Но Истомин, получив диплом юриста, уехал во Флориду, финансист Демаков устроился в PricewaterhouseCoopers, а Попов решил стать хирургом.
Как вспоминает Истомин, однажды он понял, что лучше рискнуть и начать что-то свое, чем работать адвокатом в окружении 75 000 конкурентов в одной только Флориде. Он созвонился с друзьями и предложил им издать «Берсерка» на собственные деньги. Оказалось, те думают о том же, наблюдая за успешными продажами Magic в России (у игры к тому времени уже был официальный дистрибьютор — компания «Саргона»). Летом 2003 года друзья учредили ООО «Мир фэнтези». Нашли художника, сделали дизайн карт, заказали печать в подмосковной типографии. Ради экономии сами фасовали карты по коробочкам. Из $30 000 стартовых инвестиций пятая часть ушла на оформление прав интеллектуальной собственности.
Продажи в первый месяц едва дотянули до $500. Рознице «еще одна игра» была не особенно нужна. Помогло имя культового фантаста Ника Перумова на коробках — владельцы «Мира фэнтези» списались с ним, и Перумов отредактировал игровую легенду, не взяв гонорара. Сеть медиамагазинов «Союз» и «Московский дом книги» первыми согласились взять «Берсерка», чтобы поставить рядом с сочинениями Перумова. Но для раскрутки игры этого было мало. Как создать спрос? Иван Попов договорился с игровым клубом «Лабиринт» провести турнир по «Берсерку». Отзывы о новинке тут же разошлись по интернету. В 2004 году появилась онлайн-версия «Берсерка», которую Mail.ru включила в свой набор игр в расчете на доход от продажи виртуальных карт. Сразу пошли заказы от клубов и торговцев играми — «Берсерк» стоил дешевле Magic, у которой к тому же карточки были только на английском.
Чем хороши «настолки»
В 2005 году «Мир фэнтези» поставлял свою игру 300 магазинам и клубам в разных городах России. Месячная выручка превысила $5000. Казалось, мечта трех старшеклассников сбывается. Но тут основатель «Лабиринта» Илья Карпинский рассказал «Миру фэнтези», что компания Wizards of the Coast хочет выпустить русскую версию Magic и сменить дистрибьютора. Истомин и Демаков тотчас подготовили и отправили в США бизнес-план. Американцы откликнулись и после недолгих переговоров подписали контракт.
Доходы «Мира фэнтези» сразу выросли в несколько раз. Появились средства на создание новых игр. «Чем хороши «настолки»? — рассуждает Иван Попов — По сравнению с компьютерными играми нужно в 20–30 раз меньше денег на разработку. А рентабельность самых удачных продуктов доходит до 300%». Математическую модель, сценарий и образы придумывали учредители компании, дизайном занимались специально нанятые художники и верстальщики. Нередко в основу игры ложилась идея, предложенная кем-либо из игрового сообщества. Заказы на производство размещались в России или за рубежом — там, где предлагали наилучшую цену за желаемое качество. К примеру, «Метро 2033» (по мотивам одноименного фантастического романа) выпускали по частям: коробки и игровое поле делали в Китае, карточки — в России, фишки — в Чехии, а кубики — в Великобритании.
С розницей никаких проблем уже не возникало — покупатели жаждали новых игр. «Миру фэнтези» даже не пришлось вкладываться в рекламу. Компания сделала ставку на организацию игровых чемпионатов и фестивалей, расходуя на них лишь несколько процентов выручки в год. Истомин поясняет: созрел спрос. Настольные игры — это совместный досуг и живое общение, которого людям стало сильно не хватать. Он сравнивает цифры: в бумажного «Берсерка» играют примерно 60 000 человек, а в онлайнового — втрое меньше.
Если в кризис продажи компьютерных игр в России упали на $150 млн — до $700 млн в 2010 году (по данным Innova Group), то спрос на настольные игры продолжил расти. «Мир фэнтези» едва ли не каждый месяц выпускал по новинке. Компания открыла игровые клубы в Москве и Санкт-Петербурге, ее сбытовая сеть выросла до 800 точек. Наконец, Истомин с партнерами решились на крупную сделку. Они предложили объединить бизнесы Михаилу Акулову и Илье Карпинскому — владельцам компании «Смарт», издававшей популярные лицензионные игры («Колонизаторы», «Каркассон», «Манчкин» и др.). «Мы согласились, — рассказывает Акулов, — потому что оценили эффект синергии: слияние позволит нам выйти на новый уровень производства и продаж настольных игр всех типов».
Есть куда расти
Осенью 2010 года слияние состоялось, и появился «Мир хобби». В декабре, на пике продаж, выручка компании составила почти 30 млн рублей. С момента создания она выпустила 10 новых игр, в том числе «Коронацию» по роману Бориса Акунина — свой самый капиталоемкий проект (800 000 рублей на разработку и авторские права). Разумеется, силами одних владельцев столько не сочинишь. «Мир хобби» охотно работает со сторонними авторами на условиях выплаты роялти. Если в предложении видят потенциал, но у компании есть нечто похожее, под идею придумывают другой сюжет и персонажей.
По мнению Дмитрия Кибкало, совладельца розничной сети «Мосигра», потенциальный спрос на настольные игры в России закрыт всего лишь на 20–30%. «Миру хобби» есть куда расти. В компании подумывают о стратегическом инвесторе — должен же кто-то обратить внимание на быстро растущий рынок. На подготовку к продаже блокирующего пакета отводятся два-три года. Что дальше? «Конечно же, IPO», — говорит Истомин. Когда он начинает объяснять, как и где можно провести размещение, становится ясно, что это не шутка. По меньшей мере конкретная цель, как и в любой игре.
Благодаря Максиму Истомину, который поделился со мной ссылками на сканы, можно возглянуть также на сканы журнала.
Небольшой комментарий от читателя по имени Тимур:
Читаю Forbes и наткнулся на статью о популяризации настольных игр. Оказывается, по мнению экспертов, в ближайшее время в России должен произойти взрыв этого рынка. Игры становятся все более популярными.
Статью, думаю, можно будет поискать в интернете, но там выделено несколько интересных фактов, которые я считаю любопытными для любителей настолок. Вот они:
1. Возраст старейшей настольной игры "сенет", придуманной в Древнем Египте составляет 5500 лет. Известно, как выглядели ее фигурки и игровое поле (10 рядов по три квадрата), но никаких сведений о правилах этой игры не обнаружено.
2. Объем продаж игры Monopoly с момента ее создания в 1934 году составил 250 млн. экземпляров (учтены только официальные издания). Игра придумана в США во времена Великой депрессии и стала самой популярной игрой в ХХ веке.
3. За сумму в 145 тыс. долларов на Sotheby's было продано в феврале 2011 года первое издание Monopoly.
4. Выручка корпорации Hasbro от продажи игр и пазлов в 2010 году составила 1,29 млрд. долларов. Это — крупнейший в мире издатель настольных игр.
5. 550 новинок было представлено на немецкой выставке настольных игр Spiel в 2008 году. Это рекорд за 27 лет существования Spiel — крупнейшей экспозиции в этой отрасли.
еще больший взрыв рынка? по-моему, он и так растет довольно большими темпами.
Интересно было почитать… Да и вообще — форбс о настольных играх пишет, вау!
это не первая подобная статья 🙂
журнал в вопросах настолок ппц компетентный 🙂 http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/deti/52061-14-nastolnyh-igr-v-kotorye-interesno-igrat-vzroslym-s-detmi
ну хорошо проплатили просто форбсу, вот и написали статейку) так сказать, на правах рекламы.
Кто именно проплатил? Там ведь не одна российская компания указана
Скинулись наверно… 🙂
Площадь «Настолкина» — 10 кв.м.? В общем, статью курить можно, но не затягиваясь:)
да, про 10м2 это они где то нолик забыли дописать :))))))
>Площадь “Настолкина” – 10 кв.м.? В общем, статью курить можно, но не затягиваясь:)
>да, про 10м2 это они где то нолик забыли дописать ))))
Думаю, в расчет брали площадь самого магазина, на которой размещены витрины и место продавца, т.е. без учета игрового зала.
Хорошая статейка. Повезло, что Берсерк всё-таки вышел, а то magic у нас спросом НЕ пользуется. Самое главное — описали как всё началось — японимаю, что это лищь поверхность, но даже о ней почитать полезно (это самый ценный опыт). Да и сам Форд говорил: «Я отчитаюсь за каждый потраченный милион, только не спрашивайте откуда я взял первый».